Порядок составления смет доходов и расходов
Поводом для написания этой статьи послужили изданные Минобрнауки приказы, которыми для подведомственных ему федеральных бюджетных учреждений утвержден порядок составления как бюджетных смет, так и смет от приносящей доход деятельности. Предлагаем ознакомиться с основными требованиями к их составлению и правилами внесения в них изменений.
Порядок составления бюджетной сметы
Общие требования к составлению смет. Согласно ст. 6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) бюджетного учреждения.
Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н (далее - Общие требования).
Положениями этого документа установлено, что для подведомственных учреждений порядок составления, утверждения и ведения смет должен утверждаться главным распорядителем средств бюджета в соответствии с требованиями законодательства РФ и с учетом Общих требований.
В целях реализации данных положений Минобрнауки Приказом от 21.06.2010 N 662 утвердило Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации (далее - Порядок N 662).
Порядок составление сметы заключается в установлении объема и распределении направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения ЛБО по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.
Согласно Порядку N 662 при составлении сметы должны соблюдаться следующие требования:
- ее показатели нужно формировать в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
- показатели сметы нужно выражать в тысячах рублей;
- ее следует составлять по форме, утвержденной Порядком N 662 (приложение 1);
- она должна быть подписана руководителем планово-финансовой службы или уполномоченным руководителем учреждения лицом и утверждена руководителем учреждения, подпись которого заверяется гербовой печатью учреждения;
- смету нужно составлять в двух экземплярах: один экземпляр остается в учреждении, другой направляется в Департамент организации бюджетного процесса и внедрения новых организационно-экономических механизмов Минобрнауки в течение двух дней с момента утверждения.
Образец формы бюджетной сметы см. на стр. 66.
Ведение сметы. Ведение сметы - это внесение в нее изменений в пределах доведенных учреждениям в установленном порядке ЛБО (п. 5 Порядка N 662).
Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений:
- изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждениям в установленном порядке объема ЛБО;
- изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи Минобрнауки и ЛБО;
- изменяющих распределение сметных назначений по КОСГУ, не требующих изменения утвержденного объема ЛБО;
- изменяющих распределение сметных назначений по КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема ЛБО.
При образовании в текущем году экономии по отдельным расходам в Минобрнауки в следующие сроки представляются предложения по внесению изменений в утвержденные сметы:
- до 10 октября текущего финансового года - о перераспределении сметных назначений по кодам статей и подстатей КОСГУ, требующим изменения показателей бюджетной росписи и ЛБО Минобрнауки;
- ежеквартально до 20 числа последнего месяца текущего квартала - о перераспределении сметных назначений по кодам подстатей КОСГУ, не требующим изменения показателей бюджетной росписи и ЛБО Минобрнауки. Под этим следует понимать внесение изменений по перераспределению сметных назначений по кодам подстатей КОСГУ, входящих в состав статей 220 "Оплата работ, услуг" и 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ, при условии, что внесение изменений не изменяет объемы сметных назначений каждой из них.
Процедура внесения изменений в смету. Внесение изменений в смету производится на основании предложений руководителя учреждения или лица, его замещающего, в установленном порядке. Предложения направляются в Минобрнауки в письменном виде с учетом их получения в пределах сроков, указанных выше, в противном случае они не будут приняты к рассмотрению. Они рассматриваются при условии принятия учреждением письменного обязательства о недопущении образования кредиторской задолженности по уменьшаемым расходам.
Письменное обращение с предложениями о внесении изменений обязательно должно содержать:
- обоснование причин с приведением расчетов, подтверждающих объем остающихся неиспользованными средств (по тем статьям и подстатьям КОСГУ, по которым расходы федерального бюджета регламентируются нормативными правовыми актами и нормативами, например, расходы на служебные командировки, выплату пособий аспирантам и докторантам, денежную компенсацию педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции), а также обоснование необходимости направления этих средств на другие статьи и подстатьи расходов с приведением расчетов;
- подробное обоснование причин предлагаемых изменений (по тем статьям и подстатьям КОСГУ, по которым расходы федерального бюджета не регламентируются нормативно-правовым образом, например, расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт, услуги связи);
- заявку об изменении сметы по форме согласно приложению 2 к Порядку N 662. Изменения в заявке указываются в виде отклонений в абсолютных суммах от сметных назначений;
- выписку из лицевого счета об остатке неиспользованных средств у учреждения на момент представления заявки об изменении сметы для перераспределения бюджетных средств, находящихся на лицевых счетах для учета операций, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального бюджета. Если при отзыве бюджетных средств с лицевого счета учреждения Федеральным казначейством не подтверждается наличие остатка средств, Минобрнауки вправе оставить заявку учреждения без исполнения.
Обратите внимание! До 1 января 2011 года не допускается увеличения утвержденных сметных назначений по заработной плате за счет экономии расходов на иные цели при оказании государственных услуг (п. 6 Порядка N 662).
От учреждений могут поступать предложения по уменьшению расходов на:
- оплату труда;
- стипендии;
- материальное обеспечение учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- питание учащихся и воспитанников в федеральных образовательных учреждениях;
- оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- земельный налог и налог на имущество.
Все указанные расходы подлежат уменьшению, а сумма экономии по ним перераспределяется между учреждениями, нуждающимися в дополнительных бюджетных средствах на аналогичные цели (ст. 217 БК РФ).
Порядок составления смет по приносящей доход деятельности
Порядок составления, утверждения смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год и внесения в них изменений утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 21.05.2010 N 560 (далее - Порядок N 560).
Учреждения должны составлять смету по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку N 560. В отличие от бюджетной сметы показатели сметы по приносящей доход деятельности указываются в рублях, в целых числах.
Смета по приносящей доход деятельности состоит из четырех разделов:
- I раздел "Остаток средств на начало текущего финансового года";
- II раздел "Доходы по кодам классификации доходов бюджетной классификации РФ";
- III раздел "Расходы по кодам классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации РФ";
- IV раздел "Источники финансирования дефицита".
В разделе I показывается остаток средств по приносящей доход деятельности, учитываемой на лицевом счете на 1 января текущего финансового года, без указания источников его образования.
Показатели раздела II отражают ожидаемые поступления в текущем финансовом году поступления денежных средств по всем источникам их образования в структуре показателей классификации доходов бюджета. Причем указываются только те коды классификации доходов бюджета, приведенные в Генеральном разрешении главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями (далее - Генеральное разрешение), оформляемому учреждению в порядке, установленном Минфином.
Напомним, в Генеральном разрешении указываются нормативные правовые акты РФ, а также положения уставов учреждений, устанавливающие источники образования и направления использования средств от приносящей доход деятельности, получаемых учреждениями. Генеральное разрешение оформляется главным распорядителем средств федерального бюджета согласно положениям п. 2.2-2.7, 6.2 Порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 N 88н.
В разделе III приводятся те статьи и подстатьи расходов КОСГУ, по которым предусматриваются суммы расходов в соответствии с Генеральным разрешением. Показатели расходов по соответствующим кодам КОСГУ не должны быть меньше сумм принятых обязательств, источником финансового обеспечения которых являются средства от приносящей доход деятельности.
В разделе IV показываются суммы доходов от операций с ранее приобретенными ценными бумагами (продажи, погашение акций, векселей) по кодам классификации источников внутреннего финансирования.
В данном разделе сметы учреждением (имеющим обособленные структурные подразделения, наделенные правом ведения бюджетного учета) и его обособленными подразделениями указываются суммы перечислений денежных средств между ними по соответствующему коду увеличения (уменьшения) прочих остатков денежных средств федерального бюджета бюджетной классификации РФ. В сводную смету, представляемую учреждением в Минобрнауки, суммы этих средств не включаются.
По строке "Итого" сметы отражается общая сумма утвержденных на текущий финансовый год показателей годовых сметных назначений, соответственно, по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.
Кроме сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности образовательное учреждение должно заполнить приложение к ней "Сведения об источниках образования средств, полученных от приносящей доход деятельности в 201__году". В нем приводится расшифровка годовых сумм доходов по видам источников образования средств, предусмотренных уставом учреждения. Строка приложения "Доходы - всего" должна равняться сумме средств на год, указанных в разделах I, II, IV (в части доходов) сметы доходов и расходов.
Смета доходов и расходов учреждения составляется в двух экземплярах и подписывается руководителем планово-финансовой службы (или уполномоченным руководителем лицом) и утверждается руководителем учреждения, подпись которого заверяется гербовой печатью учреждения. Один экземпляр сметы остается в учреждении, другой представляется в территориальный орган Федерального казначейства.
Копии утвержденной сметы учреждения представляются в Административный департамент Минобрнауки и Департамент комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного учета.
Приложение к смете доходов и расходов подписывается руководителем учреждения и руководителем планово-финансовой службы (или уполномоченным руководителем лицом) учреждения.
Учреждение вправе принимать решение о передаче права самостоятельно утверждать сметы доходов и расходов своим обособленным подразделениям.
В сметы доходов и расходов учреждения могут вноситься изменения путем утверждения уточненной сметы. В этом случае в примечании к уточненной смете делается отметка об аннулировании ранее утвержденной сметы доходов и расходов.
Образцы Сметы доходов и расходов и примечания к ним см. на стр. 67-68.
Исполнительными органами государственной власти субъектов РФ для подведомственных учреждений издаются нормативные акты, регулирующие порядок составления, утверждения сметы доходов и расходов и внесения в них изменений. При их разработке используются нормативные акты, изданные на федеральном уровне.
При отнесении кодов доходов и расходов к кодам бюджетной классификации РФ при составлении как бюджетной сметы, так и сметы по приносящей доход деятельности, следует руководствоваться Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Заявка на изменение бюджетной сметы
Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности
И. Зернова,
редактор журнала "Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"