г. Саратов |
|
26 сентября 2013 г. |
Дело N А12-11094/2013 |
Резолютивная часть определения объявлена 26 сентября 2013 года.
Полный текст определения изготовлен 26 сентября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (ИНН 3444047366, ОГРН 1023400005188, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. Штеменко, 66А)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2013 года по делу N А12-11094/2013 (судья Маслова И.И.)
по заявлению Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (ИНН 3444047366, ОГРН 1023400005188, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. Штеменко, 66А)
к Администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. Володарского, 5),
Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045, адрес местонахождения: г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, д.15),
об оспаривании постановления,
заинтересованные лица: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. Гагарина, д.12),
Прокуратура Волгоградской области (ОГРН 1033400323560, ИНН 3444048120, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. Ленина, 8),
при участии в судебном заседании представителей:
Волгоградского областного отделения ОО "ВОА" - Архипова Е.А., действующая на основании доверенности от 30.05.2013, Лебедев А.А., действующий на основании доверенности от 02.09.2013,
Администрации - не явился, извещена,
Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда - не явился, извещен,
Комитета земельных ресурсов - не явился, извещен,
Прокуратура Волгоградской области - не явился, извещена,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Волгоградское областное отделение общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - заявитель, Волгоградское областное отделение ОО "ВОА") с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об оспаривании постановления Администрации Волгограда (далее - Администрация) от 01.02.2013 N 336 об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала 08_11_004, ограниченного улицей Брестской, проспектом имени Столетова, улицей имени Довженко, улицей Удмуртской в Красноармейском районе Волгограда; об обязании Администрации Волгограда направить на доработку проект планировки с проектом межевания территории квартала 08_11_004, ограниченного улицей Брестской, проспектом имени Столетова, улицей имени Довженко, улицей Удмуртской в Красноармейском районе Волгограда, с целью внесения изменений в проект красных линий с учетом размещения сооружения - открытой стоянки личного автотранспорта, принадлежащей заявителю на праве собственности, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Удмуртская, 97д; об обязании Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда внести корректировку в проект планировки с проектом межевания территории квартала 08_11_004, ограниченного улицей Брестской, проспектом имени Столетова, улицей имени Довженко, улицей Удмуртской в Красноармейском районе Волгограда, - установить красные линии по границам земельного участка кадастровый N 34:34:080099:32, учетный N 8-213-124 (ранее кадастровый N 34:34:080099:1, учетный N 8-213-12, кадастровый N 34:34:080099:2, учетный N 8-213-2); о взыскании с Администрации Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, Прокуратура Волгоградской области.
Решением от 16 июля 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал в удовлетворении заявления Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" в полном объеме.
Волгоградское областное отделение ОО "ВОА" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Прокуратура Волгоградской области и Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалоб - без удовлетворения.
Другие участники процесса в порядке статьи 262 АПК РФ письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 78358 9 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 78359 6 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Комитета земельных ресурсов извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 78360 2 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Прокуратура Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 78361 9 о вручении корреспонденции). Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Прокуратуры. Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 28 августа 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 17.02.2011 N 12 приходит к выводу, что Волгоградское областное отделение ОО "ВОА" извещено о месте и времени судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы надлежащим образом.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителей заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Волгоградским областным отделением ОО "ВОА" и Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда заключены договора: аренды земельного участка от 14.11.2002 N 4550, общей площадью 5620 кв.м. (учетный N8-213-12), расположенного по адресу: г.Волгоград, ул. Удмуртская, 97д (ранее Красноармейский район, пересечение улиц им. Довженко и ул. Удмуртской); аренды земельного участка от 20.11.1996 N1212, общей площадью 3846 кв.м. (учетный N8-213-2), расположенного по адресу: г.Волгоград, ул. Удмуртская, 97д (ранее Красноармейский район, пересечение улиц им. Довженко и ул. Удмуртской).
Ранее указанные земельные участки были предоставлены заявителю на праве бессрочного пользования.
В настоящее время указанные земельные участки объединены в один, имеющий кадастровый номер 34:34:080099:32.
За период пользования указанными земельными участками, заявителем были построены следующие объекты капитального строительства: сооружение - открытая стоянка личного автотранспорта, назначение: производственное, общая площадь 9587,00 кв.м. Свидетельство о государственной регистрации права от 19.10.2007 серии 34 АА N 683021.
Постановлением главы Волгограда от 23.11.2012 N 120 были назначены публичные слушания по проекту планировки с проектом межевания территории квартала 0811_004, ограниченного улицей Брестской, проспектом имени Столетова, улицей имени Довженко, улицей Удмуртской в Красноармейском районе Волгограда.
Публичные слушания состоялись 17.12.2012.
Ознакомившись с проектом планировки и межевания, заявителем было выявлено, что объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности Волгоградскому областному отделению ОО "ВОА", вынесены за красные линии, т.е. отнесены к территориям общего пользования.
Волгоградским областным отделением ОО "ВОА", являясь участником слушаний, обратилось к организатору проведения публичных слушаний - Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением о направлении проекта на доработку с целью внесения изменений в проект и перенесения красных линий (исх.N 4067 от 12.12.2012).
Однако заявление Волгоградского областного отделения ОО "ВОА" не было принято во внимание.
Посчитав, что проект планировки с проектом межевания нарушает законные права и интересы Волгоградского областного отделения ОО "ВОА", как законного правообладателя объектов капитального строительства и землепользователя, учитывая, что в дальнейшем заявитель планирует строительство на указанном выше земельном участке многоуровневой подземно-надземной платной парковки, Волгоградское областное отделение ОО "ВОА" обратилось к исполняющему обязанности главы Администрации Волгограда Собакарю В.А. с заявлением об отклонении и направлении на доработку проекта планировки с проектом межевания с целью внесения изменений в проект красных линий с учетом размещения объектов капитального строительства, принадлежащих заявителю на праве собственности.
В удовлетворении требований, содержащихся в заявлении было отказано, проект планировки и межевания территории квартала 08 11 004 утвержден Постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2013 N 336.
Считая, что указанное постановление и проект планировки и межевания территории являются незаконными, нарушают права и охраняемые интересы Волгоградского областного отделения ОО "ВОА" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении указал, что требование об оспаривании постановления Администрации Волгограда от 01.02.2013 N 336 об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала 08_11_004 подлежит рассмотрению судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13427/12 от 19.02.2013 по делу N А40-98073/11-84-595.
Дело рассмотрено судом единолично по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, в том числе правоотношения по планировке территории (часть 1 статьи 4, глава 5 Градостроительного кодекса).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса).
К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основой для разработки проектов межевания территорий являются проекты планировки. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (часть 9 статьи 42, часть 3 статьи 43 Градостроительного кодекса).
Проект межевания территории, как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 13427/12, является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота и в силу этого данный акт адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в указанном Постановлении пришел к выводу о том, что проект межевания не содержит норм права и по своей юридической природе является ненормативным актом.
С учетом названных подходов к документации по планировке территории подлежит оценке и проект планировки территории как один из видов документации по планировке.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в отличие от проекта межевания территории, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах конкретной территории земельных участков как объектов гражданского оборота, проект планировки отображает в первую очередь красные линии, границы зон планируемого развития объектов на соответствующей территории. Следовательно, данный акт адресован неопределенному кругу лиц и устанавливает параметры планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов, то есть рассчитан на неоднократное применение.
Названный подход соответствует также правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.2010 N 2438/10 по делу, в рамках которого по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривались требования о признании недействующими постановления от 05.07.1995 в части утверждения проекта красных линий по улице Аккумуляторная в границах улиц Ямская - Авторемонтная, от 11.08.2004 N 117 "О внесении изменений в проект красных линий по улице Аккумуляторная в границах улиц Ямская - Авторемонтная".
По настоящему делу заявителем оспаривается постановление Администрации Волгограда от 01.02.2013 N 336 об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала 08_11_004, ограниченного улицей Брестской, проспектом имени Столетова, улицей имени Довженко, улицей Удмуртской в Красноармейском районе Волгограда.
При этом заявитель не согласен с утвержденным проектом планировки и межевания территории квартала 08_11_004 по тому основанию, что объекты капитального строительства, принадлежащие на праве собственности Волгоградскому областному отделению ОО "ВОА", вынесены за красные линии, то есть отнесены к территориям общего пользования.
Таким образом, в рамках настоящего оспаривается не постановление об утверждении проекта межевания территории квартала 08_11_004, а постановление об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала.
Поскольку данный проект отображает красные линии, границы зон планируемого развития объектов на соответствующей территории, данный акт адресован неопределенному кругу лиц и устанавливает параметры планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов, т.е. рассчитан на неоднократное применение; оспариваемое постановление Администрации об утверждении проекта планировки и межевания территории является нормативным актом и подлежит оспариванию в порядке главы 23 АПК РФ.
Согласно части 7 статьи 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
В силу приведенных выше норм не подлежит обжалованию в суд апелляционной инстанции решение суда по настоящему делу.
Производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, что соответствует пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 30.08.2012 года по делу N А12-4365/2012, в котором указано, что если суд апелляционной инстанции придет к выводу об ошибочной квалификации судом первой инстанции оспоренных актов, как ненормативных, производство по апелляционной жалобе с учетом части 7 статьи 195 АПК РФ подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, после чего решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в случае прекращения производства по апелляционной жалобе уплаченная за ее рассмотрение государственная пошлина подлежит возврату.
Платежным поручением от 14.08.2013 N 2169 Волгоградским областным отделением общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Таким образом, Волгоградскому областному отделению общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" следует возвратить уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 150, 184-185, 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по апелляционной жалобе Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2013 года по делу N А12-11094/2013 прекратить.
Выдать Волгоградскому областному отделению общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" справку на возврат из федерального бюджета уплаченную платежным поручением от 14.08.2013 N 2169 государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Определение вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный первой инстанции в срок, не превышающий один месяц со дня вступления определения в законную силу.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-11094/2013
Истец: Волгоградское областное отделение общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов"
Ответчик: Администрация Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда
Третье лицо: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, Прокуратура Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6858/13
19.02.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-626/14
12.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-654/13
26.09.2013 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8339/13
16.07.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-11094/13