Аренда транспорта: спорные моменты
Зачастую проще арендовать транспортное средство, чем держать на балансе своё. Давайте рассмотрим тонкости документального оформления этих отношений.
ГК РФ различает:
- договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время);
- договор аренды транспортного средства без экипажа, т.е. договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.
Очевидно различие между этими договорами: в первом случае арендатор получает во временное владение и пользование только имущество, а во втором получает услуги по управлению этим имуществом.
Предметом данных договоров является предоставление арендатору во временное владение и пользование транспортного средства с экипажем или без него. По общему правилу эти договоры должны заключаться в письменной форме вне зависимости от того, на какой срок они заключаются (ст. 633, 643 ГК РФ).
Ко всем договорам аренды транспортного средства не применяется общее правило, установленное пунктом 2 статьи 609 ГК РФ, о том, что договоры аренды недвижимого имущества подлежат государственной регистрации. Таким образом, если заключается договор аренды воздушных или морских судов (в соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ такие суда являются недвижимыми вещами), государственная регистрация не требуется.
Арендодателем по договору аренды транспортного средства может быть как лицо, которому транспортное средство принадлежит на праве собственности, так и лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ): граждане, организации, муниципальные образования, субъекты РФ, Российская Федерация.
Учреждение вправе передавать в аренду транспортное средство, только если такая сделка соответствует целям деятельности учреждения, назначению имущества и заданиям собственника. Казённое предприятие должно иметь согласие собственника (п. 1 ст. 297 ГК РФ).
Общая рекомендация арендатору - удостовериться в правомочиях арендодателя относительно передаваемого в аренду имущества.
Арендатором по договору аренды транспортного средства может быть любой участник гражданского оборота.
Договор аренды транспортного средства может быть заключён на любой срок, определённый сторонами (п. 1 ст. 610 ГК РФ). Если срок аренды в договоре аренды транспортного средства не определён, то этот договор считается заключённым на неопределённый срок. В таком случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора аренды, предупредив об этом другую сторону за один месяц (в то же время договором аренды может быть предусмотрен и другой, более длительный срок для такого предупреждения).
К договору аренды транспортных средств не применяются правила, установленные статьёй 621 ГК РФ (п. 2 ст. 642 ГК РФ):
- арендатор по истечении срока договора не имеет преимущественного перед другими лицами права на заключение договора аренды транспортного средства на новый срок;
- факт пользования транспортным средством после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя не означает возобновления договора на тех же условиях на неопределённый срок.
Примечание. Несоблюдение простой письменной формы договора аренды транспортного средства не влечёт его недействительность (ст. 162 ГК РФ), но при отсутствии такого договора у арендатора наверняка возникнут проблемы не только с Госавтоинспекцией и иными уполномоченными органами, но и с налоговиками.
Аренда транспортного средства с экипажем
По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Такие услуги должны обеспечивать надлежащую эксплуатацию транспорта в соответствии с установленными требованиями, а также целями договора. Стороны вправе установить более широкий круг услуг (например, экспедиторские услуги или услуги охраны). Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключён в письменной форме (ст. 633 ГК РФ).
Экипаж транспортного средства - это сотрудники арендодателя, лица определённой квалификации.
Заработную плату и иные расходы по содержанию экипажа несёт работодатель, т.е. арендодатель.
Примечание. Во всех вопросах, которые относятся к управлению транспортным средством и к его технической эксплуатации, экипаж подчиняется распоряжениям арендодателя (относительно техобслуживания, диагностики, выбора топлива и т.д.). Однако если речь идёт об эксплуатации коммерческой (установление маршрута, номенклатура перевозимого груза и т.д.), экипаж должен выполнять распоряжения арендатора.
По общему правилу если член экипажа получит травму, то обязанность по выплате соответствующих сумм будет лежать на арендодателе, поскольку именно он является работодателем для члена экипажа. Однако если причиной травмы стали действия арендатора, то арендодатель будет иметь право регрессного требования: после выплаты таких сумм он сможет истребовать их с арендатора. Суд разъяснил, что увечье бульдозериста явилось следствием неправильно организованной арендатором работы на лесозаготовительном участке и несоблюдением его руководством техники безопасности, и взыскал с арендатора сумму морального вреда, которую арендодателю пришлось выплатить своему бульдозеристу в связи с тем, что тот получил во время работы производственную травму (постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.11.02 N Ф03-А51/02-1/2277).
Расходы арендодателя
Арендодатель также несёт расходы по страхованию транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть нанесён вследствие его эксплуатации (ст. 640 ГК РФ). ФАС Московского округа указал, что поскольку водитель являлся работником организации и автомобиль был сдан в аренду с экипажем, то ответственность за причинение вреда должна нести организация в соответствии со статьёй 640 ГК РФ (см. постановление ФАС Московского округа от 13.06.02 N КГ-А40/3447-02).
В течение всего срока договора аренды арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, в том числе осуществлять текущий и капитальный ремонт. За счёт арендодателя осуществляются расходы на содержание транспортного средства. Так, в результате неисполнения ответчиком обязанности по прохождению технического обслуживания транспортного средства при пробеге 105 000 км вышел из строя двигатель внутреннего сгорания из-за масляного голодания, произошедшего вследствие несвоевременного проведения технического обслуживания автомобиля. Ответчиком стоимость выполненных работ по замене двигателя не оплачена. В связи с заменой истцом двигателя в транспортном средстве ему причинены убытки во взыскиваемой сумме. Суд пришёл к выводу о ничтожности заключённого сторонами договора об эксплуатационном управлении транспортного средства в силу противоречия его положениям статей 632, 634, 635 ГК РФ, согласно которым арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей. Как следует из материалов дела и установлено судом, указанные обязательства арендодателя по договору аренды фактически сторонами переданы арендатору по договору об эксплуатационном управлении транспортным средством. Суд правомерно пришёл к выводу о том, что на ответчика не может быть возложена ответственность за заявленные истцом убытки, причинённые несвоевременным прохождением технического обслуживания (постановление ФАС Московского округа от 20.01.09 N КГ-А40/12869-08 по делу N А40-23676/08-52-237).
"Расходники" - оплата топлива, мойка транспорта, оплата парковки - по общему правилу возмещает арендатор, если иное не установлено договором аренды (ст. 634, 636 ГК РФ). И поскольку ГК РФ не говорит точно, какие расходы относятся к расходам на содержание, какие - на "расходники", то следует максимально подробно урегулировать эти вопросы в договоре. Показателен пример из судебной практики, когда арендодатель и арендатор не смогли договориться о том, кто должен платить за доставку транспортного средства в ремонт. Арендодатель считал, что эти расходы связаны с коммерческой эксплуатацией, поэтому их должен нести арендатор. По мнению арендатора, такие расходы относятся к расходам на ремонт, следовательно, оплачивать их должен арендодатель. Суд постановил, что такие расходы должен нести арендатор (постановление ФАС Московского округа от 29.03.04 N КГ-А40/1808-04).
Возможности субаренды
При аренде транспортного средства с экипажем арендатор, если договором не предусмотрено другое, вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду. Он также может без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены - назначению транспортного средства (ст. 638 ГК РФ).
Однако если основной договор аренды содержит прямой запрет на сдачу транспортного средства третьим лицам и в нарушение этого запрета арендатор передал автомобиль в субаренду ответчику, следовательно, договор субаренды является ничтожной сделкой и не влечёт возникновения у субарендатора гражданских прав и обязанностей, в том числе и обязанности по внесению арендной платы (постановление ФАС Уральского округа от 31.10.05 N Ф09-3554/05-С4 по делу N А60-9256/2005-С3).
Гибель или повреждение транспортного средства: кто в ответе?
В случае гибели или повреждения транспортного средства, сданного в аренду с экипажем, имущественные потери будет нести арендодатель.
На арендатора может быть возложена обязанность возместить причинённые убытки лишь при условии, если арендодатель докажет, что гибель или повреждение произошли по обстоятельствам, за которые тот отвечает в соответствии с законом или договором (ст. 639 ГК РФ). Например, арендатор будет отвечать за гибель транспортного средства, если это произойдёт по вине работников арендатора (ст. 1068 ГК РФ).
Однако если будет выявлено, что причиной аварии стало нарушение работником арендодателя правил работ, то арендодатель лишается права требовать возмещения соответствующих убытков. Так, было установлено, что в отсутствие ответственного за производство работ лица крановщик, в обязанности которого входило управление краном и его техническая эксплуатация, не вправе был производить данные работы. Доказательства того, что крановщик действовал в интересах ответчика, отсутствуют. Поскольку крановщик истца на автокране оказывал услуги третьему лицу без соответствующего распоряжения арендатора, в связи с чем вина ответчика в убытках истца, вызванных поломкой автокрана, отсутствует, суды обоснованно отказали в иске (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.09 N А61-1277/2008-13). На арендатора договором может быть возложена обязанность возместить арендодателю вред, возникший при случайной гибели или повреждении арендованного транспортного средства, даже при отсутствии вины арендатора. Однако если такое условие в договор аренды транспортного средства с экипажем стороны не включено, то все последствия случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства будет нести арендодатель (ст. 211 ГК РФ, постановление Президиума ВАС России от 19.06.07 N 5619/06).
Ответственность за вред
При сдаче в аренду транспортного средства с экипажем ответственность за вред, причинённый третьим лицам, несёт арендодатель, поскольку он является владельцем транспортного средства - источника повышенной опасности, а также осуществляет управление им (ст. 640 ГК РФ).
Суд взыскал с организации-арендодателя ущерб, который был причинён по вине его работника транспортному средству другой организации. Арендодатель пытался доказать, что ответственность по данному делу должен был нести арендатор транспортного средства, а не собственник, поскольку транспортное средство было передано в аренду без экипажа. Он ссылался на то, что суд не установил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, а именно место работы водителя, который не состоял в трудовых отношениях с арендатором. Однако из материалов дела следовало, что водитель всё-таки являлся работником организации-арендодателя, а иного ответчик не доказал. Поэтому суд отклонил довод о том, что транспортное средство было передано в аренду без экипажа (см. постановление ФАС Московского округа от 13.06.2002 N КГ-А40/3447-02).
Ответственность арендодателя перед третьими лицами наступает в соответствии с правилами статьи 1079 ГК РФ и другими положениями ГК РФ. Основанием освобождения от ответственности может служить лишь наличие обстоятельств непреодолимой силы либо умысла или грубой неосторожности потерпевшего, вследствие которых причинён ущерб (п. 1 ст. 1079, 1083 ГК РФ).
Если будет установлено, что вред возник по вине арендатора, арендодатель вправе после возмещения вреда третьему лицу предъявить арендатору регрессное требование и потребовать от него возмещения сумм, выплаченных третьему лицу. Однако арендодатель должен доказать, что вред возник по вине арендатора.
Аренда транспортного средства без экипажа
Предметом данного договора является предоставление арендатору во временное владение и пользование только транспортного средства (автомобиля, судна, самолёта и т.д.). Арендатор самостоятельно формирует экипаж из числа своих сотрудников.
Арендатор обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ), и все расходы на ремонт транспортного средства должен нести арендатор. Возложение таких расходов на арендодателя будет незаконным; если такое условие будет включено в текст договора, то оно будет считаться недействительным.
Показателен следующий пример: собственник транспортных средств сдавал их в аренду без экипажа. По условиям договора капитальный и текущий ремонт она оплачивала сама. Затраты на ремонт организация включала в свои расходы для целей налогообложения. Налоговики отказались принимать расходы на ремонт, сославшись на статью 644 ГК РФ. Суд согласился с ними, отметив, что условие договора аренды о возложении расходов на ремонт на арендодателя противоречит нормам ГК РФ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.09.06 N А29-3716/2005а).
Что до расходов на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходов, возникающих в связи с его эксплуатацией, то договором они могут быть возложены по условиям договора как на арендодателя, так и на арендатора. Если в договоре ничего не сказано, то обязанность по оплате этих расходов ложится на арендатора (ст. 646 ГК РФ).
Рекомендации прежние: для того чтобы минимизировать вероятность возникновения конфликтов, следует прописать в договоре, кто именно несёт те или иные расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией транспортного средства.
Например, часто возникают споры о том, кто должен оплачивать расходы по техническому осмотру транспортного средства. Казалось бы, такие расходы должен нести арендодатель как лицо, обязанное поддерживать транспортное средство в исправном состоянии (ст. 644 ГК РФ). Однако ФАС Московского округа указал, что исправное техническое состояние транспортного средства удостоверяется его государственным техническим осмотром, следовательно, совершение действий по поддержанию транспортного средства в исправном состоянии предполагает в том числе предоставление арендатором в установленном законом порядке транспортного средства на государственный технический осмотр (постановление ФАС Московского округа от 10.04.08 N КГ-А41/2566-08).
Если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа, а также заключать с третьими лицами любые иные договоры, не противоречащие условиям договора аренды или назначению транспортного средства (ст. 647 ГК РФ). Арендодатель, который не желает, чтобы его транспортное средство передавалось арендатором в пользование третьим лицам без его ведома, должен установить в договоре аренды соответствующий запрет.
Однако если в договоре отражено, что арендатор не имеет права передавать арендованное имущество в субаренду без согласия арендодателя и оформления соответствующего дополнения к договору, и доказательств наличия согласия арендодателя в материалах дела нет, то такая сделка в соответствии со статьёй 168 ГК РФ ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.08 N А33-5051/2007-03АП-1619/2007 по делу N А33-5051/2007).
При аренде транспортного средства без экипажа ответственность за вред, причинённый третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несёт арендатор в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ.
Например, если наезд будет совершен на арендованном автомобиле, то возмещать вред, причинённый гражданину, будет не арендодатель, а арендатор - как законный владелец автомобиля (постановление ФАС Московского округа от 19.06.06 N КГ-А40/4504-06). Арендатор освобождается от возмещения причинённого вреда, если докажет, что транспортное средство, которое явилось источником причинения вреда, выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (например, если наезд на пешехода совершил угонщик).
С. Кляйн,
юрист ООО "Рустика"
"Практический бухгалтерский учет", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455