г. Москва |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А40-157683/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Седова С.П.,
Судей: Лящевского И.С., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саутиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2013 г.
по делу N А40-157683/12, принятое судьей Кофановой И.Н. (шифр судьи 127-1450),
по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения г.Москвы "Городская клиническая больница N 14 им. В.Г. Короленко Департамента здравоохранения г. Москвы"
(ОГРН 1037739115094, 107076, г. Москва, ул. Короленко, д. 3)
к Открытому акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, 111141, г. Москва, ул. Электродная, д. 4А)
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
(ОГРН 1037739510423, 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Наумов В.А. по доверенности от 03.12.2012 г.;
от ответчика: Квалдыков М.С. по доверенности от 25.12.2012 г.;
от третьего лица: Никифорова М.Е. по доверенности N ДГИ-Д-156/13 от 27.02.2013 г.
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Городская клиническая больница N 14 им. В.Г. Короленко Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ответчик) о взыскании денежной суммы, составившей размер переплаты за тепловую энергию за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. по узлу учёта ул. Стромынка, д. 7 расположенному в здании ЦТП ул. Стромынка д. 7, кор. 12 в размере 7.689.928,53 рублей.
Департамент городского имущества города Москвы участвует в деле в качестве третьего лица.
Решением от 08 июля 2013 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, так как не ответчик, а истец должен был устанавливать приборы учета тепловой энергии. Ответчик правильно производил расчет объема поставленной тепловой энергии в отсутствии приборов учета на основании методики, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.
В отзыве на жалобу истец указывает, что вынесенное решение законно и обоснованно, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, нормы материального права применены правильно.
В судебном заседании апелляционного суда стороны поддержали свои правовые позиции.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
К указанным выводам апелляционный суд пришел на основании следующих обстоятельств и норм права.
В 2008-2009 годах ГКБ N 33 им. Проф. А.А. Остоумова со своего баланса передала Узел учета тепловой энергии и расхода горячей воды на баланс Департамента имущества г. Москвы (Акт приема-передачи объекта основных средств N С-34 от 05.05.2008 г.). Здание ЦТП с теплосетью были переданы больницей на баланс ДИГМ по актам о приеме-передаче здания от 01.04.2009 г. N 2 и от 13.11.2008 г. N 4, соответственно. Передача указанных объектов с баланса ГКБ N33 им. Проф. А.А. Остроумова на балансе ДИГМ была закреплена распоряжением Департамента имущества г. Москвы от 22.12.2009 г. за N 3992-р и переданы ОАО "МОЭК" в аренду. Копии указанных документов Арбитражному суду представлены (л.д. 141-146).
В соответствии с п. 7.6.1 договора расчет стоимости потребленной абонентом (с учетом Субабонентов) тепловой энергии и воды для нужд горячего водоснабжения производится по показаниям узла (прибора) учета, установленного на ЦТП, с учетом расчетных тепловых нагрузок, без последующего перерасчета.
В соответствии с п. 7.7 договора при передаче узла (прибора) учета, установленного у абонента, Энергоснабжение организации:
Расчет стоимости потребленной абонентом (с учетом Субабонентов) воды для нужд горячего водоснабжения, тепловой энергии и теплоносителя производится на основании отчетной ведомости и справки о количестве потребленной тепловой энергии и воды для нужд горячего водоснабжения за расчетный месяц.
Определением от 24.04.2013 года суд обязал третье лицо и ответчика, с учетом положений п. 7.6.1-7.7.5 договора, представить показания прибора учета на ЦТП по узлу учета ул. Стромынка, д.7. за период январь-июнь 2012 г., либо документы, поименованные в п. 7.7. Договора.
Однако, Департамент представил суду свидетельство о государственной регистрации права от 22.03.2011 года, в соответствии с которым, здание по улице Стромынка, д.7, где располагается ЦТП, передано в собственность ОАО "МОЭК" на основании Распоряжения Департамента имущества г. Москвы от 15.12.2010 года N 3997-р (л.д. 154).
Государственный контракт между Истцом и Ответчиком заключен 01.01.2012 года.
Вопреки доводу жалобы, на ОАО "МОЭК" лежала обязанность установить и ввести в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии в соответствии со следующими обстоятельствами и нормами права.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 20 Закона N 190-ФЗ к отопительному периоду теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны организовать коммерческий учет приобретаемой и реализуемой тепловой энергии.
Пунктом 24 статьи 2 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что точкой учета тепловой энергии считается место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета.
Согласно пункту 5 статьи 19 Закона N 190-ФЗ владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к системам централизованного теплоснабжения.
На основании пункта 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и(или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно пункту 2 "Порядка заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и(или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149 (далее - Порядок N 149), определяющего особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и(или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (в том числе тепловой энергии) на объектах, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, настоящий Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 149 договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.
Таким образом, системный анализ положений подпункта 5 пункта 5 Закона N 190-ФЗ, пункта 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, пункта 3 Порядка N 149 позволяет сделать вывод о том, что организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, является теплоснабжающая либо теплосетевая организация, сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
В рассматриваемом случае приборы учета в ведении абонента не находятся.
Исходя из положений п. 4.3, 7.6.1 Контракта именно ОАО "МОЭК" должен вести учет тепловой энергии с учетом расчетных тепловых нагрузок.
Из представленных актов за период с января 2012 года по июнь 2012 года (л.д. 37-42), которые не подписаны со стороны абонента, не видно, каким образом образовалась величина потребляемой тепловой энергии в гигакалориях.
Более того, она в сотни раз превышает договорную величину, установленную Приложением N 2 к Контракту (л.д. 26) по каждому месяцу.
Ответчик в качестве доказательства объема поставленной тепловой энергии представил "Методику расчёта по расчётным договорным нагрузкам" подписанную представителем ОАО "МОЭК" в одностороннем порядке (л.д. 126-128).
Изменение ответчиком договорных величин теплопотребления в сторону увеличения и считать их ориентировочными, недопустимо, так как ни в основном тексте гос. Контракта N 04.307047ТЭк от 01.01.2012 г, ни его приложениями не предусмотрено понятия "ориентировочно". Государственный контракт двухсторонний и ни одна из сторон без согласия другой не имеет право менять существенные условия договора. Напротив, приложением N 2 к настоящему контракту установлено количество потребляемой тепловой энергии, за которую Абонент гарантирует своевременную оплату.
Однако, Ответчиком представлены больнице акты прёмки-передачи энергоресурсов и счета за тепловую энергию значительно превышающие не только договорную величину теплопотребления на 2012 год, но и реальные величины теплопотребления за аналогичный период 2011 г. При настоящем рассмотрении 1-го полугодия 2012 г. по отношению к 1-му полугодию 2011 г. увеличение величины потребления тепловой энергии по данному зданию ЦТП составила на 9.488.266 руб. 10 коп, из расчёта:
- 8.885.702 руб. 79 коп. - плата за тепловую энергию в 1-м полугодии 2011 г;
-18.373.968 руб. 89 коп. - плата за тепловую энергию в 1-м полугодии 2012 г.
Разница между двумя учётными периодами по превышению оплаты за тепловую энергий составила более чем 100 % - 9.488.266 руб. 10 коп. При этом, по пояснениям истца, которые не опровергнуты ответчиком, у больницы за этот период времени объектов теплопотребления не увеличилось.
Увеличение объема и стоимости тепловой энергии белее чем в два раза нельзя объяснить разницей температур окружающей среды.
Между тем, Федеральный закон N 261 от 23.11.2009 г., п.2 ст. 13, на который ссылается ответчик, указывает, что расчётные способы, при неработающем узле учёта тепловой энергии, должны "определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов...".
При таких обстоятельствах расчет истца излишне перечисленной платы за тепловую энергию исходя из договорных величин является правильным, а его исковые требования правильно удовлетворены судом первой инстанции на основании ст. 1102 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2013 г. по делу N А40-157683/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2.000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157683/2012
Истец: ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница N14 им. В. Г Короленко Департамента здравоохранения г. Москвы", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы Городская клиническая больница N14 им. В. Г. Короленко департамента здравоохранения г. Москвы
Ответчик: ОАО "Московская объединенная энергетическая компания", ОАО "МОЭК"
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51399/17
28.03.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16729/13
19.01.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56990/15
06.11.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16729/13
30.07.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24748/14
28.04.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-157683/12
15.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3779/14
20.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3779/14
29.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-16729/2013
25.09.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31660/13
08.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-157683/12