Спортшкола заключает договор на услуги сотовой связи
В настоящее время трудно представить деятельность любых организаций без сотовой связи. Контролирующие органы расходам на сотовую связь уделяют большое внимание. О том, как отразить их правильно и без ошибок, мы расскажем в данной статье.
Экономическая обоснованность произведенных расходов
Все расходы бюджетной организации должны быть обоснованы, это касается как налогового, так и бюджетного учета. В соответствии со ст. 158 БК РФ, п. 2 Приказа Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств определяет порядок составления и ведения смет подведомственных учреждений, а также разрабатывает требования (указания, разъяснения) по составлению смет как по бюджетным средствам, так и по средствам, получаемым от иной приносящей доход деятельности.
Как правило, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств определяется перечень расходов (в том числе расшифровка иных расходов, включенных в данную статью), которые могут быть произведены по тем или иным статьям/подстатьям расходов Классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации РФ.
В качестве дополнения к расшифровке, подтверждающей расчет расходов на сотовую связь как по бюджетной, так и по приносящей доход деятельности (в части принятия расходов по налогу на прибыль), главный распорядитель может запросить:
- приказ руководителя организации об утверждении перечня должностей работников, которым в силу исполняемых обязанностей не обойтись без использования услуг сотовой связи;
- должностную инструкцию, которой установлена обязанность работника использовать услуги сотовой связи в служебных целях;
- сведения о сумме лимита, определенного для конкретного сотрудника.
Таким образом, если главный распорядитель утвердил включение затрат на сотовую связь в состав расходов, значит, подведомственный ему бюджетополучатель вправе их производить.
Напомним, что в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н, расходы на услуги сотовой связи отражаются по подстатье 221 "Расходы на услуги связи" КОСГУ.
Документальное подтверждение расходов
Расходование средств на оплату услуг сотовой связи осуществляется на основании договора и/или государственного (муниципального) контракта, заключенного в соответствии с требованиями ГК РФ и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
В силу ст. 10 данного закона с организациями, оказывающими услуги связи, заключаются договоры или государственные (муниципальные) контракты по итогам размещения заказа разными способами:
1) путем проведения торгов в виде конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Заметим, что согласно нормам, изложенным в п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ, заключение контракта без проведения торгов (с единственным поставщиком) возможно в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Статьей 4 данного закона определено, что в сферу действия естественных монополий попадают только услуги общедоступной почтовой и электросвязи. При этом Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи, согласно которому предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети, местного телефонного соединения и внутризонового телефонного соединения относится к услугам общедоступной электросвязи.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития, заказы на оказание услуг сотовой связи следует размещать путем проведения торгов (Письмо от 25.09.2008 N Д05-4072).
Исключение составляют случаи, при которых оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляется на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов на личными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (пп. 14 п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ), - в данный момент в размере 100 000 руб.
Авансовые платежи за услуги сотовой связи
Следующим этапом после заключения договора (контракта) на оказание услуг сотовой связи является их оплата. Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, которые должны быть оплачены за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении. Это подтверждает и Минэкономразвития в письмах от 09.02.2009 N Д05-655, от 31.12.2008 N Д05-6120: по договорам (контрактам) об оказании услуг связи учреждения могут оплатить аванс в размере суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году.
Оплата денежных обязательств, вытекающих из договоров, в части авансовых платежей должна быть предусмотрена условиями заключенных договоров. Однако размер авансового платежа, определенный условиями договора, должен быть установлен с учетом предельных размеров согласно п. 8 Постановления Правительства РФ N 1181 (Письмо Минфина РФ от 16.09.2008 N 02-03-0/2776).
Отражение оплаты расходов по безналичному расчету
Порядок бухгалтерского учета зависит от того, в какой деятельности учреждение пользуется данными услугами. В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), для учета расходов по сотовой связи предусмотрено два счета:
- 1 401 01 221 "Расходы на услуги связи" - для отражения затрат на оплату услуг связи, оказанных в рамках бюджетной деятельности;
- 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" (по подстатье 221 КОСГУ) - для отражения затрат на оплату услуг связи, оказанных в рамках приносящей доход деятельности.
Стандартное отражение операций по договору на оказание услуг сотовой связи будет выглядеть следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ, на основании которого сделана бухгалтерская запись |
Оказаны услуги сотовой связи | 1 401 01 221 2 106 04 340 | 1 302 04 730 2 302 04 730 | Акт об оказании услуг, счет-фактура |
Оплачены услуги сотовой связи | 1 302 04 830 2 302 04 830 | 1 304 05 221 2 201 01 610 | выписка из лицевого (банковского) счета |
Отражение оплаты расходов с использованием карт экспресс-оплаты
Часто в деятельности организаций по оплате услуг сотовой связи используются карты экспресс-оплаты, их стоимость выражена в условных денежных единицах. Данные расчеты удобны, если работник, который пользуется служебным телефоном, направлен в командировку. Операции по их приобретению, а также признание расходов на услуги связи отражаются в бюджетном учете следующими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ, на основании которого сделана бухгалтерская запись |
Отражена предварительная оплата карт экспресс-оплаты на услуги сотовой связи в рублях по курсу условной денежной единицы | 0 206 04 560 | 1 304 05 221 2 201 01 610 | выписка из лицевого (банковского) счета |
Выданы подотчетному лицу наличные денежные средства для приобретения карт экспресс-оплаты услуг сотовой связи | 0 208 04 560 | 0 201 04 610 | |
Приняты к учету карты экспресс-оплаты, стоимость которых выражена в условных денежных единицах | 0 201 05 510 | 0 302 04 730 0 208 04 660 | |
Списаны на расчеты с поставщиком предварительная оплата карт экспресс-оплаты услуг сотовой связи | 0 302 04 830 | 0 206 04 660 | Справка (ф. 0504833) |
Выданы карты экспресс-оплаты услуг сотовой связи подотчетным лицам по фактической стоимости | 0 208 04 560 | 0 201 05 610 | |
Отражены расходы по оплате услуг сотовой связи подотчетным лицом | 1 401 01 221 2 106 04 340 | 0 208 04 660 |
Отражение возмещения расходов на услуги сотовой связи
На практике встречаются случаи использования служебных сотовых телефонов в личных целях. В бухгалтерском учете учреждения денежные средства, внесенные сотрудником за личные переговоры, могут рассматриваться как восстановление фактических кассовых расходов учреждения. Данная позиция, изложенная Минфином в Письме от 26.10.2006 N 02-14-10а/2851, не изменилась, поэтому учреждение может воспользоваться содержащимися в нем рекомендациями. Единственное, проводки в учете следует отражать исходя из действующей Инструкции N 148н:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Первичный документ, на основании которого сделана бухгалтерская запись |
Внесена сумма в возмещение расходов за услуги сотовой связи в кассу учреждения | 1 201 04 510 2 201 04 510 | 1 401 01 221 2 106 04 340 | |
Сдана денежная наличность на лицевой счет в ОФК | 0 210 03 560 | 0 201 04 610 |
объявление на взнос наличными |
Оприходована денежная наличность на лицевой счет в ОФК | 1 304 05 221 2 201 01 510 | 1 210 03 660 2 210 03 660 | выписка из лицевого (банковского) счета |
Отражение расходов на услуги сотовой связи при исчислении налога на прибыль
При расчете налога на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (Интернет и иные аналогичные системы) (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данная норма позволяет учесть расходы на приобретение услуг сотовой связи при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, их размер экономически обоснован и они подтверждены документально (ст. 252 НК РФ).
Поэтому для налогового контролера одних только счетов на оплату и счетов-фактур с правильно заполненными реквизитами будет недостаточно. В такой ситуации детализация звонков, полученная от оператора связи, и письменный отчет абонента (например, о подписании договора с поставщиком, об организации выставки или конференции и т.д.) будут являться экономическим обоснованием (Письмо Минфина РФ от 19.01.2009 N 03-03-07/2).
Однако отметим, что Налоговый кодекс и другие нормативные правовые акты не обязывают иметь детализированный отчет оператора обо всех телефонных соединениях и тем более расшифровку к данному отчету. Об этом свидетельствует арбитражная практика.
Так, Постановление ФАС МО от 29.01.2010 N КА-А40/14759-09-2 содержит следующий вывод суда: требование инспекции представить детализированный счет оператора для подтверждения расходов на сотовую связь не основано на нормах налогового законодательства. В Постановлении ФАС МО от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2 арбитры отклонили довод инспекции о том, что производственную направленность переговоров следует подтверждать детализацией телефонных счетов и расшифровкой с указанием номеров абонентов, с которыми велись переговоры, так как содержание переговоров составляет охраняемую законом тайну связи (ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").
Следовательно, учитывая отсутствие конкретного перечня документов, подтверждающих обоснованность расходов на услуги мобильной связи, можно предположить, что налогоплательщик, даже не имея детализированного счета, может учесть расходы на мобильную связь при налогообложении прибыли. Конечно, при условии, что такие расходы будут обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Правда, высока вероятность того, что в данном случае правомерность своих действий налогоплательщику нужно будет доказывать в суде.
Выплата компенсации за использование личного сотового телефона в служебных целях
Договор на оказание услуг связи может быть заключен непосредственно с работником, а организация компенсирует работнику его затраты. В бюджетном учете расходы по выплате компенсации за использование сотового телефона в служебных целях в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ будут отражены по подстатье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. А расчеты с работником - с использованием счета 302 02 000 "Расчеты по прочим выплатам", по дебету указанного счета будет отражена выплата компенсации, по кредиту - ее начисление.
В целях исчисления налога на прибыль такие расходы, по мнению автора, должны быть подтверждены теми же документами, как в случае, когда договор с оператором связи заключен от имени организации: документы (или их заверенные в установленном порядке копии), подтверждающие право собственности работника на используемое имущество (заключенный с оператором сотовой связи договор об оказании услуг связи), а также документы, подтверждающие расходы, понесенные им при использовании имущества в служебных целях (детализированный отчет оператора сотовой связи, выписанный на физическое лицо). Кроме этого, УФНС по г. Москве полагает: детализированного отчета оператора недостаточно для подтверждения производственного характера переговоров. По мнению налоговиков, к отчету необходимо приложить составленную организацией в произвольной форме расшифровку, которая подтвердит, что переговоры велись с контрагентами или потенциальными контрагентами налогоплательщика (Письмо от 18.06.2009 N 16-15/061735).
С. Валова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"