Кредитные организации как субъекты организованного
фондового рынка
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)*(1), несмотря на периодически возникающие на нем кризисные явления, является неотъемлемой частью современной мировой экономики. Происходящие в настоящее время как в России, так и за рубежом процессы секьюритизации активов еще более усиливают значимость фондового рынка в экономической системе.
Российское законодательство построено на принципах континентальной модели финансового рынка, которая, в отличие от англосаксонской модели, характеризуется отсутствием ограничений на участие кредитных организаций в операциях с ценными бумагами*(2). Поэтому в России кредитные организации - активные участники фондового рынка, выступающие на нем в качестве эмитентов, инвесторов и профессиональных участников.
Организованный фондовый рынок является частью рынка ценных бумаг. Однако данное понятие в законодательстве и в научной литературе не имеет однозначного толкования.
Определение организованного фондового рынка (организованного рынка ценных бумаг) в российском законодательстве отсутствует. Однако в подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность кредитных организаций, достаточно широко используется понятие "организованный рынок ценных бумаг" (ОРЦБ). Как отмечает С.П. Карчевский, "Категория "Организованный рынок ценных бумаг" (ОРЦБ) была введена в оборот Банком России при совместной разработке с Министерством финансов нормативной базы в 1993-1995 гг. для регулирования обращения государственных ценных бумаг. Затем правила ОРЦБ были распространены на обращение других финансовых инструментов"*(3).
Согласно п. 1.2 Положения Банка России от 8 июля 1998 г. N 32-П "О порядке осуществления расчетов по операциям с финансовыми активами на ОРЦБ"*(4) (далее - Положение Банка России N 32-П) под ОРЦБ понимается совокупность отношений, связанных с обращением ценных бумаг, срочных контрактов и других финансовых активов, правила исполнения сделок и бухгалтерского учета с которыми соответствуют требованиям, установленным Банком России. Таким образом, Банк России ограничивает сферу организованного фондового рынка лишь отношениями, регулируемыми нормативными правовыми актами Банка России. К таким отношениям на фондовом рынке относятся отношения, связанные с обслуживанием и обращением выпусков федеральных государственных ценных бумаг (см. Положение Банка России от 25 марта 2003 г. N 219-П "Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг"*(5) (далее - Положение Банка России N 219-П). Однако в действительности круг отношений, составляющих организованный фондовый рынок, гораздо шире.
Согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(6) (в ред. от 6 декабря 2007 г.; далее - Закон о рынке ценных бумаг) одним из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является деятельность по организации торговли. Ее можно определить как предоставление услуг, способствующих заключению сделок, совершаемых по поводу ценных бумаг между профессиональными участниками фондового рынка, путем осуществления действий по:
сбору встречных предложений об условиях сделок, подаваемых по установленной форме и в установленном порядке,
сопоставлению данных предложений и определению сторон сделок в соответствии с заранее установленными правилами,
регистрации совершенных сделок и раскрытию информации по результатам их заключения.
В соответствии со ст. 9 Закона о рынке ценных бумаг профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на данном рынке, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг. Уже само указание на наличие организатора торговли свидетельствует об организованном ее характере. Таким образом, организованный фондовый рынок образуют отношения, связанные с осуществлением торговли, упорядоченной посредством профессиональной деятельности организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
В научной литературе высказывается точка зрения о том, что организованным фондовым рынком является биржевой рынок, организаторами торговли на котором выступают фондовые биржи*(7). Такое понимание организованного фондового рынка представляется слишком узким. В соответствии с п. 1.2 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. N 07-102/пз-н*(8) (далее - Положение об организации торговли), деятельность по организации торговли могут осуществлять только юридические лица, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и(или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи. Таким образом, фондовая биржа является не единственным видом организаторов торговли на рынке ценных бумаг. По данным интернет-сайта ФСФР России*(9) по состоянию на 10 июня 2008 г. лицензию фондовой биржи имеют шесть юридических лиц*(10), лицензию организатора торговли (не фондовой биржи) - четыре*(11). При этом, с точки зрения действующего законодательства*(12), осуществление юридическим лицом биржевой деятельности на иных рынках (валютном и(или) товарном) не является обязательным условием получения лицензии организатора торговли на рынке ценных бумаг - т.е. организатор торговли на фондовом рынке может вообще не иметь статуса биржи*(13).
Круг объектов организованного фондового рынка законодательством четко не определен. Однако еще дореволюционными правоведами отмечалась такая особенность организованного рынка, как отсутствие на нем товара при заключении сделок*(14). Это обусловливает особые требования к товару, являющемуся предметом организованной торговли. Правоведами отмечается, что объектами организованного рынка являются объекты гражданских прав, определенные родовыми признаками, обладающие свойствами однородности (сопоставимости, взаимозаменимости);
ликвидности; свободной обращаемости; количественной определимостью либо по числу, либо по размеру, либо по весу, длительным жизненным циклам, массовым объемам выпуска*(15). К объектам гражданских прав, обладающим вышеперечисленными признаками, можно отнести эмиссионные ценные бумаги (в том числе государственные и муниципальные) и так называемые ценные бумаги коллективного инвестирования*(16) - инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда и ипотечные сертификаты участия. На возможность обращения данных ценных бумаг на торгах организаторов торговли прямо указывают федеральные законы*(17). Однако это не исключает возможности обращения на организованном рынке и других ценных бумаг, если они соответствуют вышеуказанным признакам объекта организованной торговли, поскольку в действующем российском законодательстве не содержится запрета обращения на организованном фондовом рынке ценных бумаг, которые прямо не указаны в законе в качестве объектов организованной торговли. Так , например, в настоящее время в рамках российской Ассоциации участников единого вексельного рынка (АУВЕР) обсуждается возможность создания организованного рынка наиболее ликвидных векселей на базе торговой площадки ММВБ*(18).
Согласно п. 1 ст. 13 Закона о рынке ценных бумаг и Положению о порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов), утвержденному приказом ФСФР России от 24 августа 2006 г. N 06-95/пз-н*(19) (в ред. от 29 марта 2007 г.), на фондовых биржах также совершаются "сделки, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на ценные бумаги (фондовых индексов)". Предметом таких сделок могут выступать не только поставка самих ценных бумаг, но и уплата денежных средств (при расчетных фьючерсных, опционных и своп-сделках), а также передача прав и обязанностей по стандартным контрактам - производных финансовых инструментов (деривативов).
Таким образом, организованный фондовый рынок не ограничивается лишь сферой обращения федеральных государственных ценных бумаг, регулируемой положениями Банка России N 32-П и N 219-П. На основании изложенного организованный фондовый рынок (организованный рынок ценных бумаг) можно определить как систему общественных отношений, возникающих в процессе публичного обращения и размещения ценных бумаг и производных от них финансовых инструментов на торгах организаторов торговли.
Организованный фондовый рынок представляет собой наиболее упорядоченную и в то же время наиболее концентрированную по спросу и предложению часть фондового рынка. Структура организованного фондового рынка имеет ряд особенностей.
Субъектов правоотношений на организованном фондовом рынке можно разделить на две группы: 1) участники рынка (или участники торгов) - лица, заключающие на рынке гражданско-правовые сделки; 2) организации, образующие рыночную инфраструктуру (оказывающие услуги участникам рынка).
Что касается первой группы субъектов организованного фондового рынка, то в соответствии с п. 3.1 Положения об организации торговли участниками торгов у организатора торговли могут быть только брокеры, дилеры и управляющие, действующие на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг; иные лица могут совершать операции через организатора торговли исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов у организатора торговли. Таким образом, организованный фондовый рынок является сферой деятельности профессионалов. Инвестор, не являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг, для совершения сделок на торговой площадке организатора торговли должен заключить договор на оказание посреднических услуг с брокером. Эмитенту, имеющему намерение осуществить размещение ценных бумаг на торгах организатора торговли, помимо договора с самим организатором торговли, определяющего условия такого размещения, требуется также заключение посреднического договора с брокером, который будет выполнять в интересах эмитента функции продавца на торгах организатора торговли.
Профессиональными участниками фондового рынка, не участвующими в торговых отношениях на нем, но деятельность которых состоит в обслуживании оборота ценных бумаг, помимо самих организаторов торговли являются депозитарии, клиринговые организации и регистраторы. Также к субъектам, оказывающим услуги участникам рынка ценных бумаг, можно отнести кредитные организации, через которые осуществляются расчеты по сделкам, заключенным участниками торгов. Однако субъектом организованного фондового рынка следует считать не любого из вышеуказанных профессиональных участников рынка ценных бумаг и не любую кредитную организацию, в которой открыт расчетный счет участника организованного фондового рынка, а лишь тех из них, которые выполняют особые функции по централизованному обслуживанию сделок, заключаемых на торгах конкретного организатора торговли. Такими субъектами являются участники фондового рынка, выполняющие функции:
расчетного депозитария (депозитарий, организовывающий централизованное депозитарное обслуживание сделок с ценными бумагами, заключаемых на фондовых биржах или на торгах у других организаторов торговли на рынке ценных бумаг, и осуществляющий переводы ценных бумаг по депозитарным счетам профессиональных участников рынка ценных бумаг по итогам таких сделок);
клирингового центра (клиринговая организация, организовывающая централизованный клиринг обязательств, вытекающих из сделок, заключенных на торгах организаторов торговли);
расчетного центра (кредитная организация, организовывающая централизованные денежные расчеты (переводы) между профессиональными участниками рынка ценных бумаг по итогам сделок, заключенных на торгах организаторов торговли)*(20).
Регистратор в силу специфики своей деятельности не может осуществлять централизованное обслуживание сделок, заключенных на торгах организатора торговли. По этой причине он не является субъектом организованного фондового рынка.
Таким образом, ко второй группе субъектов организованного фондового рынка можно отнести организаторов торговли, расчетных депозитариев, клиринговые и расчетные центры. Организаторы торговли в системе субъектов организованного фондового рынка занимают особое место. Как отмечают А.А. Килячков и Л.А. Чалдаева, они "играют для рынка ценных бумаг исключительно важную системообразующую роль (функцию), концентрируя вокруг себя в той или иной мере все виды организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на фондовом рынке"*(21).
Кредитные организации могут являться субъектами организованного фондового рынка, во-первых, выполняя свои традиционные функции по расчетному обслуживанию - выступая в качестве расчетного центра и, во-вторых, осуществляя профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
Деятельность кредитных организаций как расчетных центров регулируется общими нормами законодательства о банках и банковской деятельности. В качестве расчетных центров, с учетом своей правосубъектности, могут выступать банки и расчетные небанковские кредитные организации. Однако, как правило, ими являются расчетные небанковские кредитные организации*(22). Причина этого состоит в отсутствии у расчетных небанковских кредитных организаций кредитного и некоторых других видов рисков, свойственных банкам, ввиду ограниченного круга осуществляемых ими банковских операций. Минимизация рисков расчетных центров организованного фондового рынка способствует повышению надежности соответствующей платежной системы.
Особенности взаимодействия кредитной организации с другими участниками организованного рынка устанавливаются правилами проведения расчетов и клиринга, утверждаемыми организаторами торговли, а также договорами, заключаемыми расчетными центрами с организаторами торговли, расчетными депозитариями и клиринговыми центрами, обслуживающими торги. Данные договоры можно охарактеризовать как организационные, поскольку их предметом является порядок взаимодействия в процессе обслуживания торговых операций на организованном рынке. С участниками торгов расчетными центрами заключаются договоры банковского счета. Например, договором о взаимодействии, заключенным между НКО ЗАО "Расчетная палата ММВБ" и ММВБ, предусматривается предварительное - до начала торгов - резервирование (блокировка) участниками торгов денежных средств на счетах участников клиринга, открытых в расчетном центре, в объеме, необходимом для обеспечения исполнения обязательств, означающее, что списание денежных средств с этих счетов производится только на основании доверенности, в соответствии с которой ММВБ предоставляется право в отношении данного счета составлять, подписывать и передавать расчетные документы в НКО ЗАО "Расчетная палата ММВБ" на списание/зачисление денежных средств исходя из результатов клиринга, проводимого на ММВБ в соответствии с условиями клиринга.
Особо регулируется деятельность кредитных организаций - участников организованного рынка федеральных государственных ценных бумаг (ОРЦБ) или входящих в его инфраструктуру. В соответствии с Положением Банка России N 219-П участниками рынка федеральных государственных ценных бумаг (облигаций) являются:
эмитент (Минфин России);
генеральный агент эмитента (Банк России), функции которого состоят в установлении требований к торговой системе, Расчетным центрам ОРЦБ, Депозитарной системе; заключении договоров с организациями на выполнение функций торговой и депозитарной систем, расчетных центров ОРЦБ, дилеров, первичных дилеров; установлении правил проведения аукциона по размещению облигаций и по поручению эмитента проведении указанного аукциона; осуществлении по поручению эмитента за счет средств федерального бюджета обслуживания выпусков облигаций, и некоторые другие;
первичный дилер - дилер, отвечающий специальным требованиям, установленным Банком России для статуса первичных дилеров, и заключивший соответствующий договор с Банком России;
дилер - юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг, совершающее гражданско-правовые сделки (купли-продажи) с облигациями от своего имени как за свой счет, так и в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии (он заключает договор с Банком России на выполнение функций дилера на рынке облигаций),
владелец (инвестор) - юридическое или физическое лицо, не являющееся дилером, приобретающее облигации на праве собственности либо получающее права на облигации на основании договора доверительного управления (инвестор заключает с дилером договор, который определяет порядок приобретения/отчуждения облигаций, осуществления операций по счету "депо" инвестора и порядок учета прав на облигации на этом счете).
Лицами, участвующими в торгах на ОРЦБ, являются первичные дилеры и дилеры. Кредитные организации могут выполнять функции дилера на ОРЦБ в случае, если обладают статусом профессионального участника рынка ценных бумаг и заключили соответствующий договор с Банком России. К первичным дилерам Банком России предъявляются специальные (повышенные по сравнению с дилерами) требования. В качестве первичного дилера также может выступать сам Банк России.
Инфраструктуру ОРЦБ составляют торговая, депозитарная и расчетная системы. Торговая система - юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и уполномоченное на основании договора с Банком России обеспечивать процедуру заключения сделок с облигациями в соответствии с нормативными актами Банка России, которая также осуществляет клиринг, составляет отчетные документы по совершенным сделкам и представляет их в расчетные системы и депозитарий. На основании договора с Банком России функции торговой системы на ОРЦБ выполняет ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" (ММВБ).
Депозитарная система - совокупность организаций, уполномоченных обеспечивать учет прав владельцев облигации, а также перевод облигаций по счетам "депо" по сделкам купли-продажи и в других случаях, предусмотренных Положением Банка России N 219-П.
Расчетная система представляет собой совокупность расчетных центров ОРЦБ, обеспечивающих расчеты по денежным средствам по сделкам с ценными бумагами и другими финансовыми активами. В отношении расчетных центров ОРЦБ Положением Банка России N 219-П прямо закреплено, что в этом качестве может выступать только небанковская кредитная организация, уполномоченная на основании договора с Банком России обеспечивать расчеты по денежным средствам дилеров по сделкам с облигациями путем открытия банковских счетов дилеров и осуществления операций по этим счетам в соответствии с нормативными актами Банка России.
Особый порядок расчетов на ОРЦБ установлен положениями Банка России N 32-П и N 219-П. Положением Банка России от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"*(23) (в ред. от 11 октября 2007 г.) установлены особенности бухгалтерского учета операций по счетам, открываемым участникам ОРЦБ и его инфраструктурным организациям.
На основании вышеизложенного ОРЦБ, как он определен в Положении Банка России N 32-П, можно охарактеризовать как часть организованного фондового рынка, для которой характерны особый субъектный состав и особое правовое регулирование нормативными актами Банка России.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"*(24) (в ред. от 8 апреля 2008 г.; далее - Закон о банках) кредитные организации имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами. Необходимость диверсифицированного инвестирования привлеченных кредитными организациями денежных средств побуждает их к активному осуществлению профессиональной деятельности на организованном фондовом рынке, прежде всего, в качестве его участников - брокеров, дилеров и доверительных управляющих.
Для осуществления кредитной организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг помимо лицензии на осуществление банковских операций требуется также получение лицензии соответствующего профессионального участника рынка ценных бумаг*(25).
С мая 2002 г. прекращены лицензирование и контроль профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг Банком России. В настоящее время эти функции переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России). Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный приказом ФСФР России от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н*(26) (в ред. от 20 сентября 2007 г.; далее - Порядок лицензирования), предусматривает некоторые особенности лицензирования кредитных организаций. В соответствии с п. 4. ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг дополнительным основанием для отказа в выдаче кредитной организации лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ее приостановления или аннулирования является аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России.
Совмещение различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в целях предотвращения возможных конфликтов интересов ограничивается законодательством. По общему правилу, установленному Порядком лицензирования (п. 1.5), допускается совмещение следующих видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:
брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарная деятельность;
клиринговая деятельность и депозитарная деятельность;
деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и клиринговая деятельность.
Следует отметить, что поскольку Законом о рынке ценных бумаг (п. 4 ст. 11) для фондовой биржи установлен запрет совмещать свою деятельность с иными видами хозяйственной деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также деятельности по сдаче имущества в аренду, кредитная организация не может одновременно являться фондовой биржей. Однако аналогичный запрет не установлен в отношении иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. В связи с тем, что кредитной организации согласно ст. 5 Закона о банках запрещается заниматься лишь производственной, торговой и страховой деятельностью, можно утверждать, что действующее российское законодательство не содержит препятствий для совмещения деятельности кредитной организации и организаторов торговли на рынке ценных бумаг, не являющихся фондовыми биржами.
Некоторые вопросы совмещения банковской деятельности и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг регулируются совместным актом ФКЦБ России и Банка России - Положением об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию, утвержденным ФКЦБ РФ, Банком России от 20, 22 января 1998 г. N 3, N 16-П. В соответствии с п. 2 данного Положения профессиональный участник рынка ценных бумаг, совмещающий депозитарную деятельность с брокерской или дилерской деятельностью или с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, не может выполнять операции расчетного депозитария, клирингового центра, и(или) расчетного центра.
Сопоставляя все вышеуказанные ограничения на совмещение видов деятельности на рынке ценных бумаг, можно заключить, что на организованном фондовом рынке для кредитной организации допускаются следующие варианты совмещения деятельности:
брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарная деятельность (кроме деятельности расчетного депозитария, расчетного центра);
брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и деятельность расчетного центра;
деятельность расчетного депозитария, клирингового центра и расчетного центра;
деятельность клирингового центра, расчетного центра и организатора торговли, не являющегося фондовой биржей.
Из перечисленных моделей первая наиболее экономически эффективна для коммерческих банков. Причиной этого является достаточно высокий интерес потенциальных инвесторов к предоставляемым банками услугам индивидуального (ИДУ) и общего (ОФБУ) доверительного управления финансовыми активами (в том числе ценными бумагами), требующим лицензии доверительного управляющего и, как правило, депозитария на рынке ценных бумаг. Другие модели совмещения профессиональной деятельности на фондовом рынке в наибольшей степени приемлемы для расчетных небанковских кредитных организаций, специализирующихся на обслуживании организованного рынка ценных бумаг.
О.М. Шевченко,
преподаватель кафедры предпринимательского (хозяйственного) права
Московской государственной юридической академии
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 10, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В настоящей статье понятия "фондовый рынок" и "рынок ценных бумаг" употребляются в качестве синонимов. Однако ряд исследователей разграничивают данные понятия. См., например: Батунин М. Соотношение фондового рынка и рынка ценных бумаг // Хозяйство и право. 1996. N 5. Тем не менее, более распространенной является точка зрения, согласно которой данные понятия идентичны.
*(2) О моделях регулирования финансового рынка см.: Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 490-495.
*(3) Карчевский С.П. Правовое регулирование деятельности Расчетного центра Организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ) // Юридическая работа в кредитной организации. 2007. N 4.
*(4) Вестник Банка России. 1998. N 41.
*(5) Вестник Банка России. 2003. N 40.
*(6) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
*(7) См.: Фролова И.А. Правовое регулирование перехода прав на бездокументарные ценные бумаги: Дисс. : канд. юрид. наук. М., 2006. С. 80.
*(8) БНА. 2008. N 8.
*(9) www.fcsm.ru/catalog.asp?ob_no=3686.
*(10) ЗАО "Фондовая биржа ММВБ", ОАО "Фондовая биржа "Российская Торговая Система", ЗАО "СанктПетербуржская Валютная Биржа", НП "Фондовая биржа "Санкт-Петербург", НП "Московская фондовая биржа", ОАО "Фондовая Биржа Высоких Технологий".
*(11) ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа", ЗАО "Санкт-Петербуржская Валютная Биржа", ЗАО "Сибирская межбанковская валютная биржа", НП "Фондовая биржа "Российская Торговая Система".
*(12) См.: Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н // БНА. 2007. N 23.
*(13) Об отличиях фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг см.: Шевченко О.М. Виды организаторов торговли на рынке ценных бумаг: сравнительно-правовая характеристика // Предпринимательское право. 2008. N 2.
*(14) См., например: Удинцев В.А. Русское торгово-промышленное право. Киев: Типография И.И. Чоколова, 1907. С. 457; Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. Киев: Типография И.Н. Кушнерева и Ко, 1886. С. 166.
*(15) См., например: Шеленкова Н. Допуск биржевых ценностей к биржевой торговле // Российская юстиция. 1997. N 3.
*(16) Шевченко Г.Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М.: Статут, 2006. С. 42-54.
*(17) См.: Статья 1, п. 1 ст. 14 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 20 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" (в ред. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.
*(18) www.auver.ru/?document&document=497&issue=52
*(19) БНА. 2006. N 43.
*(20) Указанные определения расчетного депозитария, клирингового центра и расчетного центра даны в Положении об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию (утв. ФКЦБ РФ, Банком России от 20, 22 января 1998 г. N 3, N 16-П) // Вестник Банка России. 1998. N 7.
*(21) Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2005. С. 277.
*(22) Например, на фондовом рынке ММВБ расчеты участников торгов по денежным средствам в российских рублях и иностранной валюте осуществляет ЗАО "Расчетная палата ММВБ", являющаяся небанковской кредитной организацией. Торги на фондовой бирже РТС обслуживает Небанковская кредитная организация "Расчетная палата РТС" (ООО). Участники торгов НП "Московская фондовая биржа" открывают расчетные счета в ООО Небанковская кредитная организация "Платежная система "Рапида".
*(23) Вестник Банка России. 2007. N 20-21.
*(24) СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
*(25) В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.
*(26) БНА. 2007. N 23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кредитные организации как субъекты организованного фондового рынка
Автор
О.М. Шевченко - преподаватель кафедры предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2008, N 10