г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2013 г. |
Дело N А21-5933/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Пономарёвым П.Н.
при участии:
от заявителей: не явились, извещены,
от заинтересованных лиц: не явились, извещены,
от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3373/2013) ФГКУ "УВО УМВД России по Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.12.2012 г. по делу N А21-5933/2012 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению 1. ФГКУ УВО УМВД России по Калининградской области,
2. Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
Заинтересованные лица: 1. Администрация МО "Черняховский муниципальный район",
2. Районный Совет депутатов МО "Черняховский муниципальный район"
3-и лица: 1.Прокуратура Калининградской области,
2. Прокуратура г. Черняховска Калининградской области
о признании решения незаконным
установил:
Межрайонный отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Черняховскому муниципальному району обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (ОГРН 1023902148764, далее - Администрация) и Районному Совету депутатов муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (ИНН 3914013103, ОГРН 1023902150392) (далее - Совет депутатов) о признании незаконным решения Совета депутатов N 25 от 29 марта 2012 года; об обязании Администрации и Совета депутатов устранить допущенные нарушения действующего законодательства в части исполнения Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" по передаче в федеральную собственность здания и земельного участка, расположенных по адресу: г. Черняховск, ул. Ленина, д. 31, используемых МОВО при ОВД по Черняховскому муниципальному району, и осуществить передачу в федеральную собственность указанного недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве заявителя привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, в качестве третьих лиц привлечены Прокуратура Калининградской области, Прокуратура города Черняховска.
Впоследствии заявленные требования были уточнены, заявители просили признать решение Совета депутатов Муниципального образования "Черняховский муниципальный район" N 25 от 29.03.2012 г. незаконным и обязать Администрацию Муниципального образования "Черняховский муниципальный район" и Совет депутатов Муниципального образования "Черняховский муниципальный район" устранить допущенные нарушения действующего законодательства в части исполнения Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" по передаче в федеральную собственность здания и земельного участка, расположенных по адресу: г.Черняховск, ул.Ленина, д.31, используемых МОВО при ОВД по Черняховскому МР и осуществить передачу в федеральную собственность указанного недвижимого имущества.
В связи с произведенной реорганизацией МОВО при ОВД по Черняховскому муниципальному району заменено Федеральным государственным казенным учреждением "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области".
Решением суда от 20.12.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГКУ "УВО УМВД России по Калининградской области" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что оспариваемое решение Совета депутатов принято в нарушение ФЗ "О полиции" и нарушает права заявителей.
Районный Совет депутатов и Администрация в отзывах на апелляционную жалобу возражают против ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, решением малого Совета Калининградского областного Совета народных депутатов от 28.10.1992 г. N 167 в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" утверждены перечни предприятий, имущества, передаваемых решениями горрайсоветов в муниципальную собственность городов Балтийска, Светлого, Советска, а также Багратионовского, Гвардейского, Зеленоградского, Неманского, Нестеровского, Полесского, Славского, Черняховского районов.
Под порядковым номером 142 в муниципальную собственность администрации Черняховского района Калининградской области передан детский сад N 1, расположенный по улице Ленина, 31 в городе Черняховске.
Распоряжением главы Черняховского муниципального образования Калининградской области от 24.03.1997 г. N 332-р, в связи с недоукомплектованностью типовых детских дошкольных учреждений и недостаточным финансированием детский сад N 1 был ликвидирован, а здание и сооружения указанного детского дошкольного учреждения приняты на баланс Комитета по управлению муниципальным имуществом с целью их дальнейшего использования.
04.06.1997 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Черняховского района (арендодатель) и ОВО при Черняховском ГОВД (в настоящее время заявителем, арендатор) заключен договор N 326 аренды помещения (строения), расположенного по адресу: г.Черняховск, ул.Ленина, д.31, общей площадью 631,7кв.м., для использования под служебные помещения.
В целях исполнения положений Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", положений Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также положений пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", 16.03.2011 г. ФГКУ "УВО УМВД России по Калининградской области" обратилось в Администрацию с заявлением о расторжении договоров аренды недвижимости и закреплении здания и земельного участка под этим зданием на праве оперативного управления (постоянного (бессрочного) пользования) за заявителем.
Администрация письмом от 31.08.2011 г. сообщила заявителю о том, что принимая во внимание Положение "О порядке управления и распоряжения собственностью муниципального образования "Черняховский район", утвержденное Решением Черняховского районного Совета депутатов от 30 июня 2011 года N 94, вопрос безвозмездного пользования нежилым зданием, являющимся муниципальной собственностью, находится в компетенции Совета депутатов.
Решением Совета депутатов от 22.12.2011 г. N 170, принятым по результатам рассмотрения обращения Главы Администрации от 19.12.2011 г. N 7216 о согласовании передачи в федеральную собственность Российской Федерации муниципального имущества, перечень объектов муниципального имущества, предлагаемых к передаче в федеральную собственность Российской Федерации, в том числе спорных объектов, согласован не был.
Прокуратурой города Черняховска 19.03.2012 г. вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о порядке распоряжения муниципальной собственностью, согласно которому принятое Советом депутатов решение N 170 от 22.12.2011 г. противоречит действующему законодательству, и с целью устранения нарушений и.о. прокурора города Черняховска потребовал безотлагательно рассмотреть данное представление на заседании Совета депутатов и принять действенные меры к устранению нарушений законодательства и не допущению их в дальнейшем.
Рассмотрев указанное представление и.о. прокурора г.Черняховска от 19.03. 2012 г., Совет депутатов своим решением от 29.03.2012 г. N 25 представление и.о. прокурора города Черняховска оставил без удовлетворения.
Полагая, что указанное решение Совета депутатов от 29.03.2012 г. N 25 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ФГКУ "УВО УМВД России по Калининградской области" и Российской Федерации в лице Территориального Управления Росимущества по Калининградской области, указанные лица обратились с настоящим заявлением в суд.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.12.2006 г. N 542-О, а также того, что спорное имущество используется Учреждением на основании договора аренды, суд пришел к выводу о том, что из буквального толкования положений п.9 и 10 Закона "О полиции", не следует, что на спорное имущество возникло право собственности Российской Федерации, а собственник имущества в лице муниципального образования отказал в передаче спорного имущества в собственность Российской Федерации.
Апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10 названной нормы до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Согласно пункту 6.10 "Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, право на обращение в суды от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, имеет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В данном случае Управление Росимущества по Калининградской области является заявителем от имени Российской Федерации.
Поскольку занимаемое Учреждением здание и земельный участок, используемые им исключительно для выполнения общественно значимых функций и задач вневедомственной охраны по охране объектов всех форм собственности, в том числе объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, поддержанию правопорядка, предупреждению и пресечению правонарушений, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, в нарушение положений Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" в федеральную собственность переданы не были, заявленные требования подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.12.2012 г. по делу N А21-5933/2012 отменить.
Признать решение Совета депутатов Муниципального образования "Черняховский муниципальный район" N 25 от 29.03.2012 г. незаконным.
Обязать Администрацию Муниципального образования "Черняховский муниципальный район" и Совет депутатов Муниципального образования "Черняховский муниципальный район" устранить допущенные нарушения действующего законодательства в части исполнения Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" по передаче в федеральную собственность здания и земельного участка, расположенных по адресу: г.Черняховск, ул.Ленина, д.31, используемых МОВО при ОВД по Черняховскому МР и осуществить передачу в федеральную собственность указанного недвижимого имущества.
Возвратить Межрайонному отделу вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Черняховскому муниципальному району (местонахождение: Калининградская область, г.Черняховск, ул. Ленина, д.31, ОГРН 1023902150414, ИНН 3914008819) из федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины по заявлению.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5933/2012
Истец: МОВО при ОВД по Черняховскому району, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государтсвенным имуществом в Калининградской области, ФГКУ УВО УМВД России по Калининградской области, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области
Ответчик: Администрация МО "Черняховский муниципальный район", Администрация МО "Черняховский муниципальный р-н", Прокуратура г. Черняховска Калининградской области, Районный Совет депутатов МО "Черняховский муниципальный район", Черняховский окружной Совет депутатов
Третье лицо: Прокуратура г. Черняховска Калининградской области, Прокуратура К/о, Прокуратура Калининградской области, ТУ Федерального агенства по управлению имуществом по Кал/обл
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26420/14
18.09.2014 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-5933/12
19.05.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5114/13
24.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5114/13
18.04.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3373/13
20.12.2012 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-5933/12