г. Челябинск |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А07-14873/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2013 по делу N А07-14873/2013 (судья Архиреев Н.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" - Ягудин Рамиль Рифович (доверенность от 10.01.2014 N 01); Хажеева Вилия Гамировна (доверенность от 14.11.2013 N 220);
администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - Юмагужин Айнур Айдарович (доверенность от 31.12.2013 N 01-35/66).
Открытое акционерное общество "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее - ОАО "Учалинский ГОК", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 а именно:
- земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0618 в размере 165 286 152 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0112 в размере 546 049 796 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0142 в размере 152 492 600 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0114 в размере 91 803 516 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0116 в размере 22 672 320 рублей;
- 02:67:010304:0030 в размере 13 618 347 рублей и обязании внести соответствующие изменения в данные по кадастровому учету (т. 1 л.д.5-10).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, третье лицо), Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство, третье лицо) администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.
Протокольным определением суда первой инстанции от 18.11.2013 администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора (т.3 л.д.50-51).
Решением суда первой инстанции от 25.11.2013 (резолютивная часть от 18.11.2013) исковые требования удовлетворены частично. Суд установил кадастровую стоимость нижеперечисленных земельных участков по состоянию на 01.01.2012:
- 02:67:010304:0618 в размере 165 286 152 руб.;
- 02:67: 010304:0112 в размере 546 049 796 руб.
- 02:67: 010304:0142 в размере 152 492 600 руб.
- 02:67: 010304:0114 в размере 91 803 516 руб.
- 02:67: 010304:0116 в размере 22 672 320 руб.
- 02:67: 010304:0030 в размере 13 618 347 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказано (т.3 л.д. 54-66).
С указанным решением не согласилось Управление Росреестра и обжаловало его в апелляционном порядке.
Управление Росреестра (далее также - податель жалобы, апеллянт) в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, установив кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости на момент вступления в законную силу решения суда (т. 3 л.д. 83-85).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Податель жалобы полагает, что в данном случае внесение в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о новой кадастровой стоимости возможно лишь с момента вступления в законную силу судебного акта, а не по состоянию на конкретную дату, которую указал истец.
К дате судебного заседания ОАО "Учалинский ГОК" представило отзыв на апелляционную жалобу Управление Росреестра, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Также истец в отзыве указал, что считает требование Управления Росреестра об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной их рыночной стоимости с момента вступления в законную силу решения суда неправомерным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились.
В порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с апелляционной жалобой на решение суда по настоящему делу обратилась администрация. Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014 жалоба администрации была принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 06.02.2014. Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 (резолютивная часть от 06.02.2014) производство по апелляционной жалобе администрации прекращено.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия Кадастровой палаты, Управления Росреестра, Правительства.
В судебном заседании представитель истца возражал относительно доводов апелляционной жалобы Управления Росреестра по основаниям, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).
Поскольку требований и возражений относительно пересмотра судебного акта суда первой инстанции в определённой его части лицами, участвующими в деле, заявлено не было, решение от 25.11.2013 пересматривается апелляционным судом только в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012.
Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу на основании договоров купли-продажи N 12-185П/23-60 от 08.11.2012, N 12-168П/23-34 от 16.07.2012, N 12-184П/23-59 от 08.11.2012, N 07-40п от 15.02.2007, N 08-113П от 11.04.2008 принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 02:67:010304:0618, 02:67:010304:0112, 02:67:010304:0142, 02:67:010304:0114, 02:67:010304:0116, 02:67:010304:0030 (т. 1 л.д. 20-26, л.д. 27-34, л.д. 35-40, л.д. 41-46, л.д. 47-54)
Право собственности истца на земельные участки подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права N 04АД 083074, N 04АГ 842821, N 04АГ 842822, N 04АД 084542, N 04АА 698367, N 04АБ 699113(т.1 л.д. 61-66).
Земельные участки поставлены на кадастровый учет. Согласно кадастровым выпискам, представленным в материалы дела кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012 составляет: земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0618 - 370 189 728 руб. 96 коп.; земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0112 - 1 312 914 073 руб. 03 коп.; земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0142 - 358 076 085 руб. 20 коп.; земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0114 - 215 406 941 руб. 64 коп.; земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0116 - 50 443 923 руб. 20 коп.; земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0030 - 28 413 077 руб. 49 коп.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан N 497 от 29.12.2012.
Оценщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Априори" проведена независимая оценка рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2012, результаты которой оформлены отчетами N 23-24/1 от 24.06.2013(т.1 67-211) и N23-24/2 от 24.06.2013 (т. 2 л.д. 1-63), достоверность которых подтверждена экспертными заключениями Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" N307/302-13 от 28.06.2013 (т. 2 л.д. 64-73) и N307/303-13 от 28.06.2013 (т.2 л.д. 74-84).
Согласно представленным отчетам рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2012 земельных участков с кадастровыми номерами 02:67:010304:0618 определена в размере 165 286 152 руб.; 02:67:010304:0112 определена в размере 546 049 796 руб.; 02:67:010304:0142 определена в размере 152 492 600 руб.; 02:67:010304:0114 определена в размере 91 803 516 руб.; 02:67:010304:0116 определена в размере 22 672 320 руб.; 02:67:010304:0030 определена в размере 13 618 347 руб.
Несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной, явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ввиду чего на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определил кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012.
Выводы суда первой инстанции правильны, основаны на представленных по делу доказательствах.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из отчетов, представленных истцом, усматривается значительное расхождение в установленном по состоянию на 01.01.2011 кадастровой оценкой земли размере стоимости земельных участков и определенной рыночной стоимости на основании отчетов об оценке N 23-24/1 от 24.06.2013(т.1 67-211) и N23-24/2 от 24.06.2013 (т. 2 л.д. 1-63).
Согласно заключениям Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.06.2013 (т. 2 л.д. 64-73, л.д. 74-84) составленным по результатам отчетов об оценке, сделан вывод о том, что отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов, и правил оценочной деятельности.
Нормой ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Принимая во внимание расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и его рыночной стоимостью, определенной в отчетах об оценке N 23-24/1 от 24.06.2013 и N23-24/2 от 24.06.2013, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования в указанной части.
Соглашаясь с утверждением Управления Росреестра о том, что внесение в ГКН сведений о новой кадастровой стоимости возможно лишь с момента вступления в законную силу судебного акта, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 при решении вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Изложенная в в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 правовая позиция подлежит применению в рассматриваемом случае.
Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта. Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.
При этом тот сам по себе тот факт, что в решении суда указана дата, по состоянию на которую судом была определена рыночная стоимость спорных земельных участков, не означает, что их кадастровая стоимость в размере рыночной будет применяться с 01.01.2012, а не с даты вступления в законную силу судебного акта.
При совокупности изложенных обстоятельств, решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределяются в соответствии с положениями ст.110 АПК РФ. В связи с освобождением подателя апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, распределение судебных расходов не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2013 по делу N А07-14873/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14873/2013
Истец: ОАО "Учалинский ГОК"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан
Третье лицо: Администрация МР Учалинский район РБ, Правительство РБ, Правительство Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2108/14
30.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2108/14
28.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2108/14
10.02.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-301/14
10.02.2014 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-279/14
25.11.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-14873/13