Налоговый учет при реконструкции и модернизации основных средств
Восстановление объектов основных средств (ОС) может осуществляться с помощью модернизации и реконструкции, которые относятся к капитальным затратам. Это определяет особенности отражения в налоговом учете затрат на реконструкцию и модернизацию.
При определении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" следует руководствоваться (письмо Минфина России от 23.11.06 N 03-03-04/1/794):
- Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 N 279;
- Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.88 N 312;
- Письмом Минфина СССР от 29.05.84 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".
Рассмотрим вопросы налогового учета при реконструкции и модернизации основных средств.
НДС при реконструкции объектов недвижимости
Реконструкция и модернизация объекта недвижимости может вестись тремя способами:
- собственными силами (хозяйственным способом),
- подрядным способом,
- смешанным способом.
Строительно-монтажные работы (СМР) для целей применения НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т. п.), или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям (письмо Минфина России от 05.11.03 N 04-03-11/91).
Исчисление НДС при модернизации и реконструкции объекта
недвижимости, осуществляемых собственными силами (хозспособом)
Организации, выполняющие реконструкцию и модернизацию объектов недвижимости хозспособом, в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вправе принять к вычету:
а) НДС, уплаченный поставщикам при приобретении материалов, работ, услуг, которые были использованы для выполнения СМР;
б) НДС, начисленный в связи с выполнением СМР для собственного потребления (хозяйственным способом).
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение СМР для собственного потребления признается объектом для исчисления НДС. При этом налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации. Налог на добавленную стоимость начисляется на сумму всех расходов, которые организация фактически понесет при выполнении СМР.
По объектам, реконструкция которых начата в 2006 г., НДС со стоимости выполненных СМР следует начислять в течение всего срока реконструкции объекта. Моментом определения базы по НДС будет последний день месяца налогового периода (месяца или квартала) независимо от того, введено в эксплуатацию имущество или нет.
При определении налоговой базы по СМР для собственного потребления выписывается счет-фактура и регистрируется в книге продаж.
Суммы налога, которые исчислены со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления, и отражены в строке 130 декларации по НДС, налогоплательщик вправе принять к вычету после их уплаты в бюджет.
В книге покупок регистрируется счет-фактура, который выписан при исчислении НДС по СМР для собственного потребления.
При составлении счета-фактуры в строках "Продавец", "Грузополучатель и его адрес", "Грузоотправитель и его адрес", "Покупатель" указываются реквизиты налогоплательщика, осуществившего строительство объекта хозспособом.
Таким образом, по СМР, в результате которых изменяется стоимость находящихся в эксплуатации объектов основных средств (достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение или частичная ликвидация), исчисленные и уплаченные суммы НДС также подлежат вычету. Вычетам подлежат лишь те суммы налога, которые исчислены при выполнении СМР по реконструкции объекта, предназначенного для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. Если в последующем объект не будет использоваться в операциях, облагаемых НДС, то налог необходимо восстановить в соответствии со ст. 170 НК РФ.
Принять к вычету сумму НДС, уплаченную поставщикам при приобретении материалов, работ, услуг, которые были использованы для выполнения СМР, организация может в общеустановленном порядке, т. е. по мере отражения в учете операций по оприходованию товаров (работ, услуг) и получению счета-фактуры от поставщика (абз. 1 п. 5 ст. 172 НК РФ) (см. пример 1).
Пример 1
Организация осуществляет реконструкцию офисного здания хозяйственным способом. Реконструкция начата в апреле 2007 г. и закончится в 2008 г. В апреле 2007 г. для выполнения строительно-монтажных работ организация приобрела материалы на сумму 590 000 руб., в том числе НДС 90 000 руб. Стоимость работ, выполненных в апреле 2007 г., составила 800 000 руб. Организация отчитывается по НДС ежемесячно, по итогам за апрель она обязана исчислить и уплатить НДС со стоимости строительно-монтажных работ в размере 144 000 руб. (800 000 х 18%). В этом же месяце организация может принять к вычету сумму НДС по приобретенным материалам - 90 000 руб. Уже в мае организация примет к вычету сумму НДС, уплаченную в апреле со стоимости строительно-монтажных работ в размере 144 000 руб.
В налоговой декларации по НДС сумма предъявленного НДС по товарам по стр. 220 раздела 3. Сумма НДС, предъявленная подрядчиками, отражается в графе 4 по стр. 230 раздела 3. Вычет НДС, начисленного на стоимость СМР и уплаченного в бюджет, показывается в графе 4 по стр. 260 раздела 3.
Исчисление НДС при модернизации и реконструкции объекта
недвижимости, осуществляемых подрядным способом
Если организация осуществляет реконструкцию здания с привлечением подрядных организаций без производства СМР собственными силами, то норма подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ не применяется. При этом расходы организации на содержание подразделения, осуществляющего контроль за ходом реконструкции и технический надзор, включаемые в первоначальную стоимость объекта, объектом обложения НДС не признаются.
Суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым организацией для содержания указанного подразделения, вычетам не подлежат (письма Минфина России от 29.08.06 N 03-04-10/12, от 14.11.06 N 03-04-10/20) (см. пример 2).
Пример 2
Организация осуществляет реконструкцию офисного здания, при этом все работы выполняются с привлечением подрядных организаций. Так как никакие строительно-монтажные работы не выполняются собственными силами, следовательно, на сумму расходов, понесенных в результате реконструкции, НДС не начисляется.
В случае, если организация, выступающая инвестором, реконструирует объект недвижимости, находящийся в федеральной собственности, с привлечением подрядных организаций, вычет сумм налога на добавленную стоимость по работам, выполненным подрядными организациями, возможен при обложении налогом на добавленную стоимость операций по передаче инвестором результатов этих работ организации, которой это здание принадлежит на праве оперативного управления (письмо Минфина России от 15.11.06 N 03-04-10/21).
В целях применения налогового вычета при реконструкции объекта недвижимости силами подрядных организаций необходимо учитывать, как в дальнейшем будет использоваться реконструируемый объект.
Если на момент принятия к учету расходов по подрядным работам определенно известно, что реконструируемый объект будет использоваться исключительно в деятельности, не облагаемой НДС, то сумма налога включается в стоимость выполненных подрядных работ согласно ст. 170 НК РФ.
Исчисление НДС при модернизации и реконструкции объекта
недвижимости, осуществляемых смешанным способом
Так как налоговая база по НДС при осуществлении СМР для собственного потребления в соответствии с п. 2 ст. 159 НК РФ определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, в стоимость указанных работ включаются также работы, выполненные привлеченными подрядными организациями (письмо Минфина России от 16.01.06 N 03-04-15/01).
НДС при модернизации и реконструкции объекта недвижимости при
переводе организации на ЕНВД
Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, не признаются плательщиками НДС только в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Перечнем видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, установленным п. 2 ст. 346.26 главы 26.3 НК РФ, выполнение строительно-монтажных работ не предусмотрено.
Таким образом, при проведении собственными силами реконструкции здания, следует исчислять и уплачивать в бюджет НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 31.10.06 N 03-04-10/17, от 26.10.06 N 03-04-10/16).
Если реконструируемый объект будет использоваться только в деятельности, облагаемой ЕНВД, то НДС, исчисленный со стоимости выполненных СМР, в соответствии с п. 2 ст. 159 НК РФ к вычету не принимается, а включается в стоимость выполненных работ по реконструкции здания.
Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении материалов, использованных при выполнении СМР, организация вправе принять к вычету на основании абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ на дату оприходования этих материалов и при наличии счетов-фактур, выписанных поставщиками (абз. 1 п. 5 ст. 172 НК РФ).
НДС по вновь созданным объектам инженерных коммуникаций
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты.
Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации включают в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода (ОК 013-94).
Работы по прокладке газо-, трубопроводов могут производиться как хозспособом, так и с привлечением сторонних организаций.
Строительно-монтажные работы для целей применения НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т. п.), или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям.
Следовательно, если в результате реконструкции и модернизации, выполняемых хозспособом, создаются новые объекты основных средств, организация обязана в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ исчислить НДС, при этом налоговая база будет определяться исходя из всех фактических расходов на создание этого объекта.
Если привлекается специализированная организация, то сумма НДС, предъявленная подрядчиком, принимается к вычету в общеустановленном порядке.
НДС при реконструкции здания, если подрядчик иностранная компания
Местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительно-монтажные (см. пример 3).
Пример 3
Организация заключила договор с кипрской компанией на осуществление реконструкции своего офисного помещения, находящегося в Москве. Кипрская компания, привлекаемая для выполнения данных работ, не зарегистрирована в налоговых органах Российской Федерации как налогоплательщик.
Местом реализации строительных, монтажных, строительно-монтажных, ремонтных, реставрационных работ (непосредственно связанных с недвижимым имуществом), выполняемых на территории Российской Федерации, является Российская Федерация. Поэтому работы по реконструкции офисного помещения, выполняемые кипрской компанией, признаются объектом обложения НДС.
При реализации работ налогоплательщиками-иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве плательщиков, эти организации не исчисляют сумму НДС. Сумма налога исчисляется и уплачивается в бюджет налоговым агентом согласно п. 4 ст. 173 НК РФ. Таким образом, организация должна исчислить и уплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента.
Особенности модернизации объектов движимого имущества
Суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для модернизации и реконструкции основных средств, подлежат вычету в порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ.
Таким образом, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ при осуществлении модернизации, например, автомобиля сумма НДС, уплаченная при приобретении товаров (например, двигателя к автомобилю), работ, услуг (например, услуги подрядной организации), принимается к вычету:
1) при наличии счета-фактуры от контрагента, оформленного в соответствии со ст. 169 НК РФ;
2) если модернизируемые ОС будут использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС;
3) после принятия на учет приобретаемых товаров (работ, услуг).
Поддерживать транспортное средство в пригодном для эксплуатации состоянии, а также возвратить ему первоначальные эксплуатационные характеристики можно посредством его ремонта, модернизации либо переоборудования.
В случае, если в результате восстановления автотранспортного средства улучшатся его технико-экономические показатели, это будет квалифицироваться как модернизация или переоборудование, например, увеличена мощность двигателя, сокращено время разгона с места до 100 км/ч, увеличен объем кузова, установлены дополнительные посадочные места, уменьшено потребление топлива.
Таким образом, если организация, например, заменила двигатель автотранспортного средства, то определяющим критерием отнесения работы по замене двигателя к "ремонту" либо к "модернизации" будет причина, вызвавшая данную замену.
Если замена двигателя вызвана его поломкой и не влечет изменения ни технологического или производственного назначения автомобиля, ни его эксплуатационных качеств, то замена двигателя не может рассматриваться как модернизация объекта амортизируемого имущества и расходы при замене вышедшего из строя двигателя следует относить к расходам на ремонт основных средств, учитываемым в порядке, установленном ст. 260 НК РФ.
При модернизации транспортного средства путем замены кузова автомобиля указанные изменения должны быть также зарегистрированы в Госавтоинспекции (приказ МВД РФ от 27.01.03 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств").
В случае изменения первоначального цвета автомобиля на цвет, соответствующий корпоративному стилю организации, нанесения его логотипов, телефонов автомобиль приобретает новую функцию - носителя рекламной информации, однако при этом технические характеристики автомобиля не изменяются, поэтому понесенные расходы не относятся к расходам по модернизации автомобиля (письмо Минфина России от 30.12.05 N 03-03-04/2/148).
Амортизация ОС в случае реконструкции и модернизации
Если реконструкция и модернизация длятся свыше 12 месяцев
Из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли исключаются основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев (п. 3 ст. 256 НК РФ). После окончания реконструкции начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло окончание реконструкции (п. 2 ст. 322 НК РФ).
Объекты основных средств, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, списанию с бухгалтерского учета организации-балансодержателя не подлежат и рассматриваются в качестве объекта обложения налогом на имущество организаций (письмо Минфина России от 15.05.06 N 03-06-01-04/101). Если изначально приобретается объект недвижимости, эксплуатация которого невозможна без проведения реконструкции и модернизации, то до момента перевода объекта в состав основных средств он не может рассматриваться в качестве объекта обложения налогом на имущество организаций.
Если в налоговом учете здание учитывается как амортизируемое имущество в целом, то организация в этом случае с момента издания приказа о начале реконструкции здания амортизацию по нему не начисляет до окончания реконструкции согласно ст. 256 НК РФ.
Таким образом, организациям, осуществляющим реконструкцию части помещения, с момента издания приказа о начале реконструкции здания амортизацию по нему не начисляют до окончания реконструкции.
Начисление амортизации после завершения реконструкции и модернизации
Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. Срок полезного использования основных средств может быть увеличен в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств. При этом норма ст. 258 НК РФ не содержит в себе обязанности производить такое увеличение.
Если после реконструкции и модернизации срок полезного использования ОС не увеличивается, то амортизация по объекту начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта, увеличенной на расходы по реконструкции (модернизации), и неизменной нормы амортизации. При этом сумма амортизационных отчислений увеличится, поскольку в результате реконструкции и модернизации увеличилась первоначальная стоимость объекта.
В случае, если период начисления амортизации превысит срок полезного использования, амортизация по модернизированному (реконструированному) объекту будет начисляться до того момента, когда в соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ произойдет полное списание объекта, либо до выбытия данного объекта из состава амортизируемого имущества, т. е. таким образом увеличивается (продлевается) период начисления амортизации (письма Минфина России от 02.03.06 N 03-03-04/1/168, от 10.11.06 N 03-03-04/2/235) (см. пример 4).
Если по реконструированному объекту ранее был установлен максимальный срок использования, то амортизация также будет начисляться исходя из ранее действующей нормы амортизации (письмо Минфина России от 13.03.06 N 03-03-04/1/216).
Если после модернизации (реконструкции) срок полезного использования объекта увеличился в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее был включен такой объект, амортизация начисляется исходя из пересчитанной (новой) нормы амортизации и новой первоначальной стоимости объекта.
Модернизация и реконструкция объектов с первоначальной
стоимостью до 10 000 руб.
Имущество первоначальной стоимостью менее 10 000 руб. подлежит включению в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Стоимостный критерий 10 000 руб. должен применяться к первоначальной стоимости ОС, сформированной с учетом расходов на модернизацию (письмо Минфина России от 05.04.05 N 03-03-01-04/1/169).
Другими словами, если после проведения модернизации первоначальная стоимость имущества станет больше 10 000 руб., это имущество можно отнести к амортизируемому, стоимость которого погашается начислением амортизации. В этом случае расходы на модернизацию необходимо прибавить к первоначальной стоимости основного средства (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Если полученный результат окажется меньше 10 000 руб., то стоимость модернизации можно списывать на расходы. Если же итог(первоначальная стоимость плюс стоимость модернизации) превысил 10 000 руб., то налогоплательщик обязан амортизировать данный объект. Так как первоначальная стоимость уже списана на затраты, амортизируются только расходы на модернизацию. При этом срок устанавливается исходя из Классификации основных средств и с учетом того времени, которое объект уже прослужил.
Таким образом, после проведения модернизации объекта ОС менее 10 000 руб. порядок списания расходов на модернизацию необходимо применять исходя из первоначальной стоимости основного средства, сформированной с учетом расходов на модернизацию (см. пример 5).
Пример 4
Организация модернизирует объект основного средства стоимостью 40 000 руб., срок полезного использования 36 месяцев, срок фактического использования до модернизации - 26 месяцев, сумма расходов на модернизацию - 15 000 руб.
Сумма начисленной амортизации до модернизации составила 28 889 руб. (40 000 руб. : 36 мес. х 26 мес).
После модернизации сумма ежемесячной амортизации по объекту составит 1 528 руб.
[(40 000 руб. + 15 000 руб.) : 36 мес] до того отчетного периода, когда произойдет полное списание стоимости объекта, либо до выбытия объекта из состава амортизируемого имущества по любым основаниям.
Остаточная стоимость объекта после модернизации составила 26 111 руб. (40 000 - 28 889 + 15 000). Для полного списания объекта амортизация по нему будет начисляться еще 17 месяцев (26 111 : 1 528).
Пример 5
Объект стоимостью 7 000 руб. приобретен в 2004 г. В момент ввода в эксплуатацию стоимость объекта в полном объеме была списана на расходы.
Ситуация 1. В марте 2007 г. произведена модернизация объекта на сумму 2 500 руб. Новая первоначальная стоимость объекта 9 500 руб. (7 000 + 2 500) меньше 10 000 руб. Поэтому сумма в размере 2 500 руб. списана в состав расходов в марте 2007 г.
Ситуация 2. В марте 2007 г. произведена модернизация объекта на сумму 5 000 руб. Новая первоначальная стоимость объекта 12 000 руб.
(7 000 + 5 000) больше 10 000 руб. Основное средство в марте 2007 г. зачислено в состав амортизируемого имущества. Определяем срок полезного использования - 25 месяцев. Сумма ежемесячной амортизации составит 480 руб. (12 000 руб. : 25 мес). Начиная с апреля 2007 г. по объекту начисляется амортизация в размере 480 руб. в месяц. Так как в момент приобретения объекта на расходы было списано 7 000 руб., то самортизировать необходимо лишь расходы на модернизацию в размере 5 000 руб.
Следовательно, амортизация будет начисляться в течение 11 месяцев (5 000 : 480).
А.В. Смирнова,
советник государственной гражданской cлужбы РФ 3 класса
"Бухгалтерский учет", N 19, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.