Представленные в бухгалтерию путевые листы служебных легковых автомобилей, закрепленных за руководством организации, часто не содержат маршрута движения автомашины в течение дня. При этом другие сведения (пробег, остаток ГСМ при выезде и возвращении, количество заправленного в бак горючего и т.д.) отражены в путевых листах. Остальные подтверждающие документы (авансовые отчеты, чеки АЗС, акты списания ГСМ, акты проверок остатков ГСМ в баках автомобилей, акты контроля соответствия показаний спидометров сведениям, содержащимся в путевых листах, и т.д.) имеются в наличии. Является ли отсутствие данных о маршруте следования основанием для исключения затрат на ГСМ из состава расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли?
Контролирующие органы, как правило, настаивают на том, что путевой лист в обязательном порядке должен содержать информацию о месте следования автомобиля. В противном случае расходы на ГСМ нередко признаются инспекторами необоснованными и документально не подтвержденными. Как следствие, предприятиям начисляют недоимку по налогам, пени и штрафы.
Однако арбитражные суды, рассматривающие такие налоговые споры, в последнее время все чаще*(1) встают на сторону организаций и отменяют решения инспекций (см., например, постановления ФАС МО от 30.09.2010 N КА-А40/11123-10, от 03.09.2010 N КА-А40/10021-10, от 26.08.2010 N КА-А41/9668-10, от 20.07.2010 N КА-А40/7436-10, от 26.01.2010 N КА-А40/15099-09, ФАС УО от 16.09.2010 N Ф09-7311/10-С2, от 14.09.2010 N Ф09-7375/10-С3, ФАС СЗО от 06.07.2009 N А56-50333/2008 и др.). В основном доводы судей сводятся к тому, что:
- налоговым органом не представлено доказательств использования налогоплательщиком автомобилей в непроизводственных целях;
- маршрут следования не является обязательным реквизитом путевого листа.
Последний вывод, определяющий в рамках рассматриваемой нами темы, основан на следующем. Утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 формы путевых листов, предусматривающих раскрытие информации о маршруте движения, носят обязательный характер только для автотранспортных организаций. Остальные предприятия вправе использовать самостоятельно разработанные формы путевых листов, содержащих обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".
Как следует из установленного Минтрансом порядка оформления путевых листов (п. 3-7), путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа (дату (число, месяц, год)), в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона юридического лица);
4) сведения о транспортном средстве:
- тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
- государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
- показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку;
5) сведения о водителе (ФИО, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров).
Примечание. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.
Как видим, маршрут движения автомашины в перечень обязательных реквизитов не включен. Между тем Минфин в Письме от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 согласился с тем, что путевой лист, оформленный в соответствии с введенным Минтрансом порядком, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ. Аналогичная позиция выражена УФНС по г. Москве в Письме от 30.12.2009 N 16-15/139308.
С учетом изложенного предприятия, готовые отстаивать свою точку зрения в суде, имеют неплохие шансы доказать несостоятельность позиции инспекторов, исключивших расходы на основании того, что место следования в путевом листе не указано (конечно, при наличии других документов, подтверждающих приобретение и использование ГСМ в производственной деятельности). Вместе с тем, если организация не собирается вступать в споры с налоговиками, сведения о маршруте движения автомобиля необходимо приводить в путевых листах.
К сведению. Формы первичных учетных документов (в том числе путевых листов) должны быть утверждены в качестве приложения к учетной политике предприятия (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(2), Письмо УФНС по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2).
А.И. Серова,
эксперт журнала
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2011 г.
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В судебной практике встречаются решения и в пользу налоговых органов. Например, в Постановлении ФАС ВСО от 16.07.2010 N А33-10451/2009 отмечено: целью составления путевого листа является в том числе подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. Таким образом, путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименования организации и адреса, не может подтверждать осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ.
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"