Утилизационный сбор: плательщики, порядок исчисления и уплата
Т. Межуева,
эксперт журнала
Журнал "Российский бухгалтер", N 3, март 2016 г., с. 25-46.
Напомним, что в конце прошлого года постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1417 установлен порядок декларирования утилизируемых товаров для российских производителей. В связи с этим до 1 апреля 2016 г. многим предприятиям необходимо к пакету своей годовой отчетности добавить еще одну декларацию о количестве готовых товаров, выпущенных в обращение на территории РФ.
Ранее мы уже писали статью, в которой говорилось, что для импортеров и производителей введена обязанность по утилизации продукции, утратившей свои потребительские свойства. На это указывают нормы Закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Введение ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ предполагает выбор: либо утилизация будет производиться самостоятельно в соответствии с утвержденными нормативами, либо по средствам уплаты экологического сбора. При этом экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. N 1886-р "Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств" определены готовые товары, в том числе упаковки, за которые необходимо уплачивать экологический сбор. Перечень готовых товаров распределены по следующим группам:
Группа N 1 "Изделия текстильные готовые (кроме одежды)";
Группа N 2 "Ковры и ковровые изделия";
Группа N 3 "Спецодежда";
Группа N 4 "Одежда верхняя прочая";
Группа N 5 "Белье нательное";
Группа N 6 "Одежда прочая и аксессуары";
Группа N 7 "Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие";
Группа N 8 "Изделия деревянные строительные и столярные прочие";
Группа N 9 "Тара деревянная";
Группа N 10 "Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная";
Группа N 11 "Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности";
Группа N 12 "Принадлежности канцелярские бумажные";
Группа N 13 "Изделия из бумаги и картона прочие";
Группа N 14 "Нефтепродукты";
Группа N 15 "Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин";
Группа N 16 "Изделия из резины прочие";
Группа N 17 "Изделия пластмассовые упаковочные";
Группа N 18 "Изделия пластмассовые строительные";
Группа N 19 "Изделия пластмассовые прочие";
Группа N 20 "Стекло листовое гнутое и обработанное";
Группа N 21 "Стекло полое";
Группа N 22 "Бочки и аналогичные емкости из черных металлов";
Группа N 23 "Тара металлическая легкая";
Группа N 24 "Компьютеры и периферийное оборудование";
Группа N 25 "Оборудование коммуникационное";
Группа N 26 "Техника бытовая электронная";
Группа N 27 "Приборы оптические и фотографическое оборудование";
Группа N 28 "Аккумуляторы";
Группа N 29 "Батареи аккумуляторные";
Группа N 30 "Оборудование электрическое осветительное";
Группа N 31 "Приборы бытовые электрические";
Группа N 32 "Приборы бытовые неэлектрические";
Группа N 33 "Инструменты ручные с механизированным приводом";
Группа N 34 "Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное";
Группа N 35 "Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки";
Группа N 36 "Услуги по изданию газет".
Каждая группа содержит наименование товара, код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также наименование позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Кроме экологического сбора, Закон N 86-ФЗ предполагает уплату утилизационного сбора. Утилизационный сбор в соответствии со ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ уплачивается за каждое колесное транспортное средство(шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации. Цель утилизационного сбора - обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно п. 6 ст. 34.1 закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:
1. Осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
2. Осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации. Стоит отметить, что Приказом Минпромторга России от 18 февраля 2016 г. N 406 утвержден Порядок признания плательщика утилизационного сбора организацией - крупнейшим производителем самоходных машин и (или) прицепов. Также Приказом Минпромторга России от 13 января 2014 г. N 6 утвержден Порядок признания плательщика утилизационного сбора организацией - крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси.
3. Приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291.
Позже, в 2016 году, постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. N 81 утверждены виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Идентификационный код | Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним | Коэффициент расчета размера утилизационного сбора | |
Новые самоходные машины и прицепы к ним | Самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет | ||
I. Автогрейдеры (классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9) | |||
A01 | Автогрейдеры массой не более 10 тонн | 3,2 | 8,5 |
A02 | Автогрейдеры массой свыше 10 тонн, но не более 14 тонн | 4,2 | 11 |
A03 | Автогрейдеры массой свыше 14, но не более 17 тонн | 6 | 16,2 |
A04 | Автогрейдеры массой свыше 17 тонн | 8 | 23,7 |
II. Бульдозеры (классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1) | |||
B01 | Бульдозеры массой не более 10 тонн | 4 | 12 |
B02 | Бульдозеры массой свыше 10 тонн, но не более 24 тонн | 7 | 35 |
B03 | Бульдозеры массой свыше 24 тонн, но не более 35 тонн | 8,4 | 55 |
B04 | Бульдозеры массой свыше 35 тонн, но не более 50 тонн | 10 | 70 |
B05 | Бульдозеры массой свыше 50 тонн | 15 | 100 |
III. Экскаваторы (классифицируемые по коду 8429 52) | |||
C01 | Легкие (массой менее 17 тонн при мощности силовой установки менее 170 л.с.) | 4 | 17 |
C02 | Средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 170 л.с. и не более 250 л.с.) | 6 | 25 |
C03 | Тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с.) | 8 | 40,5 |
IV. Перегружатели колесные (классифицируемые по кодам 8429 59 000 0, 8430 69 000 3, 8430 69 000 8) | |||
D01 | Легкие (массой менее 15 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.) | 2,5 | 76,6 |
D02 | Средние (массой не менее 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.) | 3,3 | 125,3 |
D03 | Средние (массой не менее 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.) | 4 | 125,3 |
D04 | Тяжелые (массой более 22 тонн при мощности силовой установки более 150 л.с.) | 4,4 | 160,9 |
V. Катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0) | |||
E01 | Легкие (массой менее 4 тонн) | 0,7 | 3,2 |
E02 | Средние(массой не менее 4 тонн и не более 10 тонн) | 1,7 | 7,3 |
E03 | Тяжелые (массой более 10 тонн) | 2,2 | 9,7 |
F01 | Погрузчики массой не более 4 тонн | 1 | 6 |
F02 | Погрузчики массой свыше 4 тонн, но не более 8 тонн | 2 | 10 |
F03 | Погрузчики массой свыше 8 тонн, но не более 13,5 тонны | 4 | 17 |
F04 | Погрузчики массой свыше 13,5 тонны, но не более 16,5 тонны | 4,5 | 20 |
F05 | Погрузчики массой свыше 16,5 тонны, но не более 22 тонн | 5 | 30 |
F06 | Погрузчики массой свыше 22 тонн, но не более 34 тонн | 7 | 35 |
F07 | Погрузчики массой свыше 34 тонн | 14,5 | 70 |
VII. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по коду 8426 41 000) | |||
G01 | Легкие (массой менее 17 тонн при мощности силовой установки менее 170 л.с.) | 11,5 | 44,3 |
G02 | Средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 200 л.с. и не более 250 л.с.) | 22,7 | 95,5 |
G03 | Тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с.) | 30,3 | 238,1 |
VIII. Трубоукладчики (классифицируемые по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1, 8426 49 009 9) | |||
G04 | Краны-трубоукладчики массой не более 25 тонн | 10 | 30 |
G05 | Краны-трубоукладчики массой свыше 25 тонн, но не более 35 тонн | 16 | 50 |
G06 | Краны-трубоукладчики массой свыше 35 тонн, но не более 50 тонн | 21 | 70 |
G07 | Краны-трубоукладчики массой свыше 50 тонн | 25 | 100 |
IX. Прицепы (классифицируемые по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 510 0, 8716 39 590 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0) | |||
H01 | Массой не менее 0,75 тонны и не более 3,5 тонны | 2,2 | 10 |
H02 | Массой не менее 3,5 тонны и не более 10 тонн | 2,6 | 11,5 |
H03 | Массой более 10 тонн | 2,7 | 11,9 |
X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0) | |||
I01 | Легкие (массой менее 5 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.) | 2,8 | 10,9 |
I02 | Средние (массой не менее 5 тонн и не более 15 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 220 л.с.) | 4,1 | 16,5 |
I03 | Тяжелые (массой более 15 тонн при мощности силовой установки более 220 л.с.) | 4,7 | 19,3 |
XI. Машины и оборудование для лесного хозяйства | |||
Машины и оборудование для лесного хозяйства (классифицируемые по коду 8436 80 100) | |||
J01 | Легкие (массой менее 12 тонн) | 8 | 50 |
J02 | Средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн) | 14,5 | 60 |
J03 | Тяжелые (массой более 17 тонн) | 18 | 70 |
Транспортные средства типа "форвардер" (классифицируемые по кодам 8704 22 910 1, 8704 22 990 1) | |||
J04 | Легкие (массой менее 12 тонн) | 8 | 50 |
J05 | Средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн) | 14,5 | 60 |
J06 | Тяжелые (массой более 17 тонн) | 18 | 70 |
Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства (классифицируемые по кодам 8427 20 190, 8427 90 000, 8701 90 390 1, 8701 90 390 9) | |||
J07 | Легкие (массой менее 12 тонн) | 8 | 10 |
J08 | Средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн) | 14,5 | 45 |
J09 | Тяжелые (массой более 17 тонн) | 18 | 60 |
XII. Мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы (классифицируемые по кодам 8703 21 109, 8703 21 909) | |||
K01 | С объемом двигателя не более 299 куб. сантиметров | 0,4 | 0,7 |
K02 | С объемом двигателя не менее 300 и не более 1500 куб. сантиметров | 0,7 | 1,3 |
XIII. Снегоходы (классифицируемые по коду 8703 10 110 0) | |||
L01 | С объемом двигателя не более 299 куб. сантиметров | 0,4 | 0,7 |
L02 | С объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров и не более 1500 куб. сантиметров | 0,7 | 1,3 |
XIV. Тракторы сельскохозяйственные колесные (классифицируемые по коду 8701 90) | |||
M01 | Мощностью силовой установки не более 30 л.с. | 0,4 | 1,8 |
M02 | Мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с. | 0,5 | 2,2 |
M03 | Мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с. | 0,7 | 3 |
M04 | Мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с. | 1,5 | 7 |
M05 | Мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с. | 2,5 | 10 |
M06 | Мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с. | 3 | 15 |
M07 | Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с. | 3,8 | 20 |
M08 | Мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с. | 5 | 22 |
M09 | Мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с. | 6,7 | 25 |
M10 | Мощностью силовой установки более 380 л.с. | 9 | 40 |
XV. Тракторы сельскохозяйственные гусеничные (классифицируемые по коду 8701 30 000 9) | |||
N 01 | Мощностью силовой установки не более 100 л.с. | 1,5 | 7 |
N 02 | Мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с. | 2,5 | 10 |
N 03 | Мощностью силовой установки более 200 л.с. | 9 | 28 |
XVI. Комбайны зерноуборочные (классифицируемые по коду 8433 51 000) | |||
O01 | Мощностью силовой установки не более 160 л.с. | 2,4 | 8,8 |
O02 | Мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с. | 3,6 | 13,2 |
O03 | Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с. | 5 | 17,6 |
O04 | Мощностью силовой установки более 255 л.с. и не более 325 л.с. | 6,5 | 22 |
O05 | Мощностью силовой установки более 325 л.с. и не более 400 л.с. | 8,5 | 29,92 |
O06 | Мощностью силовой установки более 400 л.с. | 12 | 45,46 |
XVII. Комбайны кормоуборочные (классифицируемые по коду 8433 59 110) | |||
P01 | Мощностью силовой установки не более 295 л.с. | 5 | 12,76 |
P02 | Мощностью силовой установки более 295 л.с. и не более 401 л.с. | 9,2 | 26,4 |
P03 | Мощностью силовой установки более 401 л.с. | 14,4 | 52,8 |
XVIII. Машины сельскохозяйственные самоходные (классифицируемые по кодам 8424 81 990 0, 8433 20 100 0) | |||
Q01 | Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки не более 100 л.с. | 2 | 10 |
Q02 | Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 300 л.с. | 8 | 30 |
Q03 | Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с. | 16 | 40 |
Q04 | Косилки самоходные | 4 | 14,66 |
XIX. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (классифицируемые по коду 8704 10) | |||
R01 | Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн | 22,4 | 51,12 |
R02 | Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн | 41,3 | 52,8 |
R03 | Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, массой свыше 350 тонн | 61,1 | 66 |
Совместно с видом и категориями транспортных средств постановлением Правительства N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых требуется уплата утилизационного сбора (далее - Правила).
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно. При этом уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) сбора. Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей. На бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Если в отношении объекта утилизационный сбор не уплачивается (в соответствии с законодательством РФ), на бланке паспорта проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора.
Порядок изготовления, хранения и уничтожения штампов об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, а также форма указанного штампа утверждены Приказом ФНС России от 9 июля 2014 г. N ММВ-7-3/367@.
Форма штампа об уплате утилизированного сбора, взимаемого ФНС, имеет следующий вид:
/----------------------------------\
| Утилизационный сбор |
|----------------------------------|
| код налогового органа |
|подпись лица, проставившего штамп |
\----------------------------------/
При этом:
- в поле 1 указываются слова "Утилизационный сбор".
- в поле 2 указываются код налогового органа, состоящий из четырех цифр, согласно значениям классификатора "Система обозначения налоговых органов" (СОНО); подпись лица, проставившего штамп.
Если организация в соответствии с Приказом Минпромторга признается крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси, штамп об уплате утилизационного сбора выглядит следующим образом:
/----------------------------------\
| Утилизационный сбор |
|----------------------------------|
|ИНН плательщика, отнесенного к |
| крупнейшим производителям ТС; |
|подпись лица, проставившего штамп |
\----------------------------------/
При этом:
- в поле 1 указываются слова "Утилизационный сбор".
- в поле 2 указываются ИНН плательщика, признанного организацией - крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси и включенного в реестр крупнейших производителей, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; подпись лица, проставившего штамп.
Размер штампа должен соответствовать 40 мм x 25 мм.
Информационный обмен сведениями об уплате утилизационного сбора, в том числе об исчисленных суммах утилизационного сбора, между федеральными органами исполнительной власти проводится с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697.
Стоит отметить, что на основании ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговый орган не вправе разглашать любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, за исключением общедоступных сведений, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя. В соответствии с вышеизложенным ФНС России в письме от 28 марта 2014 г. N ГД-4-3/5719 рекомендует форму "Согласие плательщика на признание сведений о нем общедоступными".
Согласие
плательщика на признание сведений о нем общедоступными
Согласие должно быть подписано законным представителем организации. Подпись скрепляется печатью организации.
Таким образом, в соответствии с Правилами взимание утилизационного сбора осуществляет либо таможенная служба, либо Федеральная налоговая служба в зависимости от категории плательщика.
Федеральная таможенная служба взимает утилизационный сбор с лиц, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию. Такие плательщики для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора должны предоставить следующие документы:
1) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, по форме, приведенной в приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. N 81;
Расчет
суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
2) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
3) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
4) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2 приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. N 81, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия (см. стр. 39);
Решение
о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты
5) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Уплата утилизационного сбора может осуществляться с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы). После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
Таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого утверждена решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 288.
На самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов, подтверждающих наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты утилизационного сбора.
В случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Федеральная налоговая служба осуществляет взимание утилизационного сбора, с лиц, осуществляющих производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации, а также с лиц, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
По истечении 3 рабочих дней со дня уплаты утилизационного сбора представляют в налоговый орган по месту нахождения плательщика - организации, либо по месту жительства плательщика - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо по месту жительства плательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, следующие документы:
1) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов.
Форма расчета рекомендована в письме ФНС России от 16 февраля 2016 г. N СД-4-3/2437@ (см. стр. 41-43);
Расчет
суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов
2) бланки паспортов, оформляемых на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых взимается утилизационный сбор, или паспорта (дубликаты), выданные на самоходные машины и (или) прицепы;
3) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
4) документы, подтверждающие факт приобретения самоходной машины и (или) прицепа на территории Российской Федерации;
5) копии паспортов, выданных на самоходные машины, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) самоходные машины, в случае если в отношении таких самоходных машин в соответствии с законодательством Российской Федерации выдаются новые паспорта;
6) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
7) заявление о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора по форме, приведенной в приложении N 3 к постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. N 81, с приложением необходимых документов, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому не принималось решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (см. стр. 44);
Форма заявления
о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора
8) решение по форме, приведенной в приложении N 2 к постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. N 81, выданное налоговым органом, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято указанное решение, и его копия;
9) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
В случае уплаты утилизационного сбора плательщиком в отношении более 5 самоходных машин и (или) прицепов в один день этот плательщик или его уполномоченный представитель представляет расчет утилизационного сбора до 29 февраля 2016 г. включительно на бумажном носителе, а начиная с 1 марта 2016 г. - в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном Федеральной налоговой службой.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов и (или) в паспортах (дубликатах), отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику или его уполномоченному представителю.
Особый порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора предусмотрен для плательщиков, признанных крупнейшими производителями. Такие организации включены в реестр крупнейших производителей, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан бланк паспорта, на котором крупнейшим производителем самостоятельно проставлена отметка об уплате утилизационного сбора, в налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя предоставляет следующие документы:
1) расчет утилизационного сбора, оформляемый до 29 февраля 2016 г. включительно на бумажном носителе, а с 1 марта 2016 г. - в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном Федеральной налоговой службой;
2) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа;
3) копии паспортов, выданных на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) самоходные машины и (или) прицепы, в случае если в отношении таких самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с законодательством Российской Федерации выдаются новые паспорта.
Налоговый орган в течение одного рабочего дня со дня получения расчета утилизационного сбора, представленного в электронной форме, направляет крупнейшему производителю в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме расчета утилизационного сбора либо уведомление об отказе в приеме такого расчета. Основаниями для отказа в приеме расчета утилизационного сбора являются:
а) представление расчета утилизационного сбора в формате, не соответствующем формату, определенному Федеральной налоговой службой;
б) отсутствие электронной подписи либо ее несоответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
в) направление расчета утилизационного сбора в налоговый орган, находящийся по месту, отличному от места нахождения крупнейшего производителя.
Налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня получения расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю по 29 февраля 2016 г. включительно на бумажном носителе, а с 1 марта 2016 г. - в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора.
Крупнейший производитель устраняет в течение 5 календарных дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно представляет расчет утилизационного сбора.
Крупнейший производитель в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором составлен расчет утилизационного сбора, осуществляет уплату утилизационного сбора. За III квартал года крупнейший производитель осуществляет уплату утилизационного сбора в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.
В случае если крупнейший производитель не осуществил уплату утилизационного сбора или осуществил уплату утилизационного сбора не в полном объеме в установленные сроки:
а) налоговым органом осуществляется взыскание утилизационного сбора в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ при взыскания налогов и сборов;
б) до даты уплаты (взыскания) утилизационного сбора в полном объеме и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства крупнейшим производителем осуществляется исчисление и уплата утилизационного сбора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Журнал "Российский бухгалтер"
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ПИ N ФС77-39817 от 7 мая 2010 года
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2.
Тел. (495) 648-61-85.
E-mail: books@grossmedia.ru.