Торговый сбор в вопросах и ответах
В.М. Снегирев,
эксперт журнала
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 12, декабрь 2015 г., с. 57-68.
Торговый сбор пока установлен только на территории Москвы*(1). Хотя действует он всего лишь несколько месяцев (с 01.07.2015), компетентные органы буквально завалены обращениями налогоплательщиков. В последнее время чиновники практически еженедельно выпускают письма, разъясняя отдельные положения гл. 33 НК РФ*(2), благодаря которой российское налоговое законодательство пополнилось новым сбором. Что же интересует коммерсантов? На какие вопросы они не могут найти ответы в Налоговом кодексе и Законе г. Москвы N 62? Руководствуясь налоговыми нормами и официальными разъяснениями Минфина и ФНС, расскажем о нюансах уплаты торгового сбора. Для удобства восприятия сделаем это в форме ответов на вопросы. Отметим, что вопросов у хозяйствующих субъектов накопилось много, поэтому в рамках данной статьи будут затронуты лишь некоторые из них.
Вопрос: Что представляет собой торговый сбор и когда он начнет действовать на всей территории Российской Федерации? Будет ли величина торгового сбора одинаковой для всех его плательщиков?
Из положений гл. 33 НК РФ следует, что торговый сбор представляет собой обязательный фиксированный ежеквартальный платеж, который взимается с конкретного объекта торговли за право ведения через него определенного вида торговой деятельности.
Торговый сбор в силу ст. 15 НК РФ является местным сбором. Поэтому установление его на той или иной территории, введение в действие или отмена производятся на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований с учетом следующих особенностей.
В городах федерального значения (согласно ст. 65 Конституции РФ к ним относятся Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) сбор в силу п. 1 ст. 410 НК РФ устанавливается и вводится законами указанных субъектов РФ. На сегодня только московские власти приняли такой закон. Это Закон г. Москвы N 62.
Что касается муниципальных образований, не входящих в состав названных городов, есть одно условие для начала действия сбора на их территории - принятие специального федерального закона. Только после этого представительные органы муниципальных образований смогут издать собственные нормативные правовые акты (законы, постановления или решения) о торговом сборе. Такой порядок введения данного сбора предусмотрен п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ.
До настоящего времени федеральные законодатели не решились на принятие упомянутого закона. Поэтому о введении торгового сбора в муниципальных образованиях (кроме городов федерального значения) речи пока идти не может.
Теперь о размере сбора. Из пункта 2 ст. 410 НК РФ следует, что представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводя сбор, самостоятельно определяют его ставки в тех пределах, что установлены ст. 415 НК РФ. Пунктом 6 этой статьи местным властям разрешено дифференцировать ставки сбора в зависимости от территории ведения конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика, особенностей осуществления отдельных видов торговли и ее объектов. Причем ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.
Таким образом, в каждом муниципальном образовании (городах федерального значения) устанавливаются свои ставки торгового сбора. Следовательно, они не могут быть идентичными на территории всей страны. К тому же местные органы власти вправе вводить льготы по уплате сбора, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 410 НК РФ).
Вопрос: На кого возлагается обязанность по уплате торгового сбора и что является объектом обложения данным сбором?
Торговый сбор в силу ст. 411 НК РФ должны уплачивать организации и индивидуальные предприниматели, которые:
1) на территории муниципального образования, где действует сбор, занимаются теми видами торговли, что перечислены в п. 2 и 3 ст. 413 НК РФ;
2) в торговой деятельности используют объекты движимого и (или) недвижимого имущества (в гл. 33 они именуются объектами осуществления торговли). Таковыми признаются здания, сооружения, помещения, стационарные или нестационарные торговые объекты или торговые точки (пп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ).
Как видим, использование в торговле перечисленного имущества является основополагающим фактором (а точнее, объектом обложения сбором) для отнесения коммерсанта к числу плательщиков торгового сбора. При этом обязанность по его уплате возникает у хозяйствующего субъекта, если он реализовывал товары через обозначенные объекты торговли хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).
Разумеется, такой подход (при прочих идентичных условиях) ставит в неравное положение тех, кто торгует нерегулярно, с теми, кто использует объекты торговли по назначению практически ежедневно. Ведь те и другие должны платить государству одинаковую сумму сбора, хотя доходы их несопоставимы. По замыслу законодателя, это должно стимулировать коммерсантов максимально эксплуатировать организованные ими торговые точки. Последние должны работать, а не простаивать, и приносить соответствующий доход как самому налогоплательщику, так и бюджету.
Вопрос: В отношении каких видов деятельности может быть введен торговый сбор?
Виды деятельности, в отношении которых может быть введен торговый сбор, определены в п. 2 и 3 ст. 413 НК РФ. Перечислим их:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправок);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
- деятельность по организации розничных рынков.
Причем для того, чтобы использование объектов торговли в осуществлении перечисленных видов деятельности подпадало под обложение, требуется установление ставки торгового сбора (ведь она является обязательным элементом налогообложения). В противном случае рассчитать сумму сбора просто невозможно.
Например, Законом г. Москвы N 62 не определена ставка сбора при продаже товаров со склада. Следовательно, в силу положений п. 4 ст. 12, п. 3 ст. 17, п. 2 ст. 410 НК РФ торговый сбор при осуществлении данного вида деятельности на территории г. Москвы не взимается.
Такие разъяснения даны в письмах Департамента финансов г. Москвы от 10.07.2015 N 90-01-01-07-123/15, от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15.
Обратите внимание! По вопросам определения объекта налогообложения сбором и иным вопросам, связанным с исчислением торгового сбора, уплачиваемого при осуществлении торговой деятельности на территории Москвы, Минфин рекомендует обращаться в столичный Департамент экономической политики и развития города (см. письма от 17.09.2015 N 03-11-06/53395, от 25.08.2015 N 03-11-06/48973, от 08.04.2015 N 03-11-06/19790).
Добавим: в п. 1.9 приложения к Постановлению Правительства г. Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП разъяснено, что к складам относятся здания (строения, сооружения) или их части, предназначенные для хранения товара, не предусматривающие к нему доступ покупателей и не имеющие оборудования, предназначенного для выкладки и демонстрации товара и проведения денежных расчетов с покупателями.
Вопрос: Зависит ли взимание торгового сбора от системы налогообложения, которую применяют организации и предприниматели, осуществляющие виды торговой деятельности, в отношении которой может быть установлен указанный сбор?
Да, зависит. Дело в том, что положениями п. 2 ст. 411 НК РФ от уплаты сбора освобождены лица, применяющие некоторые спецрежимы:
- индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО;
- организации и предприниматели, уплачивающие ЕСХН.
Но! Данное освобождение действует только по тем видам торговой деятельности, в отношении которых нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения) установлен торговый сбор. В противном случае лица, применяющие названные специальные системы налогообложения, являются плательщиками сбора при наличии на то оснований.
К примеру, в муниципальном образовании, в котором введен сбор, предприниматель занимается двумя видами деятельности: торгует мебелью на арендованных площадях в торговом центре и оказывает услуги по ремонту мебели. Для осуществления названных услуг коммерсант приобрел патент. В свою очередь, по торговой деятельности он применяет УСНО. В данной ситуации предприниматель является плательщиком торгового сбора в отношении торговли мебелью через объекты стационарной торговой сети, поскольку в отношении данной деятельности ПСНО им не применяется.
Вопрос: Должно ли помещение, которое используется коммерсантом в торговой деятельности и является объектом обложения сбором, принадлежать ему исключительно на праве собственности?
Это совсем не обязательно. Согласно нормам гл. 33 НК РФ в целях уплаты торгового сбора не важно, являются ли здания, помещения, сооружения и т.д. собственностью хозяйствующего субъекта, или он владеет и распоряжается ими на праве аренды. Объектом обложения торговым сбором (ст. 412 НК РФ) признается использование движимого или недвижимого имущества для торговли вне зависимости от оснований для этого. Следовательно, сбор должны уплачивать те лица, которые непосредственно реализуют товары. И таковыми могут быть и собственники объектов торговли, и их арендаторы (см. п. 2 Письма Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15).
Данный вывод, кстати, подтверждает форма уведомления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора (форма ТС-1), которая рекомендована ФНС для применения налогоплательщиками Письмом от 10.06.2015 N ГД-4-3/10036@. В поле 2.5 этого уведомления обозначается основание для пользования объектом осуществления торговли: 1 - собственность, 2 - аренда, 3 - иное основание.
Здесь, полагаем, уместно привести разъяснения Минфина, касающиеся определения в целях исчисления и уплаты сбора площади торгового зала арендованного помещения. Разъяснения эти содержатся в письмах от 27.03.2015 N 03-11-06/3/17199 и N 03-11-06/3/17214. Чиновники отметили: при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли через арендованные объекты торговли следует учитывать положения ст. 607 ГК РФ. В ней говорится, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Вопрос: Являются ли плательщиками торгового сбора предприятия, реализующие продукцию собственного производства?
Компания может продавать изготовленную продукцию как через объекты осуществления торговли, перечисленные в пп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ, так и иными способами.
Если организация не имеет собственных или арендованных объектов осуществления торговли, которые могут быть задействованы в продаже продукции собственного производства, то плательщиком торгового сбора она не станет. Ведь согласно п. 1 и 2 ст. 413 данный сбор может быть установлен только при торговой деятельности через объект осуществления торговли.
Если же предприятие торгует и продукцией собственного производства, и покупными или другими товарами через объекты осуществления торговли (включая торговые объекты, являющиеся его филиалами или обособленными подразделениями), то в отношении такой деятельности в муниципальном образовании (городе федерального значения) может быть установлен торговый сбор.
Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/43208 *(3), от 17.07.2015 N 03-11-06/41106, от 15.07.2015 N 03-11-10/40730.
Вопрос: Индивидуальный предприниматель реализует покупные товары на розничном рынке, арендовав с этой целью торговое место в павильоне. Обязан ли он уплачивать торговый сбор?
Согласно п. 3 ст. 413 НК РФ к торговой деятельности, которая подпадает под обложение торговым сбором, приравнивается деятельность по организации розничных рынков. К таковой, как указал Минфин в Письме от 07.08.2015 N 03-11-06/45833, относится деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ. В данном случае в целях применения гл. 33 НК РФ объектом осуществления торговли признается недвижимое имущество, с использованием которого управляющая рынком компания ведет деятельность по организации розничных рынков.
Между тем следует понимать, что организация розничных рынков и торговля на этом рынке - два разных вида предпринимательской деятельности. По сути, продажа организациями и предпринимателями товаров через торговые точки на территории розничных рынков может относиться к перечисленным в п. 2 ст. 413 НК РФ видам торговли, по которым местные органы власти вправе установить торговый сбор. Но в таком случае имеет место двойное обложение объектов торговли (ведь по закону в отношении деятельности по организации розничных рынков торговый сбор платят управляющие компании рынков).
Чтобы этого не допустить, московские власти установили льготу для коммерсантов, непосредственно торгующих на рынках. Так, в пп. 3 п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы N 62 установлено, что использование недвижимого и движимого имущества для торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков, освобождается от обложения торговым сбором.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, осуществляющий торговлю покупными товарами через арендованную торговую точку на розничном рынке, не должен уплачивать торговый сбор (см. п. 6 Письма Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15).
Вопрос: Подпадает ли под обложение торговым сбором продажа сопутствующих товаров при оказании организацией или предпринимателем бытовых услуг?
Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/42966*(4). Чиновники разъяснили следующее.
Согласно п. 1 и 2 ст. 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
В целях применения торгового сбора под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413).
В соответствии с ГОСТ Р 53108-20 08 *(5) реализация организациями в сфере бытовых услуг сопутствующих товаров включена в состав номенклатуры показателей деятельности указанных организаций (иными словами, продажа названных товаров относится к деятельности по оказанию бытовых услуг).
В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению (например ритуальные услуги, услуги ателье, парикмахерских, металлоремонта, ремонта обуви) и осуществляющие реализацию сопутствующих товаров, не могут быть признаны плательщиками торгового сбора в отношении продажи указанных товаров.
Вопрос: Должны ли платить торговый сбор коммерсанты, оказывающие услуги общественного питания и осуществляющие продажу товаров, непосредственно не участвующих в процессе оказания названных услуг?
Услуги общественного питания, в том числе реализация покупной продукции, если такая реализация является составной частью указанных услуг, не признаются торговой деятельностью в целях применения гл. 33 НК РФ. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/42962 *(6), от 15.07.2015 N 03-11-10/40730.
Дело в том, что нормами ст. 413 НК РФ определение объекта торговли привязано к ведению вида деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, на этом объекте. Поэтому объекты организации общественного питания, если с их использованием исключительно оказываются услуги общепита, не могут быть признаны объектами осуществления торговли в целях гл. 33 НК РФ.
Вопрос: Компания заключает договоры купли-продажи с покупателями в помещении своего офиса, а сам проданный товар отпускается со склада. Облагается ли торговым сбором деятельность, организованная подобным образом?
Напомним, что в целях применения гл. 33 НК РФ к торговой деятельности относится (п. 2 ст. 413 НК РФ):
- торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами и без них;
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Между тем в обозначенной статье не разъяснено, что подразумевается под стационарным и нестационарным торговым объектом, площадью торгового объекта.
В связи с этим в целях исчисления торгового сбора Минфин рекомендует использовать понятия, соответствующая трактовка которых приведена в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Так, из ст. 2 названного закона следует, что стационарным считается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.
В свою очередь, нестационарный торговый объект представляет собой временное сооружение или конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
А под площадью торгового объекта понимается помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров, прохода покупателей.
Таким образом, если офис, в котором организация заключает с покупателями договоры купли-продажи, не соответствует указанным требованиям к торговому объекту, не может быть признан зданием, сооружением, помещением или торговой точкой, с использованием которых плательщик осуществляет вид деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, ведение в нем торговой деятельности не является объектом обложения торговым сбором. Этот вывод сделан в письмах Минфина России от 14.10.2015 N 03-11-09/58628 *(7), от 15.07.2015 N 03-11-10/40730.
Напомним, что организации, осуществляющие торговую деятельность на территории Москвы путем отпуска товаров со склада, не являются плательщиками торгового сбора. В связи с этим столичные финансисты в Письме от 10.07.2015 N 90-01-01-07-123/15 акцентировали внимание на том, что использование офиса для торговли со склада не подлежит обложению торговым сбором только в случае отсутствия у офиса признаков торгового объекта (оснащение оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживание покупателей и проведение денежных расчетов с ними при продаже товаров).
Вопрос: Может ли плательщиком торгового сбора быть признан комиссионер?
Ответ на этот вопрос дан в Письме Минфина России от 19.10.2015 N 03-11-09/59842. Ведомство напомнило, что в силу п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
В связи с этим комиссионер, осуществляющий торговую деятельность, виды которой определены п. 2 ст. 413 НК РФ, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества, перечисленного в пп. 1 п. 4 той же статьи, приобретает обязанность плательщика торгового сбора.
Вопрос: Компания, перешедшая в отношении деятельности, по которой установлен торговый сбор, на уплату ЕСХН, утратила право на применение данного спецрежима. Обязана ли она уплатить указанный сбор за соответствующий налоговый период?
Из пункта 2 ст. 411 НК РФ следует, что лица, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в отношении деятельности, по которой установлен торговый сбор, освобождаются от уплаты сбора.
Для использования данного спецрежима налогоплательщик должен соблюсти ряд условий, предусмотренных гл. 26.1 НК РФ. Последствия невыполнения данных условий прописаны в п. 4 ст. 346.3 НК РФ.
Так, согласно данной норме налогоплательщик, утративший право на уплату ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение соответствующих ограничений и требований, установленных положениями гл. 26.1 НК РФ, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, НДФЛ, налогам на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц.
Как видим, торговый сбор в этом закрытом перечне налогов не поименован. Значит, налогоплательщики при утрате права на применение ЕСХН уплачивать торговый сбор за период до утраты указанного права не должны.
Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 19.10.2015 N 03-11-09/59842.
Вопрос: Предприниматель, купивший патент на осуществление торговой деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, утратил право на применение данного спецрежима. Обязан ли он уплатить указанный сбор за соответствующий налоговый период?
В силу п. 2 ст. 411 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения в отношении деятельности, по которой установлен торговый сбор, освобождены от уплаты данного сбора.
В соответствии с п. 6 ст. 346.45 НК РФ налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСНО и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случаях, предусмотренных той же нормой.
При этом п. 7 ст. 346.45 предусмотрено, что суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения за период, в котором утрачено право на применение ПСНО, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь зарегистрированных ИП.
Как видим, в обозначенной норме не сказано, какие именно налоги и сборы должен исчислить и внести в бюджет предприниматель, "слетевший" с ПСНО. Отсюда вывод: у налогоплательщика, утратившего право на применение патентной системы налогообложения, возникает обязанность по уплате сумм торгового сбора за период до утраты этого права.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон г. Москвы N 62).
*(2) Введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ, действует с 01.01.2015 (за исключением отдельных положений).
*(3) Письмом ФНС России от 05.08.2015 N ГД-4-3/13688@ доведено до сведения и использования в работе налоговыми органами.
*(4) Доведено до сведения и использования в работе налоговыми органами Письмом ФНС России от 05.08.2015 N ГД-4-3/13687@.
*(5) Национальный стандарт РФ "Услуги бытовые. Классификация организаций. ГОСТ Р 53108-2008" утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 517-ст. Данный стандарт утрачивает силу с 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 26.03.2014 N 231-ст, вводящего в действие новый национальный стандарт - ГОСТ 32610-2014.
*(6) Письмом ФНС России от 05.08.2015 N ГД-4-3/13689@ доведено до сведения и использования в работе налоговыми органами.
*(7) Доведено до сведения и использования в работе налоговыми органами Письмом ФНС России от 30.10.2015 N СД-4-3/19037@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"