Приостановление операций по счетам в банках
Прекращается ли действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке с момента вынесения судом решения о введении процедуры наблюдения? Или оно продолжает действовать до получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика?
При наличии каких оснований налоговики имеют право применять обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам?
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данной статье, руководствуясь разъяснениями финансистов и решениями арбитров.
Основания для применения обеспечительных мер
Вот уже более года (с 01.01.2009) ст. 76 "Приостановление операций по счетам в банке организаций и индивидуальных предпринимателей" НК РФ действует в редакции Закона N 224-ФЗ*(1). Сегодня мы не будем подробно рассматривать внесенные тогда изменения*(2), лишь вкратце напомним, о чем идет речь.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения требований налогового органа об уплате налогов, пеней или штрафов*(3), а также непредставления налоговой декларации в течение 10 дней по истечении срока, установленного для ее подачи*(4), налоговый орган получает право на принятие мер по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов, в частности на приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке (Постановление ФАС ЗСО от 06.05.2010 N А27-19403/2009).
Подчеркиваем, данные обстоятельства не являются априори показанием к приостановлению операций по счетам налогоплательщиков. В судебной практике нередки случаи, когда суд не поддерживает налоговиков, если последние не могут доказать необходимость применения обеспечительных мер, предусмотренных НК РФ. Например, в постановлениях ФАС СЗО от 10.03.2010 N А05-9468/2009, ФАС МО от 28.05.2010 N КА-А41/5184-10 суд встал на сторону налогоплательщика, указав: инспекция не обосновала необходимость принятия обеспечительных мер и не представила доказательств невозможности или затруднительности в будущем исполнения решения о привлечении ООО к налоговой ответственности и доначислении налогов.
В постановлениях ФАС ПО от 21.01.2010 N А12-14720/2009, ФАС ЦО от 29.01.2010 N А35-6135/2009 суд также принял сторону налогоплательщика в связи с тем, что налоговый орган нарушил процедуру принятия обеспечительной меры, установленную п. 10 ст. 101 и ст. 76 НК РФ.
Налоговый орган вправе принять обеспечительные меры только в том случае, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов.
При этом обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ);
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Обратите внимание! Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества (Постановление ФАС ЦО от 28.01.2010 N А35-6133/2009).
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ.
Согласно п. 2, 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Существенный момент: решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога (Постановление ФАС ПО от 19.01.2010 N А12-10402/2009).
Обратите внимание! Буквальное толкование п. 2 ст. 76 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть вынесено одновременно либо позднее решения о взыскании налога, но однозначно не ранее вынесения решения о взыскании налога (постановления ФАС ПО от 01.03.2010 N А55-15196/2009, ФАС УО от 17.06.2010 N Ф09-4400/10-С3).
Признание организации банкротом
По результатам налоговой проверки принято решение о привлечении организации к ответственности. Для обеспечения исполнения этого решения налоговый орган приостановил операции по банковскому счету налогоплательщика, организация, в свою очередь, подала заявление о признании себя банкротом, и в отношении нее открыли конкурсное производство. Каковы дальнейшие действия по отмене данной обеспечительной меры?
По общему правилу в соответствии с п. 6 ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке (п. 7 ст. 76 НК РФ)*(5).
В то же время действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, предусмотренных ст. 76 НК РФ и федеральными законами, в том числе Законом N 127-ФЗ*(6).
В силу п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (Письмо Минфина России от 12.02.2010 N 03-02-07/1-58).
Пунктом 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ установлено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения с имущества должника снимаются аресты и иные ограничения в части распоряжения его имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства (письма Минфина России от 14.05.2010 N 03-02-07/1-236 и от 07.04.2010 N 03-02-07/1-1478).
На основании п. 1 ст. 94 указанного закона с даты введения внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов (Письмо Минфина России от 07.06.2010 N 03-02-07/1-270).
По мнению финансистов, вышеуказанные положения Закона N 127-ФЗ применяются и в отношении приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на основании решения налогового органа.
Так требуется ли дополнительное вынесение инспекцией указанного решения?
В судебной практике споры, суть которых заключается в том, что налоговики бездействуют (не отменяют решение о приостановлении операций по счетам), в то время как в отношении организации введена процедура наблюдения, заканчиваются победой налоговиков. По мнению судей, ни Закон N 127-ФЗ, ни положения НК РФ не возлагают на налоговый орган обязанности отзывать решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке либо принимать решения об отмене (снятии) решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, за исключением случая, когда задолженность погашена (Постановление ФАС СЗО от 01.04.2010 N А56-37846/2009).
К сведению. Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ изменена ст. 76 НК РФ: согласно п. 9 новой редакции в случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется*(7).
Как указано в п. 2 ст. 63 Закона N 127-ФЗ, в целях обеспечения наступления предусмотренных п. 1 этой статьи последствий (снятие арестов с имущества должника) определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется им в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы*(8).
Подводя итоги вышесказанного, отметим: для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дополнительного вынесения инспекцией какого-либо решения. Получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций по счетам в отношении данного налогоплательщика.
Н.В. Шилимина,
редактор журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 16, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(2) См. статью С.Н. Кудряшова "Блокировка счета: от А до Я", 2009, N 18, 19.
*(3) Приостановление операций по счету по причине неисполнения требований налогового органа об уплате налогов, пеней или штрафов означает прекращение расходных операций по этому счету в пределах суммы, названной в решении.
*(4) В случае непредставления налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока ее представления руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика на всю сумму денежных средств, находящихся на счетах (Письмо Минфина РФ от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167).
*(5) См. письма Минфина России от 12.02.2010 N 03-02-07/1-58, от 20.07.2009 N 03-02-07/1-371.
*(6) Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
*(7) Текст документа и подробный комментарий к нему читайте в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N 16, 17, 2010.
*(8) Аналогичная позиция отражена в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"