город Ростов-на-Дону |
|
12 февраля 2014 г. |
дело N А32-11460/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Пономаревой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клята Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от Управления имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа: представитель Саенко А.Е., удостоверение, доверенность от 03.09.2013 N 27-00-8339
от ООО "Медиа Группа": не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Морской портовый сервис-Балтика"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2013 по делу N А32-11460/2013 (судья Дуб С.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Морской портовый сервис-Балтика" (ОГРН 1024700878168, ИНН 4704049867)
к ответчикам Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа (ОГРН 1022300518118, ИНН 2301006401) и
обществу с ограниченной ответственностью "Медиа Группа"
о признании аукциона недействительным
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Морской портовый сервис -Балтика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа (далее - управление) о признании недействительным аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 30.05.2012 и признании недействительными договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа, заключенных между Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа и обществом с ограниченной ответственностью "Медиа Группа".
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2013 (л.д. 129, т.2) к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен победитель торгов - общество с ограниченной ответственностью "Медиа Группа".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2013 в иске отказано. Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из того, что торги уже проведены и по итогам торгов заключено 38 договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, договоры исполнены, что подтверждается разрешениями на установку рекламных конструкций и оплатой за право размещения рекламы, признание недействительным аукциона не может привести стороны в первоначальное положение и не приведет к восстановлению прав истца.
Истец обжаловал решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В жалобе общество указывает, что организатором торгов незаконно отказано в допуске обществу к участию в аукционе со ссылкой на то, что истцом не представлено решение об одобрении крупной сделки, в то время как такое решение не требовалось, поскольку участие в аукционе и заключение договоров по размещению рекламы для общества является обычной хозяйственной деятельностью согласно пункта 2.2 Устава общества и положениям части 1 статьи 46 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". По данным бухгалтерского баланса размер активов истца на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения аукциона составляет 53 764 000 рублей, перечисленная сумма задатка по всем 38 лотам составляла всего 40 000 рублей, общая цена договоров 1,5 млн. рублей, что не превышает 25% и такое решение не требовалось. Допущенное нарушение организатором торгов, выразившееся в отказе в допуске к участию является существенным, повлияло на число участников торгов и следовательно на результат определения их победителя. Суд не учел, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15.02.2013 N 1829/9 Управление имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа по факту ограничения ООО "Морской портовый сервис-Балтика" в доступе к участию в аукционе по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций признано нарушившим антимонопольное законодательство.
По мнению заявителя жалобы, суд отказывая в иске и ссылаясь на судебную практику кассационного суда, не учел правовую позицию именно по торгам на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2012 N 11237/12. Согласно данной позиции при рассмотрении исков о признании названных торгов недействительными судам следует исходить из общих критериев, выработанных судебной практикой, и устанавливать, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя. Соответствующие правовые подходы сформулированы в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", пунктах 1 и 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (от 28.10.2010 N 7171/10, от 14.12.2010 N 7781/10, от 28.02.2012 N 14850/11, от 05.04.2012 N 16311/11 и ряде других).
По мнению заявителя, права общества по признании аукциона и заключенных по его итогам договоров, могут быть защищены судом и восстановлены, так как договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по лотам за N N 1-38 заключены длительно сроком 5 лет до 01.07.2017 года, установка и эксплуатация рекламных конструкций в силу своей специфики является непрерывной и длящейся в течении всего действия договора, суд первой инстанции необоснованно посчитал, что договоры исполнены и права заявителя не могут быть восстановлены. Признание результата аукциона недействительным требует его повторного проведения, монтаж (демонтаж) рекламных конструкций и выдачи новых разрешений, а также заключения договоров на новый пятилетний срок, препятствий к этому не имеется.
В судебное заседание истец (заявитель жалобы) и ООО "Медиа Группа", надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца и ООО "Медиа Группа" в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий в судебном заседании огласил доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.04.2012 на сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении 30.05.2012 в 10 ч. 30 мин. (с учетом внесенных организатором изменений согласно протокола от 14.05.2012) Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа аукциона по продаже по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в отношении муниципального имущества муниципального образования города-курорта Анапа.
Их протокола комиссии от 14.05.2012 следует, что форма проведения аукциона определена как открытый по составу участников с открытой формой подачи предложений по цене, дата начала приема заявок - 26.04.2012, дата окончания приема заявок - 29.05.2012.
Согласно информационной карте на аукцион выставлены лоты с N 1 по N 38 с указанием типа рекламной конструкции, адреса, площади в кв.м., начальной цены на право заключения договора и др.параметров.
Согласно имеющейся в деле расписке в получении документов (л.д. 23, т.1) обществом поданы документы на участие в аукционе по лотам с N 1 по 14, с N 19 по N 22, с N 24 по 38.
Из представленных в дело платежных поручений от 18.05.2012 (л.д.89-121, т.2) следует, что общество уплатило задаток за участие в аукционе.
Так, платежным поручением N 98 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 1; платежным поручением N 99 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 2; платежным поручением N 100 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 2218 руб. за участие в аукционе по лоту N 3; платежным поручением N 101 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 2218 руб. за участие в аукционе по лоту N 4; платежным поручением N 102 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 5; платежным поручением N 103 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 6; платежным поручением N 104 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 7; платежным поручением N 105 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 890 руб. за участие в аукционе по лоту N 8; платежным поручением N 106 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 9; платежным поручением N 107 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 10; платежным поручением N 108 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 11; платежным поручением N 109 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 12; платежным поручением N 110 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 13; платежным поручением N 111 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1109 руб. за участие в аукционе по лоту N 14; платежным поручением N 116 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 19; платежным поручением N 117 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1109 руб. за участие в аукционе по лоту N 20; платежным поручением N 118 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 21; платежным поручением N 119 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 22; платежным поручением N 121 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 517 руб. за участие в аукционе по лоту N 24; платежным поручением N 122 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 890 руб. за участие в аукционе по лоту N 25; платежным поручением N 123 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 26; платежным поручением N 124 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 27; платежным поручением N 125 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 28; платежным поручением N 126 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 29; платежным поручением N 127 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 30; платежным поручением N 128 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 31; платежным поручением N 129 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 2200 руб. за участие в аукционе по лоту N 32; платежным поручением N 130 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 2200 руб. за участие в аукционе по лоту N 33; платежным поручением N 131 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 517 руб. за участие в аукционе по лоту N 34; платежным поручением N 132 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 517 руб. за участие в аукционе по лоту N 35; платежным поручением N 133 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 517 руб. за участие в аукционе по лоту N 36; платежным поручением N 134 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 517 руб. за участие в аукционе по лоту N 37; платежным поручением N 135 от 18.05.2012 уплачен задаток в сумме 1980 руб. за участие в аукционе по лоту N 38.
Уведомлением от 29.05.2012 N 27.01-4680 Управление имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа информировало общество о том, что по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе поданные обществом заявки по лотам с N 1 по 14, с N 19 по N 22, с N 24 по 38 не соответствуют требованиям к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, условиям на участие в аукционе, условиям допуска к участию в аукционе.
На основании решения комиссии (протокол от 29.05.2012) по рассмотрению заявок поступивших на участие в аукционе по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, общество уведомлено о том, что комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе претенденту - ООО "МПС-Балтика".
В уведомлении от 29.05.2012 N 27.01-4680 указано, что обоснованием отказа в допуске заявителя к участию в открытом аукционе является: отсутствие решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица, если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 30.05.2012 конкурсной комиссией победителем конкурса в отношении спорных лотов с N 1 по 14, с N 19 по N 22, с N 24 по 38 признан участник с номером карточки N 4 - общество с ограниченной ответственностью "Медиа Группа" в лице Реснянского Алексея Владимировича.
Истец утверждая, что открытый аукцион по спорным лотам проведен незаконно, так как комиссией незаконно отказано в допуске к участию в аукционе обратился с иском в арбитражный суд Краснодарского края.
Суд первой инстанции, отказывая в иске исходил из того, что торги состоялись и по итогам торгов заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, они исполнены, что подтверждается разрешениями на установку рекламных конструкций и оплатой за право размещения рекламы, признание недействительным аукциона не может привести стороны в первоначальное положение и не приведет к восстановлению прав истца.
По мнению апелляционной коллегии, отказывая в иске по вышеназванным обстоятельствам судом первой инстанции не была учтена специфика названных торгов в связи с чем апелляционная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления или уполномоченных ими организаций проводить торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по своему выбору в форме аукциона или конкурса предусмотрена частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе и корреспондирует с полномочиями названных органов, определенных иными законодательными актами.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" при разрешении споров следует иметь в виду, что с требованиями о признании недействительными результатов конкурса или аукциона (протокола конкурсной комиссии или протокола о результатах аукциона) могут обращаться в арбитражный суд не только участники конкурса или аукциона, но и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе). При этом незаконный отказ в участии в конкурсе (аукционе) может служить основанием для признания результатов конкурса (аукциона) недействительными.
В соответствии с пунктами 1, 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.
При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Таким образом, в силу вышеизложенного организатор торгов в любом случае должен обеспечивать их публичность и открытость по составу надлежащих участников, единые и понятные для участников требования к конкурсной документации, процедуре участия в торгах, максимально четкие критерии отбора победителя, обеспечивающие сопоставимость поданных участниками предложений, в том числе с учетом реальности их осуществления и эффективности.
Поэтому при рассмотрении настоящего иска о признании торгов недействительными судам необходимо было исходить из общих критериев, выработанных судебной практикой, и устанавливать, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.12.2012 N 11237/12 сформулировал правовой подход, согласно которому организатор торгов в любом случае должен обеспечить их открытость по составу надлежащих участников. При рассмотрении исков о признании торгов недействительными судам следует устанавливать, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в указанном постановлении от 25.12.2012 N 11237/12 указал, что при рассмотрении исков о признании названных торгов недействительными судам следует исходить из общих критериев, выработанных судебной практикой, и устанавливать, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя. Соответствующие правовые подходы сформулированы в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", пунктах 1 и 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (от 28.10.2010 N 7171/10, от 14.12.2010 N 7781/10, от 28.02.2012 N 14850/11, от 05.04.2012 N 16311/11 и ряде других).
Допущенные при проведении торгов нарушения порядка их проведения, способные повлиять на уменьшение возможности участия в торгах широкого круга реальных покупателей и формирование цены продажи предмета торгов, должны расцениваться как существенные, влияющие на результат торгов и влекущие признание торгов недействительными в соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2012 N 16311/11).
Суд первой инстанции не учел, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15.02.2013 N 1829/9 (т.1, л. л.д. 8-13) Управление имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа по факту ограничения ООО "Морской портовый сервис-Балтика" в доступе к участию в аукционе по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций признано нарушившим антимонопольное законодательство.
Антимонопольная служба в указанном решении от 15.02.2013 N 1829/9 указала, что организатор торгов, отказав в допуске к участию в аукционе истца по причине не представления решения об одобрении или о совершении крупной сделки, не учел, что данное решение не требовалось от участника аукциона, так как указанная сделка относится к обычной хозяйственной деятельности общества согласно пункта 2.2 Устава и положениям части 1 статьи 46 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". По данным бухгалтерского баланса размер активов истца на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения аукциона составляет 53 764 000 рублей и такое решение не требовалось. Организатором торгов не учтены разъяснения Минэкономразвития России и ФАС России в письме от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05 о нарушениях по необоснованному отказу в допуске к участию в аукционе в связи с непредставлением решения об одобрении или о совершении крупной сделки.
Доказательств оспаривания Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа названного решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15.02.2013 N 1829/9 в материалы дела не представлено.
В судебном заседании выводы антимонопольной службы, изложенные в решении от 15.02.2013 N 1829/9 ответчиком не опровергнуты.
Условия допуска к участию в торгах установлены статьей 12 Закона о размещении заказа в исчерпывающем перечне.
В части 1 статьи 12 Закона о размещении заказа приведен исчерпывающий перечень условий, при которых участник размещения заказа не допускается к участию в торгах. К таким условиям отнесены: 1) непредоставление документов, определенных частью 3 статьи 25 Закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 Закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 Закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ; 2) несоответствие требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона; 3) непредоставление документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе; 4) несоответствие заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации, либо документации об аукционе.
Документы и сведения, которые должны содержаться в заявке на участие в аукционе, перечислены в части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов. Частью 3 статьи 35 Закона о размещении заказов установлен запрет на истребование иных документов и сведений.
В пункте 2 Письма Минэкономразвития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" разъяснено, что в соответствии с подпунктом е) пункта 1 части 3 статьи 25, подпунктом д) пункта 1 части 2 статьи 35 Закона заявка должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой.
Указанными положениями Закона установлена обязанность участника размещения заказа предоставления в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки только в тех случаях, если указанные действия являются для участника размещения заказа крупной сделкой, в иных случаях представление такого решения не требуется.
Форма заявки, установленная документацией о торгах, не должна предусматривать декларирование участником размещения заказа, относится ли поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта для такого участника размещения заказа к крупной сделке. При этом документация о торгах должна содержать требование о представлении участником размещения заказа в составе заявки решения в случае, если указанные действия для такого участника размещения заказа являются крупной сделкой.
Таким образом, в случае, если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой, то в заявке такого участника должно представляться решение об одобрении или о совершении крупной сделки. Непредставление участником размещения заказа в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки означает, что указанные действия (одно из действий, в отношении которого не представлено решение) для такого участника не являются крупной сделкой и отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением указанного решения будет являться нарушением части 2 статьи 12 Закона.
В подпункте "д" пункта 1.3 аукционной документации в составе обязательных документов, подлежащих предоставлению в составе заявки на участие в аукционе, указано решение об одобрение или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица, и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенно на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок.
По мнению суда, такое решение не требовалось, поскольку участие в аукционе и заключение договоров по размещению рекламы для общества является обычной хозяйственной деятельностью, что соответствует пункту 2.2 Устава общества (л.д. 131, т.2).
Кроме того, по данным бухгалтерского баланса размер активов истца на последнюю отчетную дату (на 31.03.2012), предшествующую дате проведения аукциона составляет 53 764 000 рублей.
Соответственно, крупной сделкой для общества могла быть признана сделка на сумму более 10 млн. рублей.
В то же время, перечисленная сумма задатка по спорным лотам составляла около 40 000 рублей, общая цена договоров составила примерно 1,5 млн. рублей, что не превышает 25% и, следовательно, такое решение не требовалось.
Следовательно, у общества отсутствовала обязанность по представлению в составе документов, подлежащих предоставлению в составе заявки на участие в аукционе, решения одобрении крупной сделки.
С учетом изложенного, заявка общества соответствовала требованиям законодательства и была неправомерно отклонена аукционной комиссией.
Таким образом, незаконный отказ в допуске общества к участию в аукционе, по мнению апелляционной инстанции, повлиял на число участников торгов, реальных покупателей, соответственно на результат определения их победителя и формирование цены продажи предмета торгов и такие торги нельзя признать законными.
Суд первой инстанции отказывая в иске указал, что аукцион проведен и договоры по его итогам заключены, что делает невозможным их признание недействительными.
Данный вывод суда первой инстанции не учитывает, что в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2012 N 11237/12 указано, что при оспаривании торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны учитываться правовые подходы, сформулированные судебной практикой рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (от 28.10.2010 N 7171/10, от 14.12.2010 N 7781/10, от 28.02.2012 N 14850/11, от 05.04.2012 N 16311/11 и ряде других).
По мнению апелляционного суда, права общества по признании аукциона и заключенных по его итогам договоров, могут быть защищены и восстановлены, так как договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по спорным лотам заключены длительно сроком 5 лет до 01.07.2017 года, установка, демонтаж и эксплуатация рекламных конструкций в силу своей специфики является непрерывной и длящейся в течении всего действия договора, следовательно суд первой инстанции необоснованно посчитал, что договоры исполнены и права заявителя не могут быть восстановлены.
Признание результата аукциона недействительным в судебном порядке требует его повторного проведения и заключения договоров с законным победителем до срока действия разрешений и договоров (до 01.07.2017) или путем выдачи новых разрешений и заключения договоров на новый пятилетний срок при условии сохранения потребности по размещению данного муниципального заказа.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины, понесенные обществом при подаче иска и апелляционной жалобы подлежат отнесению на ответчика в лице Управления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2013 по делу N А32-11460/2013 отменить.
Признать недействительными торги, проведенные в форме аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (лоты N N 1-14, 19-22, 24-38), оформленные протоколом от 30.05.2012.
Признать недействительными договоры от 07.06.2012 (лоты N N 1-14, 19-22, 24-38) на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа, заключенные между Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа и обществом с ограниченной ответственностью "Медиа Группа".
Взыскать с Управления имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа (ОГРН 1022300518118, ИНН 2301006401), в пользу общества с ограниченной ответственностью "Морской портовый сервис-Балтика" (ОГРН 1024700878168, ИНН 4704049867) судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в размере 10000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11460/2013
Истец: ООО "Морской портовый сервис-Балтика"
Ответчик: МУ "Управление имущественных отношений Администрации МО г-к Анапа", ООО "Медиа Группа", Управление имущественных отношений администрации муниципального образования г-к.Анапа