г. Пермь |
|
13 декабря 2013 г. |
Дело N А50-16095/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующегоЩеклеиной Л. Ю.,
судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя -Администрация Сретенского сельского поселения (ОГРН 1055903907180, ИНН 5907027652): не явились;
от заинтересованного лица -Межмуниципального отдела МВД РФ "Краснокамский" (реализующего задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского и Ильинского районов) (ОГРН1025901843560, ИНН 5916006610): не явились;
от третьих лиц - 1) ГУ МВД России по Пермскому краю: не явились; 2) ГУ МЧС России по Пермскому краю: Ростовщикова Н.С., удостоверение, доверенность от 09.12.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Администрации Сретенского сельского поселения
на решение арбитражного суда Пермского края от05 сентября 2013 года
по делу N А50-16095/2012,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.,
по заявлению Администрации Сретенского сельского поселения
кМежмуниципальному отделу МВД РФ "Краснокамский" (реализующему задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского и Ильинского районов)
третьи лица: 1) ГУ МВД России по Пермскому краю; 2) ГУ МЧС России по Пермскому краю
о признании незаконным решения,
установил:
Администрация Сретенского сельского поселения (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснокамский" (реализующему задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского и Ильинского районов) (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в совершении регистрационных действий по постановке на государственный учет автомобиля АРС-14 (ЗИЛ-131), дата изготовления 1978, шасси N 320383, двигатель N 757155.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 сентября 2013 года (резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2013 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит его отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочности выводов суда, поскольку АРС-14 не являются ни выпускаемыми в обращение транспортными средствами, ни реализуемым высвобождаемым движимым военным имуществом; отказ в регистрации транспортного средства препятствует его использованию в интересах поселения, выполнению обязанностей в сфере пожарной безопасности.
Администрация Сретенского сельского поселения просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю в суде апелляционной инстанции поддержал позицию апеллятора.
Заинтересованное лицоМежмуниципальный отдел МВД РФ "Краснокамский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского и Ильинского районов), третье лицо Главное управление МВД России по Пермскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч.2 ст.200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 11.02.2011 Министерством обороны РФ издан приказ N 170 о передаче объектов движимого имущества в государственную собственность Пермского края. В соответствии с приказом было прекращено право оперативного управления Минобороны РФ на транспортные средства - авторазливочные станции (АРС-14) согласно приложению к настоящему приказу и последние переданы в собственность Пермского края.
20.12.2011 Агентством по управлению имуществом Пермского края издан приказ от 20.12.2011 N СЭД-31-02-1647 "О передаче имущества в муниципальную собственность", в соответствии с которым Сретенскому сельскому поселению Пермского края безвозмездно из состава казны Пермского края в собственность поселения для обеспечения первичных мер пожарной безопасности было передано транспортное средство АРС-14 (ЗИЛ-131), 1978 года выпуска, шасси 320383, двигатель N757155, что подтверждается актом приема-передачи имущества от 31.01.2012. Согласно данному приказу право собственности на указанное транспортное средство у поселения возникает со дня утверждения Агентством передаточного акта.
Письмом от 17.04.2012 г. за N 131 заявитель обратился в Межмуниципальный отдел МВД России "Краснокамский" за постановкой автомобиля АРС-14 (ЗИЛ-131), 1978 года выпуска, шасси 320383, двигатель N 757155 на государственный учет (л.д. 190 том 1).
Письмом от 20.04.2012 г. Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснокамский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского, Ильинского районов) отказал Администрации в регистрации данного транспортного средства в связи с отсутствием документа, подтверждающего проведение его сертификации (л.д. 9 том 1).
Полагая, что отказ ГИБДД в регистрации автомобиля не соответствует закону и нарушает права Администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При новом рассмотрении дела (Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.07.2013 N Ф09-6257/2013 по настоящему делу решение Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 отменены) суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого отказа.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст.15 данного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Порядок регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938, в соответствии с пунктом 2 которого подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с указанным постановлением Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п.3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил собственники транспортных средств либо лица, от имени собственника владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для производства регистрационных действий, указан в п. 36 Правил.
Данный перечень не является исчерпывающим и уточнен пунктом 16 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Приложение N 2 к Приказу МВД РФ от 24.11.2008 N 1001), который указывает в числе прочих документов на предоставление свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства.
Отказ в принятии к регистрации ТС, со ссылкой на п. 51 Правил, мотивирован Отделом непредставлением Администрацией для проведения регистрационных действий свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, для получения которого Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), предусмотрена процедура оценки соответствия единичных транспортных средств перед выпуском их в обращение.
Пунктом 51 Правил установлено, что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу понятий, определенных п.5 Технического регламента, "выпускаемые в обращение транспортные средства (шасси)" - не находившиеся ранее в эксплуатации на территории Российской Федерации, изготовленные в Российской Федерации в условиях серийного производства и (или) в единичных экземплярах или ввозимые на срок более чем 6 месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси) независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, которой является дата оформления паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства); "единичное транспортное средство" - транспортное средство, изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющееся результатом индивидуального технического творчества, или ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд, или ввозимое в Российскую Федерацию из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации, или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Техническим регламентом предусмотрена процедура оценки соответствия единичных транспортных средств перед выпуском их в обращение с оформлением при ее положительных результатах свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств, которое в силу ст.15 Федерального закона N 196-ФЗ удостоверяет соответствие единичного транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения и является основанием для выдачи паспорта транспортного средства.
Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" утверждены Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.05.1998 N 1522) (далее Правила N 19).
Правила применяются в соответствии с отдельными Порядками сертификации следующих объектов: транспортных средств, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования; запасных частей и принадлежностей транспортных средств.
Согласно п.6.5 Правил соответствие транспортного средства перечню обязательных технических требований удостоверяется выдачей "одобрения типа транспортного средства". "Одобрение типа транспортного средства" распространяется на транспортные средства, выпущенные в обращение в период его действия, независимо от срока их последующей реализации.
Порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования, на транспортные средства, бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран, не распространяется. Условия регистрации и допуска к эксплуатации указанных транспортных средств регламентируются другими действующими нормативными правовыми актами (глава 2 Правил).
Пунктом 39 Правил регистрации транспортных средств определено, что при регистрации транспортных средств, выпущенных организациями-изготовителями до введения в действие паспортов транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, а также при отсутствии паспортов транспортных средств на транспортные средства, реализованные торговыми организациями на основании договоров, заключенных с уполномоченными органами военного управления, либо изготовленные как единичные транспортное средство, регистрационными подразделениями выдаются паспорта транспортных средств.
Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" введены паспорта транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб.см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям.
Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
В соответствии с пунктом 2 Постановления СМ-Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 паспорта транспортных средств выдаются:
организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;
подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.
Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 N 6842).
В соответствии с пунктом 7 данного Положения подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.
Как следует из материалов дела, во исполнение Приказа Агентства по управлению имуществом Пермского края от 20.12.2011 N СЭД-31-02-1647 Администрации Сретенского сельского поселения передано из состава казны Пермского края ТС для обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Данное ТС ранее находилось в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно представленному в материалы дела паспорту (формуляру) машины серии БЕ N 409896 с "грифом" Министерство обороны СССР спорное транспортное средство является автомашиной марки ЗИЛ-131, изготовленной заводом - изготовителем ЗИЛ, 1978 года выпуска, с шасси N 320383, с двигателем N 757155, на шасси которого смонтирована АРС-14 (л.д. 14-35 т.1).
Авторазливочная станция АРС-14 снабжена формуляром N 4568, содержащим аналогичные сведения о приемке (раздел 5 Свидетельство о приемке).
Выданный паспорт (формуляр) серии БЕ 409896 содержит общие сведения о машине, и свидетельство о ее приемке, отражающее, что данное транспортное средство выдержало приемосдаточные испытания и признано годным для эксплуатации.
Судом первой инстанции установлено, заявителем не опровергнуто, что авторазливочные станции АРС-14 выпускались с начала 1970-х годов по заказу Министерства обороны на базе шасси автомобилей ЗИЛ-131 и использовались в воинских подразделениях, в основном, для дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники, а также дегазации и дезинфекции отдельных участков местности и дорог, тушения мелких пожаров и поливки улиц.
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая, что авторазливочные станции (АРС-14) были ранее поставлены для нужд Министерства обороны Российской Федерации, пришел к правильному выводу, что данные транспортные средства подпадают под понятие "единичное транспортное средство", поскольку по существу являются выпускаемыми в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу (п.5 Технического регламента). При этом суд учел и то обстоятельство, что автомобиль ЗИЛ - 131 (АРС-14) в январе-апреле 2012 года переоборудован в государственном учреждении "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Пермскому краю" в автомобиль, предназначенный для тушения пожаров.
Доказательства того, что указанная автомашина, как полнокомплектное транспортное средство подвергалось сертификации и имеет "Одобрение типа транспортного средства", отсутствуют.
Доказательств наличия документа, содержащего сведения, удостоверяющие соответствие спорного ТС установленным требованиям безопасности дорожного движения, подтверждающего возможность его допуска для движения по автомобильным дорогам общего пользования, в материалы дела в нарушение ст.65 АПК РФ заявителем не представлено.
Следовательно, оснований для принятия к регистрации и последующей регистрации спорного ТС для допуска для движения по автомобильным дорогам общего пользования у заинтересованного лица не было.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апеллятора основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих порядок регистрации транспортных средств, в данном случае для допуска для движения по автомобильным дорогам общего пользования транспортного средства, эксплуатировавшегося ранее в военных целях, переоборудованного в гражданских целях для тушения пожаров в сельской местности, что позволяет квалифицировать его как "единичное транспортное средство", в связи с чем необходимо документальное подтверждение возможности его эксплуатации без создания угрозы безопасности дорожного движения, жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.
Доводам заявителя и ГУ МЧС России по Пермскому краю о том, что на дату изготовления АРС-14 (ЗИЛ-131) законодательство не предусматривало ни оформления одобрения типа транспортного средства, ни сертификацию механических транспортных средств, ни выдачу паспортов транспортных средств, а также, что спорное ТС не подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 N 783 "О порядке исключения из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства" и соответственно его нельзя рассматривать как выпускаемое в обращение из числа ранее поставленного по государственному оборонному заказу, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, в соответствии с анализом вышеприведенного законодательства.
Таким образом, отказ Отдела в совершении регистрационных действий по постановке на государственный учет автомобиля АРС-14 (ЗИЛ-131) в связи с отсутствием документа, подтверждающего проведение его сертификации, является законным и обоснованным, соответственно не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Поскольку совокупность условий, предусмотренных ч.1 ст.198, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания обжалуемого отказа незаконным (недействительным), не установлена, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции оставляет решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 05 сентября 2013 года по делу N А50-16095/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Сретенского сельского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16095/2012
Истец: МО Администрация Сретенского сельского поселения
Ответчик: ГУВД по ПК в лице ГИБДД (дислокация п. Ильинский) РЭО ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Краснокамский" (дислокация п. Ильинский), Межмуниципальный отдел МВД РФ "Краснокамский" (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Краснокамского и Ильинского районов)
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2702/13
11.10.2013 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2702/13
05.09.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-16095/12
08.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6257/13
18.04.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2702/13
18.04.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-16095/12
01.03.2013 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2702/13
06.02.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-16095/12