Как исполнить обязанности налогового агента по НДС
С 2008 года действуют многочисленные поправки, внесенные в главу 21 Налогового кодекса. Изменения, в частности, затронули порядок исчисления НДС налоговыми агентами. Посмотрим, как теперь налоговые агенты рассчитывают и уплачивают НДС за налогоплательщика, а также оформляют счет-фактуру и налоговую декларацию.
Налоговые агенты - это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ). Налоговыми агентами по НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели (а также физические лица - арендаторы федерального имущества) в случаях, перечисленных в статье 161 Кодекса. Причем не важно, являются эти лица плательщиками НДС или нет. Обязанности налоговых агентов могут возникнуть у организаций и предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения либо освобожденных от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ.
Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ в статьи 170 и 171 НК РФ внесены дополнения, касающиеся порядка исчисления НДС налоговыми агентами. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2008 года. Установлены правила учета НДС в ситуации, когда налоговый агент возвращает иностранному партнеру товар или отказывается от выполненных работ (услуг).
Рассмотрим подробнее, как организации и индивидуальные предприниматели исполняют обязанности налогового агента по НДС с учетом поправок.
Категории налоговых агентов по НДС
В статье 161 НК РФ предусмотрено пять категорий налоговых агентов по НДС.
Во-первых, это зарегистрированные в российских налоговых органах организации или индивидуальные предприниматели, которые приобретают товары (работы, услуги) у иностранного лица (п. 2 ст. 161 НК РФ). Обязанности налогового агента возникают, если зарубежный партнер не состоит на учете в качестве налогоплательщика на территории России. Допустим, товары (работы, услуги) приобретаются у представительства иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации. Тогда НДС исчисляется и уплачивается в бюджет представительством этой иностранной организации самостоятельно (либо ее уполномоченным представительством - если у иностранной организации на территории России несколько представительств, состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации).
Если местом реализации товаров, работ, услуг не признается территория Российской Федерации, объект обложения НДС отсутствует. У покупателя не возникает обязанностей налогового агента. Место реализации товаров (работ, услуг) необходимо определять в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ.
Во-вторых, налоговым агентом является лицо, арендующее на территории России федеральное и муниципальное имущество, а также имущество субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 161 НК РФ). Но только при условии, что в качестве арендодателя непосредственно выступает орган государственной власти или местного самоуправления. Обычно подобные договоры заключают с комитетом по управлению имуществом. Иногда оформляется тройственный договор между арендатором, государственным (муниципальным) органом и балансодержателем имущества.
Если арендодатель - организация, владеющая передаваемым имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, применяется иной порядок уплаты налога на добавленную стоимость. В этом случае исчисляет и перечисляет НДС в бюджет сам арендодатель. Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Определения Конституционного суда РФ от 02.10.2003 N 384-О.
В-третьих, обязанности налоговых агентов по НДС возникают у организаций или предпринимателей, уполномоченных продавать конфискат, клады, бесхозные и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ). Реализация указанных ценностей - одна из функций Российского фонда федерального имущества.
В-четвертых, налоговыми агентами считаются организации и индивидуальные предприниматели, которые продают на территории России на основании посреднических договоров с участием в расчетах товары иностранных лиц (п. 5 ст. 161 НК РФ). Разумеется, речь идет о зарубежных партнерах, не состоящих на учете в российских налоговых органах.
И наконец, в-пятых, налоговым агентом по НДС выступает собственник судна в ситуациях, перечисленных в пункте 6 статьи 161 НК РФ. Это случаи, когда судно исключается из Российского международного реестра судов в течение 10 лет с момента его регистрации, не считая фактов признания плавсредства погибшим, пропавшим без вести или утратившим качества судна. Кроме того, если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно оно не зарегистрировано в реестре, предыдущий судовладелец признается налоговым агентом по НДС. Обязанности налогового агента возникают у собственника в момент исключения судна из реестра или по истечении 45 календарных дней с даты перехода права собственности соответственно (письмо Минфина России от 21.03.2007 N 03-07-07/09).
Напомним, что четвертая и пятая категории лиц признаны налоговыми агентами с 1 января 2006 года (в соответствии с федеральными законами от 22.07.2005 N 119-ФЗ и от 20.12.2005 N 168-ФЗ).
Таблица. Налоговая база и налоговая ставка у налоговых агентов
Категория налогового агента | Налоговая база | Применяемая ставка НДС |
Организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в налоговых органах (п. 2 ст. 161 НК РФ) |
Сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ) |
10/110 или 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ) |
Лица, арендующие федеральное и муниципальное имущество, имущество субъектов Российской Федерации у органов государственной власти, местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ) |
Сумма арендной платы с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ) |
18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ) |
Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие на территории РФ конфискованное имущество, клады, бесхозяйные и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ) |
Цена реализуемого имущества, определяемая согласно статье 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) (п. 4 ст. 161 НК РФ) |
10 или 18% (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ) |
Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие на территории РФ по договорам поручения, комиссии, агентирования с участием в расчетах товары иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах (п. 5 ст. 161 НК РФ) |
Стоимость товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения суммы НДС (п. 5 ст. 161 НК РФ) |
10 или 18% (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ) |
Собственник судна в случаях, перечисленных в пункте 6 статьи 161 НК РФ |
Стоимость, по которой судно было реализовано заказчику, с учетом НДС |
18% (п. 6 ст. 161 и п. 3 ст. 164 НК РФ) |
Правила исчисления и уплаты налога
Налоговые агенты рассчитывают и перечисляют в бюджет НДС в полном объеме (п. 4 ст. 173 НК РФ). Различные категории налоговых агентов по НДС определяют налоговую базу по-разному (см. таблицу).
При продаже имущества, обращенного в федеральную собственность, а также комиссионных товаров, принадлежащих иностранным лицам, налоговые агенты дополнительно к цене реализации предъявляют покупателю сумму НДС. Основание - пункт 1 статьи 168 Налогового кодекса.
Согласно новой редакции статьи 163 НК РФ с 2008 года налоговый период по НДС и для налогоплательщиков, и для налоговых агентов равен кварталу. Налоговые агенты должны уплатить исчисленный НДС в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Исключение - случаи приобретения работ или услуг у иностранных лиц, не зарегистрированных в российских налоговых органах. В таких ситуациях налоговый агент обязан уплатить удержанный налог в бюджет одновременно с перечислением выручки зарубежному продавцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Банк не вправе принимать поручение на перевод денежных средств в пользу иностранного контрагента, если покупатель не представил также поручение на уплату НДС. При этом на банковском счете клиента должно быть достаточно средств для перечисления сумм налога в бюджет.
Обратите внимание: налоговые агенты, приобретающие товары у иностранных лиц по договору мены, уплачивают НДС по общим правилам. То есть налоговый агент перечисляет сумму налога в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором товар оплачен поставщику неденежными средствами. Причем в данном случае российская организация уплачивает налог на добавленную стоимость за свой счет (письмо Минфина России от 24.10.2006 N 03-04-15/190).
Нередко по условиям внешнеторгового договора расчеты с продавцом осуществляются в иностранной валюте. Вместе с тем в пункте 5 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент обязан уплатить НДС в бюджет в рублях. По какому курсу пересчитывается рублевый эквивалент налоговой базы? Покупателю следует руководствоваться нормой пункта 3 статьи 153 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется исходя из курса Банка России на дату фактического осуществления расходов. То есть налоговый агент рассчитывает сумму НДС, подлежащую удержанию и уплате в бюджет, по курсу, действовавшему в момент перечисления денежных средств зарубежному партнеру. При этом налоговые агенты не применяют положения абзаца 4 пункта 1 статьи 172 Кодекса. Они не пересчитывают иностранную валюту в рубли на дату принятия на учет товаров, работ или услуг. Аналогичная позиция приведена в письме Минфина России от 03.07.2007 N 03-07-08/170.
Налоговые агенты уплачивают сумму исчисленного НДС по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ). При оформлении платежного поручения на перечисление налога в качестве налогового агента в поле 101, определяющем статус плательщика, указывают код 02 (налоговый агент). Об этом говорится в приложении N 5 к Правилам указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ, на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н.
Вычет НДС у налоговых агентов
Покупатели - налоговые агенты, которые состоят на учете в налоговых органах и исполняют обязанности плательщика НДС, имеют право на вычет суммы налога, уплаченного за продавца. Основанием служит пункт 3 статьи 171 НК РФ. Налоговые агенты, применяющие спецрежимы или освобожденные от исчисления и уплаты НДС согласно статье 145 Кодекса, не могут воспользоваться налоговым вычетом. Исключение составляют организации, совмещающие ЕНВД и общую систему налогообложения. Они применяют налоговый вычет в той части, в которой приобретенные товары (работы, услуги) использовались в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость. Так определено в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса.
Чтобы правомерно применить вычеты по НДС, необходимо соблюсти требования, прописанные в статьях 171 и 172 Кодекса. Товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет, приобретены для операций, признаваемых объектом обложения НДС и подлежащих обложению этим налогом, сумма налога удержана и уплачена. НДС принимается к вычету на основании счета-фактуры.
Что касается отражения налоговыми агентами в составе налоговых вычетов рассматриваемых сумм НДС в декларации, нужно учитывать следующие положения законодательства.
В пункте 4 статьи 174 НК РФ установлено, что при выполнении работ (оказании услуг), местом выполнения (оказания) которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог уплачивают налоговые агенты одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. В иных случаях налог в бюджет налоговые агенты уплачивают до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Данные суммы налога отражаются в налоговой декларации по НДС.
Согласно статье 52 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Кроме того, именно по окончании налогового периода исчисляются налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).
В пункте 1 статьи 80 НК РФ сказано, что декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) содержит другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Кстати. Бухгалтерский учет у налогового агента
В бухгалтерском учете суммы НДС, уплаченные организацией в качестве налогового агента, следует учитывать отдельно. Для этого вводят дополнительные субсчета к основным бухгалтерским счетам.
Так, к счету 19 можно открыть субсчета "НДС, исчисленный налоговым агентом по ставке 18% (10%)", "НДС, исчисленный налоговым агентом по расчетной ставке 18/118 (10/110)".
Используют также специальные субсчета "Расчеты налогового агента с бюджетом по НДС" к счету 68, "Расчеты по НДС, исчисленному налоговым агентом" к счету 76.
Следовательно, уплаченная в бюджет сумма НДС является фактической уплатой налога, а не переплатой, только если она определена исходя из налоговой базы, сложившейся за соответствующий истекший налоговый период, и отражена в декларации, представленной также за указанный налоговый период.
Налоговые агенты подают в налоговые органы по месту своего учета декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Согласно статье 163 Кодекса налоговый период для налоговых агентов - квартал.
Декларация по НДС представляется по окончании налогового периода, установленного в соответствии со статьей 163 Кодекса. Исходя из этого, данная декларация подается в периоде начиная с 1-го числа квартала, следующего за кварталом, в котором налоговые агенты уплачивали налог.
Значит, при соблюдении условий статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами по операциям реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, могут быть включены налоговыми агентами в налоговые вычеты в декларации, представляемой за налоговый период, следующий за налоговым периодом, за который подана декларация с отраженной в ней суммой налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет в отношении указанных товаров (работ, услуг).
Организации и предприниматели, которые продают имущество, обращенное в федеральную собственность, или комиссионный товар, не могут воспользоваться вычетом по НДС, уплаченному ими в качестве налогового агента (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ). Ведь фактически сумма удержанного НДС предъявляется покупателям.
Посмотрим, как применяются налоговые вычеты при покупке товаров (работ, услуг) у иностранных контрагентов.
Если в контракте не предусмотрен НДС
Как уже отмечалось, при продаже иностранными лицами товаров, работ или услуг на территории России налоговая база по НДС равна сумме дохода от реализации с учетом налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 161 НК РФ).
На практике в контрактах договорная цена устанавливается разными способами. Стороны могут указать в договоре, что в стоимость товаров (работ, услуг) включена сумма НДС. Тогда налоговый агент перечисляет продавцу сумму, указанную в контракте, за вычетом НДС.
Нередко в договоре с иностранным контрагентом сумму НДС не предусматривают. Согласно пункту 3 статьи 171 НК РФ налоговый агент принимает к вычету сумму НДС, удержанную и уплаченную из доходов продавца. Как в данном случае определить налоговую базу? Можно ли воспользоваться правом на вычет налога на добавленную стоимость? Покупатель должен самостоятельно рассчитать налоговую базу, увеличив стоимость товаров (работ, услуг) на сумму НДС. Исчисленный и уплаченный в бюджет НДС по сути является суммой налога, удержанной из доходов налогоплательщика - иностранного лица. Поэтому в приведенной ситуации налоговый агент вправе принять к вычету сумму НДС в порядке, предусмотренном в пункте 3 статьи 171 Налогового кодекса (письма Минфина России от 07.02.2007 N 03-07-08/13 и от 21.03.2007 N 03-07-08/50).
Если договор расторгается
Предположим, покупатель, исполняющий обязанности налогового агента, после удержания и уплаты НДС в бюджет по объективным причинам возвращает товары зарубежному поставщику либо отказывается принять результаты выполненных работ (оказанных услуг). Как быть с перечисленным в бюджет налогом на добавленную стоимость?
С 2008 года вступили в силу нормы, устанавливающие порядок учета НДС в подобных ситуациях. Теперь такой покупатель - плательщик НДС (и одновременно налоговый агент) при возврате товара, отказе от работ или услуг имеет право суммы удержанного и уплаченного налога на добавленную стоимость принять к вычету. Основание - абзац 3 пункта 5 статьи 171 НК РФ. Кроме того, в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата сумм авансовых платежей покупатель - плательщик НДС имеет право принять к вычету суммы НДС, исчисленные и уплаченные им в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Налоговый агент, который не является налогоплательщиком или освобожден от этих обязанностей согласно статье 145 НК РФ, в указанной ситуации включит удержанный НДС в расходы (п. 7 ст. 170 НК РФ). Разумеется, при условии, что покупатель имеет право в соответствии с главами 25, 26.1 и 26.2 НК РФ уменьшать налоговую базу на стоимость понесенных затрат. Организации, применяющие общую систему налогообложения и освобожденные от обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ, при отказе от товаров, работ, услуг учтут сумму удержанного НДС в составе прочих расходов. Это предусмотрено в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Плательщики ЕСХН уменьшат на сумму уплаченного НДС налогооблагаемый доход исходя из подпункта 23 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ. Организации и предприниматели, перешедшие на УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, также включат сумму НДС в расходы (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Обратите внимание: применить налоговый вычет или признать сумму НДС в составе расходов по возвращенным товарам или непринятым работам (услугам) вправе только покупатели, исполняющие обязанности налогового агента на основании пункта 2 статьи 161 НК РФ.
Порядок выставления счетов-фактур, ведения книг покупок и продаж
В пункте 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, сказано следующее. Налоговые агенты самостоятельно составляют счета-фактуры и регистрируют их в книге продаж при возникновении обязанности по исчислению НДС. Помимо этого налоговый агент, который принимает к вычету удержанный и перечисленный в бюджет НДС, отражает выписанный счет-фактуру в книге покупок.
Налоговые агенты - продавцы обращенного в федеральную собственность имущества, а также организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары иностранных партнеров, выписывают счета-фактуры в двух экземплярах. Один экземпляр передается покупателю товаров, второй хранится у налогового агента в журнале учета выставленных счетов-фактур.
Остальные категории налоговых агентов (лица, перечисленные в пунктах 2, 3 и 6 статьи 161 НК РФ) вправе принимать к вычету удержанный НДС. Они оформляют также два экземпляра счета-фактуры на одну операцию. Первый подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур и регистрируется в книге продаж. Второй экземпляр хранится в журнале учета полученных счетов-фактур и служит основанием для внесения записи в книгу покупок по мере возникновения права на налоговый вычет (письмо Минфина России от 11.05.2007 N 03-07-08/106).
Составляем налоговую декларацию
Налоговые агенты представляют в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Так определено в пункте 5 статьи 174 НК РФ. Напомним, что с 2008 года налоговым периодом по НДС является квартал. Форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н. В конце прошлого года финансовое ведомство скорректировало приложение к Порядку заполнения декларации. В перечень кодов добавлены коды операций, которые с текущего года не признаются объектом обложения НДС, освобождаются от НДС и подлежат восстановлению (согласно приказу Минфина России от 21.11.2007 N 113н). Указанные изменения вступают в силу начиная с представления налоговой декларации по НДС за I квартал 2008 года.
Все налоговые агенты по НДС обязаны заполнять раздел 2 декларации "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента".
Организации или индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ. Если указанные лица признаются налоговыми агентами, они представляют в налоговые органы титульный лист и раздел 2 декларации по НДС.
Возможна ситуация, когда налоговый агент в течение налогового периода осуществляет только операции, перечисленные в статье 161 НК РФ, либо у организации или предпринимателя, перешедшего на специальный режим налогообложения, возникают обязанности налогового агента. Тогда декларация по НДС будет состоять из титульного листа, раздела 1 с прочерками и раздела 2.
Если налоговый агент - иностранная организация, зарегистрированная в налоговых органах и имеющая несколько подразделений на территории Российской Федерации, раздел 2 заполняет и включает в состав декларации то подразделение, которое уполномочено уплачивать НДС в целом. Раздел 2 составляют только по тем подразделениям, у которых в данном налоговом периоде возникла обязанность налогового агента. В строке 020 указанного раздела отражается КПП филиала, за который уполномоченное подразделение представляет декларацию и уплачивает налог.
Налоговый агент составляет раздел 2 отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах, и арендодателю (органу государственной власти и управления, органу местного самоуправления). При наличии нескольких договоров с одним арендодателем раздел 2 заполняется на одной странице. Налоговые агенты, уполномоченные продавать имущество, обращенное в федеральную собственность, оформляют раздел 2 на одной странице. Лица, признаваемые налоговыми агентами на основании пункта 6 статьи 161 НК РФ, представляют раздел 2 по каждому судну отдельно.
Наименование иностранного лица или арендодателя приводится в строке 030 раздела 2. Налоговые агенты, поименованные в пунктах 4 и 6 статьи 161 НК РФ, ставят в данной строке прочерк. Строки 040 и 050 заполняют только признаваемые налоговыми агентами арендаторы. В этих строках отражается ИНН и КПП арендодателя. В строке 100 указывается один из кодов операции, осуществляемой налоговым агентом. Коды приведены в разделе IV приложения к Порядку заполнения декларации по НДС. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет налоговым агентом, отражается по строке 090 декларации.
Особые правила заполнения раздела 2 предусмотрены для налоговых агентов, реализующих имущество, обращенное в собственность государства, а также комиссионный товар, принадлежащий иностранным лицам. Сумма налога, которая записывается по строке 090, рассчитывается исходя из показателей строк 110, 120 и 130. По строке 110 отражается сумма НДС, предъявленная покупателю при реализации товаров, а по строке 120 - НДС, исчисленный налоговым агентом с оплаты, частичной оплаты, полученной в налоговом периоде. В строке 130 фиксируется сумма НДС, принимаемая к вычету в момент отгрузки товаров, в счет предстоящих поставок которых в данном налоговом периоде и (или) предыдущих налоговых периодах был исчислен НДС с сумм полученной оплаты (частичной оплаты). Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (строка 090), равен сумме значений строк 110 и 120 за минусом показателя строки 130.
Как уже отмечалось, некоторые категории налоговых агентов при соблюдении определенных условий могут принять к вычету удержанный и уплаченный НДС.
Сумма налога, подлежащая вычету в случаях, предусмотренных в пунктах 3 и 4 статьи 171 НК РФ, отражается по строке 310 графы 4 раздела 3 декларации по НДС, а в случаях, предусмотренных в подпункте 5 статьи 171 НК РФ, - по строке 320 графы 4 раздела 3 декларации по НДС.
Пример
ООО "Лара" реализует товары, облагаемые НДС. Помимо торговли на внутреннем рынке в I квартале 2008 года организация осуществляла следующие операции.
1. У иностранной компании Trademark организация приобрела право пользования торговой маркой за 30 000 долл. США. Зарубежный поставщик не состоит на учете в российских налоговых органах. В контракте не упоминается о включении в договорную стоимость суммы налога на добавленную стоимость. Покупатель 21 января 2008 года перечислил поставщику 30 000 долл. США. Курс доллара США на указанную дату, установленный Банком России, составлял 24,5074 руб.
2. На основании отдельных договоров, заключенных с комитетом по управлению имуществом, организацией были арендованы два торговых помещения, находящихся в муниципальной собственности. Ежеквартальная плата за аренду по первому договору составляет 500 000 руб., по второму - 400 000 руб. (в договорную стоимость включен НДС). Сумма арендной платы за I квартал 2008 года без учета налога на добавленную стоимость перечислена арендодателю в январе 2008 года.
3. В феврале 2008 года был заключен договор комиссии с иностранной компанией ERIO, не зарегистрированной в налоговых органах РФ. По условиям данного соглашения ООО "Лара" - комиссионер с участием в расчетах реализует на территории Российской Федерации товары, принадлежащие зарубежному комитенту. В I квартале 2008 года в рамках договора комиссии на счет ООО "Лара" поступила предварительная оплата от покупателей за комиссионные товары в размере 300 000 руб. (включая НДС 45 763 руб.), отгружено товаров на сумму 400 000 руб. (в том числе НДС 61 017 руб.), полученная предоплата зачтена в полном объеме.
Во всех трех случаях у ООО "Лара" возникают обязанности налогового агента. Рассмотрим порядок исчисления налога на добавленную стоимость по указанным операциям.
1. Поскольку в договоре с компанией Trademark НДС не указан, ООО "Лара" должно не позднее 21 января 2008 года уплатить в бюджет НДС в размере 132 340 руб. (30 000 долл. США х 24,5074 руб. х 18%). На дату принятия услуг к учету величина налоговой базы по данной операции не пересчитывается.
Налоговый агент выписал счет-фактуру в двух экземплярах и оформил запись в книге продаж за I квартал 2008 года. Уплаченный в бюджет НДС - 132 340 руб. ООО "Лара" сможет принять к вычету в II квартале 2008 года, выставленный счет-фактуру отразит в книге покупок за данный налоговый период.
По названной операции раздел 2 декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2008 года составлен отдельно. В строке 030 указано наименование иностранного контрагента - Trademark, по строке 090 отражена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в размере 132 430 руб. Сумма НДС в размере 132 430 руб., подлежащая вычету по данной операции, сформирует показатель строки 310 раздела 3 декларации по НДС за II квартал 2008 года.
2. Сумму налога на добавленную стоимость по договорам аренды ООО "Лара" обязано исчислить и уплатить в бюджет не позднее 21 апреля 2008 года*(1). По первому договору общество перечислит НДС в размере 76 271 руб. (500 000 руб. : 118 х 18), по второму - в сумме 61 017 руб. (400 000 руб. : 118 х 18).
ООО "Лара" выписало счета-фактуры в двух экземплярах и оформило записи в книге продаж за I квартал 2008 года.
Так как оба договора заключены с одним арендодателем, раздел 2 заполнен на одной странице. В частности, в строке 030 ООО "Лара" указало наименование арендодателя, по строке 090 - общую сумму НДС, подлежащую уплате по двум договорам, в размере 137 288 руб. (76 271 руб. + 61 017 руб.).
Право на вычет НДС по аренде за I квартал возникнет у ООО "Лара" после перечисления суммы налога в бюджет, то есть в II квартале 2008 года. В книге покупок за указанный налоговый период на основании выписанного счета-фактуры будет оформлена соответствующая запись. Сумма принятого к вычету НДС в размере 137 288 руб. сформирует показатель строки 310 раздела 3 декларации по НДС за II квартал 2008 года.
3. ООО "Лара" не позднее 21 апреля 2008 года уплатит в бюджет НДС по посредническому договору с компанией ERIO в размере 61 017 руб. (строка 090) [61 017 руб. (строка 110) + 45 763 руб. (строка 120) - 45 763 руб. (строка 130)].
При реализации комиссионных товаров счета-фактуры организация выписывала в двух экземплярах: первый передавался покупателю, второй оставался у комитента. На основании выставленных счетов-фактур ООО "Лара" оформляло записи в книге продаж за I квартал 2008 года. Принять к вычету уплаченный по посредническому договору налог на добавленную стоимость комиссионер не имеет права.
Все операции по договору комиссии ООО "Лара" отразило на одной странице раздела 2 декларации за I квартал 2008 года.
Образец заполнения раздела 2 по операциям с комиссионными товарами представлен на с. 33.
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| /-----------------------------------\ |
| штрих-код ИНН |0 |0 |7 |7 |1 |6 |2 |0 |7 |4 |2 |3 | |
| 5100 1032 \-----------------------------------/ |
| /--------------------------\ /-----------------\ |
| КПП |7 |7 |1 |6 |0 |1 |0 |0 |1 | Стр. |0 |0 |0 |0 |0 |5 | |
| \--------------------------/ \-----------------/ |
| Форма по КНД 1151001 |
| Раздел 00002 |
| |
| Раздел 2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, |
| по данным налогового агента |
| |
| Показатели Код Значения показателей |
| строки |
| /-----------------\ |
|Порядковый номер раздела 2 010 |0 |0 |0 |0 |0 |3 | |
| \-----------------/ |
|КПП подразделения иностранной |
|организации, состоящей на учете /--------------------------\ |
|в налоговых органах 020 |- |- |- |- |- |- |- |- |- | |
| \--------------------------/ |
| |
| /-----------------------------------------------------\|
|Наименование налогоплательщика - 030 | ERIO ||
|продавца \-----------------------------------------------------/|
| /-----------------------------------\ |
|ИНН налогоплательщика-продавца 040 |- |- |- |- |- |- |- |- |- |- |- |- | |
| \-----------------------------------/ |
| /--------------------------\ |
|КПП налогоплательщика-продавца 050 |- |- |- |- |- |- |- |- |- | |
| \--------------------------/ |
| /---------------------------------------\ |
|Код бюджетной классификации 060 |1|8|2|1|0|3|0|1|0|0|0|0|1|1|0|0|0|1|1|0| |
| \---------------------------------------/ |
| /--------------------------------\ |
|Код по ОКАТО 070 |4 |5 |2 |8 |6 |5 |6 |3 |0 |0 |0 | |
| \--------------------------------/ |
| /-----------------\ |
|Код по ОКВЭД 080 |5 |1 |4 |3 |2 |1 | |
| \-----------------/ |
| /--------------------------------------------\ |
|Сумма налога, исчисленная к 090 | | | | | | | | | | |6 |1 |0 |1 |7 | |
|уплате в бюджет (руб.) \--------------------------------------------/ |
| /--------------------\ |
|Код операции 100 |1 |0 |1 |1 |7 |0 |7 | |
| \--------------------/ |
| /--------------------------------------------\ |
|Сумма налога, исчисленная при 110 | | | | | | | | | | |6 |1 |0 |1 |7 | |
|отгрузке товаров (руб.) \--------------------------------------------/ |
| |
| /--------------------------------------------\ |
|Сумма налога, исчисленная с 120 | | | | | | | | | | |4 |5 |7 |6 |3 | |
|оплаты, частичной оплаты (руб.) \--------------------------------------------/ |
| |
|Сумма налога, исчисленная |
|налоговым агентом с оплаты, |
|частичной оплаты при отгрузке /--------------------------------------------\ |
|товаров в счет этой оплаты, 130 | | | | | | | | | | |4 |5 |7 |6 |3 | |
|частичной оплаты (руб.) \--------------------------------------------/ |
| |
| |
|Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице раздела 2, подтверждаю: |
| |
|Руководитель организации |
| /-----\ /-----\ /-----------\ |
|Подпись Иванов Дата |1 |7 | |0 |4 | |2 |0 |0 |8 | |
| --------------------------- \-----/ \-----/ \-----------/ |
|Индивидуальный предприниматель |
| |
| /-----\ /-----\ /-----------\ |
|Подпись Дата | | | | | | | | | | | |
| --------------------------- \-----/ \-----/ \-----------/ |
|Представитель |
| /-----\ /-----\ /-----------\ |
|Подпись Дата | | | | | | | | | | | |
| --------------------------- \-----/ \-----/ \-----------/ |
| |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
О.В. Гайворонская,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 7, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Налогового кодекса, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99