г. Москва |
|
02 декабря 2013 г. |
Дело N А41-57833/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Калинцева Г.К., Зиннатуллина Я.И., доверенность от 30.10.2012,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явились, извещены,
от Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Сорокин А.А., доверенность от 29.07.2013 N 166-Д,
от третьих лиц:
от администрации Павлово-Посадского района Московской области - не явились, извещены,
от Правительства Московской области - не явились, извещены,
от ИФНС России по г. Павловскому Посаду - Майорова А.Н., доверенность от 24.09.2013 N 01-14/20,
от Министерства экологии и природопользования по Московской области - Григорьев Д.В., доверенность от 26.11.2012 N 47.
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Евсеево" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; третьи лица: администрация Павлово-Посадского района Московской области; Правительство Московской области; ИФНС России по г. Павловскому Посаду; Министерство экологии и природопользования по Московской области, о признании и обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евсеево" (далее - истец, общество, ООО "Евсеево") обратилось в Арбитражный суд Московской области к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями (с учетом уточненных требований заявленных истцом в порядке статьи 49 АПК РФ:
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателей кадастровой стоимости в размере 2402 рублей 59 копеек за 1 кв.м., а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5 с момента их совершения, т.е. с 18.11.2010;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" восстановить в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5 в государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 0,9679 руб./кв.м., за 1 кв.м. с 18.11.2010;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5, полученную на основе Отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта в размере:
21 891 791 руб.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора участвуют: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее- Управление Росреестра по Московской области), администрация Павлово - Посадского района Московской области, Правительство Московской области, ИФНС России по г. Павловскому Посаду, Министерство экологии и природопользования по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с названным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Министерство экологии и природопользования по Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Как следует из оспариваемого решения по настоящему делу, суд признал незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателей кадастровой стоимости в размере 2402 рублей 59 копеек за 1 кв.м., а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5 с момента их совершения, т.е. с 18.11.2010. При этом суд обязал Управление Росреестра по Московской области внести рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5, полученную на основе Отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта в размере: 21 891 791 руб.00 коп.
Вместе с тем, Управление Росреестра по Московской области привлечено в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований.
Правовое положение названного Управления в процессе не изменялось, в качестве заинтересованного лица по делу оно не привлекалось.
С учетом вышеуказанных обстоятельств судебный акт по настоящему делу принят о правах и обязанностях третьего лица.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 названного Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 суд перешел к рассмотрению дела N А41-57833/12 Арбитражного суда Московской области по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
В судебное заседание не явились представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, администрации Павлово-Посадского района Московской области, Правительства Московской области, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель общества заявил письменное ходатайство в порядке статьи 49 АПК РФ об уточнении искового заявления. Общество просит признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 402 рублей 59 копеек за 1 кв.м., а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5 с момента их совершения, т.е. с 18.11.2010. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области восстановить в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5 в государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 0,9679 руб./кв.м., за 1 кв.м. с 18.11.2010. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5, полученную на основе Отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта в размере:
21 891 791 руб.
Уточненное заявление ООО "Евсеево" принято судом апелляционной инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ.
Кроме того, представитель ООО "Евсеево" заявило об отказе от требований к Управлению Росреестра по Московской области требований, пояснив, что последствия отказа от заявленных требований заявителю известны и понятны.
Представители лиц, участвующих в деле, не возражали против принятия судом отказа ООО "Евсеево" от требований к Управлению Росреестра по Московской области.
В судебном заседании представитель ООО "Евсеево" поддержал уточненные заявленные требования.
Представитель Управления Росреестра по Московской области возражал против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Павловскому Посаду возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Министерства экологии и природопользования по Московской области, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, ООО "Евсеево" на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный в Павлово-Посадском районе с кадастровым номером 50:17:0021709:5, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью 193 469 кв.м., расположен по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, севернее д.Улитино, поле N 25, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 04.03.2011 (т.1 л.д.65).
Вместе с тем, в 2010 году на основании постановления Главы сельского поселения Улитинское Павло-Посадского муниципального района Московской области вид разрешенного использования указанного земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5 "для ведения сельскохозяйственного производства" был изменен на вид разрешенного использования "для дачного строительства".
При расчете налога за 2011 год на данный земельный участок ИФНС России по г.Павловский -Посад брала из расчета кадастровую стоимость в размере: 119 993 343 руб.
Удельный показатель составил 620 руб. 22 коп., который был установлен на 01.01.2011.
Позднее, из письма кадастровой палаты от 12.09.2012 и из публичной карты на сайте ответчика обществу стало известно, что сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе указанного земельного участка внесены в государственных кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по Московской области.
18.11.2010 (т.е. задним числом) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 464 826 684,71 руб. удельный показатель составляет 2402,59 рублей за 1 кв.м. (что распространяется и на налоговый период 2011 года).
Не согласившись со значительным увеличением налоговой базы, полагая, что применение порядка расчета кадастровой стоимости земельных участков с измененным видом разрешенного использования путем умножения среднего для Московской области значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права заявителя как плательщика земельного налога, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Десятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ООО "Евсеево" в силу следующего.
Апелляционным судом установлено, что первые два требования общества не связаны ни с определением вида разрешенного использования, ни с определением кадастровой стоимости земельного участка, данные требования не имеют своим предметом изменение внесенной в государственной кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на его рыночную стоимость. В тоже время последнее требование ООО "Евсеево" по настоящему спору направлено на установление рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка, которая впоследствии будет внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка с момента вступления в силу судебного акта, в связи с чем подлежит рассмотрению по правилам искового производства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./мI земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ.
Согласно сведениям, указанным в кадастровой выписке о земельном участке от 30.12.2008 удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составлял 0,9679 руб./кв.м., кадастровая стоимость земельного участка составляла 187 258 руб. 6451 коп.
В кадастровой выписке о земельном участке от 19.11.2010 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021709:5 составлял 620 руб. 22 коп. кв.м., кадастровая стоимость земельного участка составляла 119 993 343 руб. 18 коп. Удельный показатель кадастровой стоимости был рассчитан на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ.
В настоящее время расчет кадастровой стоимости этого земельного участка должен осуществляться с учетом среднего значения УПКСЗ дачных объединений для субъекта РФ в размере - 2402,59 руб./кв.м. в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N 222 и разъяснениями Росреестра от 22.03.2010 N 15/87-СБ. На официальном сайте Ответчика указано, что такой расчет применяется с 18.11.2010.
Ответчик задним числом внес исправления в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021709:5. При этом с 18.11.2010 кадастровая стоимость участка составляет уже 464 826 684 руб. 71 коп.
О принятых решениях в отношении принадлежащему ему земельному участку общество не уведомлялось, доказательств обратного в материалы дела не содержат.
Расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021709:5 был рассчитан сначала с применением среднего удельного показателя земель дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23 декабря 2009, а позднее в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N222 и разъяснениями Росреестра от 22.03.2010 N15/87-СБ.
Распоряжением Минэкологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам.
Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель дачных объединений по Павлово-Посадскому району был утвержден в размере 620,22 руб.
Однако, земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021709:5 не принадлежит ни садоводческим, ни огородническим, ни дачным объединениям. Следовательно, применение данного Распоряжения в отношении данного земельного участка является незаконным.
Позднее, внося изменения в кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5 в качестве основания был указан Приказ Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 и разъяснения Росреестра от 22.03.2010 N 15/87-СБ. Т.е. был применен удельный показатель в размере среднего уровня 1 кв.м земель дачных объединений по Московской области.
Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель дачных объединений по Павлово-Посадскому району утвержден не был, а средний уровень 1 кв. м земель дачных объединений по Московской области составил 2 402 руб. 59 коп.
Спорный земельный участок принадлежал и принадлежит на данный момент на праве собственности истцу и не принадлежал дачным объединениям. Право собственности возникло 04.03.2011.
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (деле - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Соответствующим распоряжением кадастровая стоимость конкретных земельных участков, принадлежащих заявителю, не утверждалась.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Оспариваемые в рамках настоящего дела действия не соответствуют требованиям Распоряжения от 23.12.2009 N 121-РМ, поскольку данным актом утверждены не кадастровая стоимость земельного участка заявителя, не удельный его показатель, а среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации (Московской области).
Определение кадастровой стоимости каждого земельного участка из подготовленного перечня является результатом государственной кадастровой оценки земель. Результатом государственной кадастровой оценки земель не может являться лишь установление среднего удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении ФАС МО от 05.05.2012 по делу N А41-34090/10, и постановлении от 13.06.2013 по делу N А41-36458/12.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 4.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, в случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Следовательно, существует законодательно установленная возможность определить рыночную стоимость земельного участка и установить кадастровую стоимость в размере рыночной.
Обществом была заказана экспертиза "Об определении рыночной стоимости земельного участка кадастровый номер: 50:17:0021709:5 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства), находящегося в Павлово-Посадском районе".
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно заключениям ООО "Эксперт-Коммерц" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021709:5, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь участка: 193469 кв.м., составила: 21 891 791 руб.00 коп.
Рыночная стоимость 1 кв.м. составила - 113 рублей 15 коп., что значительно ниже установленной ответчиком.
Согласно, экспертного заключения от 27.11.2012 N 95-О/12-1, Отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 года N 135 - ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем довод о недостоверности отчета оценщика и необоснованном не назначении судом экспертизы отчета оценщика подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
В рассматриваемом случае условия, при которых суд вправе назначить экспертизу по собственной инициативе, отсутствуют.
Неправильное определение кадастровой стоимости земельных участков путем внесения в государственный кадастр недвижимости недостоверных (неутвержденных) сведений о ней нарушают права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в результате совершения этих действий изменилась налоговая база для исчисления земельного налога (статья 390 Налогового кодекса РФ).
Оценив с позиций статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Рассмотрев поступившее от ООО "Евсеево" заявление об отказе от исковых требований и прекращении производства по настоящему делу к Управлению Росреестра по Московской области, суд апелляционной инстанции считает возможным принять отказ от заявленных требований и прекратить производство по делу в части требований к Управлению Росреестра по Московской области, поскольку оснований, предусмотренных частью 5 статьи 49 АПК РФ апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями п. 6.1 ст. 268, п. 4 ч. 4 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2013 по делу N А41-57833/12 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Евсеево" удовлетворить.
Признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателей кадастровой стоимости в размере 2 402 рублей 59 копеек за 1 кв.м., а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5 с момента их совершения, то есть с 18.11.2010.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области восстановить в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5 в государственном кадастре недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 0,9679 руб./кв.м., за 1 кв.м. с 18.11.2010.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0021709:5, полученную на основе Отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта в размере: 21 891 791 руб.00 коп.
Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Евсеево" от заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57833/2012
Истец: ООО "Евсеево"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по МО
Третье лицо: Администрация Павлово - Посадского муниципального района Московской области, ИФНС г. Павловский Посад Московской области, ИФНС России по г. Павловский Посад Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство экологии и природопользования по Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Моск. области, ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области