Предновогодняя памятка бухгалтера бюджетной сферы
В декабре 2024 года и в первые недели нового 2025 года у бухгалтеров бюджетной сферы традиционно, помимо текущей работы, возникает множество неотложных дел. Рекомендуем не откладывать их "на потом"...
Также если по каким-то причинам Вы пропустили VI Конференцию для бухгалтеров, экономистов и аудиторов бюджетной сферы, рекомендуем ознакомиться с видеотрансляциями по интересующим тематикам в Ленте Интернет-семинаров ГАРАНТ.
Итак, в ближайшее время нужно успеть:
Ознакомиться с изменениями, вступающими в силу в 2025 году
С 1 января 2025 года в работе бухгалтера ожидается целый ряд новшеств. Среди них новые формы электронной "первички", скорректированные правила применения КОСГУ и бюджетной классификации, изменения в налоговом законодательстве.
Рекомендуем:
Утвердить учетную политику либо внести изменения в уже имеющуюся
Учетная политика как для целей бухгалтерского, так и налогового учета применяется последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 11 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", п. 12 ст. 167 НК РФ). Законодательство допускает возможность изменения учетной политики в случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, пп. 12, 13 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", ст. 313 НК РФ.
Изменения в учетную политику следует утвердить не позднее 31 декабря 2024 года (шестой абзац ст. 313 НК РФ и ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ).
Подробнее об особенностях формирования единой учетной политики при централизации учета смотрите в соответствующем разделе Энциклопедии решений. Централизованный бухгалтерский учет (для бюджетной сферы).
Чем нужно дополнить учетную политику в связи с нововведениями? Какие положения учетной политики можно исключить, поскольку соответствующие вопросы теперь урегулированы нормативными актами? Какие изменения необходимо учесть при составлении Учетной политики на 2025 год, а какие - необязательны, но их внесение в локальный акт позволит урегулировать ряд важных моментов и усовершенствовать работу бухгалтерии? Ответы на эти и другие вопросы по наполнению учетной политики - 2025 - в нашей специальной Памятке.
Рекомендуем:
Конструктор учетной политики |
|
Учетная политика - 2025 для бюджетной сферы: проводим ревизию |
|
Примерные формы учетных политик на 2025 год: - для целей бюджетного учета в казенных учреждениях и органах власти; - для целей бухгалтерского учета для бюджетных и автономных учреждений; - для целей налогового учета казенного учреждения; - для целей налогового учета бюджетного учреждения или автономного учреждения, применяющего ОСНО; - для целей налогового учета автономного учреждения, применяющего УСН, |
|
Энциклопедия решений |
Проверить сроки хранения документов
Во многих странах существует хорошая традиция - избавляться под Новый год от всего старого и ненужного. В любой бухгалтерии наверняка найдется полка, шкаф или жесткий диск с документами, сроки хранения которых истекли. Возможно, сейчас самое время освободить от них рабочее и жизненное пространство.
Рекомендуем ознакомиться:
Энциклопедия решений •Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности (для бюджетной сферы) |
|
Формы документов |
Провести инвентаризацию и анализ данных бухучета
Каждый год перед составлением итоговой отчетности в учреждении проводится проверка всех активов и обязательств. Это твердое требование законодательства - организовать инвентаризацию в целях подтверждения соответствия данных об объектах инвентаризации, отраженных в учете, их фактическому наличию у организации бюджетной сферы.
Проведение инвентаризации - процедура далеко не новая, но вызывающая у организаций бюджетной сферы из года в год большое количество вопросов. И главная причина этого заключалась в отсутствии в нормативных правовых актах механизма и порядка ее проведения.
Но теперь все изменилось! У организаций бюджетной сферы появились Общие требования к порядку проведения инвентаризации в виде Приложения N 1 к Стандарту "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (далее - Общие требования к инвентаризации), которые с 2024 года обязательны к применению. Методические рекомендации по применению Общих требований к инвентаризации доведены письмом Минфина России от 01.07.2024 N 02-06-06/61122.
Подробнее о проведении годовой инвентаризации смотрите в нашей Памятке, подготовленной по этой теме.
Смотрите также:
Выплатить декабрьскую зарплату до новогодних каникул
Многие работодатели стремятся выплатить зарплату за декабрь до новогодних каникул. Работники, как правило, не возражают: предстоят большие траты на подарки, празднование Нового года и Рождества, новогодние путешествия... Однако такая "преждевременная" выплата выбивается из установленного графика.
Дата фактического получения дохода в денежной форме в виде оплаты труда определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления на счета (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Соответственно, если заработная плата за исполнение трудовых обязанностей в декабре (в одном налоговом периоде) выплачивается в январе следующего календарного года (в другом налоговом периоде), то в таком случае соответствующий доход относится к другому налоговому периоду.
В связи с этим обращаем внимание на нюансы отражения в 6-НДФЛ зарплаты за декабрь 2024 года:
- при выплате до 31.12.2024 информация об этом отражается в 6-НДФЛ за 2024 год;
- при выплате в январе 2025 года данные о заработной плате и НДФЛ подлежат отражению в разделах 1 и 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2025 года, а также в приложении N 1 "Справка о доходах и суммах налога физического лица" к расчету по форме 6-НДФЛ за 2025 год и в справке о доходах и суммах налога физического лица за 2025 год.
Также напоминаем, что налоговым агентам необходимо представить уведомления по НДФЛ:
- за период с 01.12 по 22.12 - по сроку не позднее 25.12.2024;
- за период с 23.12 по 31.12 - по сроку не позднее 28.12.2024.
По страховым взносам действует норма, позволяющая до наступления срока уплаты страховых взносов зачесть положительное сальдо ЕНС в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате страховых взносов сразу после поступления уведомления. Таким образом, в случае уплаты в декабре 2024 года страховых взносов за декабрь 2024 года, одновременно с оплатой нужно направить в налоговый орган Уведомление по страховым взносам в отношении уплаченных сумм с кодом отчетного периода 34/03 (см. также письмо ФНС России от 18.11.2024 N БС-4-11/13083@ ).
Чтобы ничего не нарушить, прочитайте наши рекомендации:
Энциклопедия решений •Заполнение 6-НДФЛ при выплате заработной платы за декабрь 2024 года •Сроки исчисления, удержания и перечисления НДФЛ с разных видов доходов налоговыми агентами |
|
Формы документов |
Утвердить Бюджетную смету, План ФХД, План-график закупок
В казенных учреждениях должна быть составлена и утверждена в установленном порядке Бюджетная смета на 2025 год (плановый период 2026 - 2027 годов) (п. 2 ст. 161 БК РФ, п. 6 Общих требований, утв. приказом Минфина России от 14.02.2018 N 26н). Утвердить бюджетную смету надо не позднее 10 рабочих дней со дня доведения казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) (п. 10 Общих требований N 26н). Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являются неотъемлемой частью сметы (изменений сметы) (п. 6 Общих требований N 26н).
В бюджетных и автономных учреждениях составляется и утверждается План ФХД на 2025 год (плановый период 2026 - 2027 годов). План ФХД бюджетные и автономные учреждения должны составлять и утверждать в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 31.08.2018 N 186н. Утвердить План ФХД на 2025 год и плановый период необходимо до конца 2024 года (п. 46 Требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н).
Рекомендуем ознакомиться:
Утвердить график отпусков на 2025 год
График отпусков утверждается работодателем ежегодно не позднее, чем за две недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК РФ). График отпусков на 2025 год должен быть утвержден не позднее 17 декабря 2024 года.
Рекомендуем ознакомиться:
Утвердить лимит остатка кассы
Для ведения кассовых операций юридическое лицо устанавливает лимит остатка наличных денег (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У). Срок, в течение которого действует утвержденный лимит кассы, не регламентирован, поэтому лимит может быть установлен как на определённый срок, так и бессрочно. Пересмотр установленного лимита допустим в любое время исходя из текущих потребностей. Если срок действия лимита был установлен до 31 декабря 2024 года, то на следующий год необходимо издать новый приказ.
Рекомендуем ознакомиться:
Уточнить налоговый статус иностранных работников
Окончательный налоговый статус иностранного работника, определяющий налогообложение его доходов, полученных за год, устанавливается по итогам налогового периода, то есть на 31 декабря 2024 года.
Рекомендуем ознакомиться:
Энциклопедия решений •Подтверждение статуса резидента (нерезидента) РФ (для физических лиц) •Изменение ставки НДФЛ при получении (утрате) статуса резидента РФ |
Проверить лимиты нормируемых расходов
Некоторые расходы (рекламные, представительские, на добровольное медицинское страхование и др.) для целей исчисления налога на прибыль являются нормируемыми. Норматив таких расходов рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, следовательно, на 31 декабря лимит следует уточнить (п. 3 ст. 318 НК РФ).
Рекомендуем ознакомиться:
Справочная информация |
|
Энциклопедия решений •Представительские расходы в целях налогообложения прибыли •Суммы платежей работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников |
Провести инвентаризацию резервов в налоговом учете и принять решение о создании резервов на следующий год
Если учреждение создавало резервы (на оплату предстоящих отпусков и вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, на гарантийный ремонт, на ремонт основных средств, по сомнительным долгам и др.), то на последнее число налогового периода необходимо провести их инвентаризацию и отразить полученные результаты в учете. Кроме того, надо решить, будет учреждение создавать резервы в следующем налоговом периоде или нет.
Рекомендуем ознакомиться:
Энциклопедия решений •Резерв предстоящих расходов бюджетного учреждения в целях налогообложения прибыли •Расходы бюджетных и автономных учреждений в целях налогообложения прибыли |
Выбрать обособленное подразделения в субъекте РФ, через которое будет уплачиваться налог на прибыль
Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений в одном субъекте РФ, то он должен уведомить инспекцию о выборе того из них, через которое будет уплачиваться налог на прибыль в бюджет субъекта РФ. Сделать это необходимо до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (второй абзац п. 2 ст. 288 НК РФ).
Поскольку 31 декабря 2024 года является выходным днем, уведомление должно быть представлено в налоговый орган не позднее 9 января 2025 года (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Рекомендуем ознакомиться:
Энциклопедия решений |
|
Формы документов |
Выбрать обособленное подразделение, через которое будет представляться единая отчетность по налогу на имущество
Если у организации есть облагаемые по среднегодовой стоимости объекты недвижимости, находящиеся на территориях нескольких ИФНС одного региона, то она вправе подавать единую декларацию по налогу на имущество. Для этого нужно уведомить налоговый орган, в который будет представляться единая отчетность.
Для представления единой декларации за 2025 год уведомление нужно подать до 1 февраля 2025 года.
Рекомендуем:
Выбрать обособленное подразделения в субъекте РФ, через которое будет представляться отчетность по НДФЛ
Налоговые агенты - российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений (далее также - ОП), в случае, если место нахождения организации и ее ОП - территория одного муниципального образования либо если ОП имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, представляют отчетность по НДФЛ в отношении работников этих ОП в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения организации.
При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого ОП. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по НДФЛ. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество ОП на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления Расчета 6-НДФЛ.
Приказом ФНС России от 06.12.2019 N ММВ-7-11/622 утверждена форма уведомления, ее формат и порядок заполнения. Полагаем, что уведомить налоговый орган о выборе ОП, через которое будет предоставляться отчетность по НДФЛ в 2024 году, следует не позднее 9 января 2025 года (первый рабочий день после каникул). См. также письмо ФНС России от 07.09.2021 N БС-4-11/12684@.
Рекомендуем:
Формы документов |
|
Энциклопедия решений •Представление налоговыми агентами расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ |
Автономному учреждению подумать о переходе на другой режим налогообложения
Декабрь - удачное время не только для подведения итогов, но и построения на их основе планов на будущее. Например, возможный вариант снижения налоговой нагрузки - переход на специальный режим налогообложения. Перейти на УСН с 1 января 2025 года могут те автономные учреждения, доход которых за 9 месяцев 2024 года не превысил 337,5 млн. рублей.
С 2025 года "упрощенцы" становятся плательщиками НДС на основании Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ. Положения пунктов 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ, которые до даты принятия поправок определяли, что организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, упраздняются с 1 января 2025 года (п. 72 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ).
ФНС России дала методические рекомендации по НДС для налогоплательщиков УСН. В них приведены ответы на многочисленные вопросы, а также рассмотрены жизненные ситуации налогоплательщиков и алгоритм их действий в том или ином случае (письмо от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@).
Подробнее смотрите в нашем материале Как автономному учреждению на УСН уплачивать НДС с 2025 года?
Тем, кто уже применяет спецрежим, следует проверить, не приближаются ли их доходы, численность или другие параметры к предельно допустимым при УСН. Если риск есть, то переходить на общую систему налогообложения удобнее с начала финансового года.
Если вы уже применяете УСН и планируете изменить выбранный объект налогообложения, то сделать это можно только с начала налогового периода. Для этого необходимо уведомить налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается сменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
По мнению судебных органов, срок уведомления о смене объекта налогообложения по УСН не переносится из-за выходных и праздников (см. определение ВС РФ от 27.10.2023 N 306-ЭС23-14578).
Поскольку 31 декабря 2024 года выпадает на выходной день, то уведомить о смене объекта налогообложения целесообразно до 28.12.2024 включительно.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Применение упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями |
Учреждениям, оказывающим услуги по предоставлению мест по временному проживанию, подготовиться к введению туристического налога
С 1 января 2025 года на смену курортному сбору придет туристический налог. Уплачивать его станут учреждения, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания граждан в средствах размещения - гостиницах, санаториях и др.
Это местный налог - необходимость его введения и размеры ставок определяют муниципалитеты, а также города и территория федерального значения. Новые нормы БК РФ предусматривают зачисление туристического налога в местные бюджеты в размере 100%. Благодаря этому муниципалитеты получат дополнительный источник финансирования для своего развития.
Ответы на самые волнующие вопросы по новому налогу - в специальной Энциклопедии решений.
Досрочно уплатить имущественные налоги
Досрочно исполнить свои обязательства можно и в отношении земельного, транспортного налогов и налога на имущество организаций, уплатив их в декабре 2024 года. Более того - исполнение налоговых обязательств в части имущественных налогов за 2024 год, финансовое обеспечение которых предусмотрено в 2024 году соответствующими лимитами бюджетных обязательств (для получателей бюджетных средств), субсидиями (показателями Плана ФХД бюджетных и автономных учреждений), необходимо осуществить в 2024 году. При этом так же, как и в случае уплаты декабрьских страховых взносов, перечисленные в декабре 2024 года суммы ЕНП в счет уплаты имущественных налогов за 2024 год будут учтены на ЕНС в составе зарезервированных средств на основании представленного Заявления (КНД 1150057) до 28 февраля 2025 года (или до момента отмены зачета на основании Заявления (КНД 1165171) налогоплательщика или по решению ФНС в связи с отсутствием средств на ЕНС для погашения долга по иному налогу, возникшему после резервирования, согласно пп. 3 п. 1 ст. 11.3 НК РФ), а при наступлении срока уплаты (28.02.2025) ФНС определит принадлежность платежа и задолженность будет считаться погашенной.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений •Как организациям уплачивать транспортный налог? •Как организациям уплачивать земельный налог? •Порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей |
|
Аналитические материалы ГАРАНТа |
Провести сверку с налоговым органом
Сверка необходима для выявления и устранения расхождений в сведениях о состоянии расчетов с бюджетом, а также для своевременного принятия мер по урегулированию выявленной задолженности и недопущения просроченной задолженности, формирования положительного сальдо на ЕНС.
Однако если налогоплательщик в течение года регулярно "мониторил" распределение ЕНП налоговым органом, то прежде чем принять решение о проведении сверки, рекомендуем направить в ФНС запросы на получение:
- Справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП (агрегированные данные) (КНД 1120525), представляет собой сокращенный вид Справки (КНД 1120502), в которой указываются не все операции списания и распределения сумм с ЕНП по обязательствам, а только итоговая (агрегированная) сумма в пределах одного дня;
- Справки о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета (КНД 1160082).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |