г. Томск |
|
1 октября 2013 г. |
Дело N А27-3491/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей М.Х. Музыкантовой, А.Л. Полосина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судей К.А. Лачиновой без использования средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился (извещен),
от ответчика - не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 июня 2013 г. по делу N А27-3491/2013 (судья Е.И. Семёнычева)
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (650991, г. Кемерово, пр. Советский, д. 74)
к обществу с ограниченной ответственностью "МЕРКУРИЙ-АЛКО" (ОГРН 1064205115864, ИНН 4205110900, 650903, г. Кемерово, пр. Комсомольский, д. 12)
о взыскании 2323,46 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный фонд, управление, УПФ Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "МЕРКУРИЙ-АЛКО" (далее - ответчик, общество, ООО "МЕРКУРИЙ АЛКО") о взыскании суммы штрафа в размере 2323,46 руб. за несвоевременное непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 24.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на правомерное привлечение к ответственности плательщика страховых взносов, поскольку индивидуальные сведения содержали расхождения в данных об уплаченных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а исправленные формы в установленный срок страхователем не представлены.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства с учетом положений статей 121, 123 АПК РФ извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "МЕРКУРИЙ АЛКО" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и являлось страхователем, уплачивающим страховые взносы за застрахованных лиц, плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьями 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетным периодом является период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Таким образом, индивидуальные сведения на застрахованных лиц за 1 квартал 2012 года должны быть представлены в Пенсионный фонд в срок до 15 мая 2012 года.
Из материалов дела следует, что обществом в пенсионный фонд 15.05.2012 представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2012 года.
При проведении камеральной проверки представленных обществом сведений установлено несоответствие данных об уплаченных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии, представленных в индивидуальных сведениях формы АДВ-6-2, СЗВ-6-2, СЗВ-6-1 за 1 квартал 2012 года и в форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года с фактически уплаченными обществом страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование за указанный период.
О наличии недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета общество извещено уведомлением от 01.06.2012 N 20-8277 с указанием срока для предоставления исправленных форм документов не позднее 25.06.2012.
Исправленные формы документов в указанный срок страхователем не представлены.
По результатам проведенной проверки составлен акт камеральной проверки от 18.07.2012 N 805 с указанием на выявленные нарушения.
На основе акта камеральной проверки управлением вынесено решение от 28.08.2012 N 805 о привлечении ООО "МЕРКУРИЙ АЛКО" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 2323,46 руб.
По мнению пенсионного фонда, в нарушение положений Федерального закона N 27-ФЗ общество не представило в установленный законодательством срок сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2012 года. Пенсионный фонд в действиях общества усмотрел состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, а именно представление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что влечет применение финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В адрес страхователя направлено требование от 02.10.2012 N 805 об уплате штрафа в срок до 22.10.2012.
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения пенсионного фонда в суд с соответствующим заявлением о взыскании штрафа.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 27-ФЗ в удовлетворении требований управлению отказал. При этом суд исходил из того, что непредставление корректирующих индивидуальных сведений во исполнение требования управления об исправлении ошибок не образует состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) общество зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за 1 квартал 2012 - не позднее 15 мая 2012 года.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На обязательный судебный порядок взыскания санкций, установленных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указано также в пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный Закон N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
Пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к ответственности в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ с последующим обращением в суд за взысканием штрафных санкций послужил вывод управления о представлении неполных или недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета), который отражен в решении от 28.08.2012 N 805.
Так, судом первой инстанции установлено и апеллянтом не оспаривается, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2012 представлены страхователем в территориальный орган пенсионного фонда 15.05.2012, что отражено в акте проверки.
Однако представленные документы не были приняты заявителем в связи с наличием в них ошибок при сдаче отчетности.
Как следует из материалов дела, о факте получения недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета общество извещено управлением уведомлением от 01.06.2012 N 20-8277.
Вместе с тем из акта проверки N 805 от 18.07.2012, решения N 805 от 28.08.2012 усматривается, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, не указано, в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений, как и не содержат конкретных сведений о суммах уплаченных страховых взносов, об ошибках, допущенных обществом, свидетельствующих о наличии недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того в указанных документах содержатся ссылки на представление обществом неполных и (или) недостоверных сведений без указания на то, в результате каких виновных действий обществом представлены эти недостоверные сведения. Причины расхождения между представленными предпринимателем сведениями и имеющимися сведениями у фонда в ходе проверки управлением не устанавливались.
Указание в решении на то, что формы отчетности РСВ-1 не соответствуют форме АДВ-6-2, в части уплаты на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, без изучения причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действий общества.
При этом в ходе камеральной проверки пенсионным фондом не устанавливалась сумма фактически уплаченных страховых взносов за 1 квартал 2012 года согласно данных управления и соотношение данных сумм с указанными в АДВ-6-2 и РСВ-1.
Таким образом, из представленных фондом доказательств не представляется возможным сделать вывод о наличии противоправного деяния и виновном характере действий общества, вывод о недостоверности указанных сведений основан только на сравнении пенсионным фондом размера начисленных страховых взносов, указанного в ведомости уплаты по форме АДВ-6-2 с размером, указанным в форме РСВ-1 за спорный период.
С учетом этого, суд первой инстанции, оценив доказательства в их совокупности и на основании статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что фондом не доказан вменяемый обществу состав правонарушения в виде представления недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как правомерно указывает суд первой инстанции, проверка представленных обществом сведений должна производиться на основании документов, указанных в статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Поскольку такая проверка управлением не проводилась, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что управление не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержали недочеты, ошибки, которые нельзя расценивать как недостоверные сведения, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном пунктом 34 и пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений, что и было сделано фондом решением N 87 от 13.07.2012.
Как следует и материалов дела срок, предоставленный страхователю для исправления ошибок в документах индивидуального (персонифицированного) учета, ответчиком действительно пропущен, поскольку в срок до 25.06.2012 исправленные сведения не представлены в пенсионный фонд.
Однако поскольку общество первично исполнило обязанность по представлению данных о застрахованных лицах в установленный срок до 15.05.2012, а положения абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не устанавливают ответственности за не представление исправленных сведений, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях общества нарушения абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Кроме того управлением не представлено доказательств направления в адрес общества и получения последним уведомления о корректировке сведений, а поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства недостоверности сведений в отчетности, а также доказательств направления в адрес общества уведомления от 01.06.2012, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ответчика состава вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств недостоверности сведений в отчетности и представление обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета впервые в установленный законом срок, апелляционный суд также приходит к выводу о том, что основания для привлечения общества к ответственности по абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ отсутствовали, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования управления о взыскании с общества штрафных санкций.
Также суд первой инстанции обоснованно руководствовался пунктом 16 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", в котором Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены неполные (недостоверные) сведения, так как указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности, что в данном случае отсутствует.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что пенсионный фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 июня 2013 г. по делу N А27-3491/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3491/2013
Истец: ГУ-УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области
Ответчик: ООО "МЕРКУРИЙ-АЛКО"
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-475/14
03.04.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7292/13
25.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-475/14
12.12.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7292/13
01.10.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7292/13
24.06.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-3491/13