Заключение
Счетной палаты Российской Федерации по отчету об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год, представленному Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в форме проекта федерального закона
Приложение
к письму Счетной палаты РФ
от 9 октября 2007 г. N 01-1452/14-02
Общие положения
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) создан на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
ФОМС осуществляет свою деятельность на основании Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 795, от 30 декабря 2006 г. N 861). При этом до настоящего времени отсутствует федеральный закон, определяющий правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации ФОМС.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 1281-р утвержден состав правления ФОМС в количестве 11 человек. Председателем правления избран Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабов.
Согласно пункту 19 Устава ФОМС заседания Правления должны проводиться не реже одного раза в 3 месяца. В 2006 году проведено только 3 (три) заседания, что не соответствует требованию пункта 19 действующего Устава. Заседания Правления не проводились в период с 19 мая по 26 декабря 2006 года.
Общая характеристика исполнения Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год"
В 2006 году ФОМС как участник бюджетного процесса (статьи 152 и 164 Бюджетного кодекса Российской Федерации) осуществлял свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 18 февраля 2006 г. N 27-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 249-ФЗ) "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год".
Исполнение бюджета ФОМС за 2006 год осуществлялось на основании законодательных актов, иных нормативных правовых актов и методических документов по обязательному медицинскому страхованию (приложение N 1 "Перечень нормативных правовых актов").
В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" бюджет по доходам утвержден в сумме 115 980 467,1 тыс. рублей, по расходам - в сумме 115 940 467,1 тыс. рублей.
Кроме того, подпунктом б) части второй статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" утверждены ассигнования федерального бюджета в сумме до 10 000 000,0 тыс. рублей сверх сумм, установленных приложением 2 к названному закону, направляемые ФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.
Бюджет ФОМС на 2006 год исполнен по доходам в сумме 125 523 999,5 тыс. рублей, по расходам в сумме 119 406 553,0 тыс. рублей. Остатки средств на счетах ФОМС по состоянию на 1 января 2006 года составляли 11 569 532,9 тыс. рублей (13,3% от общей суммы доходов), на 1 января 2007 года - 17 686 979,4 тыс. рублей (14,1% от общей суммы доходов).
По отдельным разделам наблюдаются факты значительного недоиспользованных финансовых средств по сравнению с утвержденными законом всего на общую сумму 7 870 275,1 тыс. рублей, или 6,67% от предусмотренной суммы финансирования.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года определены основные приоритеты. Особое внимание уделено вопросам состояния здравоохранения. Прежде всего, это относится к обеспечению доступности и качества медицинской помощи, возрождению профилактики заболеваний. Решение этой задачи потребует, в том числе изменений сложившихся механизмов финансирования.
Президентом Российской Федерации также было отмечено о необходимости восстановления престижа и общественной значимости профессии врача, создания условий для привлечения в здравоохранение квалифицированных кадров, технического перевооружения и развития этой отрасли.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранение осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
ФОМС в пределах своей компетенции участвовал в разработке программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, оказывал методологическую помощь в разработке проектов бюджетов территориальных фондов ОМС и отчетов об исполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования.
В проверяемом периоде продолжается проведение реформы системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, значительная часть натуральных льгот переведена в денежную форму. Объемы бюджетного финансирования системы социальной поддержки населения значительно увеличены.
Однако последствия принимаемых решений по монетизации льгот и механизмы их реализации оказались не до конца проработанными.
Следует отметить, что до настоящего времени первоначальная оценка бюджетных затрат на проведение реформы системы социальной поддержки населения была неоправданно занижена. Кроме того, объем государственных гарантий в сфере здравоохранения по Российской Федерации до настоящего времени законодательно не закреплен.
Президентом Российской Федерации был сделан акцент на выявление, профилактику и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, а также заболеваний, имеющих высокий уровень смертности среди населения, в рамках национального проекта "Здоровье", необходимости принятия эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи для решения демографических проблем в стране.
В целях реализации задач, изложенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года и 10 мая 2006 года по Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р, ФОМС принимал участие в разработке законопроекта об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации. До настоящего времени Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании" не принят.
Президентом Российской Федерации был сделан акцент на выявление, профилактику и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, а также заболеваний, имеющих высокий уровень смертности среди населения, в рамках национального проекта "Здоровье", необходимости принятия эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи для решения демографических проблем в стране.
Анализ исполнения доходных и расходных статей бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 18 февраля 2006 г. N 27-ФЗ, от 29 декабря 2006 г. N 249-ФЗ) "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" утверждена доходная часть бюджета в сумме 115 980 467,1 тыс. рублей. Подпунктом б) части второй статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" утверждены ассигнования федерального бюджета в сумме до 10 000 000,0 тыс. рублей сверх сумм, установленных приложением 2 к названному закону, направляемые ФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.
Фактически за 2006 год доходы ФОМС, включая прочие неналоговые поступления и штрафные санкции, составили 55 830 052,4 тыс. рублей (или 99,2% к годовой плановой сумме), что меньше утвержденных годовых назначений на 456 467,5 тыс. рублей.
Исполнение доходной части бюджета ФОМС по кодам бюджетной классификации Российской Федерации приведено в таблице 1 "Сравнение показателей Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" по доходам с показателями представленными Федеральному Собранию Российской Федерации и результатами проверки Счетной палаты Российской Федерации".
По итогам 2006 года в доходы ФОМС поступило налоговых платежей на сумму 55 771 913,9 тыс. рублей (из них единого социального налога - 55 128 070,2 тыс. рублей), в т.ч. сумма налоговых платежей, поступившая в доход ФОМС в январе 2007 года и зачтенная как завершение расчетов за 2006 год, составила 267 959,2 тыс. рублей, в т.ч. ЕСН - 266 365,8 тыс. рублей.
Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составили 0,6% (333 391,6 тыс. рублей), единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 0,5% (264 817,9 тыс.рублей), единого сельскохозяйственного налога 0,004% (2 198,7 тыс. рублей), недоимки, пеней и штрафов по взносам - 0,1% (43 435,3 тыс. рублей), прочие поступления - 0,1% (58 138,4 тыс. рублей).
Основную часть налоговых поступлений составляет единый социальный налог в части, подлежащей зачислению в ФОМС - 98,8 процента.
Причиной невыполнения плановых показателей по доходам ФОМС явилось недопоступление в 2006 году единого социального налога (ЕСН) на сумму 556 921,7 тыс. рублей, что не позволило выполнить в полном объеме расходные обязательства, предусмотренные бюджетом ФОМС, в части предоставления финансовой помощи ТФОМС в виде субвенций на выполнение территориальных программ ОМС.
Средства федерального бюджета, передаваемые ФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, исполнены в сумме 29 083 247,0 тыс. рублей, или 100% от суммы, утвержденной на 2006 год.
Субсидии бюджету ФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в сумме 10 000 000,0 тыс. рублей поступили в доход ФОМС только 29 декабря 2006 года.
Дотации бюджету ФОМС исполнены в сумме 30 610 000,0 тыс. рублей, или 100% от суммы, утвержденной на 2006 год.
Дотации бюджету ФОМС на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров исполнены в сумме 10 000 000,0 тыс. рублей, или 100% от суммы, утвержденной на 2006 год.
Дотации бюджету ФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) исполнены в сумме 3 210 000,0 тыс. рублей, или 100% от суммы, утвержденной на 2006 год.
Дотации бюджету ФОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам соответствующих врачей, подлежащим включению в Федеральный регистр медицинских работников исполнены в сумме 15 400000,0 тыс. рублей, или 100% от суммы, утвержденной на 2006 год.
Дотации бюджету ФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан исполнены в сумме 2 000 000,0 тыс. рублей, или 100% от суммы, утвержденной на 2006 год.
Бюджет ФОМС на 2006 год исполнен по доходам в сумме 125 523 999,5 тыс. рублей.
Законом о бюджете ФОМС на 2006 год утверждены расходы в сумме 115 940 467,1 тыс. рублей, фактические расходы составили 119 406 533,0 тыс. рублей, или 102,9% от предусмотренных в бюджете ФОМС средств. Увеличение расходов произошло за счет остатков предыдущих лет.
Исполнение расходной части бюджета ФОМС в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов приведено в таблице 2 "Сравнение показателей Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" по расходам с показателями представленными Федеральному Собранию Российской Федерации и результатами проверки Счетной палаты Российской Федерации.
В Законе о бюджете ФОМС на 2006 год по виду расходов 779 "Дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС" предусмотрены средства в сумме 33 245 320,0 тыс. рублей.
Формирование дотаций осуществлялось в соответствии с Положением о порядке расчета дотаций Федерального фонда ОМС на выполнение территориальных программ ОМС субъектов Российской Федерации в рамках базовой программы ОМС, утвержденным правлением ФОМС от 2 июня 2005 г. N 5А/7.2 (зарегистрирован в Минюсте России от 21 июля 2005 г. N 6815).
В 2006 году ФОМС направил в ТФОМС дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в сумме 33 245 320,0 тыс. рублей, или 100% к утвержденному показателю.
На выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС ФОМС выделены ассигнования из федерального бюджета в сумме до 10 000 000,0 тыс. рублей сверх сумм, установленных Законом о бюджете ФОМС на 2006 год.
Указанные средства перечислены Минфином России (п/п N 617 от 27 декабря 2006 г.) ФОМС на счет N 40403810400000010004, открытый Федеральным казначейством для учета средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
Вместе с тем, согласно годовой бухгалтерской отчетности вышеуказанная сумма нашла отражение в доходной части бюджета по коду строки 016 "Субсидии ФФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС", в расходной части бюджета по коду строки 227 "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению ДЛО".
Фактически указанная сумма была использована на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами в 2007 году.
По виду расходов 089 "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" на содержание аппарата ФОМС утверждены средства в сумме 122 900,0 тыс. рублей. Исполнение по данному виду расходов составило 117 871,5 тыс. рублей, или 95,9% от суммы расходов, утвержденной в бюджете ФОМС.
Смета расходов на содержание ФОМС в 2006 году утверждена годовая с разбивкой по кварталам и согласована с правлением ФОМС (решение ФОМС от 27 января 2006 г. N 8А/05. Решением правления ФОМС от 27 декабря 2006 г. N 10А/4.1 утверждена скорректированная смета расходов на содержание ФОМС на 2006 год в пределах сумм сметы от 27 января 2006 года.
В целях рационального и эффективного использования средств, ФОМС проводился ежемесячный анализ расходов по каждой статье сметы. Однако, как показала проверка, наблюдается неполное использование запланированных финансовых средств, в результате чего на счетах имеются значительные остатки.
Как показал анализ расходов, общая экономия по смете составила 5 028,5 тыс. рублей, или 4,1% от суммы, запланированной по смете.
Согласно штатному расписанию на 1 января 2006 года численность специалистов ФОМС составляла 224 человека, с месячным фондом оплаты труда 3 200,7 тыс. рублей.
Согласно решению правления ФОМС от 1 ноября 2005 г. N 7А/07 штатная численность Фонда увеличена на 15 человек.
С 1 февраля 2006 года фонд оплаты труда был рассчитан исходя из общей численности 239 человек. По состоянию на 1 мая 2006 года штатное расписание ФОМС утверждено с численностью 239 единиц с ежемесячным фондом оплаты труда 3505,9 тыс. рублей. По состоянию на 1 октября 2006 г. штатное расписание утверждено приказом ФОМС от 3 ноября 2006г. N 297-К в количестве 239 единиц с ежемесячным фондом оплаты труда 5211,7 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Устава директор ФОМС утверждает по согласованию с правлением структуру, штатное расписание и смету расходов Фонда. Директором ФОМС по согласованию с правлением утверждено штатное расписание по схеме, предусмотренной в федеральном министерстве.
Положением о порядке оплаты и стимулирования труда работников ФОМС, утвержденным приказом ФОМС от 16 апреля 2003 г. N 25 (в ред. приказов ФОМС от 17 декабря 2004 г. N 84 и от 17 августа 2006 г. N 90), при утверждении штатного расписания работникам ФОМС, занимающим должности, отнесенные к государственным должностям, должностные оклады на 2006 год установлены в сумме, определенной вышеуказанным Положением.
ФОМС при утверждении штатного расписания установлены размеры ежемесячной надбавки за особые условия и специальный режим работы ведущему специалисту-эксперту и главному специалисту-эксперту - в размере 117%, тогда как данная надбавка согласно Положению утверждена в размере от 60-90 процентов.
В 2006 году ФОМС заключил 5 договоров на общую сумму 1265,3 тыс. рублей на выполнение работ по устранению недостатков в помещении надстройки, отмеченных Территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве.
В ходе проверки соблюдения порядка конкурсного размещения заказов установлено, что в нарушение статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд" конкурсы на выполнение работ в 2006 году по техническому обслуживанию средств, услугам по охране здания и техническому обслуживанию оборудования ФОМС не проводил.
По виду расходов 125 "Международные культурные, научные и информационные связи" предусмотрены средства в сумме 300,0 тыс. рублей.
Исполнение составило 0,3 тыс. рублей, или 0,1% от суммы расходов, утвержденной в бюджете ФОМС, которые были направлены на оплату взноса за ежегодную перерегистрацию ФОМС в Департаменте Консульской службы МИД России.
Остаток средств по состоянию на 1 января 2007 года по указанному виду расходов составил 299,7 тыс. рублей в связи с тем, что в соответствии с Планом международного сотрудничества выезды за рубеж осуществляются только по приглашениям зарубежных организаций. В 2006 году приглашения, полученные ФОМС, не отвечали направлениям деятельности, предусмотренным его Уставом.
По виду расходов 450 "Переподготовка /и повышение квалификации кадров" предусмотрены средства в сумме 8 000,0 тыс. рублей, из них по подстатье экономической классификации 212 "Прочие выплаты" в сумме 500,0 тыс. рублей, по подстатье экономической классификации 226 "Прочие услуги" в сумме 7500,0 тыс. рублей.
Общее исполнение составило 7 701,0 тыс. рублей, или 96,2% от расходов, предусмотренных бюджетом ФОМС, в том числе:
- по подстатье экономической классификации 212 "Прочие выплаты" в сумме 381,1 тыс. рублей;
- по подстатье экономической классификации 226 "Прочие услуги" в сумме 7319,9 тыс. рублей.
За счет средств, предусмотренных на переподготовку и повышение квалификации кадров, ФОМС осуществлялись расходы на проведение семинаров как за рубежом, так и в Российской Федерации.
Финансирование учебных семинаров производилось в соответствии с Законом о бюджете ФОМС на 2006 год по статье "Переподготовка и повышение квалификации кадров" на проведение учебных семинаров за рубежом, которые были определены в размере 4 800,0 тыс. рублей.
Согласно действующему законодательству организация и проведение семинаров, предусмотренных планом международного сотрудничества на 2006 год, осуществлялась на конкурсной основе в соответствии с приказом директора ФОМС от 17 января 2006 г. N 4 "О проведении открытого конкурса по выбору исполнителя-организатора семинаров для повышения квалификации специалистов системы ОМС за рубежом".
По результатам оценки конкурсных предложений с победителями конкурса были заключены контакты на проведение четырех семинаров за рубежом. Фактически общая сумма расходов на организацию и проведение семинаров за рубежом составила 4 528,0 рублей, или 94,3 процента (с учетом суточных расходов в сумме 381,1 тыс. рублей).
Работа в области последипломной подготовки специалистов системы ОМС в 2006 году проводилась в соответствии с планом основных мероприятий ФОМС и Планом подготовки специалистов системы ОМС на 2006 год.
В 2006 году подготовку специалистов системы ОМС осуществляли 18 образовательных учреждений, имеющих государственную лицензию и работающих по учебным программам, согласованным с ФОМС.
В 2006 году ФОМС согласно Плану подготовки и переподготовки специалистов системы ОМС на обучение израсходовано: 3 173,0 тыс. рублей (без категории специалистов - дирекция, консультант - помощник директора).
По виду расходов 216 "Расходы, связанные с выполнением других обязательств государства" предусмотрены средства в сумме 6 500,0 тыс. рублей. Исполнение по указанному виду расходов за 2006 год составило 6 436,3 тыс. рублей, или 99% от предусмотренной суммы.
Информационно-публицистическая деятельность ФОМС осуществлялась в соответствии с Планом работ, утвержденным решением правления ФОМС от 27 января 2006 г. N 8A/06, со средствами массовой информации на 2006 год с использованием средств статьи бюджета ФОМС "Информационно-публицистическая деятельность" и на основании Плана выпуска научно-методической литературы на 2006 год, утвержденного ФОМС 17 января 2006 года.
Всего за проверяемый период заключено 28 договоров на общую сумму 6 436 327,6 тыс. рублей, из них без проведения котировок 6 договоров на общую сумму 1 314,2 тыс. рублей.
По виду расходов 783 "Нормированный страховой запас Федерального фонда обязательного медицинского страхования" предусмотрено направление средств нормированного страхового запаса в сумме 4 950 000,0 тыс. рублей на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС по финансированию территориальных программ ОМС.
Исполнение по виду расходов 783 "Нормированный страховой запас" составило 4 887 800,0 тыс. рублей, или 98,7% от расходов, предусмотренных бюджетом Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за отчетный период. При этом часть средств нормированного страхового запаса в сумме 62 200,0 тыс. рублей осталась неиспользованной, при наличии дефицита финансирования отдельных территориальных программ ОМС, что говорит о недостаточно эффективном использовании средств нормированного страхового запаса.
По виду расходов 786 "Оплата диспансеризации работающих граждан и оказания им первичной медико-санитарной помощи, а также оплата медицинской помощи женщинам в период беременности и родов" в Законе о бюджете ФОМС на 2006 год утверждены средства в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей, из них:
- по оплате дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанию им первичной медико-санитарной помощи в сумме 7 000 000,0 тыс. рублей;
- по оплате услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов в сумме 10 500 000,0 тыс. рублей.
В течение 2006 года ФОМС на финансирование расходов по оплате дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанию им первичной медико-санитарной помощи, а также по оплате услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов, перечислил ФСС РФ - 12 934 094,6 тыс. рублей, что на 4 565 905,4 тыс. рублей меньше запланированного годового объема (исполнение 73,9%).
Основной причиной неисполнения в полном объеме расходов по оплате диспансеризации работающих граждан и оказания им первичной медико-санитарной помощи за 2006 год явилось то, что заявки ФСС РФ на осуществление указанных расходов начали поступать, начиная со второго полугодия 2006 года.
По виду расходов 791 "Субсидии бюджетам ТФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан"
предусмотрены средства в сумме 2 000 000,0 тыс. рублей для проведения диспансеризации граждан в возрасте 35 - 55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях.
Исполнение по данному виду расходов составило 1 606 615,5 тыс. рублей, или 80,3% от бюджетных обязательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 868 утверждены Правила предоставления в 2006 году субсидий из фонда софинансирования бюджета ФОМС ТФОМС на проведение дополнительной диспансеризации и типовую форму договора о финансировании ТФОМС расходов по проведению дополнительной диспансеризации.
Согласно указанным Правилам субсидии предоставлялись ФОМС территориальным фондам ежемесячно исходя из численности работающих граждан, в отношении которых проводится дополнительная диспансеризация, и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина.
Сведения на помесячное распределение расчетной численности граждан начали поступать от ТФОМС в ФОМС только в мае 2006 года.
Приказом Минздравсоцразвития России от 22 марта 2006 г. N 188 расчетная численность работников бюджетной сферы, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 году, определена в количестве 4 миллионов граждан, а также определен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в сумме 500 рублей
Согласно информации, поступившей от ТФОМС, расчетная численность работающих граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 году, принятая нормативными актами субъектов Российской Федерации, составила 3 949 859 человек. Фактически дополнительная диспансеризация работающих граждан проведена в отношении 3 205 422 человек, или 81,2% от запланированной численности.
Остаток неиспользованных средств в сумме 393 384,5 тыс. рублей (без учета завершения расчетов по финансированию за 2006 год) образовался по причине того, что диспансеризация практически организована с мая 2006 года, в результате планы-графики, утвержденные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не выполнены в силу недостаточной организации по дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Дополнительная диспансеризация работников бюджетной сферы была проведена в основном в сентябре - декабре 2006 года из-за длительной подготовки учреждений здравоохранения к процессу проведения диспансеризации (получение лицензий, необходимых для проведения диспансеризации) и отпускного периода как медицинских работников, проводивших диспансеризацию, так и работников бюджетной сферы, подлежащих диспансеризации.
Как показал анализ данных мониторинга ФОМС, в 2006 году у учреждений здравоохранения в ходе проведения дополнительной диспансеризации возникло ряд проблем:
отсутствие необходимого оборудования в муниципальной учреждениях здравоохранения, обеспечивающих проведение дополнительной диспансеризации (маммографы, рентген-аппараты);
недостаточное количество узких специалистов (урологов, эндокринологов и т. д.);
- неурегулирование вопроса об участии ведомственных учреждений здравоохранения и медицинских организаций иных организационно-правовых форм в проведении дополнительной диспансеризации;
- отсутствие лицензий у муниципальных учреждений здравоохранения;
- недостаточное использование выездных бригад.
Следует отметить, что при исполнении Закона о бюджете ФОМС на 2006 год сохранилась практика дробления расходов, направляемых на диспансеризацию различных категорий граждан: предусмотрена дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55, работающих в социальной сфере, средства на проведение которой направляются в ТФОМС, и дополнительная диспансеризация работающих граждан без возрастных ограничений и без указания сферы трудовой деятельности, для финансирования проведения которой средства перечисляются из бюджета ФОМС в ФСС РФ.
По виду расходов 455 "Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма" в рамках мер по охране материнства и детства предусмотрено 360 000,0 тыс. рублей на финансирование расходов, связанных с оплатой приобретаемых лекарственных средств для оказания медицинской помощи детям, страдающим онкогематологическими заболеваниями.
Исполнение по данному виду расходов составило 358 788,9 тыс. рублей, или 99,4% от расходов, предусмотренных бюджетом ФОМС.
Средства по виду расходов 381 "Информатика" утверждены в сумме 49 200,0 тыс. рублей.
Исполнение по указанному виду расходов составило 33 509,6 тыс. рублей, или 68,1% от суммы, утвержденной Законом о бюджете ФОМС на 2006 год.
Работа ФОМС по информатизации системы ОМС в 2006 году проводилась в соответствии с "Планом основных направлений деятельности Фонда на 2006 год" и "Программой работ Фонда по информатизации системы ОМС в 2006 году".
Анализ эффективности расходования средств по данному виду расходов показал, что средства в сумме 13 590,6 тыс. рублей, или 40,6% от общей суммы средств, израсходованных в 2006 году (33 509,6 тыс. рублей), использованы только в конце отчетного года.
По состоянию на 1 января 2007 года остаток неисполненных средств составил 15 690,4 тыс. рублей (с учетом неизрасходованного остатка 2005 года в сумме 23,6 тыс. рублей) по причине неэффективного планирования и использования годовых объемов средств по указанному виду расходов.
По виду расходов 782 "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечении) лекарственными средствами" предусмотрены ассигнования в сумме 29 083 947,1 тыс. рублей за счет целевых средств федерального бюджета.
Фактическое исполнение указанных расходов в 2006 году составило 40 420 508,1 тыс. рублей, или 139% от расходов, предусмотренных бюджетом ФОМС.
Увеличение расходов по данному виду расходов связано с наличием остатков средств федерального бюджета, образовавшихся по состоянию на 1 января 2006 года, в сумме 11 287 192,8 тыс. рублей, а также с возвратом средств ТФОМС в сумме 49 368,3 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 "О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан" утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил средства федерального бюджета, выделяемые на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами, направляются на оплату стоимости лекарственных средств, включающей расходы на оплату фармацевтическим организациям и аптечным учреждениям предельной торговой надбавки к ценам на лекарственные средства, а также расходы на обеспечение организационной деятельности страховых медицинских организаций (расходы на ведение дела) и расходы территориальных ФОМС на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами, определяемые ФФОМС по согласованию с Минфином России в размере до 3% от общего объема средств, направленных на эти цели.
Общая сумма расходов ТФОМС составила 472 182,8 тыс. рублей, или 1,5% от суммы средств, перечисленных ТФОМС фармацевтическим организациям - 32 485 394,86 тыс. рублей. Однако в нормативных актах не предусматривалась отчетность ТФОМС по использованию указанных финансовых средств.
Субвенции, перечисляемые из федерального бюджета, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, предусмотренные статьей 11 Закона о бюджете ФОМС в сумме 29 083 947,1 тыс. рублей, направлялись ТФОМС в виде субвенций на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан ежемесячно, по мере поступления средств из федерального бюджета, на основании заявок и протокола заседания Комиссии ФОМС по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами об объемах финансирования расходов на указанные цели на соответствующий месяц.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что ТФОМС представляют в ФОМС бюджетную заявку на финансирование расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами в порядке, установленном ФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, перечисляемых из федерального бюджета.
Приказом ФОМС от 29 декабря 2004 г. N 87 (в редакции приказа ФОМС от 1 апреля 2005 г. N 33) "О порядке финансирования расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами" утверждены Порядок финансирования расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами (далее - Порядок) и образец бюджетной заявки на финансирование указанных расходов.
В целях компенсации недостатка средств на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами пунктом 14 Правил предусматривалось формирование и использование страхового резерва из средств, направленных на указанные цели, в порядке, определяемом ФОМС по согласованию с Минздравсоцразвития России и Минфином России.
Приказом ФОМС от 31 декабря 2004 г. N 93 утверждены Порядок формирования и использования средств страхового резерва на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами и образец заявки.
Пунктом 4 Порядка формирования и использования средств страхового резерва установлено, что размер страхового резерва на год должен составлять не менее 10% от объема средств, предусмотренных по виду расходов бюджета ФОМС "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами".
Согласно решению правления ФОМС от 27 января 2006 г. N 8А/02 в связи с имеющимися товарными запасами лекарственных средств у фармацевтических организаций, уменьшением численности отдельных категорий граждан, имеющих право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами, а также отсутствием уведомления Минфина России о поквартальной разбивке бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели на 2006 год, до завершения расчетов в 1 квартале 2006 года за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2005 году, страховой резерв на I квартал 2006 года не формировался.
Кроме того, в вышеуказанном протоколе отмечено, что помимо отклоненных от оплаты рецептов, имеются еще и рецепты, которые нигде не учтены, та есть находились в аптечных учреждениях и не были введены в реестры учета фармацевтическими организациями. Инвентаризация в аптечных учреждениях, прошедшая в начале января 2006 года, подтвердила данный факт и на указанный период в работе фармацевтических организаций находятся рецепты на сумму 3,4 млрд. рублей (по данным, представленным фармацевтическими организациями).
Решением правления ФОМС от 3 мая 2006 года (протокол N 9А/07) размер страхового резерва на 2 квартал 2006 года утвержден в размере 20% от объема средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, решением правления ФОМС от 27 июня 2006 г. N 10А/01 на 3 квартал 2006 года - в размере 20%, решением правления ФОМС от 19 октября 2006 г. N 10А/02 "а" на 4 квартал 2006 года - в размере 20 процентов.
С учетом установленного размера страхового резерва объем средств в расчете на 1 человека в месяц на обеспечение необходимыми лекарственными средствами в среднем составил: в I квартале - 192,2 рубля, во II квартале - 243,7 рубля, в III квартале - 237,9 рубля, в IV квартале - 235,5 рубля.
Реализацию функции ФОМС в части финансирования расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами осуществляет постоянно действующая Комиссия ФОМС по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (далее - Комиссия), регламент работ и состав которой утвержден приказом ФОМС от 26 января 2005 г. N 6. Согласно протоколам заседания Комиссии в 2006 году по бюджетным заявкам ТФОМС было выделено субвенций на общую сумму 27 284 907,6 тыс. рублей, которые перечислены территориальным ФОМС в полном объеме. Исполнение составило 100% от средств, указанных в протоколах заседания Комиссии.
Заявки на финансирование расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами за счет средств страхового резерва поступили от ТФОМС на общую сумму 32 073 078,1 тыс. рублей. Фактическое финансирование составило 6 331 978,57 тыс. рублей, или 19,7 процентов.
Анализ лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в проверяемом периоде показал, что ФОМС в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2005 г. N 1558-р, в период с 25 ноября по 2 декабря 2005 года проведен открытый конкурс среди фармацевтических компаний на право заключения государственных контрактов на осуществление в 2006 году поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со ст. 6.2 Закона "О государственной социальной помощи".
По результатам конкурса отобрано 23 фармацевтические организации и объединения партнеров федерального (первого) уровня и 69 - регионального (второго) уровня. Приказом ФОМС от 20 октября 2005 г. N 103 ТФОМС на договорной основе были переданы полномочия по заключению государственного контракта с фармацевтическими организациями.
По состоянию на 1 января 2006 года число лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, составило - 16 455 098 человек, из них получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 6.2. Федерального закона "О государственной социальной помощи" составило - 7 721 803 человек (46,9%). Таким образом, в 2006 году в целом по России 53,1% лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, добровольно выбыли из ДЛО и предпочли денежную компенсацию. Более 70% данный показатель составил в 7 субъектах Российской Федерации: Брянская область - 80,5%, Курская область - 75,0%, Орловская область - 80,2%, Рязанская область - 72,2%, Тульская область - 86,6%, Республика Дагестан - 73,6%, Чеченская Республика - 90 процентов.
Согласно статистическим данным количество выписанных рецептов, по которым был осуществлен отпуск лекарственных средств, в 2006 году составило 132 726 311 штук.
Затраты в среднем на одного льготника по дополнительному лекарственному обеспечению в 2006 году в целом по Российской Федерации составили 411,8 рублей в месяц. Показатель колеблется от 277,2 рублей (Коми-Пермятский автономный округ) до 1026,9 рублей (Ленинградская область).
Средняя по Российской Федерации стоимость рецепта, по которому был осуществлен отпуск лекарственных средств в 2006 году (без учета завершения расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2007 году), составила 259,7 рублей. Максимальная стоимость рецепта была отмечена в Республике Ингушетия и составила 1 165,2 рублей, минимальная стоимость рецепта отмечалась в Рязанской области и составила 171,1 рублей.
Анализ распределения бюджетных средств в проверяемом периоде показывает, что согласно данным ФОМС в среднем на одного человека в Российской Федерации, имеющего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, приходится - 347,85 рубля.
Необходимо отметить, что при обеспечении отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами до настоящего времени остаются нерешенными ряд проблем, носящих системный характер.
До сих пор не удается объединить интересы пациента - врача - фондов обязательного медицинского страхования - органов исполнительной власти - других организаций.
Внесение расходов на ДЛО в базовую программу обязательного медицинского страхования с 2006 года поставило перед территориальными фондами ОМС проблему выбора между удовлетворением потребностей льготных категорий граждан и исполнением территориальных программ ОМС. И это происходит в условиях, когда в основном территориальные программы ОМС и так являются недофинансированными на 10 - 45%, а ведь в эти программы также входит обязательства по обеспечению населения лекарственными средствами.
В 2006 году в программе ДЛО продолжает действовать система оплаты услуг товаропроводящей сети, которая стимулирует реализацию дорогих препаратов, что несомненно стало одной из причин превышения реальных расходов на лекарственное обеспечение граждан в два раза по сравнению с объемом государственных средств, выделенных на эти цели в 2006 году.
По виду расходов 792 "Субвенции бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики" Законом о бюджете ФОМС на 2006 год предусмотрены средства в сумме 15 400 000,0 тыс. рублей. Исполнение по данному виду расходов составило 14 624 429,6 тыс. рублей, или 94,9% от суммы, предусмотренной указанным Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 851 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 138) "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" утверждены:
- Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета ФОМС ТФОМС на финансирование государственного задания (далее - Правила);
- типовая форма договора о выполнении учреждениями здравоохранения государственного задания;
- методика распределения в 2006 году субвенций из фонда компенсаций ФОМС между субъектами Российской Федерации на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения государственного задания.
Приказом от 30 декабря 2005 г. N 816 Минздравсоцразвития России утверждены Методические рекомендации по оформлению в 2006 году трудовых отношений между врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики и учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации).
Однако в 2006 году Мииздравсоцразвития России не были определены критерии оценки результатов деятельности медицинских работников первичного звена по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Неисполненные назначения в сумме 775 570,4 тыс. рублей объясняются неукомплектованностью медицинскими кадрами ЛПУ, отсутствием медицинского персонала в связи с болезнью, нахождением в отпусках, в том числе учебных.
По виду расходов 788 "Дотации бюджетам ТФОМС на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования" предусмотрены средства в сумме 3 600 000,0 тыс. рублей. Исполнение по данному виду расходов составило 3 600 000,0 тыс. рублей, или 100% от предусмотренных бюджетных средств
Порядок направления ТФОМС субсидий, перечисляемых из федерального бюджета, на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) и дотаций на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров предусмотрен Положением "О порядке направления территориальным фондам обязательного медицинского страхования субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) и дотаций на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров", утвержденным правлением ФОМС 26 декабря 2005 г. N 8А/0б (зарегистрировано в Минюсте России 19 января 2006 г. N 7388).
Финансовые средства направлялись в ТФОМС по реестрам распределения дотаций на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в размере 1/12 от суммы, предусмотренной по данному виду расходов.
По виду расходов 787 "Субсидии бюджетам ТФОМС на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования" предусмотрены средства в сумме 6 400 000,0 тыс. рублей. Исполнение по данному виду расходов составило 4 349 292,8 тыс. рублей, или 68% от предусмотренных Законом о бюджете ФОМС на 2006 год средств.
Реализация мероприятий производилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 874 "Об утверждении Правил предоставления в 2006 году субсидий на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования".
Распределение субсидий на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы ОМС, осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 874, в размере 25% от суммы фактически оплаченных страховыми медицинскими организациями (а в субъектах Российской Федерации, где нет страховых медицинских организаций - ТФОМС) учреждениям здравоохранения счетов за амбулаторно-поликлиническую помощь, оказанную неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы ОМС ежемесячно.
Фактические затраты на одно амбулаторно-поликлиническое посещение неработающего пенсионера по территориальной программе ОМС с учетом 25% суммы оплаченных счетов составляют 97 рублей в год.
По виду расходов 789 "Субсидии бюджетам ТФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей)" утверждены средства в сумме 3 210 000,0 тыс. рублей. Исполнение обязательств по данному виду расходов составило 100% от предусмотренных бюджетных средств.
Дотации, перечисляемые из федерального бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), направлялись ТФОМС в виде субсидий ежемесячно по мере поступления средств из федерального бюджета в размере 1/12 суммы, подлежащей перечислению в ТФОМС в 2006 году согласно Приложению 4 к Закону о бюджете ФОМС на 2006 год.
По виду расходов 196 "Выполнение НИОКР по государственным контрактам" Законом о бюджете ФОМС на 2006 год предусмотрены средства в сумме 4 300,0 тыс. рублей. Исполнение по данному виду расходов составило 4 184,8 тыс. рублей, или 97,3% от предусмотренных бюджетных средств. По состоянию на 1 января 2007 года остаток неиспользованных средств составил 115,2 тыс. рублей.
Научно-исследовательская деятельность ФОМС осуществлялась в соответствии с Планом выполнения научно-исследовательских работ на 2006 год, утвержденного директором ФОМС 15 марта 2006 года.
В План выполнения научно-исследовательских работ на 2006 год включены 13 переходящих с 2005 года научных исследований и 14 новых научных тем, которые были обсуждены и одобрены Методическим советом по координации и экспертной поддержки организации НИР и подготовки специалистов для системы ОМС (протокол заседания от 26 января 2006 г. N 1).
Процедуры заключения договоров на выполнение научно-исследовательских работ, приемки научной продукции и порядка ее реализации ФОМС регламентировались приказом ФОМС от 8 июня 2006 г. N 68 "Об утверждении Положения об организации научно-исследовательских работ в ФОМС".
В 2006 году завершены 24 научные темы, 3 темы являются переходящими и планируются к завершению во 2 квартале 2007 года.
Контрольно-ревизионная деятельность
В ФОМС контрольно-ревизионную работу осуществляет контрольно-ревизионное управление, штатная и фактическая численность которого в 2006 году составляла 15 человек.
Работа осуществлялась на основании Плана основных направлений деятельности ФОМС, утвержденного правлением ФОМС 27 января 2006 г. N 8А/06, и в соответствии с Комплексным планом проверок использования финансовых средств ТФОМС на 2006 год, утвержденным директором ФОМС.
Контрольно-ревизионным управлением ФОМС проведены плановые проверки 18 ТФОМС по осуществлению ими финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год и текущий отчетный период 2006 года, а также по исполнению Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в части финансирования и организации контроля за соблюдением установленного порядка по обеспечению необходимыми лекарственными средствами граждан из числа категорий, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
По результатам проверок ФОМС направлены в адрес всех ТФОМС, руководителей органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации письма-представления, в которых указано на имеющиеся нарушения и недостатки с предложением по устранению нарушений исполнения и по восстановлению средств ОМС, использованных не по целевому назначению.
Анализ межбюджетных отношений с участием бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Законом о бюджете ФОМС на 2006 год предусмотрены поступления за счет средств федерального бюджета в размере 69 693 947,1 тыс. рублей, в том числе в виде субвенций средства, передаваемые ФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами - 29 083 947,1 тыс. рублей, а также дотации в сумме 28 010 000,0 тыс. рублей, из них: на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров - 10 000 000,0 тыс. рублей; на медицинское страхование неработающего населения (детей) - 3 210 000,0 тыс. рублей; на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам соответствующих врачей, подлежащим включению в Федеральный регистр медицинских работников - 12 800 000,0 тыс. рублей; на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан - 2 000 000,0 тыс. рублей. Кроме того, дотации за счет средств федерального бюджета на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам соответствующих врачей, увеличены на 2 600 000,0 тыс. рублей.
Кроме того, частью второй статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" утверждены ассигнования федерального бюджета в сумме до 10 000 000,0 тыс. рублей сверх сумм, установленных приложением 2 к Закону о бюджете ФОМС на 2006 год, направляемые ФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.
На реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами фактически поступило в ФОМС из федерального бюджета в 2006 году 29 083 947,1 тыс. рублей, что составило 100% уточненного планового показателя.
ФОМС в течение 2006 года перечислено ТФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами 40 420 508,1 тыс. рублей, в том числе:
- на завершение расчетов за 2005 год в сумме 6 803 621,9 тыс. рублей;
- на финансирование 2006 года по ДЛО в сумме 33 616 886,2 тыс. рублей, из них:
- из остатка средств после завершения расчетов за 2005 год в сумме 4 483 570,8 тыс. рублей;
- из средств, поступивших от Минфина России в 2006 году в сумме 29 083 947,1 тыс. рублей;
Кроме того, после завершения расчетов за 2005 год, остаток средств на счетах ТФОМС составил - 515 707,5 тыс. рублей, в том числе:
- за счет возврата средств ТФОМС в сумме 49 368,3 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 18 февраля 2006 г. N 27-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" остатки средств на 1 января 2006 года, образовавшиеся в бюджетах ФОМС и ТФОМС на 2005 год в результате неполного использования ассигнований на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, финансируемых за счет средств федерального бюджета, используются ФОМС и ТФОМС на завершение расчетов в первом квартале 2006 года за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2005 году.
В первом квартале 2006 года ФОМС осуществил перечисление денежных средств в ТФОМС на завершение расчетов за 2005 год в размере 6 803 621,9 тыс. рублей. Остаток денежных средств на счете ФОМС после завершения расчетов за 2005 год составил 4 483 570,9 тыс. рублей. Указанные средства были направлены в ТФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами в 1 квартале 2006 года.
На обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в 2006 году из федерального бюджета поступило 3 210 000,0 тыс. рублей, что составило 100% утвержденного показателя.
Анализ реализации текстовых статей закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год
Пунктом 2 статьи 4 Закона о бюджете ФОМС на 2006 год установлено, что ФОМС вправе в ходе исполнения бюджета перераспределять средства между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов в пределах 10 процентов объема средств, предусмотренных приложением 3 к указанному Закону, за исключением средств, предусмотренных по кодам видов расходов 455, 779, 782, 783, 787, 788, 791 и 792. При исполнении Закона о бюджете ФОМС на 2006 год перераспределение средств проверкой не установлено.
Пунктом 3 статьи 7 Закона о бюджете ФОМС на 2006 год утверждены ассигнования федерального бюджета в сумме до 10 000 000,0 тыс. рублей сверх сумм, установленных приложением 2 к названному закону, направляемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.
Средства поступили 29 декабря 2006 г. и отражены на остатках по состоянию на 1 января 2007 г.
Согласно пункту 5 и пункту 9 Положения "О порядке направления ТФОМС субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), перечисленных из федерального бюджета" средства, полученные ТФОМС, направлялись на финансирование территориальной программы ОМС в целом.
При формировании территориальных программ ОМС не предусмотрена разработка отдельных программ ОМС неработающего населения (детей). Субъекты Российской Федерации утверждают территориальные программы ОМС, которые финансируются по подушевому нормативу, то есть на одного человека без дифференциации категорий населения. В связи с этим целенаправленное использование средств на ОМС неработающего населения (детей) и осуществление контроля за их расходованием в субъектах Российской Федерации невозможно.
Пунктом 3 статьи 9 в составе бюджета ФОМС утвержден фонд компенсаций в размере 15 400 000,0 тыс. рублей на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания. Средства из фонда компенсаций предоставлялись в виде субвенций ТФОМС. Необходимо отметить, что для создания фонда компенсаций в бюджете ФОМС какая-либо объективная необходимость, а также наличие предпосылок правового или экономического характера отсутствовали.
Анализ выполнения Федеральным фондом обязательного медицинского страхования представлений Счетной палаты Российской Федерации по результатам предыдущих контрольных мероприятий по исполнению бюджета
В представлении Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки исполнения Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" ФОМС предлагалось принять меры по соблюдению законодательства Российской Федерации, регулирующего организацию и проведение закупок как для государственных, так и для собственных нужд.
В целях совершенствования работы по проведению конкурсов, необходимых для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, издан приказ ФОМС от 14 августа 2006 г. N 86 "О внесении изменений в структуру ФОМС", создан Отдел по обеспечению конкурсных программ для обеспечения работы ФОМС по организации и проведению торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и заключения государственных контрактов и договоров.
В целях обеспечения приведения в соответствие с нормативными правовыми актами положений, регулирующих оплату труда работников подготовлены приказы о порядке оплаты и стимулирования труда работников ФОМС работникам ФОМС, приравненным по оплате труда к работникам органов исполнительной власти, а также работникам, осуществляющим техническое обеспечение деятельности ФОМС.
ФОМС проводится работа по передаче здания в оперативное управление ФОМС, а также продолжено взаимодействие с ФГУП НПО "Оптика" в целях обеспечения снижения расходов по статье "Оплата коммунальных услуг".
Для обеспечения усиления контроля за эффективным расходованием средств на содержание автотранспорта подготовлен приказ об изменении норм и системы расходования горюче-смазочных материалов.
Выводы:
1. Структура представленного Законопроекта в части перечня источников формирования доходов и направлений расходования средств соответствует Закону о бюджете ФОМС на 2006 год.
2. Действующее законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты по обязательному медицинскому страхованию в основном позволяли решать задачи обязательного медицинского страхования и управления средствами на их осуществление.
Вместе с тем процесс формирования законодательной базы, регулирующей отношения в системе обязательного медицинского страхования, не завершен. До настоящего времени отсутствует федеральный закон, определяющий правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2. В нарушение пункта 19 Устава, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, заседания правления ФОМС проводились реже, чем один раз в три месяца. Заседания Правления не проводились в период с 19 мая по 26 декабря 2006 года.
3. Бюджет ФОМС на 2006 год исполнен по доходам в сумме 125 523 999,5 тыс. рублей, по расходам - в сумме 119 406 553,0 тыс. рублей. Остатки средств на счетах ФОМС по состоянию на 1 января 2006 года составляли 11 569 532,9 тыс. рублей (13,3% от общей суммы доходов), на 1 января 2007 года - 17 686 979,4 тыс. рублей (14,1% от общей суммы доходов).
По отдельным разделам наблюдаются факты значительного недоиспользованных финансовых средств по сравнению с предусмотренными бюджетом ФОМС всего на общую сумму 7 870 275,1 тыс. рублей, или 6,67% от предусмотренной суммы финансирования.
4. Средства, выделенные на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в сумме до 10 000 000,0 тыс. рублей фактически направлены на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами.
5. В нарушение статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд" ФОМС не проводил конкурсы на выполнение работ в 2006 году по техническому обслуживанию средств, услугам по охране здания и техническому обслуживанию оборудования.
6. При наличии дефицита финансирования отдельных территориальных программ ОМС часть средств нормированного страхового запаса в сумме 62 200,0 тыс. рублей осталась неиспользованной, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании средств нормированного страхового запаса.
7. Дополнительная диспансеризация работников социальной сферы была проведена в основном в сентябре - декабре 2006 года из-за длительной подготовки учреждений здравоохранения к процессу проведения диспансеризации (получение лицензий, необходимых для проведения диспансеризации) и отпускного периода как медицинских работников, проводивших диспансеризацию, так и работников бюджетной сферы, подлежащих диспансеризации. Объем неиспользованных средств составил 393 384,5 тыс. рублей.
8. Следует отметить, что при исполнении Закона о бюджете ФОМС на 2006 год сохранилась практика дробления расходов, направляемых на диспансеризацию различных категорий граждан: предусмотрена дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55, работающих в социальной сфере, средства на проведение которой направляются в ТФОМС, и дополнительная диспансеризация работающих граждан без возрастных ограничений и без указания сферы трудовой деятельности, для финансирования проведения которой средства перечисляются из бюджета ФОМС в ФСС РФ.
9. Средства по виду расходов "Информатика" в сумме 13 590,6 тыс. рублей, или 40,6% от общей суммы средств, израсходованных в 2006 году (33 509,6 тыс. рублей), использованы только в конце отчетного года.
По состоянию на 1 января 2007 года остаток неисполненных средств составил 15 690,4 тыс. рублей (с учетом неизрасходованного остатка 2005 года в сумме 23,6 тыс. рублей) по причине неэффективного планирования и использования годовых объемов средств по указанному виду расходов.
10. В нормативных актах не предусмотрена отчетность ТФОМС по использованию средств на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами.
11. В 2006 году в целом по России 53,1% лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, добровольно выбыли из ДЛО и предпочли денежную компенсацию.
12. При обеспечении отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами до настоящего времени остаются нерешенными ряд проблем.
До сих пор не определен орган, координирующий интересы пациента - врача - фондов обязательного медицинского страхования - органов исполнительной власти - других организаций.
Внесение расходов на ДЛО в базовую программу обязательного медицинского страхования с 2006 года поставило перед территориальными фондами ОМС проблему выбора между удовлетворением потребностей льготных категорий граждан и исполнением территориальных программ ОМС. И это происходит в условиях, когда в основном территориальные программы ОМС и так являются недофинансированными на 10 - 45%, а ведь в эти программы также входит обязательства по обеспечению населения лекарственными средствами.
В 2006 году в программе ДЛО продолжает действовать система оплаты услуг товаропроводящей сети, которая стимулирует реализацию дорогих препаратов, что несомненно стало одной из причин превышения реальных расходов на лекарственное обеспечение граждан в два раза по сравнению с объемом государственных средств, выделенных на эти цели в 2006 году.
Предложения:
1. Направить и.о. директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования представление с предложениями:
1.1. Обеспечить регулярность проведения заседаний правления ФОМС в порядке, определенном Уставом ФОМС.
1.2. Принять меры по повышению эффективности планирования и использования финансовых средств, предусмотренных бюджетом ФОМС.
1.3. Обеспечить соблюдение Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд".
1.4. Повысить контроль за использованием средств, передаваемых территориальным фондам обязательного медицинского страхования на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами.
2. Направить заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год, представленного Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в форме проекта федерального закона, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Приложения:
1. Таблица 1. Сравнение показателей Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" по доходам с показателями представленного Федеральному Собранию Российской Федерации проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год" и результатами проверки Счетной палаты Российской Федерации на 3 листах.
2. Таблица 2. Сравнение показателей Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" по расходам с показателями представленного Федеральному Собранию Российской Федерации проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год" и результатами проверки Счетной палаты Российской Федерации на 4 листах.
3. Таблица 3. Данные о недопоступлении средств в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год вследствие нарушений действующего законодательства на 1 листе.
4. Таблица 4. Факты нецелевого использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2006 году на 1 листе.
5. Таблица 5. Данные о нарушениях и недостатках при исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год на 1 листе,
6. Таблица 6. Данные об исполнении Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" в разрезе текстовых статей на 8 листах.
7. Таблица 7. Предложения Счетной палаты Российской Федерации по корректировке проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год" на 1 листе.
8. Таблица 8. Сводный перечень актов комплекса контрольных мероприятий по проверке исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год на 1 листе.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.