г. Красноярск |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А33-16898/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу агентства лесной отрасли Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" ноября 2012 года по делу N А33-16898/2011, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
закрытое акционерное общество "Кодинскэкспортлес" (ИНН 2420006231, ОГРН 1022400830110) (далее - ЗАО "Кодинскэкспортлес", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к агентству лесной отрасли Красноярского края (далее - агентство лесной отрасли) (ИНН 2466146986, ОГРН 1072466002091) о признании недействительными экспертного заключения от 18.07.2011 N 270, приказа от 18.07.2011 N 2578.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 ноября 2012 года требования удовлетворены. Признаны недействительными приказ от 18.07.2011 N 2578 об утверждении экспертного заключения на изменение к проекту освоения лесов для лесного участка, расположенного на территории Кодинского лесничества, переданного в аренду ЗАО "Кодинскэкспортлес" в целях заготовки древесины по договору аренды от 22.12.2008 N 266-з, вынесенный Агентством лесной отрасли Красноярского края и соответствующее экспертное заключение по изменению к проекту освоения лесов регистрационный N 270.
Не согласившись с решением арбитражного суда, агентство лесной отрасли обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы агентство лесной отрасли указывает, что экспертное заключение от 18.07.2011 N 270 и приказ о его утверждении от 18.07.2011 N 2578 являются законными, поскольку проект освоения лесов не соответствует лесохозяйственному регламенту краевого государственного учреждения "Кодинское лесничество" (далее также - Кодинское лесничество) и Правилам заготовки древесины, утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184.
ЗАО "Кодинскэкспортлес" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поскольку проект освоения лесов соответствует лесохозяйственному регламенту.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда производство по делу приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу А33-20651/2011.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2013 года производство по делу возобновлено.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, возобновления производства по делу, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В Третий арбитражный апелляционный суд 12.12.2013 поступило ходатайство ЗАО "Кодинскэкспортлес" о приостановлении производства по делу в связи с реорганизацией агентства лесной отрасли.
В статье 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, где установлены обязательные случат приостановления производства по делу, такое основание как реорганизация организации, являющейся лицом, участвующим в деле, отсутствуют.
Указанное основание названо в статье 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющей арбитражном суду право приостановить производство по делу.
Вместе с тем, приостановление производства по делу - процессуальное действие, препятствующее его дальнейшему движению, значит, для того что бы производство по делу было приостановлено, требуются причины, свидетельствующие о необходимости ожидания, применительно к настоящему случаю, результатов процедуры реорганизации.
Однако в данном случае, Указом Губернатора Красноярского края от 22.10.2013 N 202-уг внесены изменения в Указ Губернатора Красноярского края от 10.07.2008 N 116-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края", исключен пункт 2.10.1, называющий Агентство лесной отрасли Красноярского края. Вместе с тем, государственные функции, осуществляемые данным органом исполнительной власти, должны быть переданы иному органу, на что указано в пункте 2 Указа. Соответственно, поскольку речь идет о стороне - органе государственной власти, то его реорганизация не препятствует рассмотрению спора, поскольку правопреемник данного органа будет осуществлять те же функции.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает что ходатайство подлежит отклонению.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
На основании приказа агентства лесной отрасли от 01.09.2008 N 1432 (в редакции приказа от 19.12.2008 N 3085) между агентством лесной отрасли (арендодатель) и ОАО "Кодинскэкспортлес" (арендатор) заключен договор аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з (далее - договор), по которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 38 лет шесть лесных участков, находящихся в государственной собственности, определенных пунктом 2 договора.
В соответствии с пунктом 2 договора шесть лесных участков общей площадью 27 027 га, предоставляемых в аренду по договору, расположены в Проспихинском участковом лесничестве краевого государственного бюджетного учреждения "Кодинское лесничество" Кежемского района Красноярского края, предназначены для заготовки древесины, с категорией земель - земли лесного фонда, имеющие следующие характеристики:
- лесной участок N 1: кварталы (выдела) NN: 208 - 210, 217 (выдела: 1 - 23, 26 - 32, 34 - 36), 218 - 221, 228 (выдела: 11 - 39, 41 -43), 229 - 233, 236, площадью 10212 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0285-2008-09-3327-1(1);
- лесной участок N 2: квартал N 213, площадью 817 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(2).
- лесной участок N 3: квартал N 248, площадью: 680 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(3).
- лесной участок N 4: кварталы (выдела) NN: 321 - 322, 323 (выдела: 1 - 30, 38 - 40), 334 (выдела: 1 - 4, 9 - 27, 29, 30); площадью: 3064 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(4);
- лесной участок N 5: кварталы (выдела) NN: 292, 293 (выдела: 3 - 10, 13 - 19, 21 - 26, 28 - 30, 33 - 40, 43 - 51, 54, 55), 294 (выдела: 1 - 23, 26, 28 - 31) 303 (выдела: 1 - 8, 10 - 14, 16 - 19, 23 - 34), 304 (выдела: 1 - 3, 5 - 12, 15 - 26, 28 - 30, 33, 34, 36), 305 (выдела: 2 - 6, 8 - 13, 15 - 17, 21 - 27), 306, 315 (выдела: 1, 2, 5, 6, 10, 11, 15, 16, 18, 19, 22, 24, 29 - 32, 37 - 40, 42), 316, 317 (выдела: 1 - 13, 15, 16, 21 - 24, 27 - 31, 33, 35), 318 (выдела: 1, 6 - 31, 33), 319 (выдела: 2 - 24), 320, площадью 8 850 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(5);
- лесной участок N 6: кварталы (выдела: NN 340, 341, 342, (выдела: 1 - 15, 19, 20, 22), 343 (выдела: 1 - 6, 10 - 17, 28 - 35, 37), 344 (выдела: 4 - 22, 24), площадью 3 404 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-0285-2008-09-3327-1(6).
В приложении N 2 к договору содержится характеристика лесного участка и его насаждений.
Согласно приложению N 3 к договору среднегодовой объем использования лесов установлен в размере 75,1 тысяч кубических метров.
В приложении N 4 к договору стороны согласовали сроки и размер вносимой арендной платы.
Приложение N 6 к договору содержит объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.12.2008 за номером 24-24-17/004/2008-496.
28 декабря 2008 года приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края N 111-о утвержден лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества, разработанный Восточно-Сибирским филиалом государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг".
В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 02.10.2010 N 1 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з стороны пункт 5 договора изложили в следующей редакции: "Ежегодная арендная плата за объем пользования 71,3 тыс.м.3 по сплошным рубкам и рубкам ухода составляет 1 396 330,0 рублей (один, миллион триста девяносто шесть тысяч триста тридцать рублей), НДС не облагается. Ежегодная арендная плата за рубку поврежденных и погибших лесных насаждений в объеме 12,3 тыс.м.3, сроком на три года с момента регистрации настоящего дополнительного соглашения составляет 266 300,0 рублей (двести шестьдесят шесть тысяч триста рублей), НДС не облагается".
В пункте 6 дополнительного соглашения от 02.10.2010 N 1 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з стороны договорились изложить приложения NN 2, 3, 4, 6 к договору в редакции согласно приложениям NN 1, 2, 3, 4 к дополнительному соглашению от 02.10.2012 N 1.
Согласно приложению 2 к дополнительному соглашению от 02.10.2012 N 1 объем использования лесов на арендуемом лесном участке установлен в размере 83,6 тысяч кубических метров.
Дополнительное соглашение от 02.10.2010 N 1 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-з зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.01.2011 за номером 24-24-17/006/2010-848.
Агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ЗАО "Кодинскэкспортлес" о признании дополнительного соглашения N 1 от 02.10.2010 к договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 266-з недействительным, как несоответствующим требованиям закона, в части пунктов 2, 6 дополнительного соглашения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 мая 2012 года по делу N А33-16898/2011 иск удовлетворен, постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2012 года решение от 15 мая 2012 года отменено, в иске отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2012 решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 мая 2012 года по делу N А33-20651/2011 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2012 года по тому же делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 июля 2013 года иск (с учетом уточнений) удовлетворен, признано недействительным дополнительное соглашение от 02.10.2010 N 1 к договору аренды лесных участков от 22.12.2008 N 266-3 в следующей части: 1. Абзац 3 пункта 2 соглашения; 2. Пункт 6 соглашения в части приложения N 2 в отношении следующих условий данного приложения: - в части установления объемов заготовки древесины при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений по хвойному хозяйству на площади 51 га с корневым запасом 14,1 тыс. куб.м., ликвидным запасом 12,3 тыс. куб.м.; - в части установления в строке "Всего по участку" объемов заготовки древесины в корневом запасе сверх 82,3 тыс. куб.м.; в ликвидном запасе сверх 71,3 тыс. куб.м. на площади сверх 418 га; 3. Пункт 6 соглашения в части приложения N 3 в отношении следующих условий данного приложения: - сроки внесения ежегодной арендной платы за рубку поврежденных и погибших лесных насаждений в объеме 12,3 тыс. куб.м., а также расчета арендной платы за указанный объем лесных насаждений.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2013 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 июля 2013 года оставлено без изменения.
ЗАО "Кодинсклесэкспорт" представлены в агентство лесной отрасли изменения к проекту освоения лесов. Агентством лесной отрасли издан приказ от 18.07.2011 N 2578, в соответствии с которым утверждено экспертное заключение на изменение к проекту освоения лесов для лесного участка, расположенного на территории Кодинского лесничества, переданного в аренду ЗАО "Кодинскэкспортлес" в целях заготовки древесины по договору аренды от 22.12.2008 N 266-з.
Согласно экспертному заключению по изменению к проекту освоения лесов (регистрационный N 270), заключение является отрицательным, так как "при проведении экспертизы выявлено, что в изменении к проекту увеличен ежегодный расчетный отпуск древесины на арендованном лесном участке на площади 51,0 га в объеме 12,3 тыс. куб. м. за счет санитарно-оздоровительных мероприятий. На арендованном участке на момент подписания дополнения к договору аренды и составлению изменения к проекту освоения лесного участка обследовано и рекомендовано к рубке по санитарному состоянию лесных насаждений всего на площади 24 га в объеме 4,7 тыс. куб. м.".
Заявитель, полагая, что указанными актами (приказ и заключение) нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 28 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Из содержания указанных норм следует, что проект освоения лесов должен в числе прочего соответствовать договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемое экспертное заключение не учитывает внесения изменений в договор аренды лесного участка дополнительным соглашением от 02.10.2010 N 1 при этом в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2012 года по делу N А33-16898/2011 подтверждена законность внесения изменений в договор аренды (указано, что дополнительное соглашение соответствует требованиям лесохозяйственного регламента), сделал вывод о недействительности оспариваемых ненормативных актов.
Вместе с тем, постановление, на основании Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2012 года которого суд первой инстанции пришел к этим выводам, было отменено Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 декабря 2012 года, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
При новом рассмотрении Арбитражным судом Красноярского края от 08 июля 2013 года иск (с учетом уточнений) удовлетворен, признано недействительным дополнительное соглашение N 1 от 02.10.2010 к договору аренды лесных участков N 266-3 от 22.12.2008 в оспариваемой части. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2013 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 июля 2013 года оставлено без изменения.
Суды установили, что дополнительное соглашение N 1 в части установления объемов сплошных санитарных рубок на переданных в аренду участках в ежегодном объеме 12,3 тыс. м3 не соответствует лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества.
В связи с изложенным, а так с учетом далее указанных норм права, суд апелляционной инстанции приходит к заключению, что выводы, положенные судом первой инстанции в обоснование оспариваемого решения, не верны.
В силу частей 1,6 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, Кодекс) лесохозяйственный регламент лесничества является основой осуществления, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.
Согласно части 2 статьи 87 Кодекса лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.
В части 3 статьи 87 Лесного кодекса установлено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет (часть 4 статьи 87 Кодекса).
Частью 5 статьи 87 Лесного кодекса установлено, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (часть 6 статьи 87 Кодекса).
В соответствии с частью 7 статьи 87 Кодекса приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 N 106 (действовал в спорный период) был утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2012 N 13705/11 по делу N А03-4866/2010 указано, что обязательному исследованию подлежит вопрос о том, обладает ли указанный регламент признаками нормативного правового акта или носит ненормативный характер.
Исходя из Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 N 12547/06; от 14.11.2006 N 11253/06, можно выделить наиболее существенные признаки нормативного правового акта, которые позволяют отграничить его от ненормативного (индивидуального) акта или акта общего характера:
- устанавливает новую норму права (правило поведения), изменяет или отменяет действующую норму права, тем самым регулируя общественные отношения
- является общеобязательным;
- адресован неопределенному кругу лиц;
- рассчитан на многократное применение.
Поскольку лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, а также обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (части 1, 6 статьи 87 ЛК РФ), несмотря на временный характер, данный акт является обязательным для неопределенного круга лиц.
Из частей 5 и 6 статьи 87 Лесного кодекса следует, что лесохозяйственный регламент устанавливает правила поведения, направленные на урегулирование общественных отношений в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, которые рассчитаны на неоднократное применение и обязательны для исполнения неопределенного круга лиц, что свидетельствует о том, что лесохозяйственный регламент обладает признаками нормативного правового акта.
К аналогичному выводу пришел и Верховный суд РФ в определении от 25.07.2012 N 51-АПГ12-9.
Таким образом, поскольку лесохозяйственный регламент является нормативным актом, то проект освоения лесов, договор аренды лесного участка должны соответствовать лесохозяйственному регламенту. Лесохозяйственный регламент представляет собой правовой акт, устанавливающий публично-правовой режим участков в соответствующем лесничестве и, соответственно, использование леса вне пределов, допускаемых регламентом, незаконно.
Лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества утвержден приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 28.12.2008 N 111-о, разработан на основании части 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 N 106 "Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков действия и порядка внесения в них изменений".
На странице 1 Лесохозяйственного регламента указано, что он составлен на срок 10 лет, является основой для использования, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах Кодинского лесничества.
В лесохозяйственном регламенте в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов (часть 5 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 N 106).
Как уже отмечалось в соответствии со статьей 88 Лесного кодекса, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 28 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Указанные положения позволяют сделать вывод о том, что проект освоения лесов должен соответствовать лесохозяйственному регламенту и договору аренды лесного участка, который, в свою очередь, тоже должен соответствовать лесохозяйственному регалменту.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно пункту 4 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (действовавших в спорный период), заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок, указанным в пункте 3 настоящих Правил, хозяйствам и преобладающим породам. Сплошные и выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений осуществляются в эксплуатационных лесах. Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений допускаются в защитных лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Рубки ухода за лесами, санитарные рубки и прочие рубки осуществляются в защитных и эксплуатационных лесах в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации. Древесина, заготовленная арендатором, использующим леса в целях заготовки древесины, при прочих рубках, включается в счет установленного размера заготовки древесины на арендованном лесном участке.
Согласно пунктам 28-30 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (действовавших в спорный период), рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. К выборочным рубкам относятся рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников определенного возраста, размера, качества и состояния. К сплошным рубкам относятся рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
В соответствии с пунктами 28 - 31 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования. По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов.
Согласно Лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества от 2008 года (таблица 9 страница 56 регламента), ежегодный допустимый объем изъятия древесины (ликвидный) при рубке погибших и поврежденных лесных насаждений составляет 26,5 тыс. м3 на площади 413,3 га.
Таблица 9 Лесохозяйственного регламента Кодинского лесничества является сводной таблицей, включающей в том числе данные, представленные в таблице 16 регламента "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий".
В соответствии с таблицей 16 регламента (страницы 95-98) допускается только выборочная рубка при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий. Сплошная санитарная рубка не предусмотрена, не были определены ее объемы и площадь проведения.
В лесохозяйственный регламент Кодинского лесничества не внесены изменения, касающиеся проведения сплошных санитарных рубок на спорных участках.
Учитывая изложенное, проект освоения лесов, подготовленный обществом в части установления объемов сплошных санитарных рубок на переданных в аренду участках в ежегодном объеме 12,3 тыс. м3 не соответствует лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества.
Доказательства проведения лесопатологического обследования по участку ЗАО "Кодинскэкспортлес" указывающее на необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок, при ежегодном объеме рубки 12,3 тыс.м.3, в материалы дела также не представлены.
В соответствии с пунктом 11 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов", отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Согласно экспертному заключению по изменению к проекту освоения лесов регистрационный N 270, заключение является отрицательным, так как "при проведении экспертизы выявлено, что в изменении к проекту увеличен ежегодный расчетный отпуск древесины на арендованном лесном участке на площади 51,0 га в объеме 12,3 тыс. куб. м. за счет санитарно-оздоровительных мероприятий. На арендованном участке на момент подписания дополнения к договору аренды и составлению изменения к проекту освоения лесного участка обследовано и рекомендовано к рубке по санитарному состоянию лесных насаждений всего на площади 24 га в объеме 4,7 тыс. куб. м.".
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что основания для признания недействительным экспертного заключения по изменению к проекту освоения лесов (регистрационный N 270), а также приказа от 18.07.2011 N 2578 в соответствии с которым утверждено экспертное заключение, отсутствуют.
Доводы общества, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, свидетельствующие, по мнению общества, о том, что проект освоения лесов соответствует действующему лесохозяйственному регламенту Кодинского лесничества, опровергаются вышеизложенным (регламентом допускается только выборочная рубка при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, сплошная санитарная рубка не предусмотрена; в то же время проект освоения лесов, подготовленный обществом устанавливает объем сплошных санитарных рубок на переданных в аренду участках в ежегодном объеме 12,3 тыс. м3).
При указанных обстоятельствах оспариваемый акт, принятый с нарушением пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, государственная пошлина в сумме 4000 рублей, уплаченная при подаче заявления в суд первой инстанции, относится на ЗАО "Кодинскэкспортлес".
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации агентство лесной отрасли освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы. В соответствии с пунктом 4.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" ноября 2013 года по делу N А33-16898/2011 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16898/2011
Истец: ЗАО "Кодинскэкспортлес"
Ответчик: Агентство лесной отрасли Красноярского края
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1007/14
19.12.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-13/13
19.11.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16898/11
14.02.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-215/12