г. Вологда |
|
04 февраля 2014 г. |
Дело N А05-14602/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 февраля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 ноября 2013 года по делу N А05-14602/20122 (судья Быстров И.В.),
установил:
Министерство имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566; далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решения от 27.09.2012 N 01/097/2012-487 об отказе в государственной регистрации права собственности Архангельской области на здание гаража для автомашин, расположенное адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Куйбышева, д. 17, корп. 1.
Определением суда от 14.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное автономное государственное учреждение "Архангельское лесохозяйственное объединение" (далее - Учреждение, учреждение "Архобллес").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.01.2013 по делу N А05-14602/2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2013, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.07.2013 указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции требования Министерства удовлетворены, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об отказе в государственной регистрации права собственности Архангельской области на здание гаража для автомашин, расположенное по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Куйбышева, дом 17, корпус 1, признано незаконным, на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Управление Росреестра, не согласившись с указанным решением, обратилось в суд с настоящей апелляционной жалобой. Указывает, что законных оснований для проведения регистрационного действия не имелось, поскольку на регистрацию права собственности не были представлены необходимые документы, свидетельствующие о наличии (возникновении) соответствующего права. Представленные Министерством на государственную регистрацию документы, а именно распоряжение Министерства от 23.05.2012 N 689-р "Об изъятии имущества, находящегося на праве оперативного управления у областного автономного государственного учреждения "Архангельское лесохозяйственное объединение", в казну Архангельской области", акт о приеме-передаче здания (сооружения) от 06.06.2012, не свидетельствуют о возникновении права собственности Архангельской области, следовательно, не могут являться основанием государственной регистрации соответствующего права.
Суд первой инстанции определением от 09.10.2013 привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Управление Росимущества).
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, с доводами жалобы не согласно. Указывает, что собственником имущества, находящегося в оперативном управлении областного государственного учреждения, в силу статей 120, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является Архангельская область. Считает, что решение Министерства об изъятии имущества из оперативного управления областного учреждения в казну Архангельской области и последующая регистрация прекращения данного права являются достаточным основанием для государственной регистрации права собственности Архангельской области на спорный объект.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 18.01.2011 N 42-р "О закреплении имущества на праве оперативного управления за областным автономным государственным учреждением "Архангельское лесохозяйственное объединение" за учреждением "Архобллес" 21.02.2011 зарегистрировано право оперативного управления на гараж для автомашин, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Куйбышева, д. 17, корп. 1 (далее - гараж для автомашин), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 29-АК N 575392 (том. 1, лист дела 54).
Распоряжением Министерства от 23.05.2012 N 689-р данный объект изъят из оперативного управления Учреждения (том 1, лист дела 55) и по акту о приёме-передаче здания (сооружения) от 06.06.2012 передан от Учреждения Министерству (том 1, листы дела 56-58).
Министерство 09.08.2012 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации прекращения права оперативного управления Учреждения на здание гаража (том 2, листы дела 15, 16) и о государственной регистрации права собственности Архангельской области на тот же объект (том 1, листы дела 75, 76), приложив в качестве правоустанавливающих документов распоряжение Министерства от 23.05.2012 N 689-р и акт о приёме-передаче здания (сооружения) от 06.06.2012.
Прекращение права оперативного управления Учреждения на указанный объект зарегистрировано 23.08.2012, а государственная регистрация права собственности Архангельской области на здание гаража приостановлена в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности Архангельской области на названный объект, о чём Управление Росреестра сообщило Министерству уведомлением от 27.08.2012 N 18-16/4140 (том 1, листы дела 59-61).
Сообщением от 27.09.2012 N 01/097/2012-487 (исходящий N 18-15/4805 от 01.10.2012) (том 1, листы дела 62-64) Управление Росреестра уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности Архангельской области на здание гаража на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в силу того, что представленные на государственную регистрацию распоряжение Министерства от 23.05.2012 N 689-р, акт от 06.06.2012, представленная по запросу регистратора выписка от 04.09.2012 из реестра государственного имущества Архангельской области, а также имеющиеся в архиве Управления Росреестра документы: выписка из реестра государственного имущества Архангельской области по состоянию на 18.01.2011, распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области от 26.12.2006 N 754-р "О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность Архангельской области" не свидетельствуют о возникновении права собственности Архангельской области на спорный объект.
Министерство обжаловало отказ в государственной регистрации права собственности Архангельской области на здание гаража в арбитражный суд.
Как следует из положений пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о государственной регистрации) установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав производится по основаниям, перечисленным в статье 17 Закона о государственной регистрации, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
В частности, основаниями для государственной регистрации являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Как установлено судом первой инстанции, Министерство 09.08.2012 представило на государственную регистрацию прекращения права оперативного управления Учреждения на здание гаража и на государственную регистрацию права собственности Архангельской области на этот же объект в качестве правоустанавливающих документов распоряжение Министерства от 23.05.2012 N 689-р "Об изъятии имущества, находящегося на праве оперативного управления у областного автономного государственного учреждения "Архангельское лесохозяйственное объединение" в казну Архангельской области" и акт о приёме-передаче здания (сооружения) от 06.06.2012.
На момент обращения Министерства в Управление Росреестра с названными заявлениями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество было зарегистрировано право оперативного управления Учреждения на указанное здание гаража для автомашин, о чём в реестр 21.02.2011 была внесена запись регистрации N 29-29-08/006/2011-322 (том 1, лист дела 54). В свидетельстве о государственной регистрации права от 21.02.2011 серии 29-АК N 575392 в качестве документа-основания для государственной регистрации права оперативного управления указано распоряжение Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 18.01.2011 N 42-р "О закреплении имущества на праве оперативного управления за областным автономным учреждением "Архангельское лесохозяйственное объединение".
Из материалов дела также следует, что по запросу регистратора Министерство представило в Управление Росреестра выписку из реестра государственного имущества от 04.09.2012, согласно которой в реестре государственного имущества Архангельской области под номером 3002377 значится гараж для автомашин, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Куйбышева, д. 17, корп. 1 (том 1, листы дела 82-85). При этом в качестве документа-основания возникновения права собственности Архангельской области на данный объект в выписке указано распоряжение Управления Росимущества от 26.12.2006 N 754-р "О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность Архангельской области".
Пунктом 1 названного распоряжения Управления Росимущества предписано передать федеральные государственные учреждения (лесхозы), указанные в приложении к названному распоряжению, в собственность Архангельской области.
Во исполнение названного распоряжения Управления Росимущества составлен акт приёма-передачи федеральных государственных учреждений (лесхозов), передаваемых как имущественные комплексы, в государственную собственность Архангельской области. Этот акт утверждён 28.12.2006 исполняющим обязанности руководителя Управления Росимущества.
Установлено, что указанное распоряжение Управления Росимущества от 26.12.2006 N 754-р, приложение к этому распоряжению, содержащее перечень федеральных государственных учреждений (лесхозов), передаваемых как имущественные комплексы, из федеральной собственности в собственность Архангельской области, а также акт приёма-передачи не содержат сведений, конкретизирующих объекты недвижимого имущества, которые были переданы из федеральной собственности в собственность Архангельской области в составе имущественных комплексов федеральных государственных учреждений (лесхозов).
При новом рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции заявитель представил в материалы дела адресованное Министерству письмо Управления Росимущества от 04.09.2013 N 7159, из которого следует, что гараж для автомашин, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Куйбышева, д. 17, корп. 1, до передачи имущества федерального государственного учреждения "Котласский лесхоз" в собственность Архангельской области находился в собственности Российской Федерации и был учтён в реестре федерального имущества в составе имущественного комплекса указанного учреждения (том 3, лист дела 81).
Согласно Перечню федеральных государственных учреждений (лесхозов) Архангельской области, передаваемых как имущественные комплексы из федеральной собственности в собственность Архангельской области (приложение к распоряжению Управления Росимущества от 26.12.2006 N 754-р) в числе прочих учреждений из федеральной собственности в собственность Архангельской области как имущественный комплекс передано федеральное государственное учреждение "Котласский лесхоз" (том 1, лист дела 97).
Апелляционная инстанция признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что распоряжение Управления Росимущества от 26.12.2006 N 754-р, приложение к этому распоряжению, а также утверждённый 28.12.2006 исполняющим обязанности руководителя Управления Росимущества акт приёма-передачи в совокупности с информацией, содержащейся в письме Управления Росимущества от 04.09.2013 N 7159, подтверждают, что гараж для автомашин находился в федеральной собственности, входил в состав имущественного комплекса федерального государственного учреждения "Котласский лесхоз" и в составе имущественного комплекса этого учреждения был передан из федеральной собственности в собственность Архангельской области.
Данные обстоятельства согласуются с фактом учёта входящего в состав данного имущественного комплекса гаража для автомашин в реестре государственного имущества Архангельской области, и последующего закрепления его 18.01.2011 на праве оперативного управления за учреждением "Архобллес" и изъятия из оперативного управления данного учреждения 06.06.2012.
Доказательства того, что спорное имущество в установленном законом порядке выбыло из собственности Архангельской области, в материалах дела отсутствуют.
Наряду с названными обстоятельствами при разрешении данного спора судом первой инстанции правомерно учтено следующее.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что учреждение "Архобллес" создано по решению субъекта Российской Федерации - Архангельской области, собственником учреждения "Архобллес" является Архангельская область (том 3, листы дела 15, 16).
В силу статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 названного Кодекса, исходя из которых право оперативного управления производно от права собственности, возникает в случае принятия собственником решения о закреплении имущества за созданным им учреждением на таком праве. Таким образом, право оперативного управления учреждения "Архобллес" могло быть зарегистрировано только на имущество, находящееся в собственности Архангельской области.
Довод Управления Росреестра о том, что на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации права представленное Министерством письмо Управления Росимущества от 04.09.2013 N 7159 в материалах регистрационного дела Управления Росреестра отсутствовало и не могло тем самым повлиять на решение регистрирующего органа, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим мотивам.
Согласно положениям статьи 19 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
На основании оценки в совокупности и взаимосвязи документов, представленных Министерством на государственную регистрацию, а также документов, которые имелись в архиве регистрирующего органа, принимая во внимание отсутствие сведений о каких-либо правопритязаний на гараж со стороны иных лиц, при возникновении у регистрирующего органа сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в частности в вопросе вхождения в состав переданного в собственность Архангельской области имущественного комплекса ФГУ "Котласский лесхоз" спорного объекта, Управление Росреестра могло получить необходимую информацию в официальном порядке путем межведомственного запроса в Управление Росимущества.
Как установлено частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений части 2 статьи 201 АПК РФ, обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных выше обстоятельствах решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности Архангельской области на здание гаража для автомашин, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Куйбышева, д. 17, корп. 1, не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону о государственной регистрации, нарушает права и законные интересы Министерства, являющегося уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Архангельской области. В связи с этим оспариваемое решение Управления Росреестра обоснованно признано незаконным.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 ноября 2013 года по делу N А05-14602/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14602/2012
Истец: Министерство имущественных отношений Архангельской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: областное автономное государственное учреждение "Архангельское лесохозяйственное объединение"
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4607/13
04.02.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11702/13
08.11.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-14602/12
08.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4607/13
05.04.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1194/13
22.01.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-14602/12