Ветеринарный контроль при перевозке продукции животноводства
Д.А. Столяров,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2016 г., с. 33-40.
Какая продукция животноводства подлежит ветеринарному контролю? Какие именно ветеринарные документы должны сопровождать груз при его перевозке? Могут ли к административной ответственности за перевозку подконтрольной продукции животноводства без соответствующих ветеринарных сопроводительных документов привлечь перевозчика или экспедитора?
Перевозка сельскохозяйственных животных и продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением их перевозки для личного пользования*(1), является административно наказуемым деянием, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ. Гражданам грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 руб., должностным лицам и индивидуальным предпринимателям - от 30 000 до 40 000 руб., юридическим лицам - от 300 000 до 500 000 руб.
В примечании к указанной статье сказано, что под продуктами животноводства следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317.
Таким образом, казалось бы, уже из КоАП РФ становится понятно, перевозка каких именно товаров должна сопровождаться ветеринарными документами (ответ - товаров, перечисленных в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)). Однако не все так просто.
Какая продукция подлежит ветеринарному контролю?
В пункте 1 ст. 2.3 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" сказано, что перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными документами, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза. При этом следует особое внимание заострить на том, что ст. 2.3 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 243-ФЗ, который вступил в силу 13.07.2015.
В свою очередь, в Правилах организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 17.07.2014 N 281 (появился во исполнение п. 7 ст. 2.3 Закона РФ N 4979-1), действующих с 01.09.2015, уточнено: ветеринарные сопроводительные документы оформляются на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). Но в п. 3 указанного приказа содержится оговорка: оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную продукцию, включенную в обозначенный перечень и одновременно приведенную в приложении 3 к приказу, должно производиться с 01.01.2018 (первоначальная дата - 01.08.2017 - изменена Приказом Минсельхоза РФ от 07.10.2015 N 464, вступившим в силу 12.12.2015).
Следующий важный момент: до 01.01.2018 оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, на которые до дня вступления в силу Федерального закона N 243-ФЗ такие документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров (п. 3 ст. 4 данного закона). Пока не начал действовать Приказ Минсельхоза РФ N 281, список подконтрольных товаров был приведен в приложении 19 к Правилам организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 N 422.
Представленные положения означают, что до 01.01.2018 ветеринарному контролю подлежат только те товары, указанные в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), которые также числятся в приложении 19 к старым правилам. Причем, если какие-то из этих товаров попали в приложение 3 к Приказу Минсельхоза РФ N 281, ветеринарные сопроводительные документы в отношении них в обязательном порядке нужно будет оформлять только с 01.01.2018.
Какие ветеринарные сопроводительные документы нужны при перевозке?
Ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое состояние места его выхода, а также позволят идентифицировать подконтрольный товар. К ветеринарным сопроводительным документам относятся ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства и ветеринарные справки.
Одно из оснований для оформления ветеринарных сопроводительных документов - перемещение (перевозка) подконтрольного товара (п. 3 Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов). В этом случае документы действуют с момента оформления и до окончания перемещения (перевозки) товаров. Если в качестве перевозимого груза выступают животные, ветеринарные сопроводительные документы действуют в течение пяти дней с момента оформления и до окончания перевозки.
Ветеринарные сопроводительные документы | |
Основание оформления | Наименование |
Перевозка подконтрольных товаров за пределы района (города) по территории РФ | |
Перевозка подконтрольных товаров в пределах района (города) | Ветеринарные справки формы 4 |
Перевозка подконтрольных товаров, ввезенных в Россию, по территории РФ от места таможенного оформления до места назначения, их переадресовка между субъектами РФ | |
Вывоз подконтрольных товаров с территории РФ | Ветеринарные сертификаты форм 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l |
Следует учитывать, что ветеринарные документы должны сопровождать подконтрольную продукцию при перевозке и их представление уже после ее осуществления не освобождает соответствующее лицо от административной ответственности по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ (Постановление ФАС ДВО от 22.07.2014 N Ф03-3036/2014 по делу N А51-37428/2013).
Обратим внимание на еще один важный момент. К отсутствию ветеринарных сопроводительных документов приравнивается наличие этих документов, оформленных на бумажном носителе, если они заполнены разными чернилами, почерками, имеют исправления, неясный оттиск печати, не имеют печати, подписи, полного наименования должности, фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сертификат, всех требуемых сведений, включая дату выдачи. Это связано с тем, что при таких обстоятельствах ветеринарные сопроводительные документы считаются недействительными. То же самое касается их копий (п. 10 Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов).
Кто отвечает за перевозку без ветеринарных сопроводительных документов?
Перевозчик?
Перевозчик, если он не является собственником подконтрольной продукции либо экспедитором, как правило, не выступает в качестве субъекта административной ответственности по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ. Почему? Объясним на конкретных примерах из арбитражной практики.
Пример первый - Постановление АС ЗСО от 20.10.2015 N Ф04-24289/2015 по делу N А70-373/2015. Опираясь на положения Ветеринарно-санитарных правил перевозки животных, птицы, рыбы, продуктов и сырья животного происхождения автомобильным транспортом*(2), судьи указали, что именно на грузоотправителя возложена обязанность по передаче перевозчику ветеринарных сопроводительных документов. (Отправитель груза обязан предоставить перевозчику ветеринарное свидетельство (справку) установленной формы, вручить ветеринарный документ шоферу автомашины (п. 1.7, 1.10 названных правил).) Поэтому общество (отправитель), являясь владельцем спорного груза, несет ответственность за осуществление его перевозки без ветеринарных сопроводительных документов.
А вот шофера к административной ответственности привлечь могут. Как сказано в тех же правилах, шофер автомашины, перевозящий животных и продукты животноводства, не имеет права выезжать в рейс без ветеринарного свидетельства. За нарушение этого требования он несет ответственность наравне с отправителем груза (п. 1.11). Так, при изучении обстоятельств дела N 7-21-959/2015 Приморский краевой суд (Решение от 01.09.2015) подтвердил правомерность привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ водителя грузового рефрижератора (штраф составил 4 000 руб.). Довод жалобы о том, что мясо было приобретено для личного пользования, опровергается материалами дела. Во-первых, в протоколе об административном правонарушении в графе "Объяснения" водитель собственноручно написал, что ветеринарная станция была уже закрыта, поэтому получить документы на мясо не представлялось возможным. Таким образом, водитель знал о необходимости получения документов на мясо и, не получив их, нарушил правила перевозки продуктов животноводства. Во-вторых, перевозилось мясо в больших количествах (около 300 кг), что исключает приобретение продукции для собственного употребления.
Пример второй - Постановление ФАС ДВО от 24.07.2014 N Ф03-2779/2014 по делу N А73-12722/2013, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.02.2014 и Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 N 06АП-1223/2014. Индивидуальным предпринимателем был заключен договор на организацию перевозки продукции животного происхождения - яйца куриного категории С-2 российского производства - теплоходами с такими условиями. Во-первых, предмет договора: перевозчик (ООО) обязуется по мере требований заказчика (ИП) принимать, а последний обязан предоставлять разрешенные к перевозке грузы на основании заявки в объемах, отраженных в спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Во-вторых, заказчик обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров.
Значит, предприниматель взял на себя в силу названного договора ответственность за состояние груза и его подготовку к перевозке. Причем у него имелась возможность прописать в договоре условия принятия груза к перевозке, необходимость проверки перевозчиком наличия сопроводительных ветеринарных документов, а также обязанность информирования последним заказчика о приеме груза к отправке.
Кроме того, оказалось, что при покупке товара (яйца куриного категории С-2) предприниматель не принял мер к установлению факта наличия ветеринарных документов у поставщика путем заключения договора с последним и включения в него соответствующего условия, любым иным способом, включая телефонные переговоры и переписку. Ветеринарное свидетельство на груз было выдано уже после окончания его перевозки.
В итоге арбитры решили, что административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) предпринимателя признаки события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ.
Пример третий - Постановление ФАС ДВО от 29.05.2014 N Ф03-1747/2014 по делу N А24-5053/2013, которым оставлено без изменения Решение Арбитражного суда Камчатского края от 29.01.2014. Административным органом был установлен факт перевозки на борту воздушного судна икры лососевых видов рыб соленой общим весом около 625 кг без ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих ее безопасность. К ответственности по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ привлечено общество - владелец икры (не перевозчик).
Пример четвертый - Постановление АС СЗО от 24.09.2014 N Ф07-5524/2014 по делу N А56-74870/2013, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2014 и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 N 13АП-4812/2014. Общество при перевозке продукции животного происхождения путем привлечения сторонней организации (перевозчика) не оформило ветеринарные сопроводительные документы, по причине чего судьи усмотрели в действиях общества события вмененного административного правонарушения. При этом ссылка представителя общества, что субъектом административной ответственности в рассматриваемом случае является перевозчик, признана несостоятельной на основании следующего. Из представленного в материалы дела договора на перевозку грузов автомобильным транспортом усматривается, что общество (заказчик) к согласованному в заявке времени и до прибытия автомобиля под погрузку обязано подготовить груз к перевозке, а именно:
- сгруппировать продукцию по грузополучателям;
- подготовить сопроводительные документы на перевозку грузов, а также пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов;
- совершить иные действия, необходимые для осуществления перевозки.
Таким образом, именно общество, осуществляющее перевозку продукции животного происхождения силами сторонней организации, обязано было оформить ветеринарные сопроводительные документы на перевозку грузов.
Экспедитор?
В отличие от перевозчика, у экспедитора ситуация складывается по-другому. Отношения, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности, регулируются Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. На основании п. 8 указанных правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору, которое должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона N 87-ФЗ экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. Причем экспедитор вправе проверить достоверность представленных клиентом документов и информации (п. 5 указанной статьи). А в случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
Представленные нормы, по мнению судей, свидетельствуют о том, что именно общество, выступающее в качестве экспедитора в отношениях с грузовладельцем и в качестве грузоотправителя в отношениях с перевозчиком, должно обеспечить надлежащее оформление товаросопроводительных документов, необходимых и достаточных для перемещения груза в соответствии с установленными законодательством правилами. Поэтому, если таким обществом принят к экспедированию груз, в отношении которого административным органом выявлено отсутствие ветеринарных товаросопроводительных документов, отвечать придется экспедитору (постановления АС ДВО от 26.06.2015 N Ф03-2447/2015 по делу N А51-33073/2014, от 13.11.2014 N Ф03-4306/2014 по делу N А51-1060/2014).
* * *
При перевозке продукции животноводства, подлежащей ветеринарному контролю, груз обязательно должны сопровождать соответствующие ветеринарные документы. В противном случае грузоотправитель - владелец груза (но, как правило, не перевозчик) рискует быть привлеченным к административной ответственности по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ (а штрафные санкции, предусмотренные этой нормой, не малые). А вот если в качестве отправителя груза выступает экспедитор, именно ему и придется отвечать за отсутствие ветеринарных сопроводительных документов. При решении вопроса о том, подлежит ли продукция ветеринарному контролю, нужно учитывать не только тот факт, поименована ли она в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), но и факт, являлась ли она подконтрольной в соответствии с правилами, которые действовали до 01.09.2015. Также следует помнить о том, что часть такой продукции могла попасть в список, приведенный в приложении 3 к приказу Минсельхоза, которым утверждены новые санитарные правила по оформлению ветеринарных сопроводительных документов. Последнее означает, что в отношении этой продукции обязательность оформления ветеринарных документов наступит только с 01.01.2018.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Понятие "личное пользование" неразрывно связано с личностью физических лиц, а также с семейными и домашними нуждами, не связанными с осуществлением предпринимательской деятельности, и не может применяться в отношении юридических лиц (Решение Арбитражного суда Камчатского края от 29.01.2014 по делу N А24-5053/2013).
*(2) Утверждены Госагропромом СССР 30.01.1986 N 432-5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)