Порядок признания гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований
А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения Военного
комиссариата Чувашской Республики
Журнал "Гражданин и право", N 3, март 2017 г.
Порядок признания гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, в Российской Федерации установлен нормативно. Так, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста двадцати семи лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" п. 3, пунктом 4 ст. 23 и статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"*(1) (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и в учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение пяти дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес. В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста двадцати семи лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета*(2).
Соблюдение прав и законных интересов гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обеспечивается возможностью оспорить заключение призывной комиссии в суде, который при рассмотрении его заявления в порядке главы 25 ГПК РФ обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное частью 1 ст. 46 Конституции РФ, оказывалось бы существенно ущемленным*(3). В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступают одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом*(4).
Пунктами 1, 3, 6 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
Согласно п. 1, 4, 6 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, за исключением перечисленных в указанном законе категорий, обязаны состоять на воинском учете, порядок которого определяется данным законом и Положением о воинском учете. Документы воинского учета должны содержать сведения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
На основании этой нормы Закона и в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности, в том числе подп. 18 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне"*(5), издано постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете"*(6).
В силу п. 48 Положения о воинском учете документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны РФ.
В соответствии с этой нормой Положения о воинском учете Министром обороны РФ утверждена Инструкция, которой установлен перечень и формы документов воинского учета.
Исходя из изложенных выше требований Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о воинском учете, Министерству обороны РФ в силу прямых указаний Закона и постановления Правительства Российской Федерации делегировано право на установление перечня и форм документов воинского учета.
Наличие у Министра обороны РФ указанных выше полномочий следует также из п. 1, подп. 2 и 30 п. 7, подп. 7 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"*(7).
Действуя строго в рамках указанных выше делегированных ему полномочий, Министр обороны Российской Федерации в п. 9 Инструкции и в приложении N 9 к ней установил перечень и формы документов воинского учета, в том числе справку взамен военного билета.
Отсутствие в нормативных правовых актах указания на такую форму документа воинского учета, как справка взамен военного билета, не свидетельствует о противоречии оспариваемого пункта федеральному законодательству, поскольку приведенные выше нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о воинском учете допускают установление Министерством обороны Российской Федерации иных форм документов воинского учета.
Более того, установление Министерством обороны РФ оспариваемой формы документа воинского учета обусловлено также принятием Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву"*(8).
Этим законом в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" внесены изменения, связанные с необходимостью отражения в документах воинского учета данных о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, а также о вынесении призывной комиссией заключения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" п. 3, пунктом 4 ст. 23, ст. 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии).
Соответствующая норма содержится в п. 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета (приложение к форме N 1/У), согласно которому справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
При этом включение Министром обороны РФ в перечень документов воинского учета справки взамен военного билета не затрагивает права граждан на труд, в том числе в форме прохождения государственной службы.
Ограничения, предусмотрены федеральным законодательством, в частности статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе"*(9), в соответствии с которой гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Само по себе установление Министерством обороны РФ определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со ст. 59 Конституции РФ. При этом выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает права граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учет*(10).
Следовательно, граждане, не прошедшие военную службу по призыву без законных на то оснований, могут быть признаны уклонистами в соответствии с действующим законодательством. Соответствующее заключение выносит призывная комиссия. Она же проставляет необходимую отметку в документах воинского учета. При этом к уклонистам не относятся граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва; те, кто признан не годным по состоянию здоровья или освобожден от военной службы по основаниям, предусмотренным законом. Это также лица, не призванные на военную службу в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей комиссии муниципального образования.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" призывной возраст граждан мужского пола установлен с 18 до 27 лет (ст. 22 вышеуказанного закона). При этом специально подчеркнуто, что решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято соответствующей призывной комиссией только после достижения им 18-летнего возраста.
Учитывая, что законодательством о воинской обязанности призывной возраст в Российской Федерации установлен с 18 до 27 лет, всех граждан России мужского пола, достигших возраста 27-летнего возраста, можно разделить на две большие группы:
1) граждане, прошедшие (проходящие) военную службу;
2) граждане, не прошедшие военную службу.
В свою очередь, граждане, не прошедшие военную службу, подразделяются на две категории:
а) граждане, не прошедшие военную службу по призыву на законных основаниях;
б) граждане, не прошедшие военную службу, не имея на то законных оснований.
К числу граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 27-летнего возраста, не прошедших военную службу по призыву на законных основаниях, согласно новой редакции Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе, относятся:
1) граждане, освобожденные от призыва на военную службу:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
2) граждане, воспользовавшиеся правом на освобождение от призыва на военную службу:
а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
- военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов;
3) граждане, не призванные на военную службу в связи с производством в отношении них дознания либо предварительного следствия или в связи с передачей в суд уголовного дела в отношении них;
4) граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в связи с признанием не годными к военной службе по состоянию здоровья;
5) граждане, не призванные на военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу;
6) граждане, не призванные на военную службу в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии*(11).
К 1-му подпункту, по мнению автора настоящей статьи, необходимо также отнести и граждан, прошедших военную службу в другом государстве в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что перечисленные в 1-м и 4-м подпунктах основания, по которому граждане подлежат безусловному освобождению от призыва на военную службу, не зависят от субъективной воли и желания указанных лиц. Также независимо от желания лиц освобождаются от призыва на военную службу граждане при наличии у них оснований, перечисленных в 3-м подпункте. А вот право, на освобождение от призыва на военную службу по перечисленным во 2-м подпункте основаниям предоставляется по желанию указанных граждан, выраженному в их письменном заявлении в соответствующую призывную комиссию.
Следовательно, от призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья*(12);
б) проходящие или прошедшие военную службу в РФ;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве*(13).
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 111-ФЗ*(14) были внесены изменения в ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которыми призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации стали подлежать бывшие иностранцы, получившие российское гражданство и прошедшие военную службу в армиях своих стран.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость принятия изменений обосновывалась, в частности, тем, что в некоторых странах (Узбекистан, Киргизия и др.) под прохождением военной службы в армии понимается служба в мобилизационном резерве, которая фактически означает выплату значительной денежной суммы и прохождение месячных военных сборов*(15). Данные изменения должны были позволить увеличить объем призывного ресурса на 1 тыс. человек ежегодно, а также стать мерой, ограничивающей миграцию граждан, не ставящих целью выполнять гражданский долг по отношению к Российской Федерации.
До внесения данных поправок от призыва на военную службу освобождались все граждане, прошедшие военную службу в другом государстве; в настоящее время от призыва освобождаются только граждане, прошедшие военную службу в другом государстве, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Такие договоры заключены только с Республикой Таджикистан и Туркменистаном. Это, соответственно, Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г. и Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. В данных документах четко прописано, что лица, прошедшие обязательную военную службу в одном из государств, освобождаются от призыва на военную службу в другом.
Таким образом, обязанность проходить военную службу в Российской Федерации не распространяется на бывших граждан Туркменистана и Республики Таджикистан (соответственно здесь имеется в виду получивших российское гражданство), прошедших обязательную военную службу в этих государствах*(16).
Граждане РФ могут также воспользоваться правом на освобождение от призыва, если они:
1) имеют ученую степень;
2) являются сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву (либо в период военных сборов), либо граждан, умерших вследствие увечья или заболевания, полученных в этот период.
Для получения освобождения от воинской обязанности в связи с гибелью (смертью) отца или родного брата на военной службе по призыву необходимо представить:
- документы, подтверждающие родство;
- свидетельство о смерти;
- извещение воинской части в адрес военкомата об их гибели (смерти) с указанием ее связи с военной службой.
Для получения освобождения от воинской обязанности в связи со смертью отца или родного брата вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных на военной службе, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов, необходимо представить:
- документы, подтверждающие родство;
- свидетельство о смерти;
- свидетельство о болезни, составленное военно-врачебной комиссией в период военной службы, с заключением о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания с военной службой;
- заключение медико-социальной экспертизы о причинной связи смерти с исполнением ими обязанностей военной службы.
В соответствии с подп. "б" п. 2 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, являющиеся сыновьями (родными братьями):
- военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
В соответствии с подп. "г" п. 1 приложения N 32 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663"*(17), при рассмотрении возможности освобождения от призыва гражданина в случае гибели (смерти) в связи с исполнением обязанностей военной службы отца, родного брата, проходивших военную службу по призыву, либо в период прохождения военных сборов представляются:
- документы, подтверждающие родство;
- свидетельство о смерти;
- извещение воинской части в адрес военного комиссариата об их гибели (смерти). В извещении указывается связь гибели (смерти) военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы по призыву.
В случае смерти отца, родного брата вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы по призыву, после увольнения с военной службы по призыву либо после окончания военных сборов представляются:
- документы, подтверждающие родство;
- свидетельство о смерти;
- свидетельство о болезни, составленное военно-врачебной комиссией в период военной службы по призыву либо в период прохождения военных сборов, с заключением о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания с исполнением обязанностей военной службы по призыву;
- заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающее причинную связь смерти с исполнением обязанностей военной службы по призыву.
В указанных случаях решением призывной комиссии гражданин освобождается от исполнения воинской обязанности или зачисляется в запас и на основании выписки из протокола заседаний призывной комиссии ему выдается военный билет установленного образца.
Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву"*(18) в подп. "б" п. 2 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" были внесены существенные изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2008 г.: абзац 2 после слова "военнослужащих" дополнен словами: "проходивших военную службу по призыву"; в абз. 3 слово "службы" заменено словами "службы в период прохождения военной службы по призыву". Следовательно, с 1 января 2008 г. по настоящее время, если граждане Российской Федерации достигли соответствующего призывного возраста и являются сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, - такие граждане призывного возраста не освобождены федеральным законодателем от призыва на военную службу.
Проанализируем данное решение федерального законодателя с точки зрения Конституции РФ. Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Конституцией РФ провозглашено: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (п. 1 ст. 59). Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д.*(19).
Однако основной формой защиты Отечества в мирное время является воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.
Ю.Н. Старилов отмечает, что "главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах...". Следовательно, основной целью военной службы является практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в области военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ и федеральных законах. Государственная служба как профессиональная деятельность является реализацией конституционного права граждан на труд, т.е. возможностью распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции РФ), а также права на равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32 Конституции РФ). Указанные положения нашли свое отражение в принципе равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой (ст. 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации").
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"*(20) посредством прохождения военной службы военнослужащими как гражданами Российской Федерации также реализуется их конституционное право на труд, т.е. по своей сути военная служба является особым видом трудовой деятельности. Однако критерию свободного выбора профессии отвечает только поступление граждан на военную службу по контракту, а призыв на военную службу является одной из форм воинской обязанности граждан, т.е. прохождение военной службы на профессиональной основе происходит не всеми военнослужащими, а только поступившими на нее в добровольном порядке.
Таким образом, в полной мере признак государственной службы как профессиональной деятельности будет присущ военной службе в Российской Федерации только с переходом к профессиональной армии, комплектуемой в добровольном порядке гражданами, заключившими контракт о прохождении военной службы, что не входит в ближайшую перспективу политического руководства Российской Федерации*(21).
Из ст. 1 и 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что статус военнослужащего един по своей природе независимо от того, проходит ли гражданин военную службу по призыву или по контракту. В настоящее время меры социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву, и членов их семей тесно взаимосвязаны и фактически составляют единое целое, реализуясь, как правило, в одних и тех же сферах: в предоставлении пособий и компенсаций, в различного рода льготах и мерах социальной поддержки. Это объясняется в первую очередь тем, что права членов семей военнослужащих производны от прав, которые принадлежат им самим.
Данный вывод подтверждает и Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 20 октября 2010 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан"*(22), в котором указано, что, учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также задачи Российской Федерации как социального государства по обеспечению эффективной защиты и поддержки семьи и исходя из того, что правовой статус семьи военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга (умершего вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы), производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, федеральный законодатель предусмотрел также особый правовой механизм возмещения вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, для членов семей погибших (умерших) военнослужащих.
Соответственно, по мнению автора статьи, внесенные федеральным законодателем изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 г., касающиеся освобождения от призыва на военную службу только граждан призывного возраста, являющихся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, являются неконституционными в части лишения права на освобождение от призыва на военную службу аналогичной категории граждан, являющихся сыновьями, родными братьями погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, порождающими не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.
В связи с изложенным автор полагает необходимым внесение соответствующих изменений в подп. "б" п. 2 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"*(23).
Не подлежат призыву на военную службу граждане:
- отбывающие наказание в виде обязательных или исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
- в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Постановлением от 30 октября 2014 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики"*(24) Конституционный Суд РФ признал п. 1 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" соответствующим Конституции РФ:
- в той мере, в какой содержащееся в нем положение, вводя для граждан, признанных не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, ограничение, связанное с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, устанавливает для лиц, не исполнивших возложенную на них конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву (при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва), дисквалифицирующее препятствие для доступа к государственной гражданской службе, сопряженного с повышенными репутационными требованиями к государственным гражданским служащим как лицам, осуществляющим соответствующую деятельность в публичных интересах, и тем самым преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка;
- в той мере, в какой содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает применения установленного им ограничения, связанного с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, к правоотношениям с участием граждан, которые не прошли военную службу по призыву, однако по состоянию на 1 января 2014 г. были зачислены в запас, и не исключает его применения к гражданам, поступившим на государственную гражданскую службу до 1 января 2014 г., которые на указанную дату подлежали призыву на военную службу, в случае вынесения в отношении них в установленном порядке заключения призывной комиссии о признании не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований;
- в той мере, в какой содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования связывает действие ограничения на доступ к государственной гражданской службе для граждан, признанных не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с наличием заключения призывной комиссии, которое выносится в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву, и может быть оспорено в судебном порядке.
Учитывая действующее законодательство и приведенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, необходимо уяснить следующее: если в настоящее время гражданин, не прошедший военную службу, по состоянию до 1 января 2014 г. уже не подлежал призыву на военную службу, например, в связи с неснятой или непогашенной судимостью, но при этом указанный гражданин достиг 27-летнего возраста после 1 января 2014 г., то в отношении данного лица при принятии соответствующего решения (заключения) необходимо уточнить следующие факты:
- проводились ли в отношении данного призывника, имевшего неснятую или непогашенную судимость мероприятия медицинского освидетельствования?
- имелись ли в деле призывника документы, подтверждающие неснятую или непогашенную судимость?
При этом важно знать, что заключение призывной комиссией выносится, если гражданин достиг 27-летнего возраста, не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г. и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Следовательно, если гражданин не подлежал призыву на военную службу еще до 1 января 2014 г., то призывной комиссией выносится не заключение, а соответствующее решение, принятое большинством голосов членов призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, так как наличие неснятой или непогашенной судимости не является исключительными обстоятельствами, перечисленными по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" п. 3, пунктом 4 ст. 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Но при этом слова "не подлежал призыву на военную службу" на дату 1 января 2014 г. в связи с неснятой или непогашенной судимостью остаются; соответственно, здесь, на наш взгляд, мнения членов призывной комиссии могут разойтись: с одной стороны, указанный гражданин не подлежал призыву на военную службу, но при этом ему не предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу, не было также и законных оснований для освобождения от призыва на военную службу, а с другой - он уже не подлежал призыву на военную службу.
Следовательно, на наш взгляд, в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663, необходимо внести соответствующее изменение, касающееся следующих слов: "Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу", заменив их словами следующего содержания: "Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, а также если гражданин не подлежал призыву в соответствии с подп. "а" и "б" п. 3 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"*(25).
Следовательно, к числу граждан России мужского пола, достигших 27-летнего возраста, не прошедших военную службу по призыву на законных основаниях, согласно новой редакции Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", относятся:
1) граждане, освобожденные от призыва на военную службу:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
2) граждане, воспользовавшиеся правом на освобождение от призыва на военную службу:
а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
- военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов;
3) граждане, не призванные на военную службу в связи с производством в отношении их дознания либо предварительного следствия или в связи с передачей в суд уголовного дела в отношении их;
4) граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в связи с признанием не годными к военной службе по состоянию здоровья;
5) граждане, не призванные на военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу;
6) граждане, не призванные на военную службу в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии.
Все остальные граждане, не относящиеся к перечисленным выше категориям, с 1 января 2014 г. официально именуются "гражданами, не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований". В частности, такой статус имеют молодые люди, которые до достижения 27-летнего возраста уклонялись от призыва на военную службу путем выезда на временное проживание за пределы Российской Федерации, выезда на другое место жительства в пределах России без извещения об этом военного комиссариата, неявки в военный комиссариат по вызовам, отказа от получения повестки и т.п. К этой же категории относятся граждане, не призванные на военную службу в связи с отбыванием наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, а также в связи с наличием неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления.
Важно заметить при этом, что статус "гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований" перечисленные выше лица приобретают не автоматически, а на основании специального заключения призывной комиссии*(26), которое принимается по достижении указанными лицами возраста 27 лет при зачислении их в запас. При этом на основании указанного заключения призывной комиссии в документы воинского учета такого гражданина вносится запись о том, что он не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований*(27).
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда*(28).
Важность принятия решения (заключения) членами призывной комиссии обусловлена и тем, что если даже гражданин за уклонение от призыва на военную службу и сможет каким-то образом избежать уголовного преследования, например, в связи с истечением срока давности, то поступить на государственную гражданскую службу он уже не сможет*(29).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Российская газета. 1998. 2 апреля.
*(2) См. п. 34-36 Раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 // СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4894.
*(3) См. постановления от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 28 октября 1999 г. N 14-П, от 14 июля 2003 г. N 12-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П и др.
*(4) См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. N 26-П // СЗ РФ. 2014. N 46. Ст. 6424.
*(5) См.: Российская газета. 1996. 6 июня.
*(6) См.: Российская газета. 2006. 6 декабря.
*(7) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3538.
*(8) См.: Российская газета. 2013. 10 июля.
*(9) См.: Российская газета. 2004. 31 июля.
*(10) См.: Решение Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. N ВКАПИ15-39 "Об отказе в признании недействующим пункта 9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации", утв. приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. N 495.
*(11) См.: Корякин В.М. Порядок и правовые последствия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2013. N 10. С. 30-31.
*(12) Не годные к военной службе освобождаются от исполнения воинской обязанности, а ограниченно годные к военной службе - от призыва на военную службу.
*(13) С 1 августа 2013 г. такое освобождение предоставляется не всем призывникам, прошедшим военную службу в другом государстве, а только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
*(14) См.: Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 111-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" // Российская газета. 2013. 11 июня.
*(15) См.: Законопроект N 232766-6 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
*(16) См.: Ульянов М.В. Военная служба как причина миграционных потоков из государств ближнего зарубежья // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2015. N 1. С. 123-124.
*(17) См.: Российская газета. 2007. 19, 22 декабря.
*(18) См.: Российская газета. 2006. 14 июля.
*(19) См.: Стрекозов В.Г. Защита Отечества - конституционная обязанность граждан СССР: Дисс. ... к.ю.н. М., 1973. С. 83.
*(20) См.: Российская газета. 1998. 2 июня.
*(21) См.: Кудашкин А.В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. М., 2003.
*(22) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 43. Ст. 5578.
*(23) См.: Ефремов А.В. Об освобождении от призыва на военную службу сыновей (родных братьев) погибших (умерших) военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 11.
*(24) См.: Российская газета. 2014. 14 ноября.
*(25) См.: Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с вынесением призывной комиссией решения о том, что гражданин, достигший 27-летнего возраста, не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований // Право в Вооруженных Силах. N 9. 2015. С. 81-87.
*(26) Кстати, вынесенное заключение призывной комиссией оформляется в письменном виде путем внесения соответствующей записи в протокол заседания призывной комиссии и учетно-алфавитную книгу призывников. Дело с протоколами заседаний призывных комиссий хранится на правах документов для служебного пользования в течение 15 лет.
*(27) Более подробно см.: Корякин В.М. Порядок и правовые последствия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (комментарий к Федеральному закону от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ) // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2013. N 10.
*(28) См.: Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 414-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 2014. N 49 (ч. VI). Ст. 6923.
*(29) См.: Ефремов А.В. О предполагаемых изменениях в положение о призыве на военную службу Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2013. N 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ефремов А.В. Порядок признания гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований
А.В. Ефремов - начальник юридического отделения Военного комиссариата Чувашской Республики
В статье рассматриваются правовые вопросы, возникающие у членов призывной комиссии при вынесении заключения о том, что гражданин, достигший 27 - летнего возраста не прошел военную службу, не имея на то законных оснований.
Порядок признания гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований
Автор
А.В. Ефремов - начальник юридического отделения Военного комиссариата Чувашской Республики
Журнал "Гражданин и право", 2017, N 3