г. Пермь |
|
01 июля 2013 г. |
Дело N А50-549/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Нилоговой Т.С.
судей Казаковцевой Т.В.,
Булкиной А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пыленковой Т.А.,
при участии:
от заявителя жалобы - уполномоченного органа ФНС России (Управления ФНС России по Пермскому краю): Боронникова Ю.Ю., доверенность от 23.05.2013, удостоверение,
от конкурсного управляющего должника (ФГУП Племенной завод "Верхнемуллинский") Гурьева А.В.: Гришина М.П., доверенность от 10.12.2012, паспорт,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу уполномоченного органа ФНС России (Управления ФНС России по Пермскому краю)
на определение Арбитражного суда Пермского края
от 16 мая 2013 года
об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов,
принятое судьей Хайруллиной Е.Ф.,
в рамках дела N А50-549/2008
о признании ФГУП Племенной завод "Верхнемуллинский" (ИНН 5948001036, ОГРН 1025901215460) несостоятельным (банкротом),
установил:
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.06.2008 ФГУП Племенной завод "Верхнемуллинский" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от 04.05.2011 конкурсным управляющим должника утвержден Гурьев А.В.
06.12.2012 в арбитражный суд поступило заявление уполномоченного органа ФНС России (Управления ФНС России по Пермскому краю) (далее - уполномоченный орган, ФНС России) о признании недействительным решения собрания кредиторов должника от 13.11.2012 по первому вопросу повестки дня об одобрении списания с баланса должника федерального имущества: теплотрассы к стройцеху протяженностью 50 п.м, адрес: Пермский край, Пермский район, Гамовское с/п, село Гамово; газоснабжения СБ-1,5, адрес: Пермский край, Пермский район, Гамовское с/п, село Гамово; газоснабжения КЗС-20, адрес: Пермский край, Пермский район, Гамовское с/п, село Гамово.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 16.05.2013 в удовлетворении заявления уполномоченному органу отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый об удовлетворении его требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе ее заявитель отмечает, что при вынесении обжалуемого определения суд необоснованно принял во внимание пояснения представителя конкурсного управляющего о том, что решение о списании принято в отношении имущества, которое не было включено в конкурсную массу, как ранее списанное на основании соответствующих приказов и иных документов о списании. Однако, по мнению уполномоченного органа, конкурсный управляющий должника, действуя недобросовестно, принял решение получить одобрение собрания кредиторов на то, чтобы не исполнять возложенные на него действующим законодательством о банкротстве обязанности, пытаясь избежать при этом ответственности и переложить ее на кредиторов. Кроме того заявитель жалобы не соглашается с выводом суда о недоказанности уполномоченным органом нарушенных прав. Отмечает, что судом не учтено, что списание имущества должника и, как следствие, исключение его из конкурсной массы, приведет к тому, что цель конкурсного производства - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов, не будет достигнута, ввиду того, что активов должника будет недостаточно для удовлетворения требований. Кроме того указывает, что к процедуре конкурсного производства должника применяются положения §3 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в этой связи полагает, что имущество должника, в отношении которого спорным собранием принято решение о списании, подлежит включению в состав предприятия должника и реализации в составе единого сельскохозяйственного комплекса, в порядке ст.179 Закона о банкротстве. Помимо этого апеллянт обращает внимание на то, что решения и действия по списанию федерального имущества с баланса предприятия в соответствии с приказом Минсельхоза от 17.06.2011 N 178, приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 принимаются исключительно руководителем организации, а в процедуре конкурсного производства, исходя из положений ст.126 Закона о банкротстве - конкурсным управляющим. Таким образом, заявитель жалобы считает, что при принятии обжалуемого решения были превышены пределы компетенции собрания кредиторов, а также нарушены нормы права, определяющие порядок списания такого имущества.
До начала судебного заседания от конкурсного управляющего должника поступил письменный отзыв, согласно которому позицию апеллянта считает необоснованной, обжалуемое определение - законным.
От иных лиц, участвующих в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, на отмене определения суда настаивал.
Представитель конкурсного управляющего по мотивам, изложенным в письменном отзыве, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Все лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу ст.ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 13.11.2012 состоялось собрание кредиторов должника, в повестку дня которого входило принятие решений, в том числе по вопросу об одобрении списания федерального имущества: теплотрассы к стройцеху протяженностью 50 п.м, адрес: Пермский край, Пермский район, Гамовское с/п, село Гамово; газоснабжения СБ-1,5, адрес: Пермский край, Пермский район, Гамовское с/п, село Гамово; газоснабжения КЗС-20, адрес: Пермский край, Пермский район, Гамовское с/п, село Гамово
По результатам голосования собранием кредиторов по указанному вопросу было принято решение об одобрении списания с баланса должника федерального имущества.
Ссылаясь на то, что вышеуказанное решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы должника, выходит за рамки компетенции собрания кредиторов и противоречит нормам действующего законодательства о банкротстве, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности ФНС России нарушений его прав и законных интересов обжалуемым решением, а также из отсутствия нарушений компетенции собрания кредиторов и порядка принятия оспариваемого решения.
Исследовав материалы дела в порядке ст.71 АПК РФ, проанализировав нормы права, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
В случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц (п.4 ст.15 Закона о банкротстве).
Таким образом, признание решения собрания кредиторов недействительным возможно в двух случаях: если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц или если решение собрания кредиторов принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов.
При рассмотрении спора судом установлено, материалами дела подтверждено и участвующими в деле лицами не опровергнуто, что спорное собрание кредиторов от 13.11.2012 проведено в соответствии с требованиями ст.12 Закона о банкротстве. На собрании присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, рассматриваемое решение принято большинством голосов при наличии кворума (л.д.12-13).
В обоснование незаконности оспариваемого решения собрания кредиторов уполномоченный орган ссылался на то, что списание имущества должника, не подлежащего в порядке п.2 ст.131 Закона о банкротстве исключению из конкурсной массы, противоречит п.1 ст.131 того же Закона и, как следствие, приводит к невозможности получения от его реализации денежных средств, необходимых для расчетов с кредиторами, в том числе уполномоченного органа, что противоречит целям конкурсного производства и нарушает интересы кредиторов должника. Кроме того указывал на то, что при списании имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного за должником на праве хозяйственного ведения, необходимо первоначально получить согласованный с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом) и государственной академией наук, в ведении которых находится организация, в устанавливаемом порядке оформленный комиссией акт о списании недвижимого имущества, который на спорное собрание конкурсным управляющим представлен не был.
Рассматривая данные доводы, суд первой инстанции, установил, что решение об одобрении списания принято в отношении имущества, которое не было включено в конкурсную массу, при этом списание имущества было произведено с баланса предприятия еще на основании приказов должника от 27.12.2010 N 65/1 и от 29.10.2012 N 72/1 "О списании объектов недвижимого имущества", актов о списании объекта основных средств от 27.12.2010 N 000000004, N 00000002, акта осмотра объекта федерального имущества от 24.10.2012, протокола заседания комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества от 26.10.2012 (л.д.19-36).
Из содержания указанных документов суд усмотрел, что спорное имущество списано с баланса предприятия в связи с непригодностью для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной утраты потребительских свойств. Так, в частности, на объекте газоснабжение КЗС-20 проржавели трубы, соединения труб местами разгерметизированы, задвижки проржавели, не обеспечивая необходимый угол тепла, краны проржавели и не функционируют, запорная и регулирующая арматура имеет свищи и трещины, уплотнительные взаимоприлегаемые детали в царапинах и забоинах. Такие объекты, как газоснабжение СБ-1,5 и теплотрасса к стройцеху разрушены, восстановлению не подлежат.
Кроме того суд установил, что соответствующие документы о списании объектов 09.11.2011 были направлены конкурсным управляющим должника в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом для согласования решения о списании (л.д.34).
Согласно представленному в дело ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 13.12.2011 последний указал на то, что его полномочия собственника имущества должника прекращены с даты открытия конкурсного производства, что списание объектов недвижимости с баланса должника осуществляется по решению собрания кредиторов и при условии соблюдения требований, установленных приказом Минсельхоза России от 17.06.2011 N 178 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества" (л.д.38).
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд обоснованно счел, что на спорном собрании кредиторами фактически принято решение об одобрении действий конкурсного управляющего по уже состоявшемуся списанию спорного имущества, которое произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления уполномоченного органа.
Иных доводов, позволяющих сделать вывод о нарушении рассматриваемым решением прав кредиторов должника, ФНС России заявлено не было.
Утверждение уполномоченного органа о том, что конкурсный управляющий, действуя недобросовестно, принял решение получить одобрение собрания кредиторов с тем, чтобы не исполнять возложенные на него действующим законодательством о банкротстве обязанности, пытаясь избежать при этом ответственности и переложить ее на кредиторов, подлежит отклонению.
Во-первых, как установлено выше, в рассматриваемой ситуации списание имущества было произведено ранее, на собрании кредиторов были одобрены только действия по списанию имущества, которое не было включено в конкурсную массу.
Во-вторых, одобрение собранием кредиторов ранее совершенных или планируемых действий конкурсного управляющего по списанию имущества должника не освобождает последнего от ответственности, если списание имущества произведено с нарушением требований закона и привело к нарушению прав и интересов кредиторов и должника. Риск несения соответствующей ответственности за незаконные действия по списанию всегда остается на конкурсном управляющем, поскольку он является именно тем лицом, которое принимает решение о списании имущества с бухгалтерского учета должника и несет ответственность за принятое решение.
Вместе с тем, в данном случае незаконность действий по списанию спорного имущества на основании приказов в 2010 году судом не установлена.
Доказательств обратного суду апелляционной инстанции не представлено (ст.65 АПК РФ).
Совершение конкурсным управляющим формальных действий по включению спорного имущества в конкурсную массу должника, оценке, и продаже этого имущества повлекло бы большие затраты, нежели стоимость этого имущества, с учетом его полного физического износа и непригодности к использованию по назначению.
Кроме того, действия конкурсного управляющего по проведенной инвентаризации и по невключению в конкурсную массу какого-либо имущества должника уполномоченным органом не обжаловались.
При таких обстоятельствах оснований считать действия конкурсного управляющего по списанию имущества недобросовестными и влекущими нарушение права и законных интересов должника и кредиторов ну суда апелляционной инстанции е имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на наличие у должника правового статуса сельскохозяйственной организации признаются несостоятельными, поскольку наличие такого статуса у должника в данном случае правового значения не имеет.
Указание апеллянта на то, что оспариваемое решение собрания кредиторов принято вне пределов компетенции собрания кредиторов, поскольку решения и действия по списанию федерального имущества с баланса предприятия в процедуре конкурсного производства принимаются конкурсным управляющим, не может быть принято во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку с учетом конкретных обстоятельств дела, а также того, что Закон о банкротстве не содержит в себе какой-либо закрытый перечень вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов, оспариваемое решение собрания кредиторов объективно не нарушает чьих-либо прав и интересов.
С учетом изложенного определение суда от 16.05.2013 отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению, не подлежат, поскольку оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, с учетом обозначенных в жалобе доводов, суд апелляционной инстанции не усматривает.
В силу п.35.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" по результатам рассмотрения жалобы на определение о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов (п.5 ст.15 Закона о банкротстве) суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое является окончательным (п.3 ст.61 Закона о банкротстве).
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2013 года по делу N А50-549/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление является окончательным, обжалованию в порядке кассационного производства не подлежит.
Председательствующий |
Т.С. Нилогова |
Судьи |
Т.В. Казаковцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-549/2008
Должник: ФГУП племенной завод "Верхнемуллинский", ФГУП племенной завод "Верхнемуллинский"*
Кредитор: ГУ ПРО ФСС РФ, ИФНС России по Пермскому району, ООО "Межрегиональная консалтинговая группа "ТехноБизнес", ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья", УФНС России по Пермскому краю, ФГУП "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ, ФГУП "Государственный проектно-изыскательный институт земельно-кадастровых съемок" (ФГУП "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ), Ф-л ОАО "МРСК Урала" - "Пермэнерго"
Третье лицо: (ИФНС России по Пермскому району Пермского края), Волк Евгений Валерьевич, Главный судебный пристав по Пермскому краю Безгинов В. А., ГУ ОФССП по Пермскому р-ну ПК, ГУ ФРС по ПК, Гурьев Анатолий Вадимович, Министерство сельского хозяйства РФ, Мотовилихинское ОСБ ЗУБа Сбербанка России г. Перми, НП "Российская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", НП "РСОПАУ" в Пермской области, ООО "Верхнемуллинский", Пермский районный суд ПО, представитель собственника имущества ТУ ФАУФИ по ПК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК, Управление ФНС России по Пермскому краю, УФНС России по ПК
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5289/09
01.10.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2781/09
16.09.2015 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
20.07.2015 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
22.05.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2781/09
07.05.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2781/09
02.12.2014 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
12.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14693/13
23.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14693/13
22.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14693/13
07.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14693/13
24.07.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2781/09
02.07.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2781/09
01.07.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2781/09
05.06.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2781/09
05.06.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
25.01.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2781/09
25.01.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
20.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5289/09-С4
20.04.2010 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
16.02.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2781/09
16.02.2010 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
30.12.2009 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2781/09
26.10.2009 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
30.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5289/09-С4
30.07.2009 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
21.04.2009 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
05.03.2009 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
02.03.2009 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
28.08.2008 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08
18.06.2008 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-549/08