г. Вологда |
|
07 февраля 2014 г. |
Дело N А05-11049/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 февраля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от заявителя Бочаровой Н.А. по доверенности от 20.01.2014 N 205-04/149, Авилкиной О.В. по доверенности от 20.01.2014 N 205-04/152,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2013 года по делу N А05-11049/2013 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
министерство сельского хозяйства Архангельской области (ОГРН 1022900530278; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об аннулировании лицензии от 15.01.2009 серия 29 МЕ 001035, регистрационный N 124алк на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Музыка" (ОГРН 1042900018490; далее - общество, ООО "Музыка").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2013 года по делу N А05-11049/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что возможность своевременной сдачи деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции у общества имелась, но оно не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности, пренебрежительно отнеслось к исполнению возложенных на него обязанностей. При этом обращает внимание на то, что такая мера ответственности за непредставление деклараций как аннулирование лицензии, установлена законом.
В связи с тем, что указом губернатора Архангельской области от 31.12.2013 N 142-у "О внесении изменений в пункт 6 структуры исполнительных органов государственной власти Архангельской области и в пункт 3 структуры (перечня) территориальных органов исполнительных органов государственной власти Архангельской области" министерство сельского хозяйства Архангельской области переименовано на министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, заявителем по делу является министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее - министерство).
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя министерства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, департамент по конкурентной политике Архангельской области выдал ООО "Музыка" лицензию от 15.01.2009 серии 29 МЕ 001035, регистрационный N 124алк на осуществление розничной продажи алкогольной продукции (лист дела 16-17). Срок действия лицензии - до 15.01.2014.
Заявитель письмом от 14.05.2013 N 202/809 (листы дела 36-37) и письмом от 25.07.2013 N 205-04/905 (листы дела 40-41) сообщил обществу о необходимости представления деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции за 1-й и 2-й кварталы 2013 года соответственно, однако требования, изложенные письмах, исполнены не были.
В связи с этим министерство на основании абзаца 17 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) издало распоряжение от 04.09.2013 N 726-р о приостановлении действия лицензии общества до вступления в законную силу решения суда и обратилось с заявлением об аннулирования лицензии в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы данного дела, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 18 данного Закона предусмотрено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрена выдача лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся в том числе: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Полномочия органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции определены Законом Архангельской области от 28.06.2010 N 182-14-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно пункту 2 статьи 4 указанного Закона правительство Архангельской области определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с положением о министерстве сельского хозяйства Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 03 апреля 2012 года N 127-пп (далее - Положение о министерстве), министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции.
В силу подпункта 52 пункта 8 Положения о министерстве министерство осуществляет следующие полномочия в сфере своего ведения: прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществление государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; приостановление, возобновление, прекращение в установленном порядке действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, направление обращений в суд об аннулировании лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
На основании пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 14, 15, 16 Правил представления деклараций, организации, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларации представляются в лицензирующий орган в электронной форме или на бумажных носителях.
Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Таким образом, декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции следовало представить в лицензирующий орган: за 1-й квартал 2013 года не позднее 10.04.2013, за 2-й квартал 2013 года не позднее 10.07.2013.
Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у общества обязанности представлять декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В нарушение вышеуказанных норм общество фактически декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции представило в министерство 23.07.2013 года за 1-й квартал 2013 года, 12.07.2013 года за 2-й квартал 2013 года, то есть с нарушением установленных законом сроков.
Из содержания пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ следует, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в частности, повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган.
Абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Вместе с тем, из совокупного толкования приведенных норм права следует, что положения пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность суда при наличии перечисленных в нем оснований принять решение об аннулировании лицензии, в связи с чем, суд при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушений, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующего субъекта, в какой бы форме она не проявлялась.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.2009 N 15211/08, пункт 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными.
Такая мера как аннулирование лицензии по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Условием применения такой санкции является проверка того, не было ли допущенное нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний законодательства, то есть должна быть установлена вина общества в совершении вменяемого ему нарушения, которое может повлечь аннулирование лицензии (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П).
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, конкуренции, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
В связи с этим наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, постановлениях от 21.11.2002 N 6, N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Учитывая тот факт, что в настоящее время все декларации обществом представлены, а также то, что несвоевременное представление спорных деклараций не повлекло в данном конкретном случае причинение существенного ущерба публичным интересам либо иные последствия негативного характера (доказательств обратного заявителем не представлено), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для применения к обществу такой крайней меры, как аннулирование лицензии.
Апелляционная коллегия учитывает тот факт, что ответчиком принимались меры по своевременному представлению декларации за 1-й квартал 2013 года с 10.04.2013, но в результате допущенных ошибок декларация не прошла контроль, после устранения ошибки декларация была успешно обработана и сохранена в базу 23.07.2013. Таким образом, данное нарушение допущено ответчиком неумышленно. Декларация за 2-й квартал 2013 года успешно обработана и сохранена в базу 12.07.2013, нарушение срока представления указанной декларации составило всего два дня.
Декларации за 1-й и 2-й квартал 2013 года представлены обществом 23.07.2013 и 12.07.2013 соответственно, то есть до принятия министерством распоряжения о приостановлении действия лицензии и направлении в суд заявления об аннулировании лицензии. Таким образом, общество добровольно совершило действия, направленные на устранение неблагоприятных последствий нарушения. Нарушение срока представления деклараций является незначительным.
Несвоевременное представление спорных деклараций не повлекло в данном конкретном случае причинение существенного ущерба публичным интересам либо иные последствия негативного характера (доказательств обратного заявителем не представлено), апелляционная коллегия пришла к выводу об отсутствии достаточных оснований для применения к обществу такой крайней меры, как аннулирование лицензии.
Ссылка подателя жалобы на решение суда от 06.05.2013 по делу N А05-2612/2013 не принимается судом во внимание, поскольку указанным решением суд отказал министерству промышленности и торговли Архангельской области в удовлетворении требований об аннулировании лицензии за непредставление деклараций за 1-й, 2-й, 3-й и 4-й кварталы 2012 года, сославшись на представление обществом деклараций в лицензирующий орган, и, как следствие, на отсутствие достаточных оснований для применения такой меры принуждения, как аннулирование лицензии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований министерства, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 ноября 2013 года по делу N А05-11049/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11049/2013
Истец: Министерство сельского хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "Музыка"