Прибыль. Внереализационные доходы
В соответствии со ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:
1) от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации;
2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
3) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
4) от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ;
5) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ;
6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
7) в виде сумм восстановленных резервов, расходы, на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены ст.ст. 266, 267, 292, 294, 294.1, 300, 324 и 324.1 НК РФ;
8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки;
9) в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, учитываемого в порядке, предусмотренном ст. 278 НК РФ;
10) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;
11) в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ.
Положительной курсовой разницей в целях настоящей главы признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств;
11.1) в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях;
12) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами РФ или с законодательством РФ атомными станциями для повышения их безопасности, используемых не для производственных целей;
13) в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ);
14) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.
Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством финансов РФ;
15) в виде использованных не по целевому назначению предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, средств, предназначенных для формирования резервов по обеспечению безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии;
16) в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации (за исключением случаев, предусмотренных подп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ);
17) в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы;
18) в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (положения данного пункта не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием);
19) в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, с учетом положений ст.ст. 301-305 НК РФ;
20) в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;
21) в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подп. 43 и 44 п. 1 ст. 264 НК РФ. Оценка стоимости указанной в настоящем пункте продукции производится в соответствии с порядком оценки остатков готовой продукции, установленным ст. 319 НК РФ.
Перечень внереализационных доходов, установленный ст. 250 НК РФ, является открытым. Это означает, что учесть в составе внереализационных доходов следует и те доходы, которые прямо не предусмотрены в данном перечне. За исключением, конечно, доходов, не учитываемых для целей налогообложения (ст. 251 НК РФ).
1. Безвозмездно полученное имущество
Много споров возникает при признании внереализационных доходов "в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав". Ошибки при определении доходов допускают и налогоплательщики, и налоговики, и решения судов не всегда бывают однозначными.
Минфин РФ в письме от 17 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/125 указал:
"Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования указанным имуществом. Учитывая изложенное, для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права.
Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Установленный п. 8 ст. 250 НК РФ принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке имущественного права, в том числе права пользования вещью.
Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества".
Приведем пример, когда суд признал правомерным решение налогового органа о квалификации суммы экономической выгоды, полученной обществом в связи с безвозмездным пользованием нежилыми помещениями, в качестве внереализационного дохода, учитываемого при исчислении налога на прибыль.
Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ" (п. 2).
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о взыскании недоимки по налогу на прибыль и пеней.
Доначисление налоговым органом налога на прибыль явилось следствием увеличения внереализационных доходов на сумму экономической выгоды, полученной обществом в связи с безвозмездным пользованием нежилыми офисными помещениями. Данные помещения были получены обществом от иной коммерческой организации и использовались для размещения собственных работников и сдачи в аренду.
Принимая обжалуемое решение, налоговый орган исходил из того, что обществом получена экономическая выгода в сумме, не уплаченной за пользование помещениями, подлежащей учету в составе внереализационных доходов, перечень которых согласно абзацу второму ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.
Руководствуясь требованиями ст. 41 НК РФ, налоговый орган исходил из возможности оценки дохода, получаемого при безвозмездном пользовании имуществом, и необходимости его определения в соответствии с требованиями п. 8 ст. 250 НК РФ на основании обычно применяемых ставок арендной платы, взимаемых за пользование аналогичным имуществом.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что между сторонами отсутствует спор относительно размера платы за пользование, положенного налоговым органом в основу расчета экономической выгоды.
Общество, по существу, не согласно с позицией налогового органа о наличии в рассматриваемом случае дохода, подлежащего учету для целей налогообложения.
В обоснование заявленного требования общество привело довод о том, что, не оплачивая пользование имуществом, оно при этом несло расходы на его содержание (оплачивало услуги по охране, энергоснабжению, теплоснабжению и т.п.) и поддержание в исправном состоянии, осуществляя по мере необходимости текущий ремонт. Несение указанных расходов, по мнению общества, не позволяет в данном случае квалифицировать возникшие отношения для целей налогообложения как отношения по безвозмездному пользованию с возникновением на стороне общества экономической выгоды.
Суд первой инстанции, согласившись с позицией общества, удовлетворил заявленное требование.
При этом суд, отклоняя довод налогового органа об открытом перечне внереализационных доходов, сослался на ст. 41 НК РФ, устанавливающую общие принципы определения доходов. В силу данной статьи для признания экономической выгоды в качестве дохода, учитываемого при исчислении налога на прибыль, недостаточно установить потенциальную возможность ее оценки. Порядок определения и оценки выгоды должен быть установлен соответствующими главами НК РФ, регулирующими налогообложение отдельных видов доходов, что является реализацией общих условий установления налогов (ст. 17 НК РФ).
Суд кассационной инстанции решение суда отменил и в признании недействительным решения налогового органа отказал по следующим основаниям.
Несение обществом расходов на содержание имущества и поддержание его в исправном состоянии, включая осуществление текущего ремонта, является исполнением обязательств ссудополучателя, предусмотренных ст. 695 Гражданского кодекса РФ. Выполнение данных обязанностей необходимо в процессе нормальной эксплуатации имущества и не свидетельствует о возмездности самого пользования, поскольку собственник данного имущества фактически не получает встречного предоставления за переданное заявителю право пользования помещениями.
Кроме того, указанные расходы, как отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, были учтены обществом в составе расходов для целей налогообложения.
Суд кассационной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции о том, что для учета экономической выгоды при определении налоговой базы по налогу на прибыль недостаточно установить потенциальную возможность ее оценки. Порядок определения и оценки выгоды должен быть установлен положениями главы "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Однако при этом суд кассационной инстанции отклонил позицию суда первой инстанции об отсутствии в главе 25 НК РФ соответствующих положений, позволявших бы оценить размер дохода при безвозмездном пользовании имуществом, и признал, что применимой нормой в данном случае является п. 8 ст. 250 НК РФ.
В силу этой нормы доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признается в качестве внереализационного дохода. Применение п. 8 ст. 250 НК РФ не ограничено только имущественными правами, представляющими собой требования к третьим лицам. Данное положение подлежит применению также и при безвозмездном получении права пользования вещью.
Установленный указанной нормой принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке дохода, возникающего при безвозмездном получении имущественного права, в т.ч. права пользования вещью.
Минфин в Письме от 17 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/125 рассмотрел вопрос об отражении в налоговом учете операции по получению в безвозмездное пользование автомобиля.
По мнению Минфина России, получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования указанным имуществом. Учитывая изложенное, для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права, в т.ч. права пользования вещью.
Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.
Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.
Оценка доходов при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с настоящей главой остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2006 г. N А66-2962/2005.
Выводы суда
Доходы в виде безвозмездно полученного имущества подлежат налогообложению как внереализационные доходы.
Позиция налогового органа
Доходы в виде безвозмездно переданного имущества или имущественных прав в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами и подлежат налогообложению.
Суть дела
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах, по результатам которой принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. В результате проверки налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик занизил налог на прибыль.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обжаловал его в арбитражный суд.
На расчетный счет налогоплательщика и его кассу граждане внесли денежную сумму, при этом в приходных кассовых ордерах в качестве основания принятия денежных средств указано "благотворительная помощь", а в заявлениях физических лиц - "прошу принять добровольные пожертвования". Данные суммы налогоплательщик отразил в графе "операционные доходы" формы 2 "Отчет о прибылях и убытках". Впоследствии между налогоплательщиком и указанными физическими лицами были оформлены договоры займа, которыми установлены порядок и сроки погашения займа, а также оформлены соглашения о замене обязательства (новации), в которых налогоплательщик подтверждает задолженность перед этими лицами.
Договор дарения между налогоплательщиком и гражданами заключен как реальный, а не консенсуальный, поскольку наличные денежные средства передавались физическими лицами налогоплательщику в качестве благотворительной помощи, то есть безвозмездно. Встречное имущественное предоставление заявителя не предполагалось, так как документов и сведений о встречных обязательствах налогоплательщика не имеется; документы о займе оформлены уже после.
Позиция суда
Суд указал, что по общему правилу реальный договор дарения может быть совершен устно, что и имело место при передаче физическими лицами в кассу налогоплательщика денежных средств.
Поскольку одной из существенных особенностей договора дарения является его безвозмездность, любое встречное имущественное предоставление со стороны лица, бесплатно получающего имущество в собственность, свидетельствует об отсутствии дарения. В силу п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ к такому договору применяются положения, предусмотренные п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса РФ, то есть правила о притворной сделке.
После передачи денежных средств физическими лицами договор исполнен, дарение состоялось. То есть в момент передачи денег обязательство дарителя по договору прекращено надлежащим исполнением, а одаряемый, в свою очередь, приняв денежные средства, также исполнил свое обязательство по договору. Прекращение обязательства - завершающий этап действия этого обязательства. Обязанность одаряемого принять дар не может быть заменена на обязанность возвратить деньги путем новации обязательств по договору, поскольку не может быть произведена новация прекращенного обязательства. Поэтому в данном случае не может быть применена ст. 414 Гражданского кодекса РФ, регулирующая прекращение обязательства новацией.
В целях обложения налогом на прибыль полученные налогоплательщиком денежные средства следует квалифицировать по подп. 2 п. 1 ст. 248 и п. 8 ст. 250 НК РФ как внереализационные доходы.
На основании изложенного суд считает, что в части, касающейся доначисления налога на прибыль, пеней и штрафа, налоговый орган принял законное решение.
Позиция Минфина РФ
Мнение Минфина России изложено в письме от 19.04.2006 г. N 03-03-04/1/359: "Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.
...Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на идентичное имущество".
Комментарии к Постановлению ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2006 г. N А66-2962/2005.
В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных доходов включаются безвозмездно полученное имущество (работы и услуги) или имущественные права.
Согласно п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), которая обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Другими словами, имущество, которое организация получила в безвозмездное пользование, не переходит в ее собственность.
Однако налоговые инспекторы придерживаются иной точки зрения, которую полностью поддержал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в Информационном письме от 22.12.2005 г. N 98.
В Информационном письме отмечено, что имущественное право включает в себя не только требования к третьим лицам, но и право пользования вещью безвозмездно. Следовательно, к имуществу, переданному в безвозмездное пользование, необходимо применять п. 8 ст. 250 НК РФ, согласно которому имущественные права являются внереализационным доходом и должны входить в базу при расчете налога на прибыль.
Постановление ФАС Московского округа от 03.03.2006 г. N КА-А40/804-06.
Выводы суда
Кредиторская задолженность, не истребованная кредитором, является внереализационным доходом налогоплательщика и подлежит налогообложению.
Суть дела
По результатам налоговой проверки в связи с ликвидацией налогоплательщика налоговый орган выявил у него наличие непогашенной кредиторской задолженности по договору займа, с суммы которой не уплачен налог на прибыль. Налоговым органом принято решение, которое оспорилось налогоплательщиком в судебном порядке в части привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа и доначисления налога на прибыль.
Позиция суда
Поскольку ни в срок исковой давности, ни в срок, установленный для предъявления требований кредиторов при ликвидации налогоплательщика, требования о возврате займа налогоплательщиком заявлены не были, суды пришли к правильному выводу о том, что указанная сумма кредиторской задолженности является в силу п. 18 ст. 250 НК РФ внереализационным доходом налогоплательщика, с которой должен быть уплачен налог на прибыль. В связи с неисчислением и неуплатой налога налогоплательщику правомерно налоговым органом доначислен налог на прибыль и взыскан штраф.
Решение принято налоговым органом по имеющимся документам в полном соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
На основе оценки представленных доказательств и фактических обстоятельств дела суд признал решение в оспоренной его части, принятое по имеющимся на дату его вынесения документам, соответствующим требованиям закона.
Комментарий к Постановлению ФАС Московского округа от 03.03.2006 г. N КА-А40/804-06.
В соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся суммы в виде кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Согласно п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н, суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации.
Минфин России в письме от 07.04.2006 г. N 03-03-02/79 указал, что средства, ранее полученные по договору займа и остающиеся в распоряжении организации в результате соглашения с заимодавцем о прощении долга, следует рассматривать как безвозмездно полученные. При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в состав внереализационных доходов включаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества.
Поскольку в комментируемом Постановлении на момент проверки у налогоплательщика имелась неистребованная кредиторская задолженность, то спорная кредиторская задолженность была правомерно признана доходом налогоплательщика.
Постановление ФАС Центрального округа от 26.01.2005 г. N А23-1827/04А-14-182
Выводы суда
Безвозмездное перечисление застройщиками нового строительства взносов в размере 3% от стоимости строительно-монтажных работ на цели финансирования строительства общегородских объектов не признается целевыми поступлениями в смысле ст. 251 НК РФ и потому облагается налогом на прибыль.
Позиция налогоплательщика
Денежные средства, перечисленные застройщиками для финансирования строительства, являются средствами целевого финансирования, поэтому не облагаются налогом на прибыль на основании ст. 251 НК РФ.
Позиция налогового органа
Денежные средства, перечисленные застройщиками безвозмездно для финансирования строительства, не являются средствами целевого финансирования, поскольку не предусмотрены ст. 251 НК РФ.
Суть дела
Налогоплательщик, являясь Управлением капитального строительства городской управы, заключал договоры на безвозмездное финансирование строительства общегородских объектов г. Калуги с застройщиками, осуществляющими новое строительство.
При этом застройщики, осуществляющие новое строительство, реконструкцию, расширение, выполнение отдельных видов работ, на договорной основе вправе участвовать в финансировании строительства общегородских объектов г. Калуги в размере 3% от стоимости строительно-монтажных работ.
Из представленных налогоплательщиком договоров следовало, что застройщики на безвозмездной основе перечисляли налогоплательщику (УКС) денежные взносы в размере 3% от стоимости строительно-монтажных работ, а налогоплательщик был обязан использовать перечисленные застройщиками средства по целевому назначению.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.09.2004 г. позиция налогоплательщика признана правомерной.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 20.10.2004 г. решение суда первой инстанции отменил, признал правомерной позицию налогового органа.
Суд кассационной инстанции, оставляя постановление апелляционной инстанции в силе, указал, что позиция налогового органа соответствует положениям налогового законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
По мнению суда первой инстанции, денежные взносы в размере 3% от стоимости строительно-монтажных работ, полученные управлением-налогоплательщиком от застройщиков, в дальнейшем направленные на целевое финансирование общегородских объектов, на основании п. 2 ст. 251 НК РФ являются целевыми поступлениями. Данные поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
По мнению судов вышестоящих инстанций, денежные средства, полученные управлением (некоммерческой организацией) от застройщиков, не подпадают под перечень целевых поступлений, поименованных в п. 2 ст. 251 НК РФ, а поэтому они должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В рассматриваемом случае в силу п. 8 ст. 250 НК РФ указанные денежные средства являются внереализационными доходами, а на основании ст.ст. 247, 248 НК РФ внереализационные доходы являются объектом налогообложения по налогу на прибыль.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
При этом в указанной норме приводится исчерпывающий перечень, состоящий из 11 видов средств, относящихся к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Иными словами, перечень целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, является закрытым.
В рассматриваемом случае денежные средства, полученные Управлением от застройщиков, не подпадают под указанный перечень.
Довод налогоплательщика, связанный с тем, что к сложившимся правоотношениям подлежит применению подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, судом не принят.
Комментарии к Постановлению ФАС Центрального округа от 26.01.2005 г. N А23-1827/04А-14-182
В данном Постановлении налогоплательщик ошибочно квалифицировал денежные взносы в размере 3% от стоимости строительно-монтажных работ средствами целевого финансирования и при определении налоговой базы применил подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и используемое им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли.
Согласно ст. 6 данного Закона инвесторы имеют право на:
1) осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
2) самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
3) владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
4) передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ;
5) осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
6) объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством РФ;
7) осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.
В рассматриваемом случае денежные взносы в размере 3% от стоимости строительно-монтажных работ поступали на счета налогоплательщика (УКС) от застройщиков иных объектов на безвозмездной основе.
Следовательно, в отношении возводимых на указанные средства общегородских объектов недвижимости застройщики правами дольщиков либо инвесторов не обладали, в связи с чем названные денежные взносы нельзя расценивать как инвестиции. Поэтому данные средства облагаются налогом на прибыль.
2. Доходы бюджетных учреждений от коммерческой деятельности
Спорные ситуации возникают в случаях, когда налогоплательщики допускают ошибки, принимая получаемые средства от коммерческой деятельности за целевые поступления из бюджета, которые в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщиками налога на прибыль организаций не учитываются.
В соответствии с п. 1 ст. 321.1.1 НК РФ "налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников".
Иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (п. 2 ст. 321.1. НК РФ).
Получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления приносящей доход деятельности не может быть квалифицирован в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Рассмотрим судебное разбирательство, в котором Федеральное государственное образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования налогового органа об уплате налога на прибыль, доначисленного по итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль, и пеней.
Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ" (п. 4).
Суд первой инстанции признал требование налогового органа недействительным, квалифицировав плату, полученную учреждением за оказание платных образовательных услуг и за сдачу в аренду имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль в силу подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Данный вывод сделан судом на основании следующих положений Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ средства от предпринимательской деятельности учреждения зачисляются на единый счет бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Доходы от такой деятельности относятся к неналоговым доходам бюджета и подлежат отражению в смете доходов и расходов учреждения (п. 4 ст. 41, п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). При фактическом получении указанных доходов сверх суммы, отраженной в смете доходов и расходов, сумма превышения направляется на финансирование расходов учреждения (п. 1 ст. 232 Бюджетного кодекса РФ).
Эти положения послужили основанием для оценки полученных учреждением доходов от платной деятельности и от сдачи имущества в аренду как целевых поступлений на содержание учреждения, не учитываемых в составе доходов для целей налогообложения в силу положений подп. 14 п. 1 ст. 251 и п. 2 ст. 321.1 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требования, исходил из следующего.
Суд первой инстанции, применяя положения ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ, не учел буквального смысла содержащихся в них предписаний об отражении в смете учреждения доходов, полученных учреждением от приносящей доход деятельности, после уплаты соответствующих налогов и сборов, исчисляемых при наличии объектов налогообложения и оснований, возникающих в результате осуществления указанной деятельности.
Судом не были учтены и предписания ст. 321.1 НК РФ, определяющие особенности налогового учета в бюджетных учреждениях. Пунктом 1 этой статьи предусмотрен порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль в отношении доходов от коммерческой деятельности и установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль на покрытие расходов, подлежащих осуществлению за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
Приведенные положения не позволяют квалифицировать доходы, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в т.ч. и в случае расходования указанных средств на финансирование уставной деятельности учреждения.
Суд кассационной инстанции оставил постановление суда апелляционной инстанции в силе.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2006 г. N Ф04-1893/2006(21576-А45-33)
Выводы суда
Доходы от сдачи в аренду федерального имущества не являются средствами целевого финансирования и подлежат включению в состав внереализационных доходов.
Суть дела
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации налогоплательщика (государственное учреждение) по налогу на прибыль за девять месяцев 2004 г., по итогам которой было принято решение. Согласно данному решению налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль. Основанием для принятия такого решения послужило, по мнению налогового органа, занижение налога на прибыль в результате не включения налогоплательщиком в состав внереализационных доходов выручки, полученной налогоплательщиком от сдачи в аренду федерального имущества, находящегося в оперативном управлении налогоплательщика.
Налогоплательщик с решением налогового органа не согласился и обжаловал его в арбитражный суд.
Позиция суда
Согласно ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
В соответствии с подп. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ устанавливает, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
В соответствии с п. 4 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ средства от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений зачисляются на единый счет бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Доходы от такой деятельности относятся к неналоговым доходам бюджета и подлежат отражению в смете доходов и расходов учреждения (п. 4 ст. 41, п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). При фактическом получении указанных доходов сверх суммы, отраженной в смете доходов и расходов, сумма превышения направляется на финансирование расходов учреждения (п. 1 ст. 232 Бюджетного кодекса РФ).
Приведенные выше нормы не позволяют квалифицировать доходы, полученные налогоплательщиком от сдачи в аренду федерального имущества, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе в случае расходования указанных средств на финансирование уставной деятельности налогоплательщика.
Позиция Минфина РФ (письмо Минфина РФ от 22 мая 2007 г. N 03-03-06/4/66).
"В соответствии с гл. 25 НК РФ бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
При этом бюджетные учреждения, как это предусмотрено ст. 321.1 НК РФ, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников - доходов от коммерческой деятельности, которыми признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы бюджетных учреждений, определены в подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Так, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, включающего, среди прочего, средства бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов.
В соответствии с п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджета относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения в полном объеме после уплаты с указанных доходов налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, т.е. в части, остающейся после налогообложения таких доходов.
Таким образом, из положений налогового и бюджетного законодательства следует, что доходы бюджетного учреждения от сдачи имущества в аренду и от иной приносящей доход деятельности первоначально направляются на уплату налогов в соответствии с налоговым законодательством, а затем в оставшейся после налогообложения части полностью зачисляются в доход соответствующего бюджета и доводятся до бюджетного учреждения в качестве бюджетного финансирования.
При этом необходимо учитывать, что норматив отчислений неналоговых доходов в объеме 100% в федеральный бюджет, указываемый в приложении N 2 к федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, устанавливает пропорцию централизации доходов федерального бюджета в аспекте принципа разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней и на налоговые правоотношения не влияет.
В связи с этим доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, учитываются при формировании объекта обложения налогом на прибыль организаций у данных бюджетных учреждений в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. При этом такие доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что аналогичные разъяснения даны Министерством финансов РФ в Письме от 22.02.2006 г. N 02-05-03/366, доведенном ФНС России для сведения и использования в работе налоговых органов Письмом от 06.03.2006 г. N ММ-6-02/229@.
Правильность позиции Министерства финансов РФ по данному вопросу подтверждается положениями п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 г. N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ".
3. Особенности заключения и исполнения договора аренды
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договора аренды, является Гражданский кодекс РФ (гл. 34 Гражданского кодекса РФ).
Гражданским кодексом РФ установлены общие положения для всех видов договора аренды (ст.ст. 607-625 Гражданского кодекса РФ), а также специальные правила, которые относятся только к конкретным видам договора аренды. В связи с этим важным является вопрос о соотношении общих норм и специальных правил, регулирующих арендные отношения, т.е. вопрос о том, когда и какие нормы следует применять.
В частности, права унитарных государственных и муниципальных предприятий участвовать в договоре аренды в качестве арендатора или арендодателя ограничены законом, например, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может предоставлять в аренду недвижимое имущество только с согласия собственника, т.е. РФ, или субъекта РФ, или муниципального образования в лице уполномоченных ими органов (п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса РФ).
Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 Гражданского кодекса РФ).
Данное правило имеет общеобязательный характер и не может быть изменено договором. Иными словами, стороны в договоре аренды не могут предусмотреть, что плоды (продукция, доходы), полученные арендатором в результате использования арендуемого имущества, принадлежат арендодателю. Если все-таки данное условие будет включено в договор, то оно является недействительным (ст. 168 и 180 Гражданского кодекса РФ).
Именно такую ошибку допустило муниципальное унитарное предприятие "поделившись" своими доходами с арендодателем (п. 5 Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 г. N 98).
Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ" (п. 5).
Муниципальное унитарное предприятие оспорило в судебном порядке решение налогового органа о взыскании налога на прибыль, доначисленного в связи с неполным учетом в составе внереализационных доходов суммы арендной платы, внесенной арендатором за пользование недвижимым имуществом, закрепленным за данным предприятием на праве хозяйственного ведения.
Из материалов дела усматривалось следующее.
Предприятие с согласия собственника - муниципального образования - сдало в аренду недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Договор аренды содержал условие об оставлении в распоряжении предприятия 70% получаемой арендной платы для компенсации расходов, понесенных в связи с содержанием имущества (техническое обслуживание, ремонт и т.п.), и обеспечения установленного уровня рентабельности. Оставшиеся 30% арендной платы подлежали перечислению предприятием в бюджет муниципального образования.
Предприятие в составе доходов для целей налогообложения учитывало только причитающуюся ему долю арендной платы, полагая, что плата, перечисляемая в бюджет, является доходом муниципального образования, которое в соответствии со ст. 246 НК РФ не является плательщиком налога на прибыль.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование по приведенному предприятием основанию, дополнительно указав следующее.
В силу ст. 41 НК РФ, закрепляющей принципы определения доходов, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду возможно оценить в соответствии с названными в этой статье главами Кодекса. Перечисляемая в бюджет часть арендной платы не поступает в фактическое распоряжение предприятия и не увеличивает финансовые результаты его деятельности. Поэтому данная сумма не является для предприятия доходом, влекущим получение экономической выгоды, и, следовательно, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в признании решения налогового органа недействительным, расценив перечисление части арендной платы в бюджет муниципального образования как выплату предприятием собственнику имущества соответствующей доли прибыли, которая должна производиться после уплаты налога на прибыль.
Суд кассационной инстанции руководствовался следующим.
Наличие титула права хозяйственного ведения предполагает возможность реализации унитарным предприятием полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Пункт 2 ст. 295 Гражданского кодекса РФ, устанавливая данные пределы и указывая на необходимость получения предприятием согласия собственника на сдачу имущества в аренду, не определяет при этом ни пропорции, ни общего правила о перечислении предприятием или непосредственно арендатором части арендной платы в бюджет.
Предусмотренное п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса РФ право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, реализуется путем ежегодного получения части прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ст. 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Суд отклонил довод предприятия о необходимости применения в рассматриваемом случае предписания абзаца второго п. 1 ст. 42 БК РФ об учете в доходах бюджета средств, получаемых в виде арендной платы за предоставление в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, полагая, что сфера действия данного положения ограничивается отношениями, возникающими при предоставлении в аренду имущества, составляющего казну муниципального образования, то есть имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
4. Трансфертные платежи
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 февраля 2007 г. N 11967/06
Выводы суда
Статьей 251 НК РФ установлены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Трансфертные платежи или подобные им к этим доходам не отнесены.
Следовательно, трансфертные платежи, полученные учреждением по договорам с другими спортивными клубами, являясь внереализационными доходами, подлежали учету при исчислении налога на прибыль.
Суть дела
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - инспекция) в ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты учреждением "Хоккейный клуб "Нефтехимик" (далее - учреждение) налогов в 2004 году выявила неполную уплату налогов в бюджеты различных уровней, в том числе налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
Решением инспекции от 11.10.2005 г. N 119/12 учреждение привлечено к налоговой ответственности в виде начисления 382 402 руб. штрафа в соответствии со ст. 122 НК РФ и ему предложено уплатить налоги и пени, в том числе 1 179 526 руб. налога на прибыль, 884 645 руб. налога на добавленную стоимость и 330 924 руб. 57 коп. пеней за несвоевременную уплату этих налогов.
Основанием к вынесению указанного решения послужил факт получения учреждением 4 914 692 руб. трансфертных платежей от ряда хоккейных клубов за переход к ним хоккеистов до истечения сроков их контрактов с учреждением. Инспекция сочла, что данная сумма подлежала включению в налогооблагаемую базу по налогам на прибыль и на добавленную стоимость. Однако учреждение названные налоги с этой суммы не исчисляло и в бюджет не уплачивало.
Учреждение не согласилось с решением инспекции от 11.10.2005 г. N 119/12 и обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании его недействительным, в том числе в части упомянутых налогов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.03.2006 г. в удовлетворении заявленного требования в части налогов на прибыль и на добавленную стоимость, пеней и штрафов с этих налогов отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 09.06.2006 г. решение суда первой инстанции изменил, оспариваемое решение инспекции в части налогов на прибыль и на добавленную стоимость, соответствующих пеней и штрафов признал недействительным.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора инспекция просит отменить этот судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом налогового законодательства.
Позиция налогоплательщика
Полученные трансфертные суммы не являются доходом. Если же такие суммы рассматривать как доход, то при налогообложении следует учесть в виде расходов трансфертные суммы, уплаченные учреждением за переход к нему игроков из других спортивных клубов.
Позиция суда
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене в части, касающейся налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа, с оставлением в отмененной части в силе решения суда первой инстанции, в остальной части постановление суда кассационной инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Признавая решение инспекции в отношении доначисления налогов на прибыль и на добавленную стоимость, начисления пеней и взыскания штрафов по этим налогам обоснованным, суд первой инстанции расценил трансфертные суммы, полученные учреждением в связи с переходом его игроков в другие спортивные клубы, как доход от передачи права на игровые услуги определенного профессионального хоккеиста до истечения контракта, заключенного переходящим в другой спортивный клуб хоккеистом с учреждением. Суд указал, что отношения между хоккейными клубами носят возмездный характер, и уплата определенной денежной суммы является условием предоставления прав на использование услуг игрока. Следовательно, названные трансфертные платежи являются выручкой от реализации прав и в соответствии со ст.ст. 247, 249 НК РФ относятся к доходам, облагаемым налогом на прибыль. Суд первой инстанции также признал операции по передаче прав на игровые услуги хоккеистов подпадающими под объект обложения налогом на добавленную стоимость.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции исходил из таких оснований. Поскольку переход хоккеиста из одного спортивного клуба в другой не может быть расценен как реализация товара, выполнение работ или оказание услуг в смысле, определенном ст. 38 Кодекса, сумма, полученная в виде компенсации за этот переход, не подпадает под объект обложения ни налогом на прибыль, ни налогом на добавленную стоимость.
Между тем судами первой и кассационной инстанций не учтено следующее.
Согласно ст. 248 НК РФ к доходам, учитываемым при налогообложении прибыли, относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации), внереализационные доходы.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 29.04.1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ", устанавливающей порядок перехода спортсменов в другие спортивные организации, в случае, если переход спортсмена в другую физкультурно-спортивную организацию (спортивный клуб) происходит до истечения срока контракта о спортивной деятельности или невыполнения предусмотренных в контракте обязательств, такой переход спортсмена возможен только по взаимному согласию физкультурно-спортивных организаций (спортивных клубов).
Как следует из судебных актов, принятых по настоящему делу, соглашения о переходе хоккеистов из учреждения в другие спортивные клубы оформлялись договорами, предусматривающими выплату учреждению спортивными клубами, в которые переходят хоккеисты, денежной компенсации (трансфертной выплаты).
При исполнении этих договоров и переходе игроков из учреждения в другие спортивные клубы реализации товаров (работ, услуг) в том значении, которое определено ст. 39 НК РФ, не происходило. Следовательно, трансфертные платежи, полученные учреждением по таким договорам, не могут рассматриваться как доходы от реализации товаров (работ, услуг).
Не могут рассматриваться отношения, сложившиеся между учреждением и другими спортивными клубами, и как взаимоотношения по передаче имущественных прав.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции ошибочно расценил трансфертные платежи как доходы от реализации.
Однако, признав указанный вывод суда первой инстанции ошибочным, суд кассационной инстанции необоснованно счел трансфертные платежи не относящимися и к внереализационным доходам.
Согласно ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, не относящиеся в соответствии со ст. 249 НК РФ к доходам от реализации.
Считая, что трансфертные платежи, полученные учреждением, не могут быть отнесены и к внереализационным доходам, суд кассационной инстанции сослался на отсутствие таких доходов в перечне доходов, содержащемся в ст. 250 НК РФ.
Между тем, как следует из абзаца второго ст. 250 НК РФ, определенные в данной статье внереализационные доходы не составляют исчерпывающего перечня этих доходов.
Таким образом, платежи, поступившие от спортивных клубов, в которые переходили хоккеисты до истечения срока контракта с учреждением, следует рассматривать как внереализационные доходы.
Статьей 251 НК РФ установлены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Трансфертные платежи или подобные им к этим доходам не отнесены.
Следовательно, трансфертные платежи, полученные учреждением по договорам с другими спортивными клубами, являясь внереализационными доходами, подлежали учету при исчислении налога на прибыль.
Президиум отклонил довод учреждения относительно уменьшения указанных доходов на сумму понесенных им расходов, руководствуясь следующим.
Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность за счет средств целевого финансирования.
Согласно ст. 251 НК РФ доходы, полученные в рамках целевых поступлений, и расходы, понесенные в связи с содержанием некоммерческих организаций, учитываются отдельно от доходов (расходов), принимаемых к учету при налогообложении прибыли.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, расходы на свое содержание, в том числе и трансфертные платежи другим клубам, учреждение осуществляло за счет средств целевого финансирования.
Таким образом, на расходы, оплаченные учреждением за счет средств целевого финансирования, не может быть уменьшен его внереализационный доход, учитываемый при обложении налогом на прибыль.
При названных обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции в части налога на прибыль нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании части 1 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса РФ в этой части подлежит отмене.
Комментарии к Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 февраля 2007 г. N 11967/06.
В соответствии с п. 14 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
5. Особенности признания штрафных санкций в составе доходов
Пунктом 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
В Письме от 06.07.2005 г. N 03-03-04/1/63 Минфин России рассмотрел ситуацию, в которую попала организация, сдающая имущество в аренду. В договоре аренды предусмотрено, что за несвоевременное перечисление арендной платы арендатор обязан заплатить пени за каждый день просрочки платежа.
Но дело в том, что арендатор просрочил арендный платеж в одном отчетном периоде, а признал свою задолженность только в следующем. Поэтому для арендодателя, применяющего по налогу на прибыль метод начисления, возник вопрос: в каком периоде он должен признать внереализационный доход в виде штрафных санкций?
Для тех организаций, которые используют для расчета налога на прибыль метод начисления, внереализационные доходы в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение условий договора признаются в следующем порядке. Датой получения дохода в этом случае будет "дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения" (подп. 4 ст. 271 НК РФ).
Требовать погашения задолженности через суд приходится в случае, если кредитор отказывается добровольно признать штраф.
На этот случай как в подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, так и в ст. 317 НК РФ есть оговорка. Здесь датой признания внереализационного дохода будет день, когда вступит в законную силу решение суда, обязывающее должника погасить задолженность.
Однако авторы Письма обращают внимание, что ст. 271 НК РФ нужно применять в совокупности со ст. 317 Кодекса. А в ней уже сказано, что для определения внереализационных расходов в виде штрафов нужно руководствоваться условиями договора. То есть, если в договоре стороны оговорили санкции за нарушение обязательств, доход в виде штрафа считается полученным на момент признания штрафа должником или в день принятия судом решения об уплате неустойки. Если же в договоре не определен размер штрафных санкций, у получателя неустойки никаких доходов не возникает. То есть, получив неустойку, налог на прибыль с нее платить не надо.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.01.2006 г. N Ф03-А51/05-2/4662
Вывод суда:
Суммы процентов, уплаченные пайщиками кредитного потребительского кооператива (налогоплательщиком) по договорам займа, учитываются при определении доходов как внереализационные доходы.
Позиция налогового органа
Налогоплательщиком получена прибыль от оказания финансовых услуг, а полученные проценты являются прибылью налогоплательщика в виде внереализационных доходов.
Суть дела.
По результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика (кредитного потребительского кооператива граждан) по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам, в том числе налога на прибыль, налоговым органом составлен акт, на основании которого вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налогоплательщик с решением налогового органа не согласился и обжаловал его в арбитражный суд.
Позиция суда.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Статьей 248 НК РФ под доходами понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.
При этом ст. 250 НК РФ определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (п. 6 ст. 250 НК РФ).
В ст. 251 НК РФ приведен перечень доходов, которые организация-налогоплательщик не должна учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Исходя из буквального содержания подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, суд указал на то, что в ней не поименованы в качестве целевого поступления предоставляющие налогоплательщику право не учитывать их при определении налоговой базы проценты, полученные по договорам займа.
Перечень целевых поступлений в соответствии с вышеприведенной нормой права, к которым, в частности, относятся осуществляемые согласно законодательству РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ, является исчерпывающим.
Поэтому все виды доходов, не упомянутые в этом перечне, правомерно признаны налоговым органом подлежащими налогообложению в общем порядке.
Позиция Минфина РФ (Письмо Минфина от 23 мая 2007 г. N 03-03-06/4/67)
"В соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 НК РФ)".
Н.В. Клокова
"Горячая линия бухгалтера", N 5-6, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.