С января 2011 года в Российской Федерации произошли существенные изменения в системе размещения государственного заказа. С указанного времени все государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать заказы на товары, работы и услуги, входящие в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации N 236-р путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Вместе с тем, система, обеспечивающая возможность проведения открытых аукционов в электронной форме продолжает развиваться - совершенствуются программно-аппаратные комплексы операторов электронных площадок, создается независимый регистратор, вносятся изменения в нормативно правовые акты, регулирующие вопросы размещения заказа путем проведения открытых аукционов в электронной форме Российской Федерации. Становление всей системы электронных аукционов требует особого внимания к действия операторов электронных площадок. В ходе рассмотрения жалоб и проведения проверок в отношении операторов выявляются некоторые ошибки в работе как операторов, так и заказчиков и их комиссий при проведении открытых аукционов в электронной форме. Рассмотрим некоторые нарушения, возникающие в ходе проведения открытых аукционов в электронной форме.
1. Оператор электронной площадки не может по своему усмотрению приостановить процедуру проведения открытого аукциона в электронной форме и перенести ее на другой день.
В ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на действия оператора электронной площадки. В ходе рассмотрения указанной жалобы Комиссией ФАС России установлены следующие обстоятельства.
Заказчиком проводились открытые аукционы в электронной форме на поставку подгузников малого размера для взрослых для обеспечения ими инвалидов.
На участие в аукционе было подано несколько заявок. Все они были признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и допущены комиссией Заказчика к участию в торгах.
В ходе аукциона оператор электронной площадки прервал его проведение и перенес дату проведения на два дня.
Как пояснил представитель оператора электронной площадки указанный перенос даты проведения открытого аукциона в электронной форме связан с временной перезагрузкой программного комплекса оператора, в связи с чем некоторые участники размещения заказа не могли подавать ценовые предложения.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных указанной статьей, независимо от времени окончания открытого аукциона.
На основании изложенного Комиссия ФАС России пришла выводу о том, что оператором электронной площадки нарушена вышеуказанная норма закона о размещении заказов в части ненадлежащего обеспечения непрерывности проведения открытого аукциона в электронной форме и надежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона
Таким образом, Комиссия ФАС России признала оператора электронной площадки нарушившим часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
За нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Указанные материалы были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. В ходе административного расследования были получены дополнительные материалы и доказательства, подтверждающие выводы Комиссии ФАС России.
Учитывая, что обстоятельств исключающих вину оператора электронной площадки или свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения выявлено не было, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении оператора электронной площадки к административной ответственности в размере 300 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.09.2010 г. по делу N К-259/10/АК371-10Э)
2. Открытый аукцион в электронной форме прекращается в течение десяти минут с момента подачи последнего ценового предложения участником размещения заказа.
В ФАС России поступила жалоба. Рассмотрев указанную жалобу о проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку Комиссия ФАС России установила следующее.
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку материалов и выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре здания Заказчика.
В соответствии с протоколом проведения Аукциона в электронной форме дата и время начала его проведения 11.05.2010 в 07 часов 00 минут 00 секунд. Последнее предложение о цене контракта от участника N 2 поступило 07 часов 00 минут 38 секунд.
Время окончания Аукциона в электронной форме 07 часов 11 минут 00 секунд.
Вместе с тем, в соответствии с частью 11 статьи 41.10 Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников открытого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения открытого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, открытый аукцион автоматически, при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
Из изложенного, Комиссия ФАС России сделала вывод о том, что время проведения открытого аукциона в электронной форме превышает 10 минут после поступления последнего предложения участника Аукциона в электронной форме и нарушает часть 11 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
Кроме того, в соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных указанной статьей, независимо от времени окончания открытого аукциона.
За нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приняла решение о передаче материалов дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. В ходе проведения административного расследования представитель оператора электронной площадки сообщил, что программно-аппаратный комплекс оператора электронной площадки приведен в соответствие с требованиями Закона. Вместе с тем, указанное обстоятельство не может служить основанием для освобождения от административной ответственности и должностное лицо ФАС России привлекло оператора электронной площадки к административной ответственности в размере 300 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.09.2010 г. по делу N К-290/10/АК374-10Э)
3. В случае, если в предмет торгов входит товар (работа, услуга) из Перечня, заказчик обязан провести открытый аукцион в электронной форме.
В ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа, рассмотрев которую и проведя внеплановую проверку Комиссия ФАС России установила следующие обстоятельства.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию центрального аппарата Заказчика.
В техническом задании конкурсной документации было установлено, что исполнитель должен оказывать услуги перевозки пассажиров и багажа Заказчика и производить качественное и своевременное техническое обслуживание автомобилей, ремонтные работы, кузовные и покрасочные работы, диагностику и профилактические работы, используя при этом необходимые запасные части и расходные материалы, в соответствии с предписаниями, требованиями технологии завода-изготовителя в технических центрах, официально уполномоченных производителем соответствующих автомобилей или на имеющейся оборудованной соответствующей материально-технической базе.
Комиссия ФАС России установила, что указанные в Техническом задании Конкурсной документации услуги относятся к коду 5000000 "Услуги по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов" и коду 6000000 "Услуги сухопутного транспорта" по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93.
Вместе с тем, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг), включенных в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 под кодом 5000000 "Услуги по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов" и кодом 6000000 "Услуги сухопутного транспорта", должны размещаться путем проведения торгов в форме аукциона.
Согласно части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Из изложенного, Комиссия ФАС России сделала вывод о том, что Заказчиком нарушена часть 4 статьи 10 Закона о размещении заказов.
За принятие должностным лицом государственного заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, частью 2 статьи 7.29 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование в результате которого были подтверждены обстоятельства, установленные Комиссией ФАС России. Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика, принявшего решение о способе размещения заказа к административной ответственности в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 27.10.2010 г. по делу N К-558/10/АК532-10)
4. Оператор электронной площадки обязан обеспечить возможность направления заявки участником размещения заказа, в случае, если направляемая заявка соответствует техническим требованиям, установленным техническим регламентом оператора электронной площадки.
В ФАС России поступила жалоба на действия оператора электронной площадки. В результате рассмотрения указанной жалобы и проведения внеплановой проверки, Комиссия ФАС России установила следующие обстоятельства.
Заказчик проводил открытые аукционы в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту объектов Заказчика.
В соответствии с частью 9 статьи 41.8 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные частями 4 и 6 указанной статьи части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
В соответствии с частью 10 статьи 41.8 Закона о размещении заказов поступление указанной в части 9 настоящей статьи заявки является поручением о блокировании операций по счету такого участника размещения заказа, открытому для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе.
Организация (ООО) сделало попытку подать заявку на участие в торгах. Вместе с тем, как установлено Комиссией ФАС России ООО не смогло принять участие в Аукционах в электронной форме, поскольку не имело возможности подать до окончания срока подачи заявок (до 10 часов 00 минут 18.03.2010) вторые части заявок на участие в Аукционах в электронной форме (далее - Заявки) из-за технического сбоя на электронной площадке 18.03.2010.
При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения дела было установлено, что Размер прикрепляемых вторых частей Заявок составил 8 Мб, что соответствует внутренним параметрам системы Оператора электронной площадки.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных указанной статьей, независимо от времени окончания открытого аукциона.
Из изложенных обстоятельств Комиссия ФАС России сделала вывод о том, что Оператор не обеспечил направление вторых частей заявок Заявителя на участие в Аукционах в электронной форме в соответствии с частями 9, 10 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, что повлекло невозможность участия ООО в Аукционах в электронной форме.
Таким образом, Оператором электронной площадки нарушен порядок проведения Аукциона в электронной форме. Данные действия Оператора электронной площадки нарушают часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
За нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
В связи с изложенным, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Должностное лицо ФАС России рассмотрело указанные материалы, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. В ходе проведения административного расследования были получены доказательства вышеизложенных обстоятельств и должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении оператора электронной площадки к административной ответственности в размере 300 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 22.09.2010 г. по делу N К-126/10/АК373-10Э)
5. Ответственность за нарушение права участника размещения заказа на подачу заявки, в связи со сбоем в работе удостоверяющего центра, аккредитованного оператором электронной площадки, несет оператор электронной площадки.
ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на действия оператора электронной площадки. В ходе рассмотрения указанной жалобы и проведения по ней внеплановой проверки Комиссия ФАС России установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 9 статьи 41.8 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные частями 4 и 6 указанной статьи части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
В соответствии с частью 10 статьи 41.8 Закона о размещении заказов поступление указанной в части 9 настоящей статьи заявки является поручением о блокировании операций по счету такого участника размещения заказа, открытому для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе.
ООО не смогло отправить заявку на участие в Аукционе в электронной форме, поскольку заявка отклонялась Оператором электронной площадки с указанием на то, что обработка операции закончилась с ошибками.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что причиной отсутствия возможности подать заявку ООО стал технологический сбой Удостоверяющего центра, аккредитованного оператором электронной площадки.
На заседании Комиссии ФАС России было представлено письменное подтверждение факта произошедшего технологического сбоя примерно с 9:00 до 11:43.
Сертификаты электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) участники размещения заказа, аккредитованные на площадке оператора электронной площадки, получают в доверенных удостоверяющих центрах Оператора электронной площадки. ООО получило сертификат ЭЦП в Удостоверяющем центре ОАО, входящем в Ассоциацию электронных торговых площадок.
Оператором электронной площадки были направлены запросы в Ассоциацию электронных торговых площадок и в Удостоверяющий центр ОАО с просьбой разъяснить ситуацию о невозможности подачи участниками размещения заказа заявок на участие в Аукционе в электронной форме. В ответ на запросы, направленные Оператором электронной площадки в адрес Ассоциации электронных торговых площадок и Удостоверяющего центра, получены официальные подтверждения произошедшего технологического сбоя, в результате которого не был опубликован актуальный список отозванных сертификатов, что повлекло за собой невозможность подачи заявки ООО на Аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закон о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных указанной статьей, независимо от времени окончания открытого аукциона.
В результате произошедшего технологического сбоя в Удостоверяющем центре, а также ненадлежащего исполнения Оператором электронной площадки предусмотренных Законом о размещении заказов обязанностей по обеспечению непрерывности проведения Аукциона в электронной форме и надежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения Аукциона в электронной форме, ООО не смогло участвовать в данном Аукционе в электронной форме.
Таким образом, Оператором электронной площадки нарушен порядок проведения Аукциона в электронной форме. Данные действия Оператора электронной площадки нарушают часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
За нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
По вышеизложенным фактам было возбуждено дело об административном правонарушении и оператор электронной площадки привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 22.09.2010 г. по делу N К-108/10/АК372-10Э)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С января 2011 г. все заказчики обязаны размещать заказы на товары, работы и услуги, входящие в утвержденный Правительством РФ перечень, путем проведения открытых аукционов в электронной форме.
Рассмотрены некоторые нарушения, возникающие в ходе их проведения.
Оператор электронной площадки не может по своему усмотрению приостановить процедуру проведения открытого аукциона в электронной форме и переносить ее на другой день.
Он обязан обеспечить непрерывность проведения аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для этого, а также равный доступ к участию в нем независимо от времени окончания аукциона.
Рассмотрена следующая ситуация. Время начала проведения аукциона - 7 часов 00 минут 00 секунд. Последнее предложение о цене контракта поступило в 7 часов 00 минут 38 секунд. Время окончания аукциона - 7 часов 11 минут 00 секунд.
Законодательно установлено время приема предложений участников открытого аукциона о цене контракта. Оно составляет 10 минут от начала проведения аукциона до истечения срока подачи предложений, а также 10 минут после поступления последнего предложения.
Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, открытый аукцион автоматически при помощи программных и технических средств завершается.
За нарушение порядка проведения открытого аукциона в электронной форме оператор электронной площадки привлечен к административной ответственности.
Если заказ должен размещаться на торгах в форме аукциона, то заказчик обязан провести открытый аукцион в электронной форме.
Оператор электронной площадки обязан обеспечить возможность направить заявку, если она соответствует техническим требованиям, установленным регламентом.
Указано, что ответственность за нарушение права участника на подачу заявки в связи со сбоем в работе удостоверяющего центра, аккредитованного оператором электронной площадки, несет последний.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.