Реализация алкоголя в кафе и ресторанах: типичные нарушения
Основными документами в сфере реализации алкогольной продукции являются Закон N 171-ФЗ*(1) и Правила продажи*(2). Именно в этих документах закреплены ключевые требования к обороту алкоголя на территории РФ. Их действие распространяется и на предприятия общественного питания (конечно, если в заведении есть винная карта). Тем временем, несмотря на существование четких правил продажи алкоголя и административной ответственности за их несоблюдение, нарушений не становится меньше. А это значит, что данная тема по-прежнему актуальна.
Термины и определения
Прежде чем приступить к непосредственному изучению вопроса, нам необходимо обозначить основные понятия, которые используются в нормативно-правовых актах и пригодятся нам в работе. Главное - разобраться, что подразумевается под терминами алкогольной продукции и ее оборота. Все эти определения есть в ст. 2 Закона N 171-ФЗ. Итак, алкогольная продукция*(3) - это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Кстати, в Законе о качестве и безопасности пищевых продуктов*(4) алкогольная продукция также рассматривается в качестве пищевой.
Далее обозначим, что следует понимать под термином "оборот алкогольной продукции". Оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Лицензирование
В статье 11 Закона N 171-ФЗ сказано, что оборот алкогольной продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий. Пунктом 1 ст. 16 этого нормативного акта также предусмотрена необходимость наличия у организации (реализующей алкогольные напитки) соответствующей лицензии. Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензируются в том числе такие виды деятельности, как:
- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение штрафа (с конфискацией продукции, орудий производства и сырья или без таковой):
- на граждан в размере от 2 000 до 2 500 руб.;
- на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 руб.;
- на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Нарушение лицензионных требований также наказуемо (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ). Штраф для граждан колеблется от 1 500 до 2 000 руб., для должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.; для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.*(5)
Приведем пример - Постановление ФАС МО от 24.04.2008 N КА-А41/3178-08. В ходе проверки соблюдения организацией лицензионных условий и требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции инспекторы выявили факт отсутствия охранной сигнализации на объекте. В свою очередь, согласно Порядку лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, действующему на территории города N, наличие на объекте (непосредственной продажи алкоголя) действующей охранной сигнализации является одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателям и обладателям "алкогольных" лицензий (в том числе к предприятиям общественного питания). Организация была привлечена к ответственности по п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Судьи проверяющих поддержали.
С другой стороны, за оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением лицензионных условий, административная ответственность для юридических лиц предусмотрена п. 4 ст. 14.17 КоАП РФ. Наказанием служит штраф от 50 000 до 100 000 руб. и конфискация продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов.
Обратите внимание: наличие лицензии на один из перечисленных видов деятельности (закупку, хранение и поставку) не дает основания для осуществления другого, лицензируемого по самостоятельному основанию вида деятельности (например, оказания услуг исключительно по хранению алкогольной продукции). Данный вывод подтвержден примерами арбитражной практики. Вот один из них - Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2008 N А56-12507/2008. При проведении проверки ресторана инспекторы обнаружили на его складе алкогольную продукцию, не принадлежащую проверяемому юридическому лицу, и сочли это нарушением требований Закона N 171-ФЗ. Однако представители компании настаивали на том, что такой вид деятельности, как закупка, хранение и поставка алкогольной и спиртосодержащей продукции (у ресторана была оформлена лицензия на его осуществление), предполагает в том числе и хранение "чужой" алкогольной продукции. Однако судьи расценили иначе, пояснив, что хранение - это самостоятельный вид деятельности (гл. 47 ГК РФ), подлежащий отдельному лицензированию, поэтому привлечение организации к ответственности по п. 4 ст. 14.17 КоАП РФ сочли правомерным.
Документы на алкоголь
Напомним, что продукция, поступающая на склад компании, должна сопровождаться документами, которые подтверждают легальность ее оборота. Согласно ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ таковыми являются: товарно-транспортная накладная (ТТН) и справка к ней (для продукции, произведенной на территории РФ), справка к грузовой таможенной декларации (ГТД) (для импортированной продукции).
Кроме того, организациям общественного питания, предлагающим своим посетителям спиртные напитки, следует помнить, что алкогольная продукция включена в перечень товаров*(6), подлежащих обязательной сертификации.
Отсутствие у организации надлежаще оформленных сопроводительных документов (поименованных выше) и (или) сертификатов на алкогольную продукцию влечет наступление административной ответственности по п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Величина штрафных санкций (с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции) составляет:
- для должностных лиц - от 4 000 до 5 000 руб.;
- для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Обратимся к арбитражной практике. В Постановлении ФАС ДВО от 07.06.2008 N Ф03-А73/08-2/2030 рассмотрена следующая ситуация. В результате проверки предприятия налоговики установили факт реализации алкогольной продукции, на которую документы отсутствовали (не было ни сертификатов, ни ТТН и ГТД со справками). По факту правонарушения проверяющими был составлен протокол (по п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ), а суд их действия признал правомерными. Аналогичная позиция представлена в Постановлении ФАС ЦО от 09.04.2008 N А48-3805/07-2, в котором суд также квалифицировал действия организации, а именно продажу алкогольной продукции без сертификатов соответствия и товаросопроводительных документов, как административное правонарушение по п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Заметим, что требование о наличии у организации документов, перечисленных в ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ, продублировано и в Правилах продажи (п. 139). Поэтому очень часто их отсутствие квалифицируется как нарушение, за которое в КоАП РФ предусмотрена ответственность по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, - нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Величина штрафных санкций по данному пункту (с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой) колеблется:
- для должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;
- для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Так, например, в Постановлении ФАС МО от 18.07.2008 N КА-А41/6225-08 арбитры нарушение в виде розничной продажи алкогольной продукции без сопроводительных документов квалифицировали по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Еще один пример - Постановление ФАС УО от 30.06.2008 N Ф09-4600/08-С1. В нем судьи пришли к выводу о том, что отсутствие в момент проведения на предприятии проверки сопроводительных документов на алкогольную продукцию образует состав административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Однако не все судьи формально подходят к разрешению споров между организациями и инспекторами. Так, ФАС ДВО (Постановление от 24.07.2008 N Ф03-А24/08-2/2750) попытался сформулировать квалифицирующие признаки для нарушений в области торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией без соответствующей документации. По мнению арбитров, ответственность по п. 2 ст. 14.16 КоАП РФ наступает при отсутствии документов на алкогольную продукцию (находящуюся на реализации), по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ - в случае непредставления в ходе проверки сопроводительной документации (при ее фактическом наличии) и ее представлении в момент составления протокола.
С нашей стороны нелишним будет упомянуть, что не надлежащее оформление организацией - покупателем алкогольной продукции правой части раздела "Б" справки к ТТН не образует состава административного правонарушения. На это указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.02.2008 N 13646/07 и Определении ВАС РФ от 09.07.2008 N 5810/08.
Правила продажи.
Уважаемые посетители, ознакомьтесь!
Согласно п. 9 Правил продажи положения данного документа должны быть доведены до каждого покупателя в доступной форме.
Случай из жизни. В ресторане оказываются услуги общественного питания (в том числе реализуется алкогольная продукция). В результате проведения плановых мероприятий по надзору за соблюдением требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлено, что на стенде в фойе ресторана отсутствуют Правила продажи. По данному факту составлен акт и вынесено постановление, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения (п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ). Постановление было обжаловано в суд, однако арбитры рестораторов не поддержали.*(7)
Что нужно знать потребителю о напитке?
В части информации об алкогольной продукции кроме общих, перечисленных в п. 11, 12 Правил продажи, предусмотрены и специальные надписи. О них мы и поговорим подробнее. Так, согласно абз. 4 п. 136 Правил продажи розничная продажа алкогольной продукции недопустима, если на потребительской таре отсутствует предупреждающая надпись*(8) о вреде чрезмерного употребления алкоголя для здоровья, а также информация о противопоказаниях к ее употреблению (разрабатывается Минздравсоцразвития). Кроме того, в абз. 3 п. 138 Правил продажи содержится требование о необходимости указания пищевой ценности алкогольной продукции. Такое требование можно найти и в Законе о качестве и безопасности пищевых продуктов (п. 3 ст. 18). В нем сказано, что на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов должна быть указана информация на русском языке об их пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов).
Немаловажным аспектом являются сведения о цене. Согласно п. 141 Правил продажи в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, ее объем в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 или 0,05 л.
Вот пример из практики. Налоговый орган провел проверку в закусочной и установил, что в прейскуранте на алкогольную продукцию отсутствуют сведения о цене за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а в витрине бара находится водка, не указанная в прейскуранте. Все это указывает на нарушение п. 138, 141 Правил продажи и наступление административной ответственности по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (Постановление ФАС СЗО от 21.07.2008 N А21-546/2008). Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС СКО от 08.07.2008 N Ф08-3837/2008-1362А, ФАС УО от 05.05.2008 N Ф09-3021/08-С1, ФАС ЦО от 13.11.2007 N А62-585/2007 и т.д.
Срок годности продаваемого товара тоже важный аспект. В пункте 24 Правил продажи определено, что продукт, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. В качестве примера обратимся к Постановлению ФАС ЦО от 21.03.2008 N А54-4955/2007, в котором суд установил виновность общества в реализации алкогольной продукции с истекшим сроком годности и квалифицировал его действия по п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В каких местах запрещено продавать алкогольные напитки?
Далеко не везде можно осуществлять розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции. Об этом сказано в п. 3 ст. 16 Закона N 171-ФЗ и п. 136 Правил продажи. Так, торговля указанной продукцией запрещена:
- в детских, образовательных и медицинских организациях;
- на всех видах общественного транспорта;
- в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
Пожалуйста, пример - Постановление ФАС ЗСО от 24.07.2008 N Ф04-4507/2008(8595-А03-27). В суд обратился прокурор, по мнению которого лицензирующий орган в сфере розничной торговли алкоголем (Комитет по потребительскому рынку) незаконно бездействовал и не аннулировал "алкогольную" лицензию предприятия "В", в то время как был обязан это сделать ввиду открытия этим предприятием гриль-бара (с розливом алкогольной продукции) в здании учебного заведения. События развивались следующим образом. Образовательное учреждение высшего профессионального образования передало в аренду предприятию "А" подвальное помещение одного из корпусов института. В свою очередь, предприятие "А" передало этот подвал в субаренду предприятию "В", которое и открыло в нем закусочную с продажей алкоголя. Судьи кассационной инстанции указали, что лицензию у предприятия надо бы отозвать, так как нарушение Закона N 171-ФЗ и Правил продажи налицо*(9).
Кроме того, продавать алкоголь (с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции) нельзя:
- в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях*(10). Споры по поводу прилегающих территорий имеют повсеместный характер. Отметим, что инспекторы далеко не всегда одерживают в них победу. Например, закусочная, куда налоговики пришли с проверкой, располагалась неподалеку от автозаправочной станции (АЗС). В свою очередь, АЗС является источником повышенной опасности, и в радиусе не менее 100 м от нее продавать крепкие спиртные напитки нельзя. Однако инспекция не представила доказательств того, что орган местного самоуправления принял соответствующий акт об отнесении территории, на которой расположена закусочная, к территории, прилегающей к месту нахождения источника повышенной опасности. Поэтому претензии налоговиков были признаны необоснованными*(11);
- в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах. Позицию арбитров по этому вопросу иллюстрирует Постановление ФАС СКО от 13.02.2008 N Ф08-215/08-91А. В нем рассматривается ситуация, когда проверкой установлено, что организация допустила нарушение Правил продажи алкогольной продукции, так как ее реализация осуществлялась в неприспособленном для этого месте (под навесом, во дворе ресторана). Суд проверяющих поддержал.
Несколько слов о дополнительных ограничениях в сфере розничной продажи алкоголя. Их вправе устанавливать субъекты РФ (п. 3.1 и 3.2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ). Это могут быть ограничения по времени суток (например, после 23 часов продавать алкоголь нельзя) или по размеру оплаченного уставного капитала продавца, правда, на сферу общепита последнее ограничение не распространяется.
Качество продукции
Приведем такой пример. В кафе вместе с закусками подаются алкогольные напитки (водка, вино, коньяк). В ходе проверки их качества инспекторы обнаружили в содержимом бутылок посторонние включения в виде мелких частиц (осадка). В связи с этим были отобраны пробы и вынесено предписание о лабораторных исследованиях. По результатам последних алкогольная продукция не соответствует требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам. В этом случае предприятие привлекается к административной ответственности, однако уже по ст. 6.14 КоАП РФ. В данной статье предусмотрено наказание за производство либо оборот алкогольной продукции (этилового спирта, спиртосодержащей продукции), не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Статьей 6.14 КоАП РФ установлены не только суммы штрафов (для должностных лиц - от 4 000 до 5 000 руб., для юридических - от 100 000 до 200 000 руб.), но и предусмотрена конфискация соответствующей продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов.
В связи с вышеизложенным напомним, что согласно абз. 1 п. 140 Правил продажи перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Об этом же свидетельствует арбитражная практика (Постановление ФАС УО от 28.07.2008 N Ф09-5362/08-С1).
Примеров привлечения организаций общественного питания к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ немало. Так, судьи ФАС ПО в Постановлении от 25.07.2008 N А65-82/08-СА3-48) признали правомерным наложение на организацию (кафе) штрафа в размере 100 000 руб. Причиной послужило отсутствие производственного контроля на предприятии, в результате чего в продажу поступил алкогольный напиток (коньяк), не соответствующий требованиям ГОСТ*(12). Продукт имел явные признаки недоброкачественности (в частности, наличие осадка, помутнений, посторонних включений).
Малозначительные правонарушения
Порой, признавая свою вину в совершении административного проступка, должностные и юридические лица предпочли бы ограничиться порицанием в свой адрес вместо штрафа. Напомним, что ст. 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. Такое освобождение имеет не абсолютный, а относительный характер, так как применяется только по усмотрению судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.
Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит указаний на то, какие правонарушения можно считать малозначительными. В решении этого вопроса следует учитывать разъяснения, данные высшими судебными органами. Так, согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Именно потому, что признание правонарушения малозначительным не обязанность суда, а его право, судебная практика неоднозначна. Например, одно и то же правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, судьи ФАС ВВО признают малозначительным (Постановление от 09.07.2008 N А31-670/2008-16), а ФАС ПО - нет (Постановление от 24.07.2008 N А12-3246/08-С15).
Заключение
В данной статье мы обрисовали общую картину нарушений в сфере реализации алкогольной продукции. Как показывает практика, большинство проблем предсказуемы, поэтому рекомендуем уделять пристальное внимание основным законодательным ограничениям и запретам в области оборота алкоголя. Надеемся, что приведенные в статье мнения и комментарии помогут сориентироваться в их разнообразии.
И.И. Моисеева
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
*(3) Питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное) являются видами алкогольной продукции.
*(4) Федеральный закон от 01.12.1999 N 29-ФЗ.
*(5) При наличии грубых нарушений размер штрафов увеличивается (см. п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ).
*(6) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013.
*(7) Аналогичные случаи были рассмотрены в постановлениях ФАС СЗО от 16.07.2008 N А42-381/2008 и ФАС УО от 06.08.2008 N Ф09-5572/08-С1.
*(8) Текст утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.01.2007 N 49.
*(9) Заметим, что первая инстанция расценила ситуацию иначе и приняла сторону предприятия "В", аргументируя свое решение тем, что гриль-бар хотя и находится в здании института, но располагается не в учебном, а в подвальном помещении, то есть оно изолировано от учебного корпуса, все имеющиеся двери выходят не на территорию института, а на центральную улицу города.
*(10) Таковыми являются территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, земельные участки (Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ). Например, в Москве эти территории определяются по пешеходной зоне от входных дверей предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до входных дверей мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности (п. 5 приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП).
*(11) Постановление ФАС СЗО от 15.02.2008 N А56-16549/2007.
*(12) ГОСТ Р 51618-2000 "Коньяки российские. Общие технические условия".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"