г. Ессентуки |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А63-2102/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмазовой М.П.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Пятигорска и Министерства имущественных отношений Ставропольского края (в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2013 по делу N А63-2102/2012 (судья Жирнова С.Л.)
по заявлению администрации города Пятигорска, г. Пятигорск, ОГРН 1022601627575,
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1027700485757,
третьи лица: открытое акционерное общество "Кавминкурортресурсы", Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, администрация Кавказских Минеральных Вод, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, прокуратура Ставропольского края
о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений.
при участии в судебном заседании представителя администрации города Пятигорска - Маркарян Д.М. (доверенность N 3722 от 11.10.2012), представителя открытого акционерного общества "Кавминкурортресурсы" - Лепилова В.А. (доверенность от 26.12.2013), представителя прокуратуры Ставропольского края - прокурора отдела по надзору за исполнением земельного и природоохранного законодательства прокуратуры Ставропольского края Тимофеева Э.Л. (доверенность от 10.02.2014 N 7/3-47-2014), представителя администрации Кавказских Минеральных Вод - исполняющий обязанности руководителя администрации Бондаренко М.С. (удостоверение N537), представителей федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю - Бурлакова В.А. (доверенность от 06.02.2013), Подоляк О.А. (доверенность от 06.02.2013), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Пятигорска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата) о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о первой, второй зонах горно-санитарной охраны курорта Пятигорск; об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о первой, второй зонах горно-санитарной охраны курорта Пятигорск; об обязании не вносить в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах горно-санитарной охраны курорта Пятигорск без соблюдения процедур, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", и без заявления уполномоченного лица (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Кавминкурортресурсы" (далее - общество), Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, администрация Кавказских Минеральных Вод, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, прокуратура Ставропольского края.
Решением суда от 03.07.2013 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая палата внесла в государственный кадастр недвижимости сведения о границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны города Пятигорска, которые установлены действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, получив данные сведения в порядке информационного воздействия, в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
На указанное решение администрацией и Министерством имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе администрация просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела, а также нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы администрация указывает, что сведения о зонах горно-санитарной охраны курорта Пятигорск в государственный кадастр внесены без соблюдения процедур, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения". Действиями заинтересованного лица нарушен пункт 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42.
От администрации поступило ходатайство о привлечении к участию в деле Правительства Ставропольского края и истребовании у него информации и документации, касающейся реализации распоряжений, принятых по результатам совещания заместителя председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе А.Г. Хлопонина по вопросу о границах и соблюдения режимов зон санитарной (горно-санитарной) охраны в городах-курортах Кавказских Минеральных Вод.
Рассмотрев данное ходатайство с учетом положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку администрация не воспользовалась своим правом на обращение с соответствующим ходатайством в суд первой инстанции. Решение суда первой инстанции не содержит выводов относительно прав и обязанностей Правительства Российской Федерации, в связи с чем его участие в настоящем деле не является обязательным.
Министерство в апелляционной жалобе просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на существенное нарушение судом норм процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции принял решение о его правах и обязанностях, как органа государственной власти, осуществляющего распоряжение земельными участками, находящимся в государственной собственности Ставропольского края, в том числе на территории города Пятигорска.
Общество, кадастровая палата, администрация Кавказских Минеральных Вод в отзывах на апелляционные жалобы просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители общества, кадастровой палаты, администрации Кавказских Минеральных Вод поддержали доводы отзывов на апелляционные жалобы.
Представитель прокуратуры Ставропольского края против удовлетворения апелляционных жалоб возражал.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2013 по делу N А63-2102/2012 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что на основании представления прокуратуры Ставропольского края от 20.05.2011 N 7/3-47-2011 об устранении нарушений законодательства о государственном кадастре недвижимости, особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр недвижимости кадастровой палатой внесены сведения о границах первой и второй зон санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Пятигорск, которые утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300. Сведения о первой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны внесены 13.09.2011, о второй зоне санитарной (горно-санитарной) охраны - 17.02.2012 (том 1 л.д. 143-145).
Кадастровая палата внесла в государственный кадастр недвижимости сведения о границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны г. Пятигорска, получив данные сведения в порядке информационного взаимодействия с ОАО "Кавминкурортресурсы" и Межрегиональным управлением Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, что подтверждается письмами исх. N 1090 от 25.08.2009, исх. N 485 от 05.06.2012 о предоставлении информации, в которых указано о направлении в адрес кадастровой палаты материалов по установлению границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, разработанных Центральным Советом по управлению курортами профсоюзов в 1984 году (6 книг), и графических материалов к ним, а также картографических материалов в электронном виде о местоположении и конфигурации границ зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск, Железноводск (том 1 л.д. 146, том 5 л.д.35).
16.12.2011 администрацией получено письмо кадастровой палаты N 10406/23/2011, в котором, со ссылкой на представление прокуратуры Ставропольского края от 12.05.2011, указано, что проводятся действия по внесению сведений о зонах санитарной охраны города Пятигорска в государственный кадастр недвижимости (том 1 л.д. 13-14).
Администрация, полагая, что действия кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о первой, второй зонах горно-санитарной охраны курорта Пятигорск являются незаконными и нарушают ее права и законные интересы обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения таких земель ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункты 2 и 6 пункта 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В силу пункта 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Закон N 33-ФЗ), и статьи 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
Согласно пункту 7 статьи 2, пункту 4 статьи 31, пунктам 2, 3 статьи 32 Закона N 33-ФЗ, статье 1, пункту 2 статьи 3, пункту 2 статьи 16 Закона N 26-ФЗ территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Границы оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 1 Закона N 26-ФЗ определяет, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны.
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" границы округа санитарной или горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" (далее - постановление N 14) приняты предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае. Данные предложения согласованы с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Ставропольским крайисполкомом.
Проект округа и зон санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод (КМВ) составлен в 1982-1984 годах гидрогеологическим режимно-эксплуатационным управлением "Кавминвод" (г. Ессентуки) и гидрогеологическим управлением "Геоминвод" (г. Москва) совместно по заданию Центрального совета по управлению курортами профсоюзов в соответствии с Положением о курортах, утвержденным Советом Министров СССР от 05.09.1973 N 654, и Инструкцией по применению Положения о курортах, согласованной с Госгортехнадзором СССР и утвержденной Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС 20.05.1974.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" определены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошел город Пятигорск. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 в соответствии с Законом N 26-ФЗ курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совмина РСФСР от 09.07.1985 N 300.
Таким образом, в 2006 году установлен округ санитарной охраны курорта Пятигорск в границах, предусмотренных в постановлении Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300, согласованном в порядке, установленном действовавшим на момент его издания законодательством.
В статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) указано, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно статье 4 названного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено указанным Федеральным законом. При этом в соответствии со статьей 20 данного Закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица, в том числе органы прокуратуры Российской Федерации, действующие в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
На основании указанных положений Закона N 221-ФЗ во исполнение представления заместителя прокурора Ставропольского края от 10.05.2011 N 7/3-47-2011 об устранении нарушений законодательства о государственном кадастре недвижимости, об особо охраняемых природных территориях, кадастровой палатой в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах 1 и 2 зон санитарной (горно-санитарной) охраны.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Довод администрации о том, что обязанности кадастровой палаты сводятся к сбору и отражению сведений, которые поступают от иных лиц, но не к установлению ограничений или режимов использования земель, и в ее функции не входит деятельность по установлению округов санитарной (горно-санитарной) охраны, определению в их составе зон санитарной (горно-санитарной) охраны, установлению их режима, правомерно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку в рассматриваемом случае кадастровая палата не устанавливала ограничения или режимы использования земель. Действия кадастровой палаты заключались во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах горно-санитарной охраны, полученных в порядке информационного взаимодействия от общества и Межрегионального управления Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, в связи с чем кадастровая палата не превысила своих полномочий.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона сведении об объекте недвижимости. При этом постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, в частности, на основании документов, представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ).
Порядок информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости регулируется статьей 15 Закона N 221-ФЗ, в пункте 6 которой установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяемся территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.
Границы и режим зон санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Пятигорск установлены Советом Министров РСФСР в действующем в настоящее время постановлении от 09.07.1985 N 300 и подтверждены Правительством Российской Федерации в постановлении от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах". В пункте 1 указанного постановления отмечено, что вышеназванные курорты признаются курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300.
Полномочия органов государственной власти предоставлять в порядке информационного взаимодействия сведения о зонах охраны курортов федерального значения, в том числе Пятигорска, для их внесения в кадастр определяются нормами Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также Порядком ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденным приказом Минприроды России от 19.03.2012 N 69 (далее - Порядок). Так, статья 4 Закона N 33-ФЗ устанавливает понятие государственного кадастра особо охраняемых природных территорий. Данный кадастр включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности и согласно пункту 7 Порядка состоит из государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - федеральный кадастр), ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и государственных кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (далее - региональные кадастры), ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка основанием для включения сведений в федеральный и региональные кадастры, а также для обновления этих сведений или перевода особо охраняемой природной территории из одного раздела кадастра в другой является принятие Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений о создании, изменении площади, категории, об уточнении границ и (или) изменении установленного режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования особо охраняемой природной территории, о реорганизации особо охраняемой природной территории.
Порядок заполнения кадастра сведениями о зонах санитарной (горно-санитарной) охраны и полномочия органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления четко разграничены по признаку отнесения особо охраняемой природной территории к федеральному, региональному или местному значению.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 город Пятигорск является курортом федерального значения, а значит, и особо охраняемой природной территорией - в силу пункта "ж" части 1 статьи 2 Закона N 33-ФЗ и пункта 2 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, который гласит, что лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями.
Следовательно, довод администрации об отсутствии у кадастровой палаты законных оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах охраны является несостоятельным.
Внесение кадастровой палатой в государственный кадастр недвижимости сведений о первой, второй зонах горно-санитарной охраны курорта Пятигорска направлено на обеспечение установленного действующим законодательством запрета на предоставление земельных участков в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны в городах курортах Кавказских Минеральных Вод в собственность и для ведения хозяйственной деятельности, нарушающей установленные режимы указанных зон.
Согласно статьям 1, 12 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент принятия постановления N 14 от 17.01.2006, государственный земельный кадастр содержит сведения о территориальных зонах, характеризуемых особым правовым режимом использования земельных участков, границы которых определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей среды и иным законодательством субъектов Российской Федерации. Аналогичные нормы установлены статьями 1, 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В силу вышеприведенных норм зоны горно-санитарной охраны должны существовать и иметь свое отражение в государственном кадастре недвижимости в соответствии с действующим законодательством. При этом наличие сведений о зонах горно-санитарной охраны в государственном кадастре недвижимости направлено на сохранение эколого-курортного региона курортов федерального значения, в связи с открытием новых источников в городах-курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
Сведения о зонах санитарной (горно-санитарной) охраны, имеющие место в государственном кадастре недвижимости, могут быть уточнены на основании представленных в орган кадастрового учета документов, подготовленных в соответствии с требованиями Закона N 221-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению", постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, а также в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 20.10.2010 N 503 "Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости". Однако, до настоящего времени документы, подготовленные в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, в орган кадастрового учета не поступали.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, бездействие органов государственной власти по определению на местности картографических границ особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, в том числе и города Пятигорска, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" не аннулирует особый статус земель указанного региона и не свидетельствуют об их отсутствии после вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов
Внесение сведений о зонах курорта Пятигорск в государственный кадастр недвижимости является законным и не нарушает прав администрации.
Администрация полагая, что в сведениях о 1-ой и 2-ой зонах санитарной (горно-санитарной) охраны неверно указаны координаты отдельных характерных точек границ зон, что исключает нахождение конкретного земельного участка в той или иной зоне, не лишена права на уточнение сведений государственного кадастра недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона N 221-ФЗ.
Кроме того, согласно протоколу от 25.04.2013 N АХ-П16-9-пр совещания заместителя председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе А.Г. Хлопонина по вопросу о границах и соблюдения режимов зон санитарной (горно-санитарной) охраны в городах-курортах Кавказских Минеральных Вод, Правительству Ставропольского края и государственным органам поручено провести ряд мероприятий по актуализации границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны на территории Кавказских Минеральных Вод. Правительству Ставропольского края совместно с органами местного самоуправления городов-курортов Кавказских Минеральных Вод рекомендовано принять незамедлительные меры о запрете предоставления земельных участков в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны в городах-курортах Кавказских Минеральных Вод.
По искам прокуратуры Ставропольского края к администрации и лицам, которыми приобретены земельные участки, расположенные в городе-курорте Пятигорске, приняты судебные акты о признании недействительными сделок купли-продажи земельных участков (дела N N А63-6347/2012, А63-8358/2012, А63-8359/2012, А63-8363/2012, А63-8365/2012, А63-8601/2012, А63-8603-2012 и др.)
Ссылка администрации на наличие решения Промышленного районного суда города Ставрополя от 05.04.2011, оставленного в силе кассационным определением судебной коллегии Ставропольского краевого суда от 31.05.2011, которым в удовлетворении требований гражданина Максимова А.С. о признании незаконным бездействия кадастровой палаты по невнесению в государственный кадастр недвижимости и непостановке на государственный кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск отказано, правомерно не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку квалификация судом общей юрисдикции таких правоотношений не исключает возможности иной правовой оценки тех же отношений арбитражными судами, поскольку согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно только в части установленных им фактических обстоятельств, на что неоднократно указывалось Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановления от 03.04.2007 N 13988/06, от 17.07.2007 N 11974/06).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных администрацией требований.
Доводы апелляционной жалобы администрации о том, что сведения о зонах горно-санитарной охраны курорта Пятигорск в государственный кадастр внесены без соблюдения процедур, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", действиями заинтересованного лица нарушен пункт 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, опровергаются установленными по делу обстоятельствами и противоречат вышеприведенным нормам права.
Доводы министерства о нарушении оспариваемым решением его прав и законных интересов, как органа государственной власти, осуществляющего распоряжение земельными участками, находящимся в государственной собственности Ставропольского края, в том числе на территории города Пятигорска, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, поскольку резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит выводов относительно прав и обязанностей министерства. Наличие у министерства полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Пятигорска не свидетельствует о принятии судом решения о его правах и обязанностях, поскольку в силу статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо. Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не свидетельствует о принятии судебного акта о его правах и обязанностях (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2013 N ВАС-5322/12, от 18.01.2013 N ВАС-17504/12).
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и о привлечении заявителя к участию в деле. Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
На основании изложенного производство по апелляционной жалобе министерства подлежит прекращению.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобах.
Руководствуясь статьями 150, 265, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Ставропольского края прекратить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2013 по делу N А63-2102/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Пятигорска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2102/2012
Истец: Администрация г. Пятигорска, Администрация города Пятигорска
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по СК
Третье лицо: Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому округу, Межрегиональное управление Министерства регионального развития РФ по СКФО, ОАО "Кавминкурортресурсы", Прокуратура Ставропольского края, Прокуратура СК, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4891/14
07.04.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2657/12
03.07.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2102/12
19.10.2012 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2657/12
30.08.2012 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2657/12