г. Санкт-Петербург |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А56-63242/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): представителей Матвеевой Т.Е. по доверенности от 05.02.2013, Сяковой И.А. по доверенности от 17.10.2012, Глазуновой А.В. по доверенности от 12.03.2013
от ответчиков: 1) представителя Степанова С.Г. по доверенности от 27.12.2012, Алексеевой Т.Ю. по доверенности от 15.03.2013
2) представителя Соловьева В.Н. по доверенности от 10.01.2013 N 10
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-3515/2013, 13АП-3520/2013) Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и Управления Федерального казначейства по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2012 по делу N А56-63242/2012 (судья Раннева Ю.А.), принятое
по иску (заявлению) Местной администрации муниципального образования Оржинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области
к 1) Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области
2) Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области
о признании незаконными действий
установил:
Местная администрация МО Оржицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области (Казначейство) и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (Комитет) о признании незаконными действий по списанию денежных средств в размере 1 972 633 руб. 41 коп. с единого счета бюджета заявителя; признании недействительным распоряжения от 16.07.2012 N 33; возврате в бюджет заявителя указанной суммы (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 18.12.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и Управление Федерального казначейства по Ленинградской области обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просят отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 18.03.2012 податели жалобы поддержали доводы апелляционных жалоб и просили решение суда первой инстанции отменить, представители заявителя их отклонили.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 25.03.2012 до 13 часов 50 минут.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2010 по делу N А56-59011/2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.04.2011, удовлетворен иск ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" к Комитету в части взыскания 6 194 191 руб. 96 коп. неосновательного обогащения.
Распоряжением Комитета от 16.07.2012 N 33 согласно решению арбитражного суда от 24.12.2010 по делу N А56-59011/2010, исполнительному листу серии АС N 002816138 от 16.02.2012 произведен возврат излишне перечисленных платежей ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с лицевого счета администрируемых доходов N 04453005020 по Оржицкому сельскому поселению в размере 3 945 266 руб. 82 коп.
Ссылаясь на то, что списание данной суммы, составляющей треть годового бюджета Оржицкого сельского поселения, ведет к невозможности решения вопросов местного значения; соглашения о передаче бюджетных полномочий по распоряжению средствами бюджета поселения с администрацией Ломоносовского муниципального района не имеется; распоряжение от 16.07.2012 N 33 и действия по списанию денежных средств не являются законными; заявитель обратился в арбитражный суд с данными требованиями.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявление Администрации подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) к не налоговым доходам местного бюджета относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов. В бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов.
На основании статьи 62 БК РФ арендные платежи по договору аренды между КУМИ Ломоносовского района и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" являются одним из основных источников неналоговых доходов местного бюджета, а именно бюджета МО "Ломоносовский муниципальный район", МО "Оржицкое сельское поселение", МО "Гостилицкое сельское поселение", МО "Пениковское сельское поселение".
Сумма арендной платы, поступившие по договору аренды в местные бюджеты, учитываются на лицевых счетах бюджета МО "Ломоносовский муниципальный район", МО "Оржицкое сельское поселение", МО "Гостилицкое сельское поселение", МО "Пениковское сельское поселение", открытых в органе казначейства, исполняющим функцию кассового исполнения бюджета.
В соответствии с п. 2 приказа Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н (ред. от 22.12.2011)"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" учёт поступления в валюте РФ их рапределение между бюджетами осуществляется на счетах, открытых органами Федерального казначейства.
В соответствии с п. 20 приказа Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н (ред. от 22.12.2011)"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты.
Возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется исходя из нормативов распределения поступлений, действующих в текущем финансовом году.
В соответствии со статьей 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казённое учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учёт, взыскание и принятие решений о возврате (зачёте) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено названным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 160.1. БК РФ администратор доходов бюджета обладает определёнными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Как указано в пункте 4 статьи 154 БК РФ, органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные названным Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете (пункт 2 статьи 20 БК РФ).
Перечень главных администраторов доходов местного бюджета Ломоносовского муниципального района утверждён Решением от 21.12.2011 года N 77 "О бюджете муниципального образования Ломоносовский муниципальный район на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", в соответствии с приложением N 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённым приказом Минфина РФ от 21.12.2011 г. N180н.
Код главного администратора доходов бюджета (1-3 разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и правовыми актам, принятыми органами местного самоуправления.
Согласно Указаниям, администрирование доходов бюджета бюджетной системы РФ, относящихся к периоду исполнения функций администрирования по доходному источнику органом государственной власти РФ, осуществляется вновь утверждённым главным администратором (администратором) доходов бюджета, в том числе в части возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных сумм по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов, действовавшим в период осуществления полномочий.
Приведённые в Указаниях бюджетные полномочия главного администратора и администратора доходов бюджета согласуются соответственно с пунктом 1 и 2 статьи 160.1. БК РФ.
Согласно приложению 8 Решения от 21.12.2011 года N 77 "О бюджете муниципального образования Ломоносовский муниципальный район на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" КУМИ администрации МО Ломоносовский муниципальный район как главному администратору доходов местных бюджетов поселений - органов администрации МО Ломоносовский муниципальный район присвоен код главы 923, а также закреплён такой вид доходов местных бюджетов поселений, как " Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков" по коду 923 111 05013 10 0000 120.
КУМИ администрации МО Ломоносовский муниципальный район, осуществляя начисление, учёт и взыскание доходов по аренде земельных участков, является администратором данного вида доходов бюджета и соответственно именно у КУМИ возникла обязанность по решению вопроса о возврате необоснованно уплаченных денежных средств ГУП "Водоканал".
Возврат перечисленных в доход бюджета поступлений осуществляется в соответствии с пунктом 2 абзаца 4 статьи 160.1 и пунктом 1 абзаца 2 статьи 166.1 БК РФ органом Федерального казначейства на основании поручения администратора доходов.
Пунктом 1 ст. 166.1 и ст. 218 БК РФ предусмотрено, что перечисление органом казначейства средств, необходимых для осуществления возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета органа казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, производится в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
При этом операции по поступлению платежей в бюджет, а также операции по уточнению, зачету, возврату платежей из бюджета (далее - операции) подлежат отражению на лицевых счетах, открытых Управлением администраторам доходов бюджетов различных уровней. Отражение операций на лицевых счетах администратора доходов осуществляется на основании расчетных документов, приложенных к выписке банка по счету 40101, открытому Управлению, а также на основании документов, предоставленных администраторами доходов.
Бюджетные полномочия, по администрированию доходов бюджетов района и поселений (в том числе и доходов, полученных в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков КБК 92311105013100000120) осуществляются КУМИ Ломоносовского района на основании Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, принятым решением совета депутатов МО Ломоносовский район от 26.05.2010 года N 72, а также Приказов КУМИ Ломоносовского района от 28.12.2011 г. NN7,8 "О закреплении за КУМИ администрации Ломоносовского района функций администратора доходов бюджетов".
Кроме того, установление порядка осуществления администратором доходов возложенных на него функций лежит в компетенции главного администратора доходов -КУМИ Ломоносовского района. Для выполнения функций администратора доходов, КУМИ по Ломоносовскому району в Управлении открыт лицевой счет с кодом "04".
В рамках возложенных полномочий по администрированию доходов и необходимости исполнить исполнительный лист КУМИ Ломоносовского района приняло решение о возврате плательщику излишне взысканных денежных средств по КБК 92311105013100000120, оформив при этом Заявку на возврат N 7 от 17.07.2012 на сумму 3 945 266 руб. 82 коп. (далее - Заявка на возврат), которая была направлена в Управление на исполнение.
В соответствии со статьями 40, 166.1 и 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" утвержден порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), который устанавливает правила проведения и учета операций по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Возврат излишне уплаченных сумм (в данном случае переплаты арендной платы) органами казначейства осуществляется на основании заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета.
Полученная Управлением заявка оформлена в соответствии с требованиями, установленными приказом Федерального казначейства N 8н от 10.10.2008 г. "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов", а также Требованиями к форматам текстовых файлов, используемых при информационном взаимодействии между органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса, неучастниками бюджетного процесса, бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, Счетной палатой, подписан электронными цифровыми подписями уполномоченных лиц КУМИ Ломоносовского района. Основания для отказа в исполнении данной Заявки на возврат отсутствовали.
В результате исполнения Заявки на возврат денежные средства были возвращены плательщику ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" из бюджета муниципального образования Ломоносовский район (50%) и из бюджета муниципального образования Оржицкое сельское поселение (50%) с применением норматива распределения установленного Бюджетным Кодексом РФ (ст. 62 БК РФ) для доходов, полученных в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков (КБК 92311105013100000120 - 50% - бюджет муниципального района, 50% - бюджет поселения).
В материалах дела имеется Соглашение N 07 от 16.11.2011, заключенное между Местной администрацией муниципального образования Оржицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области и Администрацией муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области по исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения Ленинградской области.
На основании изложенного все действия по возврату переплаты арендной платы КУМИ Ломоносовского района и Управлением произведены в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2012 по делу N А56-63242/2012 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-63242/2012
Истец: Местная администрация муниципального образования Оржинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, Управление Федерального казначейства по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4303/13
13.12.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4303/13
09.09.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16268/13
23.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4303/13
26.03.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3515/13
18.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-63242/12