г. Челябинск |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А76-21884/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12 марта 2013 года по делу N А76-21884/2012 (судья Котляров Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" - Иванова Т.В. (паспорт, доверенность от 02.07.2012 года N 55/12);
Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 - Тарыкина О.В. (служебное удостоверение, доверенность от 01.01.2013 N 42).
Открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат" (далее - заявитель, ОАО "ЧМК", общество, страхователь) обратилось с заявлением к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 3 (далее - заинтересованное лицо, учреждение, фонд, ФСС) о признании незаконным решения об установлении ОАО "ЧМК" надбавки в размере 4% к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с июля 2012 года, выраженное в уведомлении ФСС от 20.12.2012 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний об установлении ОАО "ЧМК" надбавки к страховому тарифу в размере 4% и установлении в связи с этим страхового тарифа в размере 1,98%; о признании незаконным решения ФСС об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 15883н/с от 20.11.2012, в части, вступившей в законную силу, относительно: установления задолженности страхователя в размере 1 000 719 руб. 74 коп., из которых задолженность по сумме страховых взносов составляет 996 817 руб. 12 коп., по сумме пени 3 902 руб. 62 коп., и решения о внесении исправлений в документы бухгалтерского учета (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненных требований - т. 1, л.д. 105-106, 116-117, 130-131).
Решением суда от 12 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, общество обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество полагает, что суд первой инстанции не дал никакой правовой оценки доводам относительно незаконности решения ФСС N 15883н/с от 20.11.2012, что привело суд первой инстанции к неверным выводам об отсутствии нарушения интересов общества в экономической сфере.
По мнению общества, оспариваемые решения неразрывно связаны между собой и решение об установлении надбавки к тарифу в размере 4%, хотя само и не накладывает на общество обязанности по уплате дополнительных средств, тем не менее, является основанием для принятия решения ФСС N 15883н/с от 20.11.2012 о доначислении суммы страховых взносов за 3 квартал 2012 года, что является основанием для доначислений страховых взносов по всем последующим периодам.
Общество считает, что установление надбавки это право страховщика, предусмотренное ст. 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), а не обязанность, и возможность ее установления, является мерой экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда, следовательно, возможность установления надбавки к страховому тарифу призвана стимулировать страхователей на улучшение условий труда, снижение производственного травматизма.
С учетом изложенного, заявитель считает, что решение ФСС о надбавке к страховому тарифу в размере 4%, подлежащего применению при уплате обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с июля 2012 года, и решение ФСС N 15883н/с от 20.11.2012, вынесенное по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки обязательной отчетности общества по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2012 года, в части, вступившей в законную силу, нарушают права общества как плательщика страховых взносов, что привело к необоснованной дополнительной уплате взносов в размере 1 000 719 руб. 74 коп.
До начала судебного заседания от заявителя поступили письменные пояснения по делу, в которых общество полагает, что для правильного определения размера страховых взносов необходимо использовать Методику, принятую во исполнение Правил, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н, а не Методику, принятую во исполнение Правил, утвержденных постановление ФСС РФ от 05.02.2012 N 11.
ФСС представил в дело письменный отзыв на жалобу - надбавка к страховому тарифу общества установлена с соблюдением условий, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, в сроки и в порядке действующих с 14.06.2012 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N524). Размер надбавки к страховому тарифу определен в соответствии с действующей Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.08.2012 N 39н.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на доводах жалобы, а представитель заинтересованного лица отклонил ее доводы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).
Как следует из материалов дела, во исполнение Правил N 524 приказом ФСС от 29.06.2012 N 1036/12 страхователю установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с июля месяца 2012 года в размере 40 %, в соответствии с расчетом (т. 1, л.д. 23, 60, 61).
Фонд направил страхователю уведомление от 02.07.2012 о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в котором указано, что основным видом деятельности общества является производство чугуна, ферросплавов, стали, горячекатаного проката и холоднокатаного листового (плоского) проката, ОКВЭВД 27.1 (т. 1, л.д. 22).
ФСС проведена документальная камеральная проверка страхователя по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование по форме 4-ФСС РФ за 9 месяцев 2012 года, по результат которой составлен акт камеральной проверки от 18.10.2012 N 15883н/с.
По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 20.11.2012 N 15883н/с об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страхователю предложено перечислить страховщику недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 9 469 732 руб. 62 коп., а также пени за несвоевременную уплату взносов в сумме 129 876 руб. (т. 1, л.д. 81-82).
Приказом от 18.12.2012 N 1781/2012 со ссылкой на Постановление N 524 внесены изменения в Приказ от 29.06.2012 N 1036/12 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страхователю установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с июля месяца 2012 года в размере 4 %, в соответствии с расчетом, данные документы направлены в адрес общества уведомлением от 20.12.2012 (т. 1, л.д. 63, 64, 65-66, 88, 89-90).
Не согласившись с решением ФСС, страхователь обратился с жалобой в вышестоящий орган (т. 1, л.д. 83-84).
Решением от 18.01.2013 N 1 решение от 20.11.2012 N 15883н/с изменено в части размера сумм недоимки по страховым взносам и пени, а именно, п. 2 резолютивной части изложен в следующей редакции: "Предложить ОАО "Челябинский металлургический комбинат: перечислить в добровольном порядке с учетом перечисленной недоимки в сумме 11 987 743 руб. 76 коп.; недоимку в сумме 49 8409 руб. 12 коп. (КБК 39310202050071000160), перечислить в добровольном порядке с учетом перечисленной пени в сумме 92 801 руб. 11 коп.; пени в сумме 3 902 руб. 62 коп. (КБК 39310202050072000160) на расчетный (текущий) счет N 4010181040000010801, ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, г.Челябинск, БИК 047501001; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета" (т. 1, л.д. 86-87).
Фонд требованием об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей от 21.12.2012 N 15883н/с определил срок до 09.01.2013 для добровольного погашения недоимки по страховым взносам, пеням, а также предложено страхователю отразить сумму недоимки по акту в бухгалтерском учете и в расчете по форме 4-ФСС РФ (т.1, л.д. 91).
Не согласившись с решением ФСС, страхователь обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствие оснований для признания спорных ненормативных правовых актов недействительными, так как представленный ФСС расчет установления надбавки в размере 4 % соответствует требованиям Постановления Правительства N 524, Методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом ст. 198, 200, 201 Кодекса, приходит к следующему.
Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения (постановления), действий (бездействия) государственного органа, должностного лица, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 125-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу п. 1, п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно изменениям, внесенным в ст. 22 Федерального закона Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 06.11.2011 N 300-ФЗ), размер надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года.
В силу п. 3 Правил N 524 размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году: отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов; количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих; количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
Во исполнение приведенных Правил, приказом Министерства труда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика), действующая с 18.09.2012.
Методикой определено, что для страхователей, показатели которых соответствуют условиям установления становления надбавки, рассчитывается по формуле:. Где "", "", "" - показатели "a", "b", "c", рассчитанные для каждого страхователя; "", "", "" - значения показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя, утвержденные в соответствии с п. 3 Методики; "q1" - коэффициент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя, рассчитывается как отношение разницы числа рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих по условиям труда, и числа рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, к общему количеству рабочих мест страхователя; "q2" - коэффициент проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя, рассчитывается как отношение числа работников, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, к числу всех работников, подлежащих данным видам осмотра, у страхователя.
Коэффициент "q1" рассчитывается по формуле: q1 = (q11 - q13)/q12, где "q11" - число рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда на 1 января текущего календарного года организацией, аккредитованной в установленном порядке, на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда; "q12" - число рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; "q13" - число рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
Коэффициент "q2" рассчитывается по формуле: q2 = q21/q22, где "q21" - число работников, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами на 1 января текущего календарного года; "q22" - число всех работников, подлежащих данным видам осмотра, у страхователя.
Для расчета коэффициентов используются сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, отраженных страхователем в соответствующем разделе формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
При расчетных значениях (1 - q1) и (или) (1 - q2), равных нулю, значения по данным показателям устанавливаются в размере 0,1 соответственно.
В данном случае "q1" - коэффициент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя - 0; q2" - коэффициент проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя - 1 (14013/14540). При условии значения (1 - q2) равном 0, значение по данному показателю устанавливаются в размере 0,1, следовательно, результат расчета равен 4 % ((0,07/0,06+3,13/2,09+86,18/51,41)/3-1 Ч(1-0) Ч0,1Ч100).
Методикой определено, что для страхователей, показатели которых соответствуют условиям установления скидки, рассчитывается по формуле:.Где "С" - размер скидки; "", "", "" - показатели "a", "b", "c", рассчитанные для каждого страхователя; "", "", ""- значения показателей по виду экономической деятельности; "q1" - коэффициент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя, рассчитывается как отношение разницы числа рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих по условиям труда, и числа рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, к общему количеству рабочих мест страхователя; "q2" - коэффициент проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя, рассчитывается как отношение числа работников, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, к числу всех работников, подлежащих данным видам осмотра, у страхователя.
Коэффициент "q1" рассчитывается по формуле: q1 = (q11 - q13)/q12, где "q11" - число рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда на 1 января текущего календарного года организацией, аккредитованной в установленном порядке, на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда; "q12" - число рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; "q13" - число рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
Коэффициент "q2" рассчитывается по формуле: q2 = q21/q22, где "q21" - число работников, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами на 1 января текущего календарного года; "q22" - число всех работников, подлежащих данным видам осмотра, у страхователя.
Для расчета коэффициентов используются сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, отраженных страхователем в соответствующем разделе формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.03.2012 N 75 утверждены средние значения основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году, согласно которому коду 27.1 - производство чугуна, ферросплавов, стали, горячекатаного проката и холоднокатаного листового (плоского) проката соответствуют показатели: количества дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности на один страховой случай ("cвэд"), равный 51,41; количества страховых случаев по виду экономической деятельности на тысячу работающих ("bвэд"), равный 2,09; отношения суммы обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи со всеми страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ("aвэд"), равный 0,06.
Анализируя расчет фонда, представленный в материалы дела (т. 1, л.д. 69-71), суд апелляционной инстанции приходит к выводам, что расчет соответствует Методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, требованиям постановления Правительства N 524, следовательно, довод общества о завышенном размере страховых взносов отклонен, решение ФСС признано правомерным, таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что хотя суд первой инстанции в своем решении ошибочно ссылается на формулу (необходимо ссылаться на формулу ), но при этом пришел к правильному выводу о том, что расчет соответствует Методике расчета (т. 1, л.д. 69-71) и требованиям постановления Правительства N 524.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом по вышеуказанным мотивам и основаниям.
Оспоренные ОАО "ЧМК" ненормативные правовые акты ФСС соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем не могут нарушать законные права и интересы страхователя в соответствующей сфере.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12 марта 2013 года по делу N А76-21884/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-21884/2012
Истец: ОАО "Челябинский металлургический комбинат", ОАО "ЧМК"
Ответчик: ГУ - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Челябинский филиал N 3, ГУ ЧРО ФСС РФ Челябинский филиал N 3
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15606/13
25.12.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12815/13
15.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15606/13
24.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15606/13
26.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7347/13
27.05.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4277/13
12.03.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-21884/12