Положение
об организации управления и контроля
за состоянием ликвидности и риском ликвидности
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе законодательных актов Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России, рекомендаций Базельского комитета и внутренних документов Банка, а также сложившейся банковской практики.
1.2. Настоящее Положение является внутренним документом [наименование кредитной организации] (далее - Банк) и предназначено для организации эффективной системы управления и контроля за состоянием ликвидности в Банке.
1.3. Настоящий документ определяет порядок организации Банком деятельности в сфере управления и контроля за риском ликвидности, в том числе:
- факторы возникновения риска ликвидности;
- цели, задачи и принципы управления ликвидностью;
- систему полномочий и принятия решений по управлению ликвидностью и риском ликвидности и контролю за состоянием ликвидности;
- методы оценки и анализа состояния ликвидности и риска ликвидности Банка;
- процедуры управления риском ликвидности;
- мониторинг и систему отчетов о состоянии ликвидности и уровня риска ликвидности Банка;
- организацию контроля соблюдения политики, методов и процедур по управлению ликвидностью и риском ликвидности.
1.4. Настоящее Положение устанавливает основные методы выявления, оценки, контроля и минимизации рисков Банка в сфере управления и контроля за состоянием ликвидности.
2. Риск ликвидности. Факторы возникновения риска ликвидности
2.1. Риск ликвидности - риск неспособности Банка финансировать свою деятельность, т.е. обеспечивать рост активов и выполнять обязательства по мере наступления сроков их исполнения без понесения убытков в размере, угрожающем финансовой устойчивости Банка.
2.2. Факторы возникновения риска ликвидности:
- несоответствие между суммами и датами поступлений и списаний денежных средств (входящих и исходящих денежных потоков);
- непредвиденные требования ликвидности, то есть последствия того, что непредвиденные события в будущем могут потребовать больших ресурсов, чем предусмотрено;
- вероятность потерь при реализации активов либо ввиду невозможности закрыть имеющуюся позицию из-за недостаточной ликвидности рынка или недостаточных объемов торгов (может учитываться также при оценке рыночного риска);
- изменение стоимости фондирования (собственный и рыночный кредитный спрэд), влияющего на размер будущих доходов Банка.
3. Принципы, цели и задачи управления ликвидностью
3.1. В процессе управления ликвидностью Банк руководствуется следующими принципами:
- управление ликвидностью на ежедневной и непрерывной основе;
- четкое разделение полномочий и ответственности по управлению ликвидностью между руководящими органами и подразделениями;
- использование системы лимитов, обеспечивающих адекватный уровень ликвидности Банка, соответствующий характеру и масштабу совершаемых им операций, результатам его деятельности и его финансовому состоянию;
- применение принципа приоритета ликвидности перед доходностью;
- включение в расчет риска ликвидности всех операций (сделок), имеющих влияние на состояние ликвидности Банка, с учетом сроков и объемов привлекаемых и размещаемых Банком ресурсов.
3.2. Целью управления ликвидностью является обеспечение способности Банка своевременно и полно выполнять свои денежные и иные обязательства, вытекающие из сделок с использованием финансовых инструментов. Банк подвержен риску в связи с ежедневной необходимостью использования имеющихся денежных средств для расчетов по счетам клиентов, при наступлении срока погашения депозитов, выдаче кредитов.
3.3. Задачами в сфере управления риском ликвидности Банка являются:
- ежедневный и непрерывный контроль за соблюдением Банком обязательных нормативов и лимитов ликвидности, отслеживание состояния ликвидности Банка в текущем моменте;
- анализ состояния ликвидности Банка на различную временную перспективу (краткосрочная, текущая, долгосрочная ликвидность) как в период нормального бизнес-процесса, так и в период стрессовых (кризисных) ситуаций;
- осуществление обязательного предварительного анализа планируемых крупных сделок на предмет их влияния на текущее состояние ликвидности и установленные лимиты;
- осуществление на постоянной основе планирования и прогнозирования потребности в ликвидных средствах;
- регулярный пересмотр (обновление) "Плана финансирования деятельности "[наименование кредитной организации]" в случаях непредвиденного снижения ликвидности" и его применение в кризисных ситуациях;
- своевременное внесение изменений в методологию управления риском ликвидности в случае изменения профиля деятельности Банка, рыночной конъюнктуры, иных внешних и внутренних событий;
- регулярное рассмотрение отчетности по риску ликвидности Председателем Правления, Правлением и Советом директоров Банка для принятия своевременных и адекватных управленческих решений по управлению ликвидностью Банка.
4. Система полномочий и принятия решений по управлению ликвидностью и риском ликвидности
4.1. Система полномочий и принятия решений Банка обеспечивает надлежащее функционирование Банка в сфере управления и контроля за состоянием ликвидности и риском ликвидности.
4.2. В Банке установлен следующий порядок участия органов управления и структурных подразделений в сфере управления и контроля за состоянием ликвидности и риском ликвидности:
Орган управления |
Функции |
Совет директоров |
- осуществление стратегического планирования операций с активами и пассивами Банка; - создание и обеспечение функционирования эффективной системы управления рисками Банка; - контроль за деятельностью исполнительных органов Банка по управлению ликвидностью и риском ликвидности; - оценка эффективности управления ликвидностью; - оценка эффективности управления рисками Банка, обсуждение с исполнительными органами Банка вопросов по повышению эффективности управления рисками Банка, а также решение других вопросов по управлению рисками, предусмотренных внутренними документами Банка. |
Правление |
- осуществление общего управления ликвидностью Банка; - организация процесса управления ликвидностью и риском ликвидности в Банке; - образование коллегиальных рабочих органов по управлению ликвидностью и риском ликвидности в Банке; - утверждение внутренних документов Банка, определяющих процедуры управления ликвидностью и риском ликвидности; - утверждение предельно допустимых значений избытка (дефицита) ликвидности (лимитов ликвидности); - утверждение плана финансирования деятельности Банка в случаях непредвиденного снижения ликвидности; - утверждение лимитов и иных ограничений на операции с активами и пассивами Банка по объемам и срокам; - разработка и осуществление мероприятий, обеспечивающих минимизацию кредитного риска; - рассмотрение и утверждение отчетов по управлению рисками; - санкционирование отдельных операций вне рамок установленных лимитов. |
Председатель Правления |
- текущее управление ликвидностью (ежедневно контролирует состояние текущей платежной позиции Банка); - составление краткосрочного прогноза состояния ликвидности; - координация действий подразделений Банка по регулированию активов и пассивов на основе анализа разрыва в сроках погашения требований и обязательств Банка; - координация действий подразделений Банка по регулированию активов и пассивов на основе прогнозирования потоков денежных средств; - инициирование внесения изменений в значения лимитов, коэффициентов и пр., влияющих на состояние ликвидности Банка; - разработка плана финансирования деятельности Банка в случаях непредвиденного снижения ликвидности; - введение в действие системы антикризисного управления ликвидностью и прекращение действия системы антикризисного управления ликвидностью с переходом на обычный режим работы по управлению и контролю за состоянием ликвидности Банка; - организация взаимодействия, проведение переговоров с крупнейшими кредиторами и заемщиками Банка в целях получения информации о планируемых потоках денежных средств и определения объемов невостребованных остатков на текущих счетах клиентов, которые могут быть переведены в срочные депозиты; - обобщение полученной в процессе переговоров с заемщиками и кредиторами информации о текущих и планируемых денежных потоках, и предоставление ее работникам подразделений, ответственных за поддержание положительной текущей платежной позиции; - информирование Совета директоров Банка о состоянии ликвидности. |
Служба управления рисками |
- оценка и анализ текущего состояния ликвидности Банка и уровня риска ликвидности; - представление отчетов органам управления Банка информацию по управлению риском ликвидности; - осуществление контроля за соблюдением утвержденных лимитов ликвидности; - формирование отчетности по управлению риском ликвидности. |
Служба внутреннего аудита |
- осуществление проверок эффективности организации и процедур управления и контроля за состоянием ликвидности и процедур управления риском ликвидности, установленных внутренними документами Банка, и полноты применения указанных документов; - осуществление оценки качества управленческих решений, принятых работниками Банка, ответственными за управление ликвидностью; - информирование Совета директоров Банка о нарушениях, выявленных при проверке выполнения требований внутренних положений Банка по управлению ликвидностью и риском ликвидности; - разработка предложений по устранению выявленных в ходе проведения проверки по управлению ликвидностью и риском ликвидности нарушений и осуществление контроля за их выполнением. |
Внутренние структурные подразделения |
- предоставляют необходимую оперативную информацию о текущих и планируемых платежах и поступлениях денежных средств, проводимых операциях и сделках в рамках своей компетенции Председателю Правления и в Службу управления рисками Банка. |
5. Оценка и анализ состояния ликвидности и риска ликвидности Банка
5.1. Банк оценивает ликвидность по результатам оценок показателей общей краткосрочной ликвидности, мгновенной ликвидности, текущей ликвидности, структуры привлеченных средств, зависимости от межбанковского рынка, риска собственных вексельных обязательств, небанковских ссуд, усреднения обязательных резервов, обязательных резервов и риска на крупных кредиторов и вкладчиков (далее - группа показателей оценки ликвидности) в соответствии с методикой Банка России, отраженной в Указании Банка России от 03.04.2017 N 4336-У "Об оценке экономического положения банков" (Приложение 1). Обобщающий результат по группе показателей оценки ликвидности (РГЛ), который представляет собой среднее взвешенное значение коэффициентов производится по следующей формуле:
,
где:
- оценка от 1 до 4 соответствующего показателя (балльная оценка);
- оценка по шкале относительной значимости от 1 до 3
соответствующего показателя (весовая оценка);
n - количество показателей, принимаемых в расчет РГЛ (n <= 11).
Обобщающий результат характеризует состояние ликвидности следующим образом:
равный 1 - "хорошее";
равный 2 - "удовлетворительное";
равный 3 - "сомнительное";
равный 4 - "неудовлетворительное".
5.2. Для анализа состояния ликвидности и риска ликвидности Банк:
- оценивает уровень фактических значений обязательных нормативов ликвидности и размеров рисков, принимаемых Банком при привлечении и размещении денежных средств;
- анализирует изменения фактических значений нормативов ликвидности путем выявления требований и (или) обязательств Банка, повлиявших на изменение нормативов ликвидности и оказывающих влияние на способность Банка погашать свои текущие обязательства;
- выявляет степень зависимости Банка от межбанковского рынка, от средств, привлеченных от других клиентов;
- анализирует изменения структуры привлеченных средств в общем объеме обязательств по сравнению с предыдущими отчетными периодами;
- отслеживает уровень концентрации кредитного риска, т. е. сосредоточение большой суммы кредитов, выданных одному заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков;
- выявляет причины концентрации депозитов, вкладов или полученных Банком кредитов и определяет риск, вытекающий из такой концентрации.
Банк осуществляет оценку и анализ вышеуказанных показателей ежеквартально.
5.3. Оценка уровня риска ликвидности в связи с разрывом в сроках погашения требований и обязательств проводится ежемесячно по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным (отчетность по форме 0409125 в соответствии с требованиями указаний Банка России о составлении и представлении отчетности).
С целью получения информации о ликвидности баланса Банка по полному объему финансовых инструментов проводится общий анализ ликвидности - анализируются все срочные финансовые инструменты, оказывающие влияние на ликвидность Банка. Предпринимая максимально возможные и разумные действия для анализа наиболее полной информации, указанные финансовые инструменты анализируются исходя из их справедливой стоимости с учетом потоков всех платежей.
В целях общего анализа ликвидности финансовые инструменты группируются по следующим срокам: до востребования и на 1 день, до 5 дней, до 10 дней, до 20 дней, до 30 дней, до 90 дней, до 180 дней, до 270 дней, до 1 года, свыше 1 года, и агрегируются по следующим статьям:
1. Денежные средства, включая остатки на корреспондентских счетах.
2. Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток.
3. Ссудная и приравненная к ней задолженность.
4. Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи.
5. Вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения.
6. Прочие активы.
7. Средства кредитных организаций.
8. Средства клиентов.
9. Выпущенные долговые обязательства.
10. Прочие обязательства.
11. Внебалансовые обязательства и гарантии, выданные Банком.
В состав ликвидных активов (статьи 1 - 6) включаются активы, отнесенные к I и II категории качества за вычетом расчетного резерва на возможные потери.
При оценке сроков востребования (погашения) активов и обязательств в случае отсутствия в договоре четко определенных сроков востребования (погашения) активов и обязательств, основываясь на принципе осмотрительности, активы относятся в графу по сроку, считающемуся наиболее поздним из возможных сроков востребования активов, обязательства - по сроку, считающемуся наиболее ранним из возможных сроков погашения обязательств.
Показатель избытка (дефицита) ликвидности определяется как разница между общей суммой активов и обязательств, рассчитанных нарастающим итогом по срокам погашения.
В анализе применяется коэффициент избытка (дефицита) ликвидности, определяемый как процентное отношение величины избытка (дефицита) ликвидности, рассчитанного нарастающим итогом, к общей сумме обязательств по срокам.
При расчете избытка (дефицита) ликвидности по срокам погашения Банк анализирует требования/обязательства, повлиявшие на образование избытка (дефицита) ликвидности, и по возможности реструктурирует требования/обязательства в целях максимизации финансового результата и исключения потери ликвидности в связи с разрывом в сроках погашения требований/обязательств.
5.4. Инструментом эффективного управления ликвидностью является прогнозирование и оценка Банком потоков денежных средств и их влияния на нормативы ликвидности и капитал Банка в текущем моменте. В прогнозе потоков денежных средств Банк учитывает приток денежных средств в результате роста обязательств по запланированным договорам, которые еще не заключены, и возможное уменьшение досрочно погашаемых требований. Аналогично в прогнозе потоков денежных средств Банк учитывает отток денежных средств или изъятие средств. На основе данных прогнозов Банк оценивает состояние ликвидности и капитала Банка при поступлении и расходовании денежных средств, а также осуществляет в текущем моменте прогноз состояния ликвидности с учетом проведения запланированных операций Банка.
5.5. Индикаторами риска ликвидности, а также риска концентрации, сопутствующего риску ликвидности, являются, в частности:
- быстрый рост активов (особенно в условиях финансирования за счет волатильных пассивов);
- нарушение обязательных нормативов, установленных Банком России;
- несоблюдение установленных показателей избытка/дефицита ликвидности;
- рост концентрации активов/пассивов, случаи нарушения лимитов;
- проблемы в привлечении долгосрочных заимствований.
6. Управление риском ликвидности
6.1. Банк применяет следующие методы управления риском ликвидности:
- ограничение риска через установление предупредительных и ограничивающих лимитов на разрывы ликвидности;
- уменьшение риска через формирование необходимого уровня резервов ликвидности через формирование буфера ликвидности первого порядка в виде денежной наличности, ностро-счетов и средства в Банке России, второго порядка в виде портфеля ликвидных ценных бумаг.
6.2. Согласно сводным срокам погашения по финансовым инструментам по Банку рассчитываются избыток (дефицит) ликвидности, себестоимость пассивов, возможные сроки привлечения и/или размещения средств для соблюдения ликвидного платежного баланса Банка. Активные и пассивные операции проводятся в рамках рассчитанных значений.
6.3. Банк устанавливает предельные значения коэффициентов избытка (дефицита) ликвидности. Предельные значения коэффициентов избытка (дефицита) ликвидности (лимиты ликвидности) утверждаются Правлением Банка.
6.4. Служба управления рисками ежемесячно осуществляет сравнение фактически рассчитанных значений избытка (дефицита) ликвидности с установленными Банком лимитами ликвидности, осуществляет контроль за значением обязательного норматива Банка по ликвидности и вправе предлагать и рекомендовать руководству Банка осуществление следующих мероприятий по управлению ликвидностью:
- в случае превышения Банком предельного значения коэффициента избытка ликвидности по определенному сроку погашения, с учетом внешних и внутренних факторов, определить возможные направления вложения указанных средств на сроки с учетом ожидаемого дефицита ликвидности;
- в случае если в течение анализируемого периода (календарный месяц) значение коэффициента дефицита ликвидности становится ниже установленного предельного значения, но при этом Банк не теряет способность исполнять нормативы ликвидности и ежедневно поддерживать положительную платежную позицию, в полном объеме и в установленные сроки, исполняя все принятые обязательства по проведению платежей, безотлагательно доводит информацию до Председателя Правления и Правления Банка;
- в случае угрозы возникновения непокрытого дефицита ликвидности, в результате которого Банк может потерять способность исполнять нормативы ликвидности на минимально допустимом уровне и исполнять все принятые на себя обязательства, безотлагательно доводит информацию до Председателя Правления Банка для введения в действие системы антикризисного управления ликвидностью в соответствии с "Планом финансирования деятельности "[наименование кредитной организации]" в случаях непредвиденного снижения ликвидности", утвержденным Правлением Банка.
6.5. В качестве дополнительных мероприятий по восстановлению ликвидности Банк предпринимает следующие действия:
- увеличение уставного капитала;
- реструктуризация обязательств из краткосрочных в долгосрочные;
- ограничение проведения активных операций на определенный срок;
- диверсификация либо реализация активов;
- изыскание иных источников финансирования, в том числе субординированных кредитов;
- сокращение либо приостановление расходов Банка, в том числе управленческих.
Правление Банка в рамках своих полномочий принимает решения о применении вышеуказанных мероприятий либо выходит с предложениями о необходимых мерах на Совет директоров или Общее собрание участников.
6.6. Контроль за состоянием ликвидности осуществляется на разных уровнях управления в соответствии с возложенными на подразделения функциями. Для анализа и контроля за состоянием ликвидности все подразделения Банка, связанные с движением денежных средств, обязаны своевременно информировать Правление Банка о возможном изменении платежной позиции Банка на определенную дату и предоставлять сведения:
- о возможных крупных клиентских платежах и поступлениях;
- о планируемых изменениях кредитного портфеля (выдачи и погашения);
- о изменениях в структуре срочной клиентской базы;
- о прочих крупных выбытиях и поступлениях денежных средств, способных повлиять на состояние ликвидности.
6.7. Инструменты контроля за риском ликвидности включают, в частности:
- систему лимитов управления ежедневной ликвидностью, в рамках значений, установленных Инструкцией Банка России от 06.12.2017 N 183-И "Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией";
- систему показателей избытка/дефицита ликвидности;
- процедуры, обеспечивающие эффективную диверсификацию источников фондирования.
Служба внутреннего аудита, в ходе проведения проверок деятельности подразделений Банка, осуществляет контроль за соблюдением установленных процедур по управлению ликвидностью и оценивает эффективность системы контроля за состоянием ликвидности.
6.8. В целях управления и контроля за состоянием ликвидности в Банке функционирует автоматизированная информационная система, являющаяся частью информационной системы по управлению деятельностью Банка в целом.
Автоматизированная информационная система включает в себя следующие компоненты:
- автоматизированную банковскую систему, содержащую все необходимые сведения о проведенных операциях, срочных сделках, внебалансовых обязательствах (АБС "[наименование]");
- совокупность справочной информации (справок, отчетов в электронном или бумажном виде, а также информации в устной форме) о состоянии требований и обязательств Банка, дополняющей и уточняющей сведения, содержащиеся в АБС "[наименование]", предоставляемой подразделениями Банка в соответствии с требованиями настоящего Положения;
- совокупность аналитической информации (справок, отчетов в электронном или бумажном виде, а также информации в устной форме) о текущих рыночных ценах активов и о состоянии покупной ликвидности, предоставляемой подразделениями Банка в соответствии с требованиями настоящего Положения;
- автоматизированную систему формирования управленческой отчетности, в т. ч. включающую в себя расчеты в текущем моменте норматива ликвидности (Н3), капитала Банка, активов и пассивов Банка, для осуществления оценки состояния ликвидности при проведении текущих операций Банка и прогноза состояния ликвидности с учетом проведения запланированных операций Банка;
- совокупность установленных Банком России форм отчетности, подготавливаемых Банком и содержащих информацию и количественные данные о состоянии ликвидности.
6.9. Автоматизированная информационная система обеспечивает:
- контроль за соблюдением лимитов ликвидности;
- проведение анализа состояния ликвидности, в том числе по видам валют, в которых номинированы активы и обязательства Банка;
- формирование и предоставление органам управления и подразделениям Банка отчета, позволяющего осуществлять анализ текущего и перспективного состояния ликвидности Банка.
6.10. Банк отслеживает состояние ликвидности на ежедневной основе программным путем в режиме реального времени, осуществляя расчет норматива ликвидности Н3 в соответствии с Инструкцией Банка России от 06.12.2017 г. N 183-И "Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией", в том числе используя прогнозные значения вышеуказанного показателя для анализа и оценки состояния текущей ликвидности с учетом проведения запланированных операций.
7. Мониторинг показателей ликвидности Банка
7.1. Отдел отчетности Банка на ежедневной основе программным путем в режиме реального времени осуществляет мониторинг и контролирует соблюдение Банком обязательных нормативов, в том числе норматива текущей ликвидности Н3, и контролирует позицию по ликвидности.
7.2. Отдел валютных операций ежедневно контролирует валютную позицию в соответствии с Инструкцией Банка России от 28.12.2016 N 178-И для оценки ликвидности Банка по операциям в иностранной валюте; определяет в случае необходимости возможные варианты хеджирования валютных рисков при управлении ликвидностью Банка в иностранной валюте.
7.3. Служба управления рисками осуществляет оценку и анализ состояния ликвидности и риска ликвидности Банка в соответствии с п. 5 настоящего Положения.
8. Порядок информирования органов управления Банка о состоянии ликвидности и риске ликвидности
8.1. Отдел отчетности и Отдел валютных операций Банка ежедневно доводят до сведения Правления Банка информацию о состоянии ликвидности Банка.
8.2. Отдел отчетности ежедневно доводит до сведения руководства Банка и Службы управления рисками информацию о соблюдении обязательных нормативов Банка в соответствии с Инструкцией Банка России от 06.12.2017 N 183-И "Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией", в том числе норматива текущей ликвидности Банка (Н3).
8.3. Служба управления рисками ежеквартально по методике, установленной в п. 5 настоящего Положения, осуществляет оценку и анализ состояния ликвидности и риска ликвидности Банка.
8.4. Служба управления рисками формирует и доводит до сведения Председателя Правления и Правления Банка сводный отчет по рискам, подготовленный в рамках ВПОДК, - на ежемесячной основе, до сведения Совета директоров - на ежеквартальной основе.
8.5. В состав сводного отчета по риску ликвидности включается следующая информация:
- ежемесячно - анализ показателей ликвидности (Приложение 1);
- ежеквартально - анализ показателей ликвидности и их динамика (Приложение 2), оценка состояния ликвидности (Приложение 3).
8.6. Указанные выше отчеты являются основой по реализации мероприятий по минимизации риска ликвидности.
8.7. Совет директоров и исполнительные органы Банка информируются обо всех случаях нарушения лимитов и процедур управления риском ликвидности по мере выявления указанных фактов.
8.8. Ответственным подразделением за формирование отчетности по риску ликвидности является Служба управления рисками. Срок формирования сводного отчета по риску ликвидности - не позднее 30 дней, следующих за окончанием отчетного месяца/квартала.
8.9. Отчетность, формируемая в рамках оценки риска ликвидности, располагается на сетевом ресурсе, к которому применяются процедуры информационной безопасности (в том числе система разграничения прав доступа). Оперативный доступ к данной информации предоставлен Совету директоров и Правлению Банка.
9. Заключительные положения
9.1. Банк доводит до сведения акционеров, кредиторов, вкладчиков и иных клиентов, внешних аудиторов, рейтинговых агентств и других заинтересованных лиц информацию по управлению ликвидностью и риском ликвидности. Раскрытие информации по управлению ликвидностью и риском ликвидности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в составе отчетности Банка, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России, обеспечивая при этом соответствие степени детализации раскрываемой информации характеру и масштабам деятельности Банка.
9.2. Настоящее Положение подвергается периодическому пересмотру с учетом изменений законодательства РФ, экономической ситуации, практики работы Банка и с учетом рекомендаций Банка России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения об организации управления и контроля за состоянием ликвидности и риском ликвидности
Подготовлена Р.В. Пашковым. - Специально для Системы Гарант, декабрь 2019 г.