г. Самара |
|
31 июля 2013 г. |
Дело N А55-60/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сальмановым А.Р.,
с участием:
от Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте - Яхунькин А.А., доверенность от 15 мая 2013 года N 130,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
от Главы городского округа Самара - Горшков В.В., доверенность от 25 декабря 2012 года N 3-01-02/10375,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Игнатенко Т.В., доверенность от 17 декабря 2012 года N 14074,
от ОАО "РЖД" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2013 года по делу N А55-60/2013 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте, г. Самара,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самары, г. Самара,
к Главе городского округа Самара, г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо - ОАО "РЖД",
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Средневолжское линейное управление МВД России на транспорте обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решений Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, изложенных в письмах от 05 октября 2012 года N 15-07-06/42074 и от 04.12.2012 года N 39-15-06/9442 о нецелесообразности передачи в федеральную собственность помещений в нежилом здании, находящемся по адресу: Самарская область, Железнодорожный район, ул. Спортивная, дом 1, литера внутренняя ЕЕ1, площадью 298,7 кв.м. - 1 этаж, комнаты NN 89-94, 115-119, подвал: комнаты NN 4,8,9,11-13,16,17,20-22, а также нежилого помещения площадью 1140,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Чапаевская, угол ул. Льва Толстого, дом 153/43-45, литера Д-Д3 и обязании предоставить в адрес ТУФАУГИ необходимые для передачи документы.
Определением от 01.03.2013 года в качестве заявителя привлечено Территориальное управление ФАУГИ в Самарской области (л.д. - 112).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.04.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что разграничение собственности по уровням государственной и муниципальной власти - обеспечение каждого уровня власти тем имуществом, которое необходимо для осуществления функций, отнесенных к компетенции соответствующего уровня власти.
Основанием отнесения имущества к определенному уровню собственности служит назначение имущества.
Податель жалобы ссылается на то, что данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении ВАС РФ от 17.04.2013 г. N ВАС-4042/13 по делу N А51-14863/2011, постановлении ФАС Поволжского округа от 17.05.2010 г. по делу N А12-15980/2009, а также решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10500/2010.
Не согласившись с выводами суда, Средневолжское ЛУ МВД России на транспорте также подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что в качестве обоснования отказа в удовлетворении требований, приведены положения Постановления Конституционного Суда от 30.06.2006 N 8-П, предусматривающие, что безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, ссылка суда на указанное Постановление является неправильным применением норм материального права, поскольку оно содержит в себе положения, регулирующие правоотношения между иными публичными образованиями, чем участвующие в рассматриваемом споре стороны.
Податель жалобы считает, что в Законе "О полиции" содержится соответствующее правовой позиции Конституционного Суда императивное требование о передаче необходимых для обеспечения деятельности полиции, помещений, находящихся в муниципальной собственности, в федеральную собственность, что влечет безусловное признание собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимости. Указанное требование закона и было нарушено органами местного самоуправления г.о. Самара при направлении писем от 05 октября 2012 г. N 15-07-06/42074 и от 04 декабря 2012 г. N 39-15-06/9442 о нецелесообразности передачи в федеральную собственность спорных помещений.
Податель жалобы считает резолютивную часть решения суда не соответствующей требованиям ч. 4 ст. 201 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Главы городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара считают решение суда законным и обоснованным.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и ОАО "РЖД" в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель - Средневолжское линейное управление МВД России на транспорте занимает и использует следующие объекты недвижимого имущества: помещения в нежилом здании, находящемся по адресу: Самарская область, Железнодорожный район, ул. Спортивная, дом 1, литера внутренняя ЕЕ1, площадью 298,7 кв.м. - 1 этаж, комнаты N N 89-94, 115-119, подвал: комнаты NN 4,8,9,11-13,16,17,20-22, а также нежилое помещение площадью 1140,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Чапаевская, угол ул. Льва Толстого, дом 153/43-45, литера Д-Д3.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Средневолжское ЛУ МВД России на транспорте обратилось в органы местного самоуправления г.о. Самара с заявлением о передаче в федеральную собственность указанных объектов недвижимого имущества, занимаемых федеральными органами государственной власти на основании п. 9 ст. 54 Федерального закона N 3-ФЗ от 07.02.2011 года "О полиции", статьи 154 ФЗ N 122-ФЗ "О внесении изменений..." (том 1 л.д. - 167).
Рассмотрев указанные обращения, первый заместитель главы города Самары письмом от 04.12.2012 года сообщил о нецелесообразности передачи указанного имущества в федеральную собственность, аналогичную позицию изложил и Департамент управления имуществом городского округа Самара (том 1 л.д. - 5-6, 8-9) в письмах от 05 октября 2012 г. N 15-07-06/42074 и от 04 декабря 2012 г. N 39-15-06/9442.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанных решений незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перераспределение имущества осуществляется в порядке и на основании Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 статьи 154, в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"), от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества г.о. Самара от 27.02.2013 года N 15-07-06/10224 (том 1 л.д. - 151) объект недвижимости - нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, Железнодорожный район, ул. Спортивная, дом 1, литера внутренняя ЕЕ1, площадью 298,7 кв.м. - 1 этаж, комнаты NN 89-94, 115119, подвал: комнаты NN 4,8,9,11-13,16,17,20-22, является собственностью г.о. Самара.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества г.о. Самара от 27.02.2013 года N 15 -07-06/10223 (том 1 л.д. - 157) объект недвижимости - нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, Самарский район, ул. Чапаевская/ул. Льва Толстого, дом 153/43-45 литера внутренняя Д общей площадью 1140,7 кв.м. является собственностью г.о. Самара на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов N 222 от 17.09.1992 года (том 1 л.д. - 157).
В соответствии с положениями пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) находящееся в муниципальной собственности имущество, предназначенное для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность.
Порядок (процедура) безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность определяется положениями части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Заявитель использует спорные помещения, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Самара на основании договора N 000462Л от 15.06.2009 года и Договора N 000105Л от 13.11.2001 года безвозмездного пользования ( том 1 л.д. -90-98, 100-106).
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации включает в себя, направление органом государственной власти субъекта Российской Федерации предложений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества, а также - принятие федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества (абзацы пятнадцатый - семнадцатый и девятнадцатый), при этом передача имущества из собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации, не включенного в указанные предложения, не допускается (абзац восемнадцатый).
Во исполнение вышеуказанного пункта было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, где в пункте 2 также указано, что для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную в первую очередь необходимо представить предложения муниципального образования о передаче имущества в федеральную собственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке (пункт 3.2).
Суд первой инстанции, установив, что такого предложения о передаче спорных помещений в федеральную собственность от органов местного самоуправления городского округа Самара не поступало, принимая во внимание отсутствие решения, принятого в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную, пришел к правильному выводу о том, что требования заявителей необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой - Постановление ФАС Поволжского округа от 31 января 2013 г. по делу N А55-9635/2012.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Средневолжским ЛУ МВД России на транспорте, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 апреля 2013 года по делу N А55-60/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-60/2013
Истец: Средневолжское ЛУ МВД России на транспорте, ТУ Росимущества в Самарской области
Ответчик: Администрация городского округа Самары, Глава городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: ОАО "РЖД" филиал Куйбышевская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"