Прошу Вас дать разъяснения по отнесению на прочие расходы или на увеличение первоначальной стоимости объекта, затрат по ремонту адресной пожарной и охранной сигнализации в трехэтажном и пятиэтажном зданиях ОАО "X".
В проекте на строительство пятиэтажного административного здания по ул. К. в доме 3 предусмотрено устройство пожарной сигнализации, которая была смонтирована с вводом здания в 1995 г. в эксплуатацию.
Пожарная сигнализация была смонтирована и в трехэтажном здании. За указанный период системы вышли из строя и в целях восстановления и улучшения эксплуатационных показателей зданий проведена замена сигнализации. Согласно п.5.1 и приложения N 9 "Положения об организации и проведении реконструкции ремонта и технического обслуживания зданий объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН58-88(р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 г. N 312, затраты по ремонту, а также устройству систем противопожарной сигнализации отнесены к капитальному ремонту. Эксплуатируемые здания за рассматриваемый период не изменили ни технологического, ни служебного назначения.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации N 03-03-04/794 от 23 ноября 2006 г. в ответе на вопрос о порядке учета расходов на ремонт внутренних коммуникаций также рекомендует руководствоваться ВСН58-88(р) при определении термина "капитальный ремонт" и "реконструкция". Установленные в здании пульт, контроллеры, извещатели, приборы приемно-контрольные, имеющие стоимость каждой единицы меньше лимита установленного учетной политикой организации, только восстановили технико-экономические показатели зданий, а не вызвали повышения их технико-экономических показателей.
Положениями ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Из запроса, следует, что в принадлежащих обществу зданиях были произведены ремонтные работы, в отношении пожарных (охранных) сигнализаций.
Для производства ремонтных работ ОАО "X" был заключен договор подряда (на выполнение работ по монтажу адресной пожарной и охранной сигнализации) по которому общество, выступая в качестве заказчика, поручило ООО "C" (подрядчику) выполнение работ по капитальному ремонту адресной пожарной и охранной сигнализации в 3-х и 5-ти этажных административных зданиях, расположенных по адресу г. N, ул. К. д. 3. По пояснениям инициатора запроса, лицензия необходимая для установки пожарных сигнализаций у ООО "С" имеется.
При учете указанных расходов, возник вопрос о характере произведенных работ, а именно, относятся ли такие работы к работам капитального характера, увеличивающим первоначальную стоимость основных средств (работам по созданию нового объекта основных средств), либо к работам по ремонту соответствующих объектов.
Для квалификации работ, осуществленных по договору подряда, считаем необходимым определиться с терминологией, используемой в сфере осуществления ремонтных и строительных работ. Определения понятий "модернизация", "капитальный ремонт" содержатся в нормативных актах, регулирующих вопросы строительства. Кроме этого, для целей исчисления налога на прибыль, определения реконструкции и технического перевооружения приведены в главе 25 НК РФ (пункт 2 ст. 257 НК РФ).
В своем письме от 3 апреля 2001 г. N НМ-1618/3 Госстрой России разъяснил, что при определении терминов "капитальный ремонт здания" и "реконструкция здания", необходимо руководствоваться Ведомственными строительными нормативами (ВСН) ВСН58-88, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279. Аналогичными актами рекомендует руководствоваться в своем письме от 23 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/794 и Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ.
Пунктом 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 N 279) предусмотрено, что к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
В связи с тем, что понимание рассматриваемых терминов, в большей степени необходимо для правильного отражения соответствующих операций в налоговом учете, определения понятия реконструкции целесообразно брать из Налогового кодекса РФ.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 257 НК РФ под реконструкцией понимается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Из приведенных определений следует, что основными критериями, позволяющими отличить работы, осуществляемые при капитальном ремонте от работ, осуществляемым в рамках реконструкции (модернизации) являются: причина и цель проведения работ, а также характер (объем) выполненных работ.
Так, причиной осуществления капитального ремонта является объективная и неотложная необходимость в замене изношенных элементов объекта, а целью восстановление свойств ремонтируемого объекта до близких к первоначальным. При этом в рамках осуществления ремонтных работ не должны повышаться основные технико-экономические показатели объектов, то есть работы не должны изменять основные конструктивные элементы объектов (фундаменты, стены, каркасы).
Нельзя не отметить, что приведенные критерии носят оценочный характер, в связи с чем, квалификация таких работ для целей их отражения в учете организации, нередко становятся предметом споров с налоговыми органами.
Для оценки работ, произведенных в принадлежащих обществу строениях, рассмотрим их применительно к каждому из объектов.
По пятиэтажному зданию
Из запроса следует, что, в принадлежащем обществу пятиэтажном здании, при вводе его в эксплуатацию после строительства была установлена пожарная сигнализация. При этом установка данной сигнализации была предусмотрена проектной документацией на строительство здания. Соответственно, при постановке здания на учет в качестве основного средства стоимость сигнализации была включена в общую первоначальную стоимость здания.
Со временем данная сигнализация пришла в негодность в связи с чем, возникла необходимость ее ремонта.
Из представленного к запросу акта о приемке выполненных работ (КС-2), следует, что подрядчиком в рамках договора на объекте были смонтированы приборы пожарной и охранной сигнализации, проложена необходимая проводка. В акте КС-2 в качестве наименования работ указывается на ремонт систем ОПС и охранной сигнализации.
Оценивая данные работы на предмет их отнесения к произведенным в рамках ремонта, либо реконструкции (модернизации) можно сделать вывод, что, так как их целью является замена изношенных элементов оборудования, а не изменение качественных характеристик здания, данные работы в большей степени соответствуют работам, проводимым в рамках капитального ремонта.
Довод о том, что замена пожарной сигнализации в здании относиться к работам, осуществляемым в рамках капитального ремонта здания подтверждает и судебная практика, содержащаяся в Постановлениях: ФАС Северо-Западного округа от 10 февраля 2004 года по делу N А56-18320/03; ФАС Московского округа от 23 ноября 2007 г. по делу N КА-А40/12039-07; ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. по делу N КА-А40/5919-07; ФАС Западно-Сибирского округа от 25.12.2006 года N Ф04-8050/2006(29353-А81-37).
В силу ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств рассматриваются в качестве прочих расходов, признаваемых для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Следует отметить, что для целей надлежащего документирования соответствующих расходов организации целесообразно иметь дефектную ведомость, в которой будут зафиксированы неисправности подлежащие устранению, а также внутренние распорядительные документы (приказы) указывающие на необходимость осуществления ремонтных работ.
Тем не менее, риски предъявления претензий по учету указанных расходов со стороны налоговых органов исключать нельзя, так как в законодательстве не содержится четких критериев разграничивающих работы, проводимые в рамках капитального ремонта и реконструкции, а также по той причине, что пожарная сигнализация в пятиэтажном здании была заменена на охранно-пожарную, что может свидетельствовать об изменении технико-экономических показателей здания и указывать на признаки реконструкции.
По трехэтажному зданию
Как следует из запроса, у общества отсутствует документальное подтверждение то, что в принадлежащем ему трехэтажном здании ранее имелась пожарная сигнализация, в связи с чем, монтаж в этом здании пожарной (охранной) сигнализации следует признать осуществляемым впервые.
Порядок учета пожарной сигнализации в бухгалтерском и налоговом учете зависит от того, каким образом оформлены документы по ее установке. Так, например, если такая сигнализация устанавливается в рамках реконструкции здания, в соответствии с единым проектом, ее стоимость должна увеличивать первоначальную стоимость здания. В рассматриваемой ситуации, пожарная (охранная) сигнализация устанавливается отдельно и впервые в связи с чем, считаем, что ее необходимо учитывать в качестве самостоятельного объекта основных средств.
Так, согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
При этом, пожарная сигнализация соответствует критериям, предъявляемым к основным средствам и предусмотренным пунктом 4 ПБУ 6/01.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, под которым понимается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Соответственно, смонтированные в здании приборы пожарной и охранной сигнализации следует рассматривать не по отдельности, а в качестве единого объекта, состоящего из комплекса конструктивно сочлененных предметов.
Следует отметить, что приборы и аппаратура систем пожарной сигнализации прямо поименованы в качестве основных средств в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1), (раздел четвертый, имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Таким образом, пожарную (охранную) сигнализацию, устанавливаемую в трехэтажном здании впервые, следует рассматривать для целей учета в качестве отдельного объекта основных средств.
Вывод:
На основании вышеизложенного, работы по ремонту (замене) пожарной (охранной) сигнализации в пятиэтажном здании в большей мере соответствуют работам, осуществляемым в рамках капитального ремонта здания.
В свою очередь, работы по установке пожарной (охранной) сигнализации в трехэтажном здании следует рассматривать в качестве расходов по созданию самостоятельного объекта основных средств, в виде пожарной (охранной) сигнализации.
15 февраля 2008 г.
ООО "Аудит-новые технологии", февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.