1. Условия заключаемого по итогам проведенных торгов государственного контракта должны полностью соответствовать условиям документации и заявки победителя.
В ФАС России поступило обращение организации о нарушении законодательства о размещении заказов. В ходе рассмотрения указанного обращения Комиссия ФАС России установила следующие обстоятельства.
Заказчик осуществлял размещение заказа в форме открытого аукциона. Предметом торгов являлось оказание услуг по предоставлению автотранспортных средств с экипажем.
Согласно требованиям извещения о проведении торгов, в рамках исполнения государственного контракта заказчик должен был получить в аренду пятнадцать автомобилей марки "Audi Q7" и один автомобиль марки "Toyota Land Cruiser".
Согласно части 3 статьи 33 Закона о размещении заказов в извещении о проведении аукциона указывается предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия ФАС России установила, что в заявке участника размещения заказа указанное требование документации было продублировано, чем участник размещения заказа подтвердил свое согласие на заключение государственного контракта на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона.
Частью 3 статьи 38 Закона о размещении заказов установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения государственного или муниципального контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что государственным контрактом, заключенным заказчиком с указанным участником размещения заказа по итогам проведенных торгов не предусмотрено предоставление вышеуказанных автомобилей в комплектности и количестве, предусмотренных документацией и подтвержденных в заявке участника размещения заказа.
Кроме того, указанное условие не было предусмотрено и сметами, предлагавшимися к контракту.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком были нарушены положения части 3 статьи 38 Закона о размещении заказов
Согласно части 1 статьи 7.32 КоАП заключение государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по результатам проведения торгов или проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен на товары, работы, услуги либо условий исполнения государственного или муниципального контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд заключается государственный или муниципальный контракт влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Должностное лицо возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование в ходе которого были получены доказательства виновности должностного лица заказчика, подписавшего государственный контракт на условиях отличных от тех, которые были указаны в документации.
Исходя из изложенного, должностное лицо ФАС России привлекло должностное лицо заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 16.02.2010 г. по делу N АК1087-09)
2. В случае, если по итогам торгов заказчик планирует заключить государственный контракт в предмет которого входит товар, работа или услуга, включенная в распоряжение Правительства Российской Федерации N 236-р, а сумма контракта превышает пятьсот тысяч рублей, заказчик обязан провести торги в форме открытого аукциона в электронной форме.
В ФАС России поступило обращение организации о признаках нарушения Закона о размещении заказов, повлиявшее на результаты торгов.
Реализуя полномочия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном главой 8 Закона о размещении заказов, Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие фактические обстоятельства.
Заказчик осуществлял размещение заказа в форме открытого конкурса на оказание услуг по технической поддержке государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Перечень утвержден распоряжением Правительства от 27.02.2008 N 236-р "О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукционов".
Как установлено Комиссией ФАС России в предмет контракта по технической поддержке государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения в соответствии с техническим заданием конкурсной документации входили в том числе и услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования, поставки оборудования подменного фонда.
Как с следует из указанного выше перечня, размещение заказа на оказание услуг, указанных в конкурсной документации, включенных в указанный перечень (код 7250000 "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования"), должно осуществляться путем проведения аукциона.
Учитывая установленные обстоятельства и положения Закона о размещении заказов, Комиссия ФАС России установила в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов, выразившееся в принятии решения о размещении заказа иным способом в случае, когда размещение такого заказа должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона.
Частью 2 статьи 7.29 КоАП за принятие должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая, что Комиссия ФАС России установила признаки указанного административного правонарушения, материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России провело административное расследование и получило доказательства виновности должностного лица заказчика, принявшего решение о способе размещения заказа.
По итогам рассмотрения указанного дела об административном правонарушении, должностное лицо заказчика было привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 13.04.2009 г. по делу N К-67/09/АК196-09)
3. Невыполнение требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказа о представлении документов, влечет наложение административного взыскания.
При реализации Комиссией ФАС России полномочий по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства о размещении заказов в порядке главы 8 Закона о размещении заказов, были выявлены признаки административного правонарушения. Материалы соответствующего дела были переданы должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Пунктом 6.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 и части 1 статьи 17.1 Закона о размещении заказов установлено, что осуществляющие функции специализированной организации, оказывающие услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, являющиеся операторами электронных площадок коммерческие организации и некоммерческие организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные учреждения, иные получатели бюджетных средств (их должностные лица) обязаны представлять в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов необходимые им документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе информацию о размещении заказов, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).
Для установления субъекта совершенного правонарушения должностное лицо ФАС России направило запрос заказчику о предоставлении документов и сведений о должностном лице заказчика, совершившем соответствующее правонарушение.
В материалах дела имеется подтверждение получения заказчиком запроса 06.08.2010.
Однако заказчик, получив соответствующий запрос, не ответил на него в срок, указанный в самом запросе.
Из изложенного следует, что заказчик своими действиями нарушил часть 1 статьи 17.1 Закона о размещении заказов.
За непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов, статьей 19.7.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, должностное лицо ФАС России, направившее запрос заказчику, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.2 КоАП.
Административное расследование, проведенное в рамках указанного дела, позволило выявить субъект административного правонарушения - должностное лицо заказчика, ответственное за переписку с федеральными органами государственной власти.
С учетом положений Закона о размещении заказов и полученных в ходе проведения административного расследования доказательств, должностное лицо заказчика, ответственное за переписку с федеральным органом государственной власти, было привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.10.2010 г. по делу N АК533-10)
4. Заказчик, утверждая документацию о торгах, обязан руководствоваться требованиями закона, содержащими исчерпывающий перечень возможных требований к составу заявки участника размещения заказа.
Инспекция ФАС России, проводя внеплановую проверку, по поступившему в ФАС России обращению о нарушении законодательства о размещении заказов, установила следующие обстоятельства.
Заказчик осуществлял размещение заказа в форме открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ.
Документация о торгах содержала требование о представлении в составе заявки участниками размещения заказа документов и сведений об участнике размещения заказа, подготовленных по форме, установленной в документации.
В форме, являющейся неотъемлемой частью документации, содержалось требование об указании в составе заявки на участие в конкурсе данных о дочерних и зависимых предприятиях, в том числе об аффилированных лицах.
Часть 3 статьи 25 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень документов и сведений, представляемых участником размещения заказа в составе заявки.
Согласно части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 указанной статьи документов и сведений, не допускается.
Инспекция ФАС России, установила, что части 3 и 4 статьи 25 Закона о размещении заказов не содержат указание на возможность заказчика затребовать сведения об аффилированных лицах в составе заявки участника размещения заказа. Таким образом, Инспекция ФАС России зафиксировала в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов.
За установление должностным лицом государственного заказчика требований к представлению участниками размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе не предусмотренных законодательством о размещении заказов документов и сведений, частью 4 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Исходя из изложенных обстоятельства, Инспекция ФАС России передала материалы указанного дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России дело об административном правонарушении возбудило и провело административное расследование, в ходе которого было установлено должностное лицо заказчика, утвердившее документацию с нарушением и получены доказательства соответствующего правонарушения.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.07.2009 г. по делу N АК456-09)
5. За непредставление на заседание комиссии ФАС России документов и сведений, указанных в части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов должностное лицо заказчика подлежит административной ответственности.
Комиссия ФАС России, реализуя полномочия по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства о размещении заказов в порядке, предусмотренном главой 8 Закона о размещении заказов, установила следующие обстоятельства.
Заказчиком проводился открытый конкурс на выполнение топографо-геодезических и картографических работ.
В соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов органы, указанные в части 1 той же статьи, вправе приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по существу, направив в письменной форме заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении размещения заказа государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с указанной нормой Закона о размещении заказов, в уведомлении о рассмотрении жалобы, направленном заказчику содержалось требование о приостановлении размещения заказа.
Согласно части 3 статьи 60 Закона о размещении заказов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов вправе направить заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, участнику размещения заказа, подавшему жалобу, запрос о представлении сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы.
Согласно части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов заказчик, конкурсная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа, в том числе заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
В соответствии с указанными положениями законодательства Российской Федерации, в уведомлении о рассмотрении жалобы, направленном ФАС России заказчику, содержалось требование о представлении заказчиком всех документов, предусмотренных в части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов.
Однако в ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика не представил документы, перечисленные в части 3.1 статьи 60 Закона о размещении заказов, а именно были представлены заявки не всех участников размещения заказа.
Согласно статье 19.7.2 КоАП непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Комиссия ФАС России, выявив признаки административного правонарушения, передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование в ходе которого было установлено лицо, ответственное за представление соответствующих документов и сведений в ФАС России. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо заказчика было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.08.2009 г. по делу N К-022/09/АК406-09)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения муниципальных и госзаказов. Из представленных дел вытекают следующие основные выводы.
Условия контракта, заключаемого по итогам проведенных торгов, должны полностью соответствовать условиям документации и заявки победителя.
27 февраля 2008 г. Правительство РФ утвердило Перечень товаров (работ, услуг), заказы на которые размещаются путем проведения аукциона.
Если заказчик планирует заключить контракт, в предмет которого входит товар, работа или услуга из перечня, а сумма превышает 500 тыс. руб., то заказ следует размещать путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Невыполнение требования органа, уполномоченного осуществлять контроль в сфере размещения заказа, о представлении документов влечет наложение административного взыскания.
Законодательством установлен исчерпывающий перечень возможных требований к составу заявки участника размещения заказа. Заказчики должны руководствоваться им при утверждении документации о торгах.
Комиссия ФАС России уполномочена рассматривать на своих заседаниях жалобы на действия (бездействие) заказчиков по существу.
За непредставление на заседание документов и сведений, указанных в Законе о размещении заказов, должностные лица заказчиков подлежат административной ответственности.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.