г. Чита |
|
06 мая 2013 г. |
Дело N А78-3662/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (место нахождения: 672000, г. Чита, ул. Амурская, 68, ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984) к Обществу с ограниченной ответственностью "Орион" (место нахождения: 672000, г. Чита, ул. Бутина, 93, пом.1, ОГРН 1097536007458, ИНН 7536106040) о взыскании 6 655 025, 38 руб., (суд первой инстанции - И.А. Гениатулина),
при участии в судебном заседании:
от истца: Леонтьева О.Ф. (доверенность от 27.07.2012 г. N 100);
от ответчика: Федорова Н.В. (доверенность от 01.04.2013 г. );
установил:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - департамент, истец, место нахождения: 672000, г. Чита, ул. Амурская, 68, ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - ООО "Орион", ответчик, место нахождения: 672000, г. Чита, ул. Бутина, 93, пом. 1, ОГРН 1097536007458, ИНН 7536106040) задолженности по договору аренды в сумме 6 159 873 рублей 78 копеек, пени в сумме 495 151 рубль 60 копеек.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 июля 2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением от 18 сентября 2012 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для суда первой инстанции.
Истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, и просил взыскать с ООО "Орион" задолженность по арендной плате и пени в сумме 6 290 685 рублей 57 копеек, из них основной долг - 6 159 873 рубля 79 копеек, пени - 130 811 рублей 78 копеек.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2012 года по делу N А78-3662/2011 Арбитражного суда Забайкальского края исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу постановлением, ООО "Орион" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило постановление суда апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требований отказать.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 января 2013 года постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2012 года по делу N А78-3662/2011 Арбитражного суда Забайкальского края отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Четвёртый арбитражный апелляционный суд.
Отменяя указанное постановление апелляционного суда, суд кассационной инстанции указал, что, удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что порядок определения и изменения размера арендной платы за пользование земельными участками, собственность на которые не разграничена, продиктован законодательно, арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере, определяемом в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49 исходя из кадастровой стоимости земельного участка и расчетного коэффициента в зависимости от вида разрешенного использования. С 01 января 2009 года вступило в действие постановление Правительства Забайкальского края от 16.12.2008 N 116 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края". Для земельного участка с кадастровым номером 75:32:040362:98 была утверждена кадастровая стоимость в размере 1 087 395 258 рублей 22 копейки.
Однако, апелляционным судом не было учтено следующее.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе дать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия принципам и ориентирам, изложенным в постановлении N 582, при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
При таких обстоятельствах в нарушение статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии довода ООО "Орион" о применении постановления N 582 к спорным правоотношениям, суд апелляционной инстанции не дал оценки постановлению Правительства Забайкальского края N 49 от 21 октября 2008 года "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края" и постановлению Правительства Забайкальского края от 16.12.2008 N 116 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края" на соответствие их постановлению N582 с 04.08.2009 (период просрочки с 01.01.2009 по 31.03.2011).
Исчисление размера арендной платы с 01.01.2009 до 04.08.2009, также должно быть проверено на соответствие нормативным правовым актам, действующим в спорный период. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15837/11 от 17.04.2012.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть все изложенное в постановлении, дать оценку нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, исследовать вопрос о том, в каком размере у ответчика возникла обязанность оплаты за пользование земельным участком, в соответствии с условиями, заключенного договора, и с учетом имеющихся в деле платежных документов, проверить наличие задолженности по арендным платежам, а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2013 г. дело назначено к судебному разбирательству на 21 марта 2013 г.
21 марта 2013 г. рассмотрение дела было отложено на 18 апреля 2013 г. на 14 часов 15 минут
18 апреля 2013 г. в судебном заседании был объявлен перерыв до 25 апреля 2013 г. до 14 часов 00 минут.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.02.2013 г., 23.03.2013 г., 19.04.2013 г.
Представитель департамента в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель общества поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Поскольку Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 января 2013 года постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2012 года по делу N А78-3662/2011 Арбитражного суда Забайкальского края отменено полностью и дело направлено на новое рассмотрение в Четвёртый арбитражный апелляционный суд, то апелляционный суд при новом рассмотрении также оценивает основания для отмены решения суда первой инстанции от 13 июля 2011 года.
Учитывая, что судом первой инстанции судебная корреспонденция направлялась другому юридическому лицу - ООО "Орион" (ОГРН 1057536104724, адрес местонахождения: г. Чита, ул. Богомякова, 62), вследствие чего, ООО "Орион" (ответчик по делу) не было надлежащим образом извещено о судебных заседания по рассматриваемому делу, апелляционный суд приходит к выводу, что указанное обстоятельство в силу пункта 2 части 4 статьи 270 и части 6.1 статьи 268 АПК РФ является основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьей 170 Кодекса.
Определением от 18 сентября 2012 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А78-3662/2011 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для суда первой инстанции.
Таким образом, ввиду того, что судом первой инстанции рассмотрение дела осуществлено в отсутствие ответчика - ООО "Орион", не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, решение суда первой инстанции от 13.07.2012 по настоящему делу подлежит отмене по п.2 ч.4 ст.270 АПК РФ.
Изучив материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 27 ноября 2008 года между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и обществом с ограниченной ответственностью "Север" (далее - ООО "Север") был заключен договор N 91/08 аренды земельного участка на территории города Читы, государственная собственность на который не разграничена (т.1 л.д.28-30, далее также договор, договор аренды).
Предметом договора аренды является земельный участок, местоположение которого установлено: Забайкальский край, г. Чита, Ивановский проезд, 6, с кадастровым номером 75:32:040362:98, площадью 198 403 кв. м, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для строительства автомобильного рынка (пункты 1.1-1.3, далее также земельный участок).
Согласно п.1.4 договора аренды кадастровый паспорт земельного участка прилагается к договору и является его неотъемлемой частью. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 13.08.2008 г. (т.1 л.д.31-32) кадастровая стоимость земельного участка составляет 537 672,13 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 2,71 руб./кв.м.
В соответствии с пунктом 2.1 договор заключен сроком до 01.11.2011.
Пунктом 2.3 договора стороны установили, что арендная плата вносится ежеквартально в сроки до 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря.
Согласно пункту 2.4 расчет арендной платы производится на основании Постановления Мэра города Читы "Об утверждении положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в муниципальном образовании городского округа город Чита" в новой редакции от 26.12.2005 N 322.
В этом же пункте договора указано, что участок находится в зоне XXI, годовой базовый размер арендной платы составляет 5 руб. за 1 кв.м. Ежегодный размер арендной платы за землю по договору рассчитывается по формуле:
АП = ГБАП х S х К1 х К2 х К3, где
АП - размер арендной платы (руб.);
ГБАП - годовой базовый размер арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов (приложение N 2, таблица 1);
S - площадь земельного участка (кв. м.);
К1 - повышающие коэффициенты к размеру арендной платы при использовании земельного участка не в соответствии с установленными градостроительными приоритетами или режимом разрешенного использования земель (приложение N 2, таблица 2).
К2 - коэффициент, учитывающий площадь земельного участка, занимаемую промышленным предприятием по кодам в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности 29.40.1, 51.61.2, 29.12.3, 26.61, 26.62, 36.13, 37.1, к размеру арендной платы (приложение N 2, таблица 3).
К3 - коэффициент, применяемый при определении размера арендной платы для гаражных кооперативов, расположенных на земельных участках со сложными инженерно-геологическими условиями (овраги, подтопления, сложный рельеф).
В соответствии с пунктом 2.4.1 договора арендная плата за 4 квартал 2008 года составляет 94 864 рубля, рассчитанная по вышеуказанной формуле (5 х 198403 : 366дн. х35дн.).
Арендодатель в соответствии с пунктом 3.1.3 договора имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы за земельный участок не чаще 1 раза в год. Арендатор согласно пункту 4.2.3 договора обязан своевременно и в полном объеме вносить арендную плату.
Согласно пункту 5.2 договора в случае неуплаты платежей в установленный срок арендатор уплачивает арендодателю неустойку (пени) в размере 0,1 процента от суммы задолженности за каждый календарный день просрочки.
Договор зарегистрирован в установленном порядке (уведомление о государственной регистрации договора аренды от 13.02.2009 г. N 01/177/2008-229).
25 ноября 2010 года в соответствии с распоряжением Департамента от 18 января 2010 года N 123/р "О даче согласия арендатору земельного участка ООО "Север" на передачу арендных прав и обязанностей третьему лицу" (т.1 л.д.36) между ООО "Север" и ООО "Орион" был заключен договор передачи арендных прав и обязанностей (уведомление о государственной регистрации договора аренды от 16 марта 2010 года N 01/019/2010-444) (т.1 л.д.37-38, далее также договор передачи прав, договор от 25.01.2010).
Согласно указанному договору ООО "Север" (Продавец) передало ООО "Орион" (Покупатель) арендные права и обязанности по договору аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена от 27.11.2008 N 91/08 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 75:32:040362:98, площадью 198403 кв. м, место положение которого установлено согласно кадастровому паспорту земельного участка от 13.08.2008: Забайкальский край, г. Чита, Ивановский проезд, 6. (пункт 1 договора от 25.01.2010).
Пунктом 5 договора от 25.01.2010 стороны установили, что покупатель принимает на себя все права и обязанности, предусмотренные Договором аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена от 27.11.2008 N 91/08, в пределах срока его действия. С момента вступления настоящего договора в силу ответственным перед арендодателем становится покупатель.
Договор передачи арендных прав и обязанностей от 25.01.2010 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю 15.03.2010.
Полагая, что у ООО "Орион" имеется задолженность по внесению арендных платежей, Департамент направил обществу претензию (т.1 л.д.41), которая была оставлена без ответа, а затем обратился в суд с исковым заявлением (в последствии уточненным - т.2 л.д.45).
Согласно уточненным требованиям департамента он просит взыскать с ООО "Орион" задолженность по арендной плате и пени в сумме 6 290 685 рублей 57 копеек, из них основной долг - 6 159 873 рубля 79 копеек, пени - 130 811 рублей 78 копеек.
В обоснование заявленных требований с учетом пояснений, данных согласно указаниям суда кассационной инстанции и апелляционного суда, истец ссылается на то, что с 01.01.2009 вступило в действие постановление Правительства Забайкальского края от 16.12.2008 N116 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края" (данное постановление было опубликовано в официальном специализированном еженедельнике Правительства Забайкальского края "Азия-Экспресс" N 68 от 30.12.2008). Для спорного земельного участка 75:32:040362:98 была утверждена кадастровая стоимость в размере 1 087 395 258,22 руб.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49, вступившим в действие с 01.01.2009, был утвержден Порядок определения размера арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края, и Положение о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края.
Размер годовой арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка, расчетного коэффициента в зависимости от вида разрешенного использования и корректирующего коэффициента.
Корректирующий коэффициент применяется с 01.07.2011 и равен 0,8.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. N15837/11, регулирование арендной платы по всем публичным землям на территории РФ осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Учитывая, что спорный земельный участок относится к категории земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, на территории Забайкальского края, то к спорным отношениям с 01.01.2009 подлежит применению Порядок, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49 и расчет должен производится в соответствии с его требованиями и без внесения в текст договора подобных изменений.
Хотя в адрес ответчика по юридическому адресу (г.Чита, ул.Бутина, д.93, пом.1) Департаментом было направлено письмо от 08.10.2010 с дополнительным соглашением к договору аренды от 09.09.2010 об изменении методики расчета размера арендной платы. Однако оно вернулось в адрес Департамента в связи с тем, что организация по данному адресу не зарегистрирована. Какой либо иной адрес местонахождения ответчика у истца отсутствовал. Хотя п.4.2.7 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора в случае изменения адреса или иных реквизитов, в трехдневный срок направить арендодателю письменное уведомление об этом.
Ответчик мог знать о постановлении Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49, т.к. данный акт был размещен в сети Интернет, в правовых системах и опубликован в официальном издании.
Довод ответчика о том, что изменение методики расчета и ее размер противоречит принципам экономической обоснованности, предсказуемости и предельно допустимой простоты расчета арендной платы не подлежит применению в связи со следующим.
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" для земель федеральной собственности.
Соответственно из смысла постановления Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 следует, что размер арендной платы, установленный в соответствии с нормативными актами публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, должен быть проверен на его соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009, т.к. именно в нем закреплены принципы.
Спорный земельный участок был предоставлен через акт выбора земельного участка для строительства автомобильного рынка от 13.12.2007 N 225/07 (распоряжение Мэра г.Читы от 31.01.2008 N 546-Р "О предварительном согласовании места размещения автомобильного рынка и утверждении акта выбора земельного участка для ООО "Север").
Согласно под. Д) пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается следующим образом:
2 % в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если:
земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 087 395 258,22 руб. Таким образом, арендная плата в соответствии с подп. Д) пункта 3 Правил составит 21 747 905,16 руб. (1 087 395 258,22*2%), что больше годовой арендной платы спорного земельного участка, рассчитанной Департаментом (3 588 404,35 руб.)
Таким образом, постановление Правительства Забайкальского края N 49 соответствует принципам, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
В постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа указано, что исчисление размера арендной платы за период с 01.01.2009 до 04.08.2009 также должно быть проверено на соответствие нормативным правовым актам, действующим в спорный период.
Согласно п. 3 ст. 65 ЗК РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды. Изменение размера арендной платы в результате применения соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной плате применительно к п. 3 ст. 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора аренды. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
Возражая против заявленных требований с учетом пояснений, данных согласно указаниям суда кассационной инстанции и апелляционного суда, ответчик ссылается на то, что Земельный кодекс РФ устанавливает принцип платности землепользования. Арендная плата относится к одной из форм платы за использование земли. Пунктом 4 ст. 22 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Постановлением мэра города Читы от 26.12.2005 N 322 было утверждено Положение "О порядке определения размера арендной платы за землю в муниципальном образовании городской округ "Город Чита", которое регулирует порядок установления базовых размеров арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов, дифференциации их на территории городского округа "Город Чита", установления и применения коэффициентов, иные вопросы, относящиеся к арендной плате за землю и входящие в компетенцию администрации городского округа "Город Чита".
В соответствии с названным Положением сторонами в п. 2.4. договора аренды N 91/08 от 27.11.2008 года согласовано применение данной методики и размер арендной платы установлен в размере 992 015 рублей в год.
За период пользования земельным участком с 27.11.2008 г. по 24.01.2010 г. ООО "Север" была оплачена арендная плата на общую сумму 1 331 492,82 рублей. ООО "Орион" за период с 25.01.2010 г. по 13.07.2011 было оплачено 1 202 408 рублей. Т. е. свои обязанности по внесению арендной платы ООО "Север" и ООО "Орион" исполняли надлежащим образом согласно договора аренды N 91/08 от 27.11.2008года.
Однако, согласно расчетам, представленным Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в суд, сумма арендных платежей за период:
с 01.07.2009 - 30.09.2009 составляет 897 101,09 рублей,
с 01.10.2009 - 31.12.2009 составляет 897 101,08 рублей,
с 01.01.2010 - 31.03.2010 составляет 897 101,09 рублей,
с 01.04.2010 - 30.06.2010 составляет 897 101,09 рублей,
с 01.07.2010 - 30.09.2010 составляет 897 101,09 рублей,
с 01.10.2010 - 31.12.2010 составляет 897 101,08 рублей
c 01.01.2011 -31.03.2011 составляет 897 101,09 рублей.
Таким образом, размер арендной платы составил 3 588 404,35 рублей в год. Указанный размер арендной платы в 4 раза превышает размер арендной платы, установленной и согласованной сторонами по договору аренды N 91/08 от 27.11.2008 г.
Департамент государственного имущества и земельных отношений руководствовался расчетом арендной платы с 2009, произведенной в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края N 49 от 21.10.2008. Применение указанного постановления противоречит ст.22, 65 Земельного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Арендная плата, рассчитанная Департаментом государственного имущества и земельных отношений не соответствует арендной плате, согласованной сторонами и установленной в договоре аренды, поскольку изменение методики определения арендной платы было произведено истцом в нарушение условий договора аренды, что повлекло существенное увеличение ее размера, чем нарушило разумный баланс частных и публичных интересов, а также принцип правовой определенности.
Об изменении арендной платы ни ООО "Север", ни ООО "Орион" не были уведомлены, в том числе и при выдаче распоряжения от 18.01.2010 г. N 123/р. При заключении с ООО "Север" договора передачи арендных прав и обязанностей от 25.01.2010 года о наличии задолженности Департаментом сообщено не было, т. к. при подписании распоряжения на передачу прав и обязанностей по договору аренды проводятся сверка по платежам, то есть Департаментом задним числом был произведен перерасчет арендной платы.
Также в материалах дела имеются два кадастровых паспорта земельного участка N 75:32:040362:98 с разной кадастровой стоимостью. Кадастровый паспорт земельного участка к договору аренды N91 /08 от 27.11.2008 содержит указание на кадастровую стоимость - 537 672,13 рублей, а кадастровый паспорт, представленный в судебное заседание представителем департамента -1 087 395 258,22 рублей. Департаментом был произведен расчет согласно кадастрового паспорта с кадастровой стоимостью - 1087395258,22 рублей. Соответственно стоимость участка увеличилась в 200 раз, о чем ООО "Орион" при заключении договора переуступки прав не мог предполагать.
При проведении расчета Департамент ссылается на кадастровую стоимость утвержденную Постановлением Правительства Забайкальского края N 116 от 16.12.2008 N 116 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края". Применение указанного постановления Правительства Забайкальского края противоречит Постановлению N 582, так как резкое многократное увеличение арендной платы за земельный участок, предоставленный арендатору нарушает принцип разумности ожиданий общества, поскольку ведет к неизбежному возникновению убытков у общества, т.к. кадастровая стоимость участка увеличилась в 200 раз, чем нарушается разумный баланс частных и публичных интересов, а также принцип правовой определенности.
При взыскании арендной платы за прошедшие периоды без заключения дополнительного соглашения к договору в размере, многократно превышающем согласованный в договоре, нарушается принцип предсказуемости определения арендной платы, установленный постановлением N 582.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы сторон, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, с учетом указаний суда кассационной инстанции, приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения, возникшие между сторонами, в связи с заключением договора аренды земельного участка, регулируются земельным и гражданским законодательством.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В силу положений пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю. Обязанность арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за переданное ему во временное владение и пользование имущество предусмотрена статьями 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 ст.65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок, арендуемый обществом, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, надлежащим органом, который принимает нормативный акт, определяющий порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, является орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Забайкальского края.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Данная позиция согласуется с разъяснением в п.16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, введенным Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13, о том, что "при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором".
Таким образом, сформирована позиция, согласно которой арендная плата по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации), а условия договоров об арендной плате сохраняют силу только в случаях, когда договор аренды заключен до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный кодекс РФ вступил с силу 30.10.2001 г., в том числе статьи 1, 22, 65 ЗК РФ.
Абзац 5 п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливающий, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ, вступившим в силу (за исключением отдельных положений) 30.10.2007 г.
Договор аренды был заключен 27.11.2008 г., то есть после вступления в силу указанных законов. Следовательно, к нему применимы положения нормативного акта уполномоченного органа власти субъекта РФ, определяющего порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, соответственно, с даты вступления такого акта в силу, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд полагает, что данный подход соответствует указанным правовым позициям и складывающейся судебной практике (например, Определение ВАС РФ от 10.04.2013 N ВАС-798/13 по делу N А55-2727/2012, Определение ВАС РФ от 18.03.2013 N ВАС-3301/13 по делу N А38-1054/2012, Определение ВАС РФ от 04.03.2013 N ВАС-1619/13 по делу N А12-8388/2012, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.2013 по делу N А33-3329/2012).
Как следует из уточненных требований истца, задолженность по арендной плате он просит взыскать за период с 01.01.2009 г. по 31.03.2011 г.
С 1 января 2009 года вступило в силу Постановление Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края, и об утверждении Положения о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края" (далее также Порядок).
Согласно указанным выше выводам апелляционный суд полагает, что данный нормативный акт подлежал применению к отношениям по договору аренды с 01.01.2009 г.
Согласно п.2 Порядка (в первоначальной редакции) размер годовой арендной платы за земельные участки, кроме земельных участков, указанных в пунктах 7-10 Порядка, определяется по следующей формуле:
АП = КС х К, где:
АП - размер годовой арендной платы за земельный участок в рублях;
КС - кадастровая стоимость земельного участка;
К - коэффициент, применяемый при расчете арендной платы за земельный участок.
Расчет арендной платы за земельные участки, расположенные в границах городского округа "Город Чита", производится на основании коэффициентов, указанных в приложении N 2 к настоящему Порядку. Муниципальным районам и другим городским округам рекомендуется производить расчет арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов на основании коэффициентов, представленных в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 20.01.2009 N 6 "О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от 21 октября 2008 года N 49" п.2 порядка изложен в новой редакции, которая была распространена на отношения, возникшие с 01.01.2009 г. (п.2 указанного документа), а именно:
Размер годовой арендной платы за земельные участки, кроме земельных участков, указанных в пунктах 7-10 настоящего Порядка, определяется по следующей формуле:
АП = КС х К, где:
АП - размер годовой арендной платы за земельный участок в рублях;
КС - кадастровая стоимость земельного участка (в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, то кадастровая стоимость такого земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка);
К - расчетный коэффициент, применяемый при расчете арендной платы за земельный участок.
Расчетные коэффициенты в отношении земельных участков, расположенных в границах муниципальных районов, городских округов, за исключением городского округа "Город Чита", устанавливаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Расчет арендной платы за земельные участки, за исключением земельных участков из категории земель населенных пунктов, муниципальным районам, городским округам рекомендуется производить на основании коэффициентов, представленных в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Муниципальным районам и городским округам, за исключением городского округа "Город Чита", рекомендуется производить расчет арендной платы за земельные участки из категории земель населенных пунктов на основании коэффициентов, представленных в приложении N 2 к настоящему Порядку. Расчет арендной платы за земельные участки, расположенные в границах городского округа "Город Чита", производится на основании коэффициентов, указанных в приложении N 3 к настоящему Порядку, исходя из принадлежности земельного участка к соответствующей экономической зоне. Экономические зоны на территории городского округа "Город Чита" указаны в приложении N 4 к настоящему Порядку.".
Согласно п.2 Порядка в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 16.02.2010 N 60 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 21 октября 2008 года N 49 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края" размер годовой арендной платы за земельные участки, кроме земельных участков, указанных в пунктах 7-10 настоящего Порядка, определяется по следующей формуле:
АП = КС х К, где:
АП - размер годовой арендной платы за земельный участок в рублях;
КС - кадастровая стоимость земельного участка (в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, то кадастровая стоимость такого земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка);
К - расчетный коэффициент, применяемый при расчете арендной платы за земельный участок.
При отсутствии установленных органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований расчетных коэффициентов расчет арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, из категории земель населенных пунктов, муниципальным районам и городским округам, за исключением городского округа "Город Чита", рекомендуется производить на основании коэффициентов, представленных в приложении N 2 к настоящему Порядку. Расчет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, из категории земель населенных пунктов, расположенных в границах городского округа "Город Чита", производится на основании коэффициентов, указанных в приложении N 3 к настоящему Порядку, исходя из вида разрешенного использования земельного участка и принадлежности земельного участка к соответствующей экономической зоне. Экономические зоны на территории городского округа "Город Чита" указаны в приложении N 4 к настоящему Порядку.
Согласно материалам дела, в том числе договору аренды, земельный участок находится в XXI экономической зоне, что соответствует описаниям приложения N 4 к Порядку (согласно акту выбора земельного участка от 13.12.2007 г. N 225/07 земельный участок расположен вдоль автодороги "Чита-Ивановка") и сторонами не оспаривается. Для данной экономической зоны для вида использования "строительство, реконструкция, реставрация объектов недвижимого имущества (за исключением жилищного строительства и комплексного освоения земель); установка временных объектов, за исключением объектов, указанных в пунктах 1, 2, 3, 16, 17 раздела V, пункте 6 раздела VII настоящего приложения; складирование строительных материалов" (земельный участок по договору был предоставлен для строительства автомобильного рынка) был установлен расчетный коэффициент 0,0033. Указанный расчетный коэффициент был неизменным во всех редакциях документа (приложение N 3 к Порядку), относящихся к спорному периоду начисления арендной платы.
Впоследствии формула расчета арендной платы изменилась, был введен корректирующий коэффициент 0,8, однако, в данной редакции п.2 Порядка к рассматриваемому периоду взыскания арендной платы не применим (изменения вступили в силу с 01.07.2011 г. - Постановление Правительства Забайкальского края от 28.06.2011 N 233).
Для расчета размера арендной платы согласно Порядку требуется определить кадастровую стоимость земельного участка.
С 01.01.2009 вступило в действие постановление Правительства Забайкальского края от 16.12.2008 N 116 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края". Для земельного участка с кадастровым номером 75:32:040362:98 была утверждена кадастровая стоимость в размере 1 087 395 258,22 руб., что отражено в кадастровом паспорте земельного участка от 16.12.2009 г. 37532/201/09-17042 (т.2 л.д.5).
Доводы общества о том, что департаментом не применен ранее установленный размер кадастровой стоимости земельного участка, отклоняются, поскольку, как следует из правовых позиций, отраженных в постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 и от 17.01.2012 г. N 10034/11, при несогласии с размером кадастровой стоимости земельного участка, определенного в установленном порядке, лицо вправе оспаривать как нормативный правовой акт, которым она установлена, в порядке главы 23 АПК РФ, так и в порядке искового производства защищать свои права в порядке реализации нормы п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ, если на спорные отношения не распространяются положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ. При этом из постановления Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 г. N 15837/11 следует, что на соответствие Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 проверяются нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, а не акты, устанавливающие размеры кадастровой стоимости земельных участков. Оспаривание же кадастровой стоимости производится в указанном порядке. Таким образом, в рамках рассмотрения дела о взыскании задолженности по арендной плате размер кадастровой стоимости земельного участка пересмотрен быть не может. Вместе с тем, общество не лишено возможности воспользоваться соответствующей судебной защитой в рамках самостоятельного процесса.
Согласно заявленным уточненным требованиям и представленному расчету задолженность по арендной плате за период с 01.01.2009 г. по 31.03.2011 г. определена следующим образом:
По договору аренды за 4 квартал 2008 г. согласно Постановлению Мэра города Читы "Об утверждении положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в муниципальном образовании городского округа город Чита" в новой редакции от 26.12.2005 N 322 подлежало уплате 94 864,82 руб.
Годовая арендная плата согласно Порядку составляет: 1 087 395 258,22 руб. х 0,0033 = 3 588 404,35 руб., соответственно, поквартально:
1 квартал 2009 г. - 897 101,09 руб.
2 квартал 2009 г. - 897 101,09 руб.
3 квартал 2009 г. - 897 101,09 руб.
4 квартал 2009 г. - 897 101,08 руб.
1 квартал 2010 г. - 897 101,09 руб.
2 квартал 2010 г. - 897 101,09 руб.
3 квартал 2010 г. - 897 101,09 руб.
4 квартал 2010 г. - 897 101,08 руб.
1 квартал 2011 г. - 897 101,09 руб.
Всего за указанные кварталы: 8 073 909,79 руб.
Таким образом, всего по договору подлежало уплате 94 864,82 руб. + 8 073 909,79 руб. = 8 168 774,61 руб.
Согласно представленным в материалы дела платежным поручениям (платежи ООО "Север" на сумму 1 331 492,82 руб. - т.2 л.д.11-19) и проведенной между сторонами сверке расчетов, о чем составлен акт (т.2 л.д.43), по договору арендаторами было уплачено 2 008 900,82 руб. (1 331 492,82 руб. (ООО "Север") + 677 408 руб. (ООО "Орион")).
Следовательно, задолженность по договору составляет 8 168 774,61 руб. - 2 008 900,82 руб. = 6 159 873,79 руб., что соответствует заявленному требованию и представленному расчету. Из расчета департамента при его сопоставлении с указанными платежными поручениями и актом сверки следует, что департаментом задолженность нарастающим итогом, суммы задолженности по датам платежей определены верно. Ответчиком расчеты не оспорены, контррасчетов не представлено.
Проверив с 04.08.2009 г. нормы Порядка на соответствие Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее Постановление N 582) применительно к имеющейся ситуации апелляционный суд приходит к следующему.
В Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 указано, что "_ применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке".
Таким образом, проверка Порядка на соответствие Постановлению N 582 осуществляется путем сравнения размеров арендной платы, если их исчислить согласно правилам этих актов.
Согласно п/п. "а" п.2 Постановления N 582 размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, в том числе, на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно п/п. "д" п.2 Постановления N 582 арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах, в том числе в размере 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, в том числе, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок был предоставлен в аренду для строительства автомобильного рынка согласно акту выбора земельного участка для строительства от 13.12.2007 г. N 225/07, земельный участок поставлен на кадастровый учет 28.07.2008 г., договор аренды заключен 27.11.2008 г. на основании распоряжения от 11.11.2008 г. N 436/р, то есть земельный участок был предоставлен в порядке ч.5 ст.30 Земельного кодекса РФ - для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Следовательно, применимым является именно п/п.д п.2 Постановления N 582.
Исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка 1 087 395 258,22 руб., годовая арендная плата, рассчитанная по Постановлению N 582, составит: 1 087 395 258,22 руб. х 2% = 21 747 905,16 руб., что в 6 раз больше, чем годовая арендная плата, рассчитанная по Порядку - 3 588 404,35 руб.
Таким образом, Порядок применительно к рассматриваемой ситуации соответствует Постановлению N 582.
Доводы общества о том, что нарушаются принципы разумного баланса частных и публичных интересов, правовой определенности, отклоняются судом, поскольку, как следует из материалов дела, увеличение размера арендной платы в сущности произошло не столько в связи с изменением методики (формулы) расчета арендной платы, сколько в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. Так, если бы арендная плата была рассчитана с применением новой методики Порядка, но применительно к предыдущей кадастровой стоимости, то арендная плата составляла бы: 537 672,13 руб. х 0,0033 = 1 774,32 руб. в год, а арендная плата, рассчитанная по постановлению N 582 применительно к предыдущей кадастровой стоимости, составляет: 537 672,13 руб. х 2% = 10 753,44 руб. в год. Вопросы же установления кадастровой стоимости и защиты прав арендатора при установлении кадастровой стоимости рассмотрены выше.
Доводы ответчика о том, что он не несет ответственности по неисполненным обязательствам предыдущего арендатора ООО "Север", о том, что департамент не поставил его в известность о наличии задолженности у ООО "Север" при даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды, о том, что департамент не извещал ООО "Север" об изменении размера арендной платы, отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Постановление Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края, и об утверждении Положения о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края" было опубликовано ("Азия-Экспресс", N53, 30.10.2008), то есть доведено до сведения всех заинтересованных лиц.
При этом, согласно п.4.2.10 договора арендатор обязан являться ежегодно до 1 марта в департамент для сверки платежей, чего, как пояснил представитель департамента, обществом не делалось.
Пунктом 5 договора от 25.01.2010 стороны установили, что покупатель принимает на себя все права и обязанности, предусмотренные Договором аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена от 27.11.2008 N 91/08, в пределах срока его действия. С момента вступления настоящего договора в силу ответственным перед арендодателем становится покупатель. Таким образом, в силу достигнутой между сторонами договоренности к ООО "Орион" как новому арендатору перешли все права и обязанности предыдущего арендатора, в том числе по внесению арендных платежей и оплате существующей на тот момент задолженности. То, что стороны - ООО "Орион" и ООО "Север" в договоре от 25.01.2010 не обозначили, существующую у ООО "Север" задолженность не является основанием для отказа истцу во взыскании суммы долга в полном объеме. В данном случае ООО "Орион", вступая в договорные отношения с ООО "Север", не урегулировав вопрос наличия/отсутствия задолженности по арендной плате, приняло на себя все риски наступления неблагоприятных последствий.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что ненадлежащее исполнение обществом обязанности по уплате арендной платы по договору и наличие задолженности по арендной плате материалами дела подтверждаются, а требование департамента о взыскании с ООО "Орион" задолженности по арендной плате в размере 6 159 873,79 руб. подлежит удовлетворению.
Относительно требований департамента о взыскании пени апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
При обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из вышеизложенного, ненадлежащее исполнение обязанности по уплате арендной платы в сумме 6 159 873,79 руб. материалами дела подтверждается.
Согласно пункту 5.2 договора аренды земельного участка в случае не уплаты платежей в установленный срок арендатор уплачивает арендодателю неустойку (пени) в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый календарный день просрочки.
Истцом расчет пени за просрочку платежа за период с 15.12.2010 по 31.12.2010 произведен из расчета 0,1% (исходя из суммы задолженности 5 333 180,70 руб. до 20.12.2010 г. и 5 302 772,7 руб. за период с 21.12.2010 г. по 31.12.2010 г., периоды просрочки 6 и 11 дней соответственно), за период с 01.01.2011 по 17.03.2011 расчет пени произведен с учетом изменений, внесенных на основании приказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 31.12.2010 N 151 с 01.01.2011 из расчета 0,01% (исходя из сумм задолженности 5 302 772,7 руб. за период с 01.01.2011 г. по 23.02.2011 г. (54 дня), 5 262 772,7 руб. за период с 24.02.2011 г. по 14.03.2011 г. (19 дней), 6 159 873,78 руб. за период с 15.03.2011 г. по 17.03.2011 г. (3 дня), в связи с чем общая сумма неустойки за просрочку платежа составила 130 811,78 руб.
Данный расчет проверен и признается верным, оснований для его изменения не установлено. Ответчиком расчет не оспорен, контррасчетов не представлено. Ответчиком ходатайства о снижении подлежащей к взысканию суммы неустойки не заявлено.
Таким образом, требование департамента о взыскании с ООО "Орион" неустойки в сумме 130 811,78 руб. подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании выше изложенного, с ООО "Орион" в пользу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края подлежит взысканию задолженность по договору аренды в размере 6 159 873,79 руб., пени в размере 130 811,78 руб., всего 6 290 685,57 руб.
Поскольку истец от уплаты государственной пошлины освобожден, расходы по ее уплате в федеральный бюджет Российской Федерации, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в сумме 54 453,43 руб. относятся на ответчика.
В связи с удовлетворением требований департамента государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 июля 2012 года по делу N А78-3662/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Орион" (ОГРН 1097536007458, ИНН 7536106040, место нахождения: 672000, г. Чита, ул. Бутина, 93, пом. 1) в пользу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН место нахождения: 672000, г. Чита, ул. Амурская, 68, 7536095984) задолженность по договору аренды в размере 6 159 873,79 руб., пени в размере 130 811,78 руб., всего 6 290 685,57 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Орион" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 54 453,43 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.Н.Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3662/2011
Истец: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Ответчик: ООО "Орион"
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2637/12
22.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5760/12
17.10.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2637/12
13.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3566/12
14.06.2012 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2637/12
13.07.2011 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-3662/11