Еще одно решение Президиума ВАС в пользу налоговиков
В прошлом номере журнала нами уже затрагивались вопросы, касающиеся порядка подачи жалоб на акты налоговых органов, а также их рассмотрения*(1). В связи с тем что Президиум ВАС решением от 21.09.2010 практически позволил налоговикам не приглашать налогоплательщиков на рассмотрение их апелляционных жалоб, мы вновь возвращаемся к этой теме.
Главами 19 и 20 НК РФ установлен порядок обжалования актов налоговых органов и рассмотрения жалоб. В соответствии с п. 1 ст. 140 НК РФ жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом). Вышестоящий налоговый орган вправе принять решение по жалобе или оставить ее без рассмотрения (п. 2 ст. 140 НК РФ). Поэтому для налогоплательщиков важно присутствовать при рассмотрении жалобы, чтобы отстаивать свои интересы.
Обратите внимание! Лишение налогоплательщика возможности присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки в самом нижестоящем налоговом органе в силу прямого указания п. 14 ст. 101 НК РФ является существенным процессуальным нарушением и самостоятельным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Однако положения гл. 19 и 20 НК РФ не содержат норм, указывающих на обязательное присутствие налогоплательщика при рассмотрении его апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.
Вместе с тем согласно пп. 15 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ. Кроме того, п. 1 ст. 26 НК РФ закреплено право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
С точки зрения Минфина, обязательность участия налогоплательщика в рассмотрении его апелляционной жалобы ни Налоговым кодексом, ни каким-либо иным документом не предусмотрена (см. письма от 24.06.2009 N 03-02-07/1-323, от 03.06.2009 N 03-02-08/46).
Руководствуясь указанной позицией чиновников, налоговая служба Амурской области рассмотрела апелляционную жалобу и оставила решение в силе без участия представителя налогоплательщика. Последний, не согласившись с таким решением, подал иск в суд.
Разбирательство дошло до кассационной инстанции, которая приняла сторону налогоплательщика (Постановление ФАС ДВО от 14.12.2009 N Ф03-7088/2009), обосновав свою позицию п. 2 ст. 101 НК РФ. Данная норма, по мнению судей, является важнейшей гарантией соблюдения прав налогоплательщика при разрешении спора и привлечении к налоговой ответственности. Поэтому участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении ее материалов, в том числе и по апелляционной жалобе лица, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля. Вывод первой и апелляционной инстанций о том, что у налогового органа при рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика отсутствовала обязанность по извещению последнего о времени и месте рассмотрения жалобы в связи с отсутствием в НК РФ установленного порядка рассмотрения таких жалоб, ошибочен.
Аналогичное мнение по этому вопросу высказывали судьи других округов (см. постановления ФАС СКО от 21.06.2010 N А63-18334/2009, ФАС ПО от 19.03.2010 N А72-8248/2009, ФАС УО от 06.07.2009 N Ф09-4555/09-С2).
В то же время в судебной практике имеются и другие решения. В Постановлении ФАС ЗСО от 12.03.2010 N А27-16905/2009*(2) указывается, что обеспечение присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы является правом, предусмотренным пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, а не обязанностью вышестоящего налогового органа. И воспользоваться этим правом он может, если сочтет присутствие налогоплательщика необходимым (см. также постановления ФАС ВСО от 14.09.2009 N А19-969/09, от 10.12.2009 N А19-13886/09).
Тем временем разбирательства по делу, рассматривавшемуся в Постановлении ФАС ДВО N Ф03-7088/2009, дошли до высшей судебной инстанции, которая Определением от 15.06.2010 N ВАС-4292/10 в отсутствие единообразия по вопросам толкования и применения положений налогового законодательства передала дело в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Окончательную точку в этом споре поставил Президиум ВАС: согласившись с доводами налогового органа об отсутствии у него обязанности по извещению налогоплательщика о месте и времени рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, 21.09.2010 он отменил Постановление ФАС ДВО N Ф03-7088/2009. Тем самым высшие арбитры практически лишили налогоплательщиков возможности отстаивать свои интересы при рассмотрении апелляционных жалоб.
К сведению. В Госдуму поступил законопроект, авторы которого предлагают законодательно закрепить право налогоплательщиков присутствовать при рассмотрении апелляционных жалоб в налоговых управлениях. Мы будем следить за тем, как развиваются события, и вводить читателей в курс дела.
О.П. Гришина,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 20, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью Н.В. Шилиминой "О последствиях досудебного регулирования налоговых споров".
*(2) Определением ВАС РФ от 21.05.2010 N ВАС-5903/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"