Бухгалтерская отчётность за 2015 год
В. Малышко,
эксперт "ПБУ"
Журнал "Практический бухгалтерский учет", N 3, март 2016 г., с. 6-19.
Всем экономическим субъектам, в обязанность которых входит ведение бухгалтерского учёта, в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" надлежит составить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность за 2015 год. Закон N 402-ФЗ позволяет не вести упомянутый учёт лишь (п. 2 ст. 6):
- индивидуальным предпринимателям, лицам, занимающимся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учёт доходов, доходов и расходов или иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определённый вид предпринимательской деятельности;
- находящимся на территории РФ филиалам, представительствам или иным структурным подразделениям организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учёт доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Годовая бухгалтерская отчётность должна давать достоверное представление:
- о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату;
- финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, -
необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений.
Информация о финансовом положении экономического субъекта формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах его деятельности - в виде отчёта о финансовых результатах, информация о движении денежных средств за отчётный период - в виде отчёта о движении денежных средств. Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении обеспечивается единством указанных отчётов, а также соответствующими дополнительными данными (5.1.4 Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учёту при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.97).
Исходя из этого в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности согласно пункту 1 статьи 14 закона N 402-ФЗ:
- большинство экономических субъектов должны включить бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и приложения к ним;
- некоммерческие организации - баланс, отчёт о целевом использовании средств и приложения к ним.
Отметим, что приказом Минфина России от 06.04.15 N 57н были внесены изменения в том числе и в приказ от 02.07.10 N 66н, которым утверждены формы бухгалтерской отчётности организаций. Упоминающееся в приказе N 66 выражение "прибыли и убытки" (в различных падежах) было заменено словами "финансовые результаты" в соответствующих падежах.
Осуществить это финансистам позволило дополнение, внесённое Федеральным законом от 04.11.14 N 344-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (п. 4 ст. 11) в пункт 1 статьи 30 закона N 402-ФЗ. Данная норма позволяет Минфину России до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных законом N 402-ФЗ, вносить изменения, обусловленные изменением законодательства РФ, в правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые им до дня вступления в силу всё того же закона N 402-ФЗ.
Достоверной и полной считается бухгалтерская отчётность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учёту (п. 6 Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н).
Отчётным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности (отчётным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 15 закона N 402-ФЗ).
Первым отчётным годом для вновь созданного экономического субъекта является период с даты государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно.
В случае если государственная регистрация экономического субъекта произведена после 30 сентября, первым отчётным годом является, если иное не установлено им самим, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.
Первым отчётным годом для возникшего в результате реорганизации юридического лица является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно (п. 5 ст. 16 закона N 402-ФЗ).
Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчётность (отчётной датой), для большинства экономических субъектов является последний календарный день отчётного периода, то есть 31 декабря 2015 года. Исключением являются случаи, когда в течение года происходила реорганизация или ликвидация юридического лица.
Адреса представления отчётности
Обязанность по представлению бухгалтерской отчётности учредителям, участникам организации или собственникам её имущества исполняется в соответствии с требованиями специальных федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы (федеральных законов от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), а также на основании учредительных документов.
Закон N 402-ФЗ предписывает экономическим субъектам, которые обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности представляется не позднее трёх месяцев после окончания отчётного периода (ст. 18 закона N 402-ФЗ). Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчётности утверждён приказом Росстата от 31.03.14 N 220.
Организациям, которые подлежат обязательному аудиту, при представлении обязательного экземпляра составленной годовой отчётности дополнительно необходимо представить аудиторское заключение о ней:
- вместе с такой отчётностью либо
- не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным годом.
Напомним, что обязательный аудит в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.08 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" проводится, в частности, если:
- организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
- ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
- организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчётность;
- объём выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчётному год превышает 400 000 000 руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчётному года превышает 60 000 000 руб.
Объём выручки, который является определяющим критерием для проведения обязательного аудита, должен определяться по правилам бухгалтерского учёта. Выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, - это доходы по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учёту "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н). К ним относятся также доходы, полученные от предоставления за плату прав, возникающих из предоставления интеллектуальной собственности, доходы, полученные от участия в уставных капиталах других организаций, и т.д., если получение этих доходов является предметом деятельности организации. Информация о таких доходах отражается на счёте 90 "Продажи" и по строке 2100 "Выручка" отчёта о финансовых результатах. Следовательно, при определении необходимости проведения обязательного аудита за 2015 год показатель:
- выручки берётся из приведённой строки "Выручка" указанного отчёта за 2014 год;
- валюта баланса (сумма активов) - из строки 1600 "Баланс" бухгалтерского баланса за 2014 год.
Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также аудиторское заключение могут быть представлены:
- непосредственно в органы государственной статистики;
- в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность, представляемая в электронном виде, составляется в соответствии с форматами представления данных в электронном виде, действующими на отчётный период, информация о которых размещена на официальном сайте Росстата и его территориальных органов. Данная форма представления допускается при использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи.
Обязанность по представлению в налоговый орган по месту нахождения организации годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности возложена на налогоплательщика пунктом 5 статьи 23 НК РФ. Исключением являются организации, которые в соответствии с законом N 402-ФЗ не должны вести бухгалтерский учёт.
Организации, имеющие обособленные подразделения, должны представлять бухгалтерскую отчётность в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Законодательство РФ, по мнению финансистов, не обязывает организации представлять бухгалтерскую отчётность в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений (письмо Минфина России от 18.08.09 N 03-03-06/1/527).
Поскольку НК РФ не установлена обязанность по представлению бухгалтерской отчётности в электронном виде, организация сама принимает решение, в каком виде удобнее её подавать в ИФНС России - на бумажных носителях или направить электронные документы по телекоммуникационным каналам связи, заверив их усиленной квалифицированной электронной подписью.
Руководство налоговой службы при подаче отчётности на бумажных носителях рекомендовало использовать шаблоны форм бухгалтерской отчётности, размещённые на сайтах ФНС России и ФГУП ГНИВЦ ФНС России. Указанные формы предназначены для обеспечения автоматизированного ввода сведений с бумажных носителей, представленных налогоплательщиками в налоговые органы в машиноориентированной форме (письмо ФНС России от 09.12.15 N СД-4-3/21620).
Шаблоны форм, размещённые на интернет-сайтах ФНС России и ФГУП ГНИВЦ ФНС России, могут быть использованы налогоплательщиками при представлении в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчётности на бумажном носителе, в том числе бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах, отчёта об изменениях капитала, отчёта о движении денежных средств и отчёта о целевом использовании средств по форме КНД 0710099 "Бухгалтерская (финансовая) отчётность".
Налогоплательщики также могут пользоваться возможностью ввода и формирования бухгалтерской отчётности (КНД 0710099) на бумажном носителе с двумерным штрихкодом PDF417, предоставляемой программой "Налогоплательщик ЮЛ", размещённой для бесплатного использования налогоплательщиками на официальном интернет-сайте ФНС России по адресу: https://www.nalog.ru/rn77/program/all/nal_ul/.
Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчётности в электронной форме:
- для общего случая утверждён приказом ФНС России от 31.12.15 N АС-7-6/711;
- при использовании упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта - приказом ФНС России от 31.12.15 N АС-7-6/710.
В части ранее используемых форматов бухгалтерской отчётности (утв. соответственно приказами ФНС России от 03.09.13 N ММВ-7-6/313 и от 03.09.13 N ММВ-7-6/311) руководство ФНС России в письме от 29.05.15 N ГД-3-3/2180 разъяснило следующее.
Организации, которые вправе применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, согласно пункту 6 приказа Минфина России N 66н могут формировать бухгалтерскую отчётность по упрощённой системе. Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчётности субъектов малого предпринимательства в электронной форме содержал закрытый перечень реквизитов.
Программным обеспечением налоговых органов при получении документов в электронной форме проводится их форматно-логический контроль на соответствие форматам, утверждённым приказами ФНС России. Так, если от организации поступает электронный документ, в том числе бухгалтерская отчётность, в несоответствующем формате, то ей будет направлено уведомление об отказе в приёме такого документа. Поэтому внесение экономическим субъектом каких-либо изменений в форму бухгалтерской отчётности по упрощённой системе, представляемой в налоговый орган по форматам, утверждённым приказом ФНС России N ММВ-7-3/311, влекло отказ в приёме такого документа ввиду его несоответствия утверждённым форматам.
Организациям пунктом 3 приказа Минфина России N 66н предоставлена возможность самостоятельно определять детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса и отчётов. В этой связи форматы бухгалтерской (финансовой) отчётности, утверждённые приказом ФНС России N ММВ-7-6/313, позволяли налогоплательщику по своему усмотрению включать в состав отчётности дополнительные показатели. Такие показатели к заполнению были необязательны.
Абзац 4 пункта 6 приказа Минфина России N 66н предоставляет возможность организациям, которые вправе применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, формировать представляемую бухгалтерскую отчётность не по упрощённой, а по общеустановленной системе.
Основываясь на вышеизложенном, налоговики предлагали организациям, которые собирались представлять упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность в электронной форме по формату для упрощённой бухгалтерской отчётности, дополнив их, воспользоваться общеустановленными форматами представления бухгалтерской (финансовой) отчётности в электронной форме.
Минфин России в письме от 03.08.12 N 03-02-07/1-80 уточнил, что субъекты малого предпринимательства не обязаны включать в представляемую в налоговый орган бухгалтерскую отчётность отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств и пояснительную записку (входящую в то время в состав годовой бухгалтерской отчётности) за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.
Срок представления отчётности тот же, что и в территориальное отделение Росстата, - не позднее трёх месяцев после окончания отчётного года. Следовательно, бухгалтерскую (финансовую) отчётность за 2015 год организациям в ИФНС России по месту регистрации и в территориальное отделение Росстата надлежит подать не позднее 31 марта текущего года.
Состав отчётности
Среди документов, регулирующих правила бухгалтерского учёта, названы в том числе и федеральные стандарты (подп. 1 п. 1 ст. 21 закона N 402-ФЗ). Один из них должен установить состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о целевом использовании средств (подп. 6 п. 3 ст. 21 закона N 402-ФЗ).
Условия же, при которых бухгалтерская (финансовая) отчётность даёт достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, должны быть представлены в другом федеральном стандарте (подп. 7 п. 3 ст. 21 закона N 402-ФЗ).
Однако за три с небольшим года действия закона N 402-ФЗ названных стандартов не появилось, как и иных. До утверждения же федеральных и отраслевых стандартов в силу пункта 1 статьи 30 закона N 402-ФЗ применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, принятые во исполнение Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте". Поэтому основополагающими документами при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2015 год помимо норм закона N 402-ФЗ в части такой отчётности являются всё те же Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утв. приказами Минфина России от 29.07.98 N 34н) и упомянутое ПБУ 4/99.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность, как было сказано выше, состоит:
- из бухгалтерского баланса;
- отчёта о финансовых результатах и
- приложений к ним.
Выше указывалось, что при составлении отчётности за 2015 год используются формы бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах, утверждённые приказом Минфина России N 66н. Приведённым приказом N 66н утверждены также и формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах:
- отчёт об изменениях капитала;
- отчёт о движении денежных средств;
- отчёт о целевом использовании полученных средств.
Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах (далее - пояснения) могут оформляться организацией в табличной и (или) текстовой форме. Данный вопрос должен был найти отражение в учётной политике организации.
Если пояснения оформляются в табличной форме, то организация может ориентироваться на форму, приведённую в приложении 3 к приказу N 66н.
Все утверждённые формы отчётности не являются рекомендуемыми (кроме примерной формы пояснений). Это значит, что из них нельзя исключать какие-либо строки по причине отсутствия соответствующих данных. Если у организации отсутствуют активы (обязательства, доходы, расходы и т.п.), данные о которых подлежат раскрытию в той или иной строке формы, то по этой строке проставляется прочерк.
Если же возникает необходимость в детализации отдельных статей баланса или отчёта о финансовых результатах, то организация вводит в указанные формы дополнительные строки.
Напомним, что показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в силу требований пункта 11 ПБУ 4/99 должны приводиться в бухгалтерской отчётности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.
В то же время показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчёте о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и рассматриваемому отчёту, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.
Решение организацией вопроса о том, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. То есть при формировании бухгалтерской отчётности существенность определяется совокупностью качественных и количественных факторов.
В бухгалтерской отчётности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы "Наименование показателя" приводится графа "Код", в которой указываются коды показателей согласно приложению 4 к приказу N 66н.
Если организация осуществляет детализацию (расшифровку) данных, отражённых в статьях отчётов, то есть вводит в отчётные формы дополнительные строки, то эти строки кодированию не подлежат.
В формах бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах предусмотрена специальная графа "Пояснения". В этой графе даются ссылки на пояснения, раскрывающие информацию о данных, отражённых по соответствующей статье баланса (отчёта о финансовых результатах).
Пояснениями (приложениями) к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах являются упомянутые выше отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, иные приложения к указанным документам.
Упрощённый вариант
Закон N 402-ФЗ позволяет некоторым экономическим субъектам использовать упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта с возможностью применения упрощённой бухгалтерской (финансовой) отчётности. Касается это (п. 4 ст. 6 закона N 402-ФЗ):
- субъектов малого предпринимательства;
- некоммерческих организаций;
- организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.10 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
Напомним, что критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В середине прошлого года были приняты:
- Федеральный закон от 29.06.15 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и
- постановление Правительства РФ от 13.07.15 N 702.
Указанными документами были уточнены критерии отнесения экономических субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, законом N 156-ФЗ была повышена предельная величина доли участия в уставном капитале субъекта малого предпринимательства других организаций (иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) с 25 до 49% (подп. 1 п. 1 ст. 4 закона N 209-ФЗ в редакции закона N 156-ФЗ).
Нормы же подпункта 2 и 3 пункта 1 статьи 4 закона N 209-ФЗ, касающиеся средней численности работников за предшествующий календарный год и выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учёта НДС, размер которой устанавливается Правительством РФ, при этом не изменились. Вышедшее же постановление Правительства РФ от 13.07.15 N 702 увеличило размер предельной выручки:
- для микропредприятий - с 60 000 000 до 120 000 000 руб.;
- для малых предприятий - с 400 000 000 до 800 000 000 руб.;
- для средних предприятий - с 1 000 000 000 до 2 000 000 000 руб.
Таким образом, к субъектам малого предпринимательства с середины прошлого года стали относиться организации, у которых:
- структура уставного (складочного) капитала соответствует требуемой;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не превысила 100 человек;
- предельный размер выручки за год не превзошёл 800 000 000 руб.
Законом N 156-ФЗ также было внесено изменение и в пункт 4 статьи 4 закона N 209-ФЗ. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства согласно этой норме изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в подпункта 2 и 3 пункта 1 статьи 4 указанного закона, в течение трёх календарных лет, следующих один за другим (ранее сравнение было за два года).
Руководство Минэкономразвития России в письме от 10.09.15 N Д05и-1163 разъяснило, что организация в 2015 году является малым предприятием при условии, что в предшествующем календарном году (в 2014-м) её выручка не превышала предельное значение выручки для малых предприятий, установленных постановлением N 702, - 800 000 000 руб. При этом экономический субъект должен соответствовать требованиям по структуре уставного (складочного) капитала и средней численности работников до 100 человек.
В случае если бы значения средней численности работников и (или) выручки организации за 2014 год не соответствовали установленным предельным значениям, необходимо обратить внимание на значения средней численности работников и (или) выручки указанного хозяйствующего субъекта за 2013 или 2012 год. С учётом положений пункта 4 статьи 4 закона N 209-ФЗ в отношении периодичности изменения категории субъекта малого или среднего предпринимательства при соответствии организации предельным значениям, установленным для малых предприятий, по итогам 2012 или 2013 года такое предприятие относилось бы к малым, несмотря на превышение таких значений по итогам 2014 года.
Казалось бы, все субъекты малого предпринимательства вправе вести бухгалтерский учёт упрощённым способом и формировать упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность.
Однако в начавшей действовать с 16 ноября 2014 года норме пункта 5 статьи 6 закона N 402-ФЗ (подп. "б" п. 1 ст. 11 упомянутого закона N 344-ФЗ) приведён перечень экономических субъектов, которые не вправе применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта. И среди них указаны организации, бухгалтерская (финансовая) отчётность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, субъекты малого предпринимательства:
- с организационно-правовой формой "акционерное общество";
- размер выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) у которых за 2014 год превзошёл 400 000 000 руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец 2014 года превысила 60 000 000 руб., -
не могут использовать упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта и формировать упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность.
Отметим, что Федеральным законом от 29.12.15 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" упомянутая статья 4 закона N 209-ФЗ с даты принятия закона N 408-ФЗ значительно переработана: статья дополнена пунктами 1.1 и 4.1, пункты 1, 3 и 5 изложены в новой редакции, пункты же 6-8 утратили силу.
Организации, которые вправе применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, в силу пункта 6 всё того же приказа N 66 могут формировать бухгалтерскую отчётность по упрощённой системе:
- в бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах, отчёт о целевом использовании средств ими включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
- в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчёту о финансовых результатах, отчёту о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.
Пункт 85 положения по ведению бухгалтерского учёта позволяет субъектам малого предпринимательства ограничить объём годовой бухгалтерской отчётности только лишь бухгалтерским балансом и отчётом о финансовых результатах.
В то же время указанные организации при формировании представляемой бухгалтерской отчётности могут обратиться к формам бухгалтерского баланса, отчёту о финансовых результатах и приложениям к ним, предназначенным для общего случая.
Формы бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах, отчёта о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, приведены в приложении 5 к приказу N 66н (п. 6.1 приказа N 66н).
Актив баланса упрощённой формы сокращён до пяти строк, пассив - до шести, в отчёте о финансовых результатах всего семь строк.
В бухгалтерском балансе по строке "Материальные внеоборотные активы" отражается остаточная стоимость основных средств, стоимость незавершённых капитальных вложений в основные средства.
Результаты исследований и разработок, незавершённые вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы отражаются по строке "Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы".
Информация об оборотных активах отражается по трём строкам: "Запасы", "Денежные средства и денежные эквиваленты" и "Финансовые и другие оборотные активы". По последней из них приводятся данные обо всех остальных оборотных активах (кроме запасов и денежных средств), включая дебиторскую задолженность.
По строке "Другие долгосрочные обязательства" пассива баланса заносятся данные обо всех остальных долгосрочных обязательствах за исключением данных о долгосрочных займах и кредитах.
Для краткосрочных обязательств предусмотрены три строки: "Краткосрочные заёмные средства", "Кредиторская задолженность" и "Другие краткосрочные обязательства". По последней строке отражается информация обо всех краткосрочных обязательствах, помимо заёмных средств и кредиторской задолженности.
В отчёте о финансовых результатах по строке "Расходы по обычной деятельности" приводится совокупность себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов.
Организации, использующие общую систему налогообложения и Положение по бухгалтерскому учёту "Расчёты по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02) (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 N 114н), по статье "Налоги на прибыль (доходы)" указывают совокупность текущего налога на прибыль и изменения отложенных налоговых обязательств и активов.
Если организация подаёт отчётность по упрощённой форме, показатели которой включают в себя несколько показателей стандартных форм (без детализации), то код каждой строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупнённого показателя.
В случае необходимости пояснений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах в состав отчётности включается также приложение, оформляемое в произвольной форме. В таком приложении приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения субъекта малого предпринимательства или финансовых результатов его деятельности. В частности, в приложении целесообразно раскрывать:
- те положения учётной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах;
- информацию о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемую показателями бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах.
Общие требования к отчётности
При составлении бухгалтерской отчётности организацией должны быть соблюдены следующие требования.
Бухгалтерская отчётность должна быть составлена:
- на русском языке (п. 15 ПБУ 4/99);
- в валюте РФ (в рублях) (п. 7 ст. 13 закона N 402-ФЗ, п. 16 ПБУ 4/99);
- числовые показатели приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков.
Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчётности в миллионах рублей без десятичных знаков.
Если значение какого-либо числового показателя отсутствует, то по строке (графе) соответствующей формы ставится прочерк (п. 11 ПБУ 4/99).
Вычитаемый показатель или показатель, имеющий отрицательное значение, указывается в круглых скобках (примечание 7 к форме бухгалтерского баланса).
Бухгалтерская отчётность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (в том числе выделенных на отдельные балансы) независимо от их места нахождения (п. 6 ст. 13 закона N 402-ФЗ, п. 8 ПБУ 4/99). Следовательно, данные по счёту 79 "Внутрихозяйственные расчёты" субсчета 79-1 "Расчёты по выделенному имуществу" и 79-2 "Расчёты по текущим операциям" при составлении бухгалтерской отчётности организации не отражаются (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Статьи бухгалтерской отчётности оцениваются по правилам, установленным соответствующими положениями по бухгалтерскому учёту. При оценке статей отчётности организация обязана обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных пунктами 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учёту "Учётная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08 N 106н) (п. 32, 36 ПБУ 4/99).
Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах (п. 35 ПБУ 4/99).
В бухгалтерской отчётности не допускается зачёт между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачёт предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учёту (п. 34 ПБУ 4/99).
В бухгалтерском балансе организации обязаны раскрывать сравнительную информацию за предыдущий период. Для этого предусмотрены три графы: на текущую дату отчётного периода, на 31 декабря предыдущего года, на 31 декабря года, предшествующего предыдущему (п. 10 ПБУ 4/99). То есть в бухгалтерском балансе за 2015 год необходимо будет привести данные на 31 декабря этого года, на 31 декабря 2014 года и на 31 декабря 2013 года.
Данные бухгалтерской отчётности за отчётный период должны быть сопоставимы с данными за предшествующие отчётные периоды (п. 10 ПБУ 4/99). Если данные за период, предшествующий отчётному, несопоставимы с данными за отчётный период, то они подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учёту, применяемыми в отчётном периоде. В результате таких корректировок сравнительные показатели 2014 года, представленные в бухгалтерской отчётности за 2015 год, могут не совпадать с этими же показателями в бухгалтерской отчётности за 2014 год (письмо Минфина России от 27.01.12 N 07-02-18/01).
Заполняя данные о выручке и себестоимости продаж, необходимо помнить о требованиях, закреплённых в пункте 18.1 ПБУ 9/99 и пункте 21.1 Положения по бухгалтерскому учёту "Расходы организации" (ПБУ 10/99) (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н). Согласно этим требованиям выручка, прочие доходы, составляющие 5% и более от общей суммы доходов организации за отчётный период, показываются в отчёте о финансовых результатах по каждому виду в отдельности: выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п. При этом по каждому выделенному в отдельную строку виду доходов показывается соответствующая ему часть расходов.
В бухгалтерской отчётности не должно быть никаких подчисток и помарок.
В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчётности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчётность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 закона N 402-ФЗ).
Бухгалтерская (финансовая) отчётность считается составленной после подписания её экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 закона N 402-ФЗ). Следовательно, подписание отчётности руководителем является обязательным. Какие-либо иные требования в отношении подписания бухгалтерской отчётности экономического субъекта законом N 402-ФЗ не установлены.
Упомянутым приказом Минфина России N 57н из форм бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах, отчёта об изменениях капитала, отчёта о движении денежных средств, отчёта о целевом использовании средств, а также из упрощённых форм бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах исключена подпись главного бухгалтера (п. 8, 9, 12 п. 13 приложения к приказу N 57н). Данные изменения действуют с 17 мая 2015 года.
Вместе с тем ни в пункт 17 ПБУ 4/99, ни в пункт 38 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, которыми предусмотрено наличие в бухгалтерской отчётности подписи главного бухгалтера, соответствующие изменения внесены не были.
Минфин России в информационном сообщении от 19.05.15 разъяснил, что полномочия по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчётности устанавливаются, как правило, учредительными документами экономического субъекта или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. В частности, наряду с руководителем экономического субъекта бухгалтерская (финансовая) отчётность может подписываться главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта.
Если учредительным документом организации или решениями её органа управления установлено, что бухгалтерская отчётность подписывается в том числе лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта (и это лицо не является руководителем организации), то в формах бухгалтерской отчётности организации целесообразно предусмотреть соответствующее место для его подписи.
Непредставление в налоговый орган в установленный срок форм бухгалтерской отчётности квалифицируется фискалами как неподача сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. За такой проступок на организацию в силу пункта 1 статьи 126 НК РФ может быть наложен штраф в размере 200 руб. за каждую непредставленную форму. Руководство ФНС России в письме от 21.11.12 N АС-4-2/19575 настойчиво рекомендовало нижестоящим налоговым органам при определении размера такого штрафа руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчётности конкретной организации.
За непредставление бухгалтерской отчётности в налоговый орган в установленный срок на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Уплата штрафа при этом не освобождает от необходимости представить бухгалтерскую отчётность в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Непредставление, несвоевременное представление, а также представление в неполном или искажённом виде годовой бухгалтерской отчётности в территориальное отделение Росстата влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. на организацию и от 300 до 500 руб. - на должностных лиц организации (ст. 19.7 КоАП РФ).
Кстати, отметим, что с 30 декабря 2015 года значительно увеличился размер штрафных санкций за непредставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное представление этих данных либо представление недостоверных первичных статистических данных. За такое деяние согласно пункту 1 статьи 13.19 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.15 N 442-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"):
- на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. (ранее штрафные санкции составляли от 3000 до 5000 руб.);
- на юридических лиц - от 20 000 до 70 000 руб. (ранее таковых не было).
Повторное же совершение указанного административного правонарушения влечёт наложение административного штрафа (п. 2 ст. 13.19 КоАП РФ):
- на должностных лиц - в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
- на юридических лиц - от 100 000 до 150 000 руб.
Периодичность и срок представления первичных статистических данных указаны на бланках форм федерального статистического наблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455