Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2013 г. N ВАС-5136/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Н.В. Павловой, судей Р.Г. Балахничевой и О.А. Козловой, рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Республики Татарстан (далее - министерство, заявитель) от 07.03.2013 N 21-17-18-516 о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2012 по делу N А65-29890/2007 (об отказе в утверждении мирового соглашения), постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2013 по тому же делу
по иску министерства к Высокогорскому районному потребительскому обществу Республики Татарстан (далее - общество, ответчик) о взыскании 1 000 000 рублей долга, 225 820 рублей пени, 6 915, 67 рублей процентов.
СУД УСТАНОВИЛ:
На основании распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.06.2000 N 552-р между Республиканским Фондом общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - фонд) и обществом был заключен договор займа от 19.03.2001 N ФН-5, по условиям которого фонд обязался предоставить обществу 1 000 000 рублей займа сроком на три года с уплатой процентов за пользование займом в размере 1/4 учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В обеспечение указанного договора между фондом и обществом был заключен договор залога товаров в обороте от 19.03.2001 N ФН-5А.
Во исполнение договора займа фонд перечислил ответчику денежные средства в размере 1 000 000 рублей (платежное поручение от 02.04.2001 N 27).
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2004 N 2268-р между фондом и министерством заключено соглашение об уступке права требования от 01.01.2006 N 16-ФН, согласно которому фонд передал право требования долга, процентов и неустойки с общества по договору займа от 19.03.2001 министерству.
Обязательство по возврату займа общество не исполнило, что явилось основанием для обращения с иском в суд.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.03.2008 по делу N А65-29890/2007 иск министерства удовлетворен. С общества в пользу министерства взыскано 1 000 000 рублей долга, 15 693 рублей 15 копеек процентов, 268 647 рублей 64 копеек пени.
На исполнение судебного акта арбитражным судом 10.06.2008 выданы исполнительные листы N 255303, N 255304. В отношении общества Высогорским районным отделом судебных приставов УФССП по РТ 14.07.2008 возбуждено исполнительнее производство, в процессе которого общество осуществило частичное погашение долга.
На стадии исполнения судебного акта министерство и общество заключили мировое соглашение от 07.06.2010, которое было утверждено Арбитражным судом Республики Татарстан определением от 29.07.2010 по делу N А65-29890/2007.
Условиями мирового соглашения стороны установили, что общество уплачивает министерству задолженность в размере 1 186 095 рублей 62 копеек, в том числе основной долг - 901 754 рубля 83 копейки, проценты за пользование займом - 15 693 рубля 15 копеек, пени - 268 647 рублей 64 копейки в срок до 11 марта 2012 года.
Производство по делу в связи с утверждением мирового соглашения прекращено.
В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке условий мирового соглашения, истец обратился в суд с ходатайством о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение.
Ходатайство истца судом было удовлетворено, в порядке части 2 статьи 142 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на исполнение судебного акта арбитражным судом 19.03.2012 выдан исполнительный лист N 004822572.
Несмотря на достигнутое сторонами мировое соглашение и его утверждение арбитражным судом 29.07.2010 министерство и общество вновь заключили мировое соглашение от 08.06.2012, за утверждением которого обратились в арбитражный суд.
Заявление было мотивировано тем, что общество уплатило долг в размере 1 000 000 рублей и 15 693 рублей 15 копеек процентов по мировому соглашению, утвержденному между сторонами спора определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2010, в связи с чем стороны договорились о заключении нового мирового соглашения, согласно которому общество освобождается от уплаты 268 647 рублей 64 копеек пеней.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2012 по делу N А65-29890/2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2013 по тому же делу, в утверждении мирового соглашения отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора министерство ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, незаконность вынесенных по делу судебных актов, существенное нарушение публичных интересов, обосновывая свои требования доводом о том, что у судов отсутствовали основания для отказа в утверждении нового мирового соглашения, поскольку оно имеет иные условия - освобождение ответчика от уплаты пеней, а Кодекс не содержит норм, запрещающих заключение нового мирового соглашения на иных условиях.
Согласно части 4 статьи 299 Кодекса дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Кодекса: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Изучив доводы заявителя, вынесенные по делу судебные акты, а также материалы дела, истребованного из Арбитражного суда Республики Татарстан, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечает следующее.
Отказывая в утверждении мирового соглашения, суды исходили из того, что согласно статье 49 и главе 15 Кодекса при разрешении спора стороны могут закончить дело миром в любой стадии процесса независимо от характера спора. Мировое соглашение утверждается судом. Однако суд не может утвердить мировое соглашение, если оно противоречит закону и нарушает права и интересы других лиц. При этом суд должен иметь в виду, что мировое соглашение имеет силу исполнительного листа, поэтому оно должно быть исполнено в принудительном порядке в случае отказа от его добровольного исполнения. Повторное обращение в суд с теми же требованиями между теми же лицами не допускается. В силу частей 3, 4 статьи 139, части 6 статьи 141 Кодекса мировое соглашение не может быть утверждено арбитражным судом, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Поскольку определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.07.2010 по настоящему делу уже утверждено мировое соглашение, производство по делу прекращено, повторное заключение мирового соглашения противоречит действующему арбитражному процессуальному законодательству.
Суд кассационной инстанции выводы нижестоящих судов поддержал, не обнаружив оснований для отмены вынесенных ими актов. Кассационный суд указал, что заключив мировое соглашение от 07.06.2010, утвержденное арбитражным судом, стороны реализовали право на урегулирование спора в порядке, предусмотренном законом (статья 138 Кодекса). Кроме того, как следует из содержания нового мирового соглашения, оно направлено на отказ взыскателя от взыскания пеней. Указанные действия могут быть реализованы взыскателем путем отказа от взыскания в рамках исполнительного производства.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации полагает, что основания для переоценки выводов нижестоящих судов отсутствуют.
В силу действующей судебной арбитражной практики утвержденное судом мировое соглашение является институтом процессуального права и регламентируется нормами этого Кодекса. Утвержденное судом мировое соглашение по своей природе является таким процессуальным способом урегулирования спора, который основывается на примирении сторон на взаимоприемлемых условиях, что влечет за собой ликвидацию спора о праве в полном объеме, то есть направлено на прекращение гражданско-правового конфликта в полном объеме как в отношении основного, так и связанных с ним дополнительных обязательств (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 13903/10).
Таким образом, анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, показал, что они сводятся к пересмотру установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных ими с соблюдением норм процессуального права доказательств и не могут быть согласно главе 36 Кодекса предметом рассмотрения в суде надзорной инстанции, которая наделена в силу статьи 304 Кодекса полномочиями по пересмотру судебных актов в целях исправления фундаментальных судебных ошибок, повлекших нарушение прав человека, единообразия судебной практики или публичных интересов, и не наделена полномочиями по пересмотру обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций.
Кроме того, из материалов дела следует, что предметом требований являются бюджетные средства, предоставленные из республиканского фонда в форме льготного кредита. Заключение мирового соглашения о прощении пени по денежному обязательству, не исполнявшемуся длительный срок, которое в результате приведет к уменьшению бюджетных средств, можно рассматривать как нарушающее публичный порядок Российской Федерации.
При таких обстоятельствах коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит экстраординарных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А65-29890/2007 Арбитражного суда Республики Татарстан для пересмотра в порядке надзора определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.В. Павлова |
Судьи |
Р.Г. Балахничева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2013 г. N ВАС-5136/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А65-29890/2007
Истец: Министерство финансов Республики Татарстан, г.Казань
Ответчик: Высокогорское районное потребительское общество Республики Татарстан, Высокогорский район
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5136/13
30.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5136/13
15.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5136/13
28.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11040/12
15.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11224/12
22.05.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2656/2008