Предприятие общепита - участник торгов
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г., с. 28-37.
Закупка услуг общественного питания и (или) пищевых продуктов для обеспечения государственных или муниципальных нужд проводится путем организации уполномоченным органом соответствующих конкурсов или аукционов. Предприятиям общепита, решившим стать участниками такой закупки, следует особое внимание уделить конкурсной (аукционной) документации, дабы в первую очередь стать участником, а выиграв торги, не столкнуться с финансовыми потерями, возможно, непредвиденными. В понимании того, на чем стоит сконцентрироваться, помогут частные случаи из судебной практики.
Конкурс с ограниченным участием: наличие опыта обязательно
Контракт на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 руб., заключается, как правило, по итогам проведения конкурса с ограниченным участием. В этом случае к участникам закупки предъявляются дополнительные требования (установлены п. 6 приложения 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99).
Итак, претендент должен иметь опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. Причем стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключения которого проводится конкурс. В качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, выступают:
копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров);
копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
О наличии опыта при совместном конкурсе
Выясним, каким образом должны выполняться дополнительные требования о наличии опыта у участника закупки в случае проведения совместного конкурса с ограниченным участием.
Норма закона. При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы (ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 44-ФЗ*(1)).
Позиция чиновников такова (п. 4 Письма Минэкономразвития РФ N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС РФ N АЦ/45739/15 от 28.08.2015, письма Минэкономразвития РФ от 23.06.2016 N Д28и-1565, от 10.05.2016 N ОГ-Д28-5899). Сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов, заключаемых заказчиками путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием, должна превышать 500 000 руб. Следовательно, отдельные контракты могут указанную величину не превышать, с чем согласились судьи АС ПО (см. постановления от 21.10.2016 N Ф06-12788/2016 по делу N А65-20536/2015, от 09.03.2016 N Ф06-6030/2016 по делу N А65-20521/2015*(2), от 17.03.2016 N Ф06-6167/2016 по делу N А65-20518/2015). При этом участник соответствует дополнительному требованию при наличии исполненного ранее одного государственного или муниципального контракта либо одного договора, заключенного с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20% суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, ради заключения которых проводится совместный конкурс с ограниченным участием.
В то же время из судебной практики следует, что возможен и другой подход в части подтверждения имеющегося опыта.
В арбитражный суд обратилось общество, которое было признано не соответствующим дополнительным требованиям. Им представлено 29 контрактов, по стоимости каждый в отдельности составляет менее 20% начальной (максимальной) цены контрактов проводимого совместного конкурса с ограниченным участием на право заключения контрактов на поставку с доставкой молочной продукции в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения. Начальная (максимальная) цена всех контрактов по отдельности в совместном конкурсе превышала 500 000 руб., общая цена составила 46 291 633 руб., 20% от нее - это 9 258 326 руб.
Арбитры посчитали, что представленные обществом документы являются достаточными для подтверждения опыта исполнения контрактов: ранее исполненные договоры суммарно превышают сумму, указанную в извещении, - 9 258 326 руб. (29 договоров, каждый на сумму свыше 500 000 руб.). В рассматриваемом конкурсе предлагается осуществлять поставку молочной продукции в изначально небольшие бюджетные учреждения (детские сады района), ни один из контрактов с которыми по цене никогда не будет превышать сумму цен всех подобных контрактов при заключении их по результатам совместных торгов. В законодательстве отсутствует прямой запрет на представление участником совместного конкурса нескольких контрактов (в отсутствие одного на сумму 9 258 326 руб.). Более того, в разд. 14.1 документации о совместном конкурсе сказано следующее.
К числу документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям раздела 3 документации, относятся копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров), при этом стоимость ранее исполненных контракта (контрактов), договора (договоров), документа (документов) должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс.
Таким образом, конкурсная документация не исключала возможность представления в подтверждение соответствующего опыта участника закупки как одного контракта, так и нескольких контрактов (Постановление АС ВСО от 14.02.2017 N Ф02-161/2017 по делу N А33-10172/2016).
Конкурс - на поставку продуктов питания, а ранее исполненный договор - об оказании услуг общепита
В рамках участия в конкурсе с ограниченным участием на поставку пищевых продуктов можно ли наличие опыта подтвердить ранее исполненным договором на оказание услуг общественного питания? Судебная практика отвечает на этот вопрос положительно.
Один из примеров - Постановление АС МО от 23.11.2016 N Ф05-15615/2016 по делу N А40-240166/2015*(3). Уполномоченный орган известил о проведении конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания для муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Конкурсной документацией предусмотрено, что участник закупки должен иметь опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на поставку пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. Общество в составе заявки представило договор на оказание услуг аутсорсинга по организации лечебного питания, заключенный с муниципальным учреждением (районной больницей), из условий которого следует: исполнитель осуществляет организацию лечебного питания пациентов, находящихся на стационарном лечении.
Антимонопольный орган и судьи посчитали, что общество выполнило дополнительные требования.
Законом предусмотрена возможность подтверждения необходимого уровня квалификации путем наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, что должно подтверждаться копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов). Пункт 6 приложения 2 к Постановлению N 99 не разделяет требования к подтверждению опыта на оказание услуг общественного питания и поставку пищевых продуктов.
Другой пример - Постановление АС МО от 27.09.2016 N Ф05-13622/2016 по делу N А40-240159/15*(4). Уполномоченный орган проводил конкурсы с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания для нужд муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений - детских садов комбинированного вида. К участникам предъявлялось требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на поставку пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. Общество в составе заявки представило копию договора, заключенного с муниципальным учреждением (районной больницей) на оказание услуг по приготовлению блюд для питания больных, находящихся в стационаре, организацию четырехразового питания согласно меню-раскладке из продуктов исполнителя ежедневно. По мнению арбитров, этот договор подтверждает опыт в поставке пищевых продуктов, так как из его условий следует, что исполнитель осуществляет обеспечение учреждения здравоохранения продуктами питания и приготовление лечебного питания для больных.
Ранее исполненный договор - о предоставлении субсидий
Может ли о наличии соответствующего опыта свидетельствовать договор о предоставлении субсидий на возмещение затрат по оказанию услуг общепита? Такую ситуацию рассмотрели судьи АС ПО - см. Постановление от 01.10.2015 N Ф06-673/2015 по делу N А55-27883/2014.
Уполномоченный орган разместил извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных бюджетных учреждений (совместные торги). Общество (комбинат школьного питания) в составе заявки представило договор, предметом которого является предоставление субсидий в соответствии со ст. 78 и 86 БК РФ из бюджета городского округа Самара в целях возмещения затрат на оказание услуг по предоставлению бесплатного питания льготным категориям учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений - городского округа Самара. Как указали судьи, договор о предоставлении субсидий регулируется бюджетным законодательством и признаками договора возмездного оказания услуг, которые установлены положениями гражданского законодательства (ст. 779-783 ГК РФ), не обладает. Договор о предоставлении субсидий определяет механизм предоставления субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, а не подтверждает имеющийся опыт оказания услуг по организации горячего питания. Поэтому договор о предоставлении субсидий к ранее исполненному контракту (договору) оказания услуг, связанному с предметом объекта закупки, не относится.
Меню и калькуляционные карточки - составляющие заявки участника аукциона
Может ли аукционная документация содержать требование о включении в состав заявки на участие в аукционе меню и калькуляционных карточек? Правомерность наличия такого требования судьи АС СКО подтвердили в следующей ситуации.
Общество посчитало, что заказчик необоснованно требовал от участников трех электронных аукционов меню, калькуляционные карточки, сборник рецептур, указав в информационных картах аукционов следующее.
Первая часть заявки должна содержать меню в соответствии с нормами питания согласно Постановлению N 205*(5) (приложение N 1 к техническому заданию), а также отдельно на каждое готовое блюдо, с учетом сезонности, калькуляционную карточку по установленной форме с указанием сборника рецептур. Меню и калькуляционные карточки должны быть составлены на каждую категорию граждан в отдельности.
Объектом закупки по электронным аукционам является оказание услуг по обеспечению бесперебойным ежедневным трехразовым горячим питанием (порционно, в одноразовой посуде, с пластиковыми приборами для принятия пищи) определенных лиц, а именно:
лиц, задержанных за административные правонарушения на срок более трех часов и содержащихся в служебных помещениях отделов полиции N 1-8 управления;
лиц, подвергнутых административному аресту, содержащихся в специальном приемнике управления;
подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания управления.
Арбитры дали такую оценку (см. Постановление от 21.12.2016 N Ф08-9719/2016 по делу N А53-2484/2016). Источником, позволяющим определить добросовестность исполнения государственного контракта в части соответствия суточного рациона Постановлению N 205, является калькуляционная карточка. Этот документ содержит показатели, которые не могут изменяться и соответствие которым проверяется на основании калькуляционной карточки. При этом как суточное меню, так и калькуляционные карточки являются техническими документами практически любого предприятия общественного питания и, соответственно, не могут каким-либо образом ограничивать конкуренцию либо количество участников закупки.
Таким образом, требования заказчика являются объективными и не допускающими двояких толкований, обусловлены необходимостью соблюдения поставщиком услуги предписаний Постановления N 205 и обеспечения условий для своевременной оплаты оказанной услуги, так как копия меню передается должностному лицу, отвечающему за прием оказанной услуги и подписание актов приема-передачи услуг. Прием оказанной услуги осуществляется путем сверки меню с фактически поставленными блюдами.
Объект закупки - раздача готовой пищи в виде таблет-питания
Как отметило Минэкономразвития в Письме от 01.02.2017 N Д28и-557, заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд. В то же время указание в документации о закупке конкретных параметров поставляемого товара (работы, услуги) не должно приводить к ограничению конкуренции участников закупки и нарушению требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Однако именно так и произошло в следующем частном случае.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий уполномоченного органа и заказчика (клинической больницы) в части описания закупки электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по организации лечебного питания для больных, выразившихся в установлении такого требования.
Осуществление раздачи готовой пищи в виде таблет-питания по методу жетонирования через аппарат по раздаче горячего питания с сохранением температурного режима для готовых блюд.
Арбитры (см. Постановление АС УО от 11.11.2016 N Ф09-10160/16 по делу N А07-5669/2016) заявленные требования удовлетворили, посчитав, что приведенное описание объекта закупки:
- носит необъективный характер, в нем не указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки;
- не является общепринятым и (либо) общеизвестным, не содержит ссылок на действующие стандарты, технические регламенты, ГОСТ, технические условия, которым должен соответствовать такой объект закупки, либо изображение, схему, фотографию;
- не позволяет определить, что представляет собой такая раздача готовой пищи, вводит поставщиков (подрядчиков) в заблуждение относительно того, каким образом должна быть оказана данная услуга, что, в свою очередь, влечет за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в нем.
За использование пищеблока заказчика придется заплатить
Об этом - Постановление АС ВВО от 13.02.2017 N Ф01-6418/2016 по делу N А79-2201/2016.
Общество, с которым по результатам проведения электронного аукциона, учреждением (медицинским центром) был заключен контракт на оказание услуг по приготовлению готовой пищевой продукции для лечебного питания стационарных пациентов учреждения, отказалось от подписания договора аренды нежилых помещений (пищеблока, расположенного на территории заказчика) и договора на возмещение расходов по коммунальным платежам. Учреждение обратилось в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании долга по оплате коммунальных услуг и задолженности по арендной плате. Общество "отбивалось" следующими аргументами:
при фактическом отсутствии договорных отношений по аренде спорных помещений нет законных оснований для взыскания задолженности по арендным платежам;
из аукционной документации не следует обязанность победителя аукциона, наряду с прочими расходами, вносить плату за пользование помещением пищеблока;
в расчет задолженности включен НДС, что неправомерно; не подтвержден факт передачи именно спорного помещения ответчику.
В свою очередь, судьи выяснили, что проект договора аренды нежилых помещений пищеблока являлся приложением к аукционной документации, то есть неотъемлемой частью этой документации. И материалами дела, и сторонами спора подтвержден факт пользования недвижимым имуществом в ходе исполнения условий государственного контракта.
Оценив собранные по делу доказательства, арбитры решили: при заключении госконтракта у ответчика возникла обязанность по оформлению договора аренды недвижимого имущества с учреждением и по оплате ему пользования помещением пищеблока и коммунальных услуг. Поскольку факты пользования помещением и невнесения платежей за такое пользование доказаны, с ответчика взыскали долг в определенном истцом размере (расчет истца судьями проверен, обществом не оспорен). При этом аргумент об отсутствии правовых оснований для взыскания именно арендных платежей признан несостоятельным, так как применяются не нормы гл. 34 ГК РФ, а правила, установленные для обязательств, вытекающих из неосновательного обогащения. Фактическое пользование имуществом должно быть оплачено, что следует из природы коммерческих отношений сторон. Отсутствие подписанного обществом договора аренды не имеет в данном случае правового значения.
* * *
Предприятие общепита, решившее стать участником конкурса с ограниченным участием, в том числе совместного, на право заключения с соответствующим заказчиком государственного или муниципального контракта на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, должно представить доказательства наличия у него опыта исполнения подобных контрактов или договоров, заключенных с бюджетным учреждением. Такой конкурс проводится в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта (лота) (либо общая цена всех контрактов, если имеет место совместный конкурс) превышает 500 000 руб. Причем среди исполненных ранее контрактов (договоров) (неважно - на оказание услуг общепита или поставку пищевых продуктов, кроме договора о предоставлении субсидий) должен найтись хотя бы один, стоимость которого составляет не менее 20% указанной цены, если только речь не идет о совместном конкурсе (в этом случае возможен и иной вариант, о чем свидетельствует частный пример из арбитражной практики).
Кстати, Минэкономразвития в Письме от 06.02.2017 N Д28и-409 сообщило о намерении проработать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и рассмотреть при внесении соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ N 99 вопрос о дополнении требования к участникам закупки, установленного п. 6 приложения 2, новым положением о том, что наличие опыта исполнения контракта может быть подтверждено общей стоимостью всех исполненных контрактов (договоров с бюджетными учреждениями), заключенных по итогам ранее выигранного совместного конкурса (аукциона).
Подавая заявку на участие в торгах, надо строго следовать конкурсной (аукционной) документации, потому что в ней может содержаться требование о необходимости включения в состав заявки меню и калькуляционных карточек (и обжаловать это требование, скорее всего, не получится). А вот если описание закупки влечет ограничение количества участников торгов (как в случае с раздачей пищи в виде таблет-питания), то с этим спорить уже можно.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 08.07.2016 N 306-КГ16-7032.
*(3) В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 09.03.2017 N 305-КГ17-424.
*(4) В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.01.2017 N 305-КГ16-18936.
*(5) Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 11.04.2005 N 205, которым утверждены минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, на мирное время.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"