Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, в казенном, бюджетном и автономном учреждениях
С 1 января 2011 года государственные (муниципальные) учреждения могут быть казенными, бюджетными и автономными. В этой связи актуальными становятся следующие вопросы. Предоставляет ли свободу в осуществлении командировочных расходов новый правовой статус? Какие расходы учреждение может возмещать своему командированному сотруднику? Есть ли ограничения по размерам возмещения отдельных видов расходов? Можно ли выплатить работнику больше, чем предусмотрено законодательством? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.
Несколько слов о правовом статусе
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон N 83-ФЗ*(1), который внес кардинальные изменения в бюджетный сектор экономики страны. Прежде всего, он изменил правовой статус бюджетных учреждений. Согласно внесенным изменениям государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным. С приобретением нового правового статуса у перечисленных выше учреждений в первую очередь меняется система финансирования, а это накладывает отпечаток на осуществление того или иного вида расходов (в том числе и командировочных) при ведении финансово-хозяйственной деятельности.
Казенные учреждения (КУ) в соответствии со ст. 161 БК РФ получают финансирование из соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, как это было и ранее с бюджетными учреждениями. КУ вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если ее ведение предусмотрено в их учредительных документах, однако доходы от указанной деятельности поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ).
Бюджетные и автономные учреждения (БУ и АУ) финансируются за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ*(2), п. 4 ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ*(3)). Они вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, при условии, что данный вид деятельности закреплен в их учредительных документах. Доходы от такой деятельности поступают в самостоятельное распоряжение БУ и АУ (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 8 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ).
Таким образом, начиная разговор о командировочных расходах, в первую очередь следует ориентироваться на статус учреждения, поскольку именно он будет основополагающим при осуществлении того или иного расхода командированным лицом.
Какие командировочные расходы подлежат возмещению?
Основным документом, которым учреждение руководствуется при направлении работника в командировку, является Трудовой кодекс. В соответствии со ст. 167 ТК РФ командированному лицу гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ). К таким расходам относятся (ст. 168 ТК РФ):
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения работодателя.
Это касается абсолютно всех работодателей, при этом исключением не являются ни казенные, ни бюджетные, ни автономные учреждения. В данном случае правовой статус организации не имеет значения.
Далее в соответствии с п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749), конкретный порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Для БУ и АУ это означает, что они вправе самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей, решать, какие именно командировочные расходы и в каком размере будут оплачены, поскольку их статус разрешает им использование средств от приносящей доход деятельности по своему усмотрению.
Для КУ свободы в осуществлении командировочных расходов, к сожалению, нет. Поэтому нужно обратить особое внимание на ограничение сумм возмещаемых расходов.
Какие командировочные расходы для КУ нормированы?
Как и ранее, при осуществлении командировочных расходов бухгалтер федерального КУ будет руководствоваться:
- Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 729);
- Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 812);
- Приказом Минфина РФ от 02.08.2004 N 64н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Приказ N 64н).
К сведению. Заметим, что на дату выхода журнала все перечисленные выше нормативные акты являются действующими и подлежат применению.
Расходы на проезд в транспорте. Пункт 12 Положения N 749 относит к расходам на проезд затраты на проезд транспортом общего пользования к (от) станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта, а также страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.
Работникам федеральных КУ расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) возмещаются в размере фактически понесенных расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда (п. 1 Постановления N 729):
- железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
- водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
- воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
- автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
При отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, расходы возмещаются в размере минимальной стоимости проезда:
- железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
- водным транспортом - в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;
- автомобильным транспортом - в автобусе общего типа.
Учреждения, финансируемые из бюджетов других уровней, при оплате расходов на проезд руководствуются другими аналогичными нормативными актами, изданными субъектами РФ или органами местных администраций.
Расходы по найму жилого помещения. При возмещении расходов по найму жилого помещения в отношении командировок по России федеральные КУ должны руководствоваться Постановлением N 729, в соответствии с которым данные затраты оплачиваются (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение):
- в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки;
- при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 руб. в сутки;
Если же работник организации, финансируемой за счет средств федерального бюджета, командирован за рубеж, нужно руководствоваться нормами, установленными Приказом N 64н. В этом документе нормы выплаты возмещения расходов по найму жилья дифференцированы в разрезе стран, куда может быть командирован работник, а в некоторых случаях еще и с уточнением сумм возмещения расходов на проживание в отдельных городах на территории этих стран.
Расходы по выплате суточных для КУ также нормированы. В соответствии с Постановлением N 729 суточные командированным работникам федеральных КУ на территории России выплачиваются в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
При загранкомандировках согласно п. 11 Постановления N 812 выплата суточных в иностранной валюте и надбавок к ним производится только в размерах, определенных приложениями 1 и 2 к данному документу.
Напомним, что при этом при следовании работника с территории РФ день пересечения государственной границы РФ включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании на территорию РФ день пересечения государственной границы РФ включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях.
Даты пересечения государственной границы РФ при следовании с территории РФ и при следовании на территорию РФ определяются:
- по отметкам пограничных органов в паспорте, служебном паспорте или дипломатическом паспорте работника (когда работник командирован на территории иностранных государств, не являющихся участниками СНГ);
- по отметкам в командировочном удостоверении работника (когда работник командирован в иностранные государства, являющиеся участниками СНГ).
При направлении работника в служебную командировку на территории двух или более иностранных государств суточные за день пересечения границы между иностранными государствами выплачиваются в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направляется работник.
Кроме того, бухгалтеру КУ, как и ранее, при определении размера суточных, положенных работнику, нужно учитывать следующие моменты. Если служебная командировка на территорию иностранного государства была однодневной (работник уехал и вернулся в тот же день), то суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 50% суточных, установленных Постановлением N 812. При осуществлении принимающей стороной расходов на питание в виде выдаваемых денежных средств на личные расходы командированному работнику денежные средства отправляющей стороной ему не выдаются. В случае если принимающая сторона не выдает указанному работнику иностранную валюту на личные расходы, но предоставляет ему за свой счет питание, направляющая сторона выплачивает своему сотруднику суточные в иностранной валюте в размере 30% суточных (включая надбавки), установленных Постановлением N 812.
Вправе ли КУ оплачивать командировочные расходы больше норм?
Данный вопрос наверняка будет задан многими казенными учреждениями. Напомним, что в соответствии с п. 3 Постановления N 729 учреждениям было разрешено возмещать работникам расходы в размерах, превышающих рассмотренные выше, а также оплачивать другие связанные с командировками расходы при условии, что они были произведены работником с разрешения работодателя за счет:
- экономии средств, выделенных из федерального бюджета на содержание работников;
- средств, полученных организациями от приносящей доход деятельности.
Однако заметим, что, как показывала практика, доказывать экономию бюджетных средств весьма проблематично, поскольку нормативных актов, регламентирующих показатели экономии, не существует, а само по себе наличие на конец года остатка средств бюджета на лицевом счете по соответствующей подстатье КОСГУ не являлось доказательством того, что учреждение сэкономило бюджетные средства. Поэтому у учреждения был иной выход - все командировочные расходы в больших размерах оплачивать за счет средств от приносящей доход деятельности. Но, как было отмечено выше, в связи со сменой правового статуса КУ доходы, полученные от приносящей доход деятельности, должны перечислить в соответствующий бюджет бюджетной системы. Следовательно, свободного права расходования указанных средств у них не будет. На сегодняшний день данный вопрос на законодательном уровне пока не разрешен и остается открытым. Будем надеяться, что Минфин выпустит по данному поводу свои разъяснения.
Нюансы возмещения отдельных видов командировочных расходов БУ и АУ
По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней обязан представить работодателю (п. 26 Положения N 749):
- авансовый отчет об израсходованных суммах с приложением подтверждающих документов, оформленных надлежащим образом (командировочное удостоверение, проездные документы, документы о найме помещения и другие);
- отчет о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения работодателя (в письменной форме).
Далее рассмотрим, какие вопросы возникают при отражении отдельных видов командировочных расходов.
Правомерно ли оплачивать время нахождения в командировке исходя из оклада?
Как уже было отмечено выше, ст. 167 ТК РФ предусмотрен только один вариант - сохранять за командированным работником средний заработок. Ранее специалисты Роструда в Письме от 05.02.2007 N 275-6-0 подчеркивали, что даже в случаях, когда текущая заработная плата оказывается выше среднего заработка, исчисленного в установленном порядке, выплата командированному работнику не среднего заработка, а обычной заработной платы за дни нахождения в командировке будет противоречить положениям Трудового кодекса.
Ситуации, когда средний заработок может быть исчислен исходя из оклада или тарифной ставки, предусмотрены п. 8 Положения об исчислении среднего заработка*(4). Для этого у работника должна отсутствовать фактически начисленная заработная плата или фактически отработанные за расчетный период дни до начала расчетного периода и наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка. Во всех остальных случаях оплата исходя из оклада не предусмотрена.
Однако с такой позицией можно поспорить. Трудовое законодательство устанавливает лишь минимальные нормы, регулирующие права работников. А работодатели при желании и наличии финансовых возможностей имеют право улучшить положение работников по сравнению с тем, что гарантируется Трудовым кодексом. Как предписывает ст. 167 ТК РФ, работодатель обязан гарантировать выплату командированному работнику за время нахождения в командировке в сумме не ниже среднего заработка. Поэтому если финансовые возможности БУ и АУ позволяют им оплачивать время нахождения в командировке в больших размерах (когда сумма среднего заработка ниже заработной платы работника), то это следует предусмотреть в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте. Еще ранее Минфин в Письме от 18.11.2008 N 03-03-06/1/638 упоминал, что если повышенный размер расходов предусмотрен актом организации, то его можно учесть при исчислении налога на прибыль.
Платить ли суточные во время болезни?
От болезни никто не застрахован. Такая ситуация может возникнуть и с командированным работником и КУ, и БУ и АУ. Следует ли в этом случае возмещать работнику расходы в виде выплаты суточных и оплаты найма жилого помещения? В соответствии с п. 25 Положения N 749 в течение временной нетрудоспособности работника ему возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда командированный работник находится на стационарном лечении) и выплачиваются суточные на протяжении всего времени, пока он не может по состоянию здоровья выполнять возложенную на него работу или вернуться к месту постоянного жительства. Однако временная нетрудоспособность в этом случае должна быть удостоверена в соответствующем порядке. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" работник должен предъявить листок нетрудоспособности по установленной форме.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работнику в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Правомерны ли расходы на проезд в такси?
На практике часто бывает, что командированный работник просит возместить ему расходы на проезд в такси, которым ему пришлось воспользоваться в связи с поздним отправлением поезда или с задержкой прибытия самолета. Можно ли их оплатить? Как уже было отмечено выше, для федеральных КУ Постановление N 729 исключает оплату расходов на проезд в такси за счет бюджетных средств, однако данную выплату можно произвести за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности БУ и АУ, ввиду отсутствия запрета в Положении N 749 на осуществление подобного вида расходов. Об этом свидетельствуют письма Минфина РФ от 27.08.2009 N 03-03-06/2/162, от 31.07.2009 N 03-03-06/1/505, от 22.05.2009 N 03-03-06/1/339.
Как отметил ФАС МО в Постановлении от 05.07.2010 N КА-А40/6676-10, в ст. 168 ТК РФ сказано, что при направлении в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Следовательно, если работник воспользовался услугами такси при направлении в командировку (равно как и при нахождении в служебной командировке) с ведома работодателя, данные затраты являются законными и подлежащими возмещению работнику работодателем.
Однако хотим обратить внимание читателей: несмотря на то что запрета для осуществления данного вида расходов для БУ и АУ нет, все затраты, произведенные работодателем по возмещению работнику стоимости проезда на такси, должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.
Документальным подтверждением расходов на оплату услуг такси является кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности с реквизитами, предусмотренными Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (Письмо УФНС по г. Москве от 06.08.2009 N 16-15/080978).
Обоснованность расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (Письмо N 03-03-06/2/162).
Электронный пассажирский билет: что подтверждает расходы?
Ответ на этот вопрос будет интересен не только руководителям БУ и АУ, но и КУ. В последнее время большое распространение получил способ приобретения проездных электронных документов через Интернет. Что в этой ситуации является подтверждением факта перевозки и ее оплаты? В своих последних письмах Минфин привел следующие разъяснения.
В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.
Авиаперевозки | Согласно п. 2 Приказа Минтранса РФ от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к маршрут/квитанции, оформленной не на бланке строгой отчетности, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или посредством контрольно-кассовой техники (чек) |
Вывод к вышеизложенному | |
Таким образом, при приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, - электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) - для поездок на территории РФ и за рубеж подтверждающими документами являются: 1) в части произведенных расходов по оплате: - чек контрольно-кассовой техники; - слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник; - подтверждение кредитного учреждения, в котором работнику открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета; - другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности; 2) в части факта произведенной перевозки - распечатка электронного документа - электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (письма Минфина РФ от 27.07.2010 N 03-03-07/25, 05.02.2010 N 03-03-07/4, N 03-03-05/18, от 10.02.2010 N 03-03-06/1/59) | |
Железно-дорожные перевозки | Пунктом 2 Приказа Минтранса РФ от 23.07.2007 N 102 "Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железно-дорожном транспорте" установлено, что электронный билет должен быть оформлен на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности (БСО) проездном билете или дополнительно к оформленному не на БСО проездному документу должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки посредством ККТ (чек) |
Вывод к вышеизложенному | |
Таким образом, при приобретении электронного железнодорожного билета для поездок на территории РФ и за рубеж документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве БСО пассажирском билете, чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки (Письмо Минфина РФ от 04.06.2010 N 03-03-06/1/384) |
Принимаются ли квитанции неунифицированной формы по оплате услуг гостиницы?
Часто в гостиницах в подтверждение оплаты выдают приходный кассовый ордер, квитанцию или иной документ неунифицированной формы, но содержащий обязательные реквизиты, указанные в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Является ли данный документ основанием для принятия расходов по найму жилого помещения и как поступить бухгалтеру БУ и АУ?
Как разъясняет финансовое ведомство, форму БСО по общему правилу организация (в частности, гостиница) устанавливает самостоятельно (письма от 18.08.2010 N 03-03-06/1/556, от 29.10.2009 N 03-01-15/10-485, от 07.08.2009 N 03-01-15/8-400). Однако при этом должны соблюдаться требования Положения N 359*(5). Обязательные реквизиты и порядок изготовления БСО установлены п. 3, 4, 11 Положения N 359 (наименование документа, номер и серия, название организации и т.д.). Поэтому представленный командированным сотрудником БСО должен содержать все указанные в упомянутых нормах сведения и реквизиты. Документ, который не соответствует требованиям Положения N 359, не подтверждает понесенные расходы (Письмо Минфина РФ от 16.10.2009 N 03-03-06/1/666).
Как поступить, если подтверждающие документы на оплату жилья отсутствуют?
По возвращении из командировки работник потребовал возмещения расходов на оплату жилого помещения, но не представил документы, подтверждающие его расходы по найму жилья. Какую сумму, не подтвержденную документально, учреждение может компенсировать работнику за оплату жилого помещения за каждый день нахождения в командировке на территории РФ?
Как уже было отмечено выше, КУ будет возмещать расходы согласно регламентациям, установленным Постановлением N 729, то есть 12 руб. в сутки. Однако БУ и АУ вправе произвести оплату в размере фактических расходов за счет средств от приносящей доход деятельности, если они произведены с разрешения работодателя. При этом, как разъяснил Минфин в Письме от 28.04.2010 N 03-03-06/4/51, нужно учитывать следующие моменты.
Налог на доходы физических лиц. Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов). В случае непредставления сотрудником учреждения документов, подтверждающих оплату жилья во время нахождения в служебной командировке на территории России, суммы возмещения организацией указанных расходов освобождаются от обложения НДФЛ в пределах 700 руб. за каждый день нахождения в командировке.
Налог на прибыль. В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся командировочные расходы. В составе этих расходов учитываются расходы на проезд к месту командирования и обратно к месту постоянной работы, наем жилого помещения, суточные, расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и прочих аналогичных документов, консульские, аэродромные сборы, сборы за право проезда, прохода и другие аналогичные платежи и сборы.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Таким образом, если расходы по найму жилого помещения командированным работником документально не подтверждены, то организация не вправе на указанные затраты уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль.
Бухгалтерский учет командировочных расходов в КУ, БУ и АУ
Отметим, что с 01.01.2011 Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 152н, утрачивает силу. На ее смену приходит Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н*(6) (далее - Инструкция N 157н и Приказ Минфина РФ N 157н). В данном документе объединены основы ведения всего бухгалтерского учета, предусмотренного в бюджетном секторе экономики. На основании Приказа Минфина N 157н планируется разработка трех инструкций по бухгалтерскому (бюджетному) учету для каждого типа учреждений: КУ, БУ и АУ.
К сведению. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н утверждены План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению для КУ.
Согласно п. 212 Инструкции N 157н для учета расчетов с подотчетными лицами предназначен счет 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами". Субъект учета (в частности, КУ, БУ, АУ) вправе в порядке, предусмотренном данной инструкцией, вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов единого плана счетов.
Предусмотрена следующая группировка счетов по счету 208 00 (п. 217 Инструкции N 157н):
- 208 10 - расчеты с подотчетными лицами по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда;
- 208 20 - расчеты с подотчетными лицами по работам и услугам;
- 208 30 - расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов;
- 208 60 - расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению;
- 208 90 - расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам.
Исходя из наименований вида расходов, затраты учреждения по оплате командировки подлежат отражению на следующих счетах:
- суточные - 208 12 "Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам;
- оплата проезда - 208 22 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг";
- оплата расходов по найму помещения - 208 26 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг";
- оплата иных расходов, понесенных работником с ведома работодателя в период нахождения в командировке (например, представительские расходы), - 208 91 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов".
Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами, как и ранее, следует вести в разрезе подотчетных лиц, видов выплат и видов расчетов (расчеты по выданным денежным средствам, расчеты по полученным денежным документам) в карточке учета средств и расчетов либо в журнале по расчетам с подотчетными лицами (п. 218 Инструкции N 157н).
Отражение операций по счету осуществляется в журналах по расчетам с подотчетными лицами обособленно в части расчетов по выданным денежным средствам и полученным денежным документам (п. 219 Инструкции N 157н).
Е.А. Дорохова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(3) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(4) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
*(5) Положение о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
*(6) От редакции: Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н в настоящее время находится на регистрации в Минюсте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"