Три практических совета по налоговому и бухгалтерскому учету расходов на рекламу
Р. Лахман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
М. Медведева,
профессиональный аудитор, канд. экон. наук
Журнал "Российский налоговый курьер", N 18, сентябрь 2015 г.
Когда вычет НДС по рекламным образцам обоснован? От чего зависит налоговый учет рекламного основного средства? Как правильно отразить нормируемые рекламные расходы в бухучете?
Вторая волна финансового кризиса приводит к росту конкуренции на рынке. А лучший двигатель, как известно, реклама. Из большого числа писем наших читателей мы отобрали наиболее волнующие вопросы, связанные с налоговым и бухгалтерским учетом затрат на рекламу.
1. Заявить вычет НДС по рекламным канцтоварам нельзя
Ольга Бусова, бухгалтер, г. Сыктывкар: "Наша компания занимается продажей товаров для школы и офиса. В преддверии нового учебного года мы закупили недорогие ручки, карандаши и блокноты, нанесли на них наш логотип и раздавали у входа в торговый центр, в котором располагается наш магазин. Можно ли НДС по рекламным канцтоварам заявить к вычету?"
Передача в рекламных целях товаров, стоимость которых не превышает 100 руб. за единицу, НДС не облагается (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поэтому налог, предъявленный при покупке рекламных канцтоваров, вы не можете предъявить к вычету. Эта сумма образует налоговый расход (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ и письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.10 N 16-15/13276).
В этом случае в бухгалтерском учете вам нужно будет сделать следующие записи:
Дебет | Кредит | Содержание операции |
Оприходован рекламный товар по стоимости с учетом НДС | ||
Отражена стоимость переданного покупателям рекламного товара |
Правда, возможна другая ситуация - если цена рекламных канцтоваров составляет более 100 руб. за единицу. Тогда при их передаче возникает объект обложения НДС. И следовательно, вы вправе воспользоваться вычетом на общих основаниях (письма Минфина России от 04.06.13 N 03-03-06/2/20320, от 25.10.10 N 03-07-11/424 и от 10.06.10 N 03-07-07/36, постановления ФАС Московского от 13.05.14 N Ф05-2657/14 и Северо-Кавказского от 19.03.13 N А20-2704/2010 округов).
Еще один способ воспользоваться правом на вычет НДС в рассматриваемой ситуации - отказаться от освобождения (п. 5 ст. 149 НК РФ). Для этого в инспекцию по месту учета нужно подать заявление не позднее 1-го числа квартала, с которого организация хочет платить НДС в полном объеме (образец заявления приведен ниже). Тогда бухгалтерский учет в компании будет выглядеть следующим образом:
Дебет | Кредит | Содержание операции |
Оприходован рекламный товар | ||
Отражен НДС по рекламному товару | ||
Принят к вычету НДС по рекламному товару | ||
Отражена стоимость переданного покупателям рекламного товара | ||
Начислен НДС при передаче рекламного товара покупателю |
Примечание. С 2015 года вычеты НДС по нормируемым рекламным расходам отражаются целиком.
2. Дорогостоящую рекламную вывеску безопаснее амортизировать в налоговом учете
Александра Цой, главный бухгалтер, г. Москва: "Для оформления фасада магазина мы приобрели две светодиодные вывески. Стоимость каждой с учетом затрат на доставку и монтаж составила более 100 000 руб. Учитывая, что вывески являются рекламными конструкциями, можем ли мы все расходы учесть при налогообложении прибыли единовременно?"
"В рассматриваемой ситуации стоимость вывески можно отнести как к расходам на рекламу, так и к затратам на приобретение основных средств. А, раз одни и те же расходы можно отнести к нескольким группам, порядок их учета вы можете выбрать самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ, постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.10 N А05-8466/2009 и от 05.04.07 N А56-4732/2006). Свой выбор необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения (фрагмент "учетки" приведен на с. 38).
В ИФНС России N 9 по г. Москве
От ООО "Компания"
ИНН/КПП: 7709123456/771501001
г. Москва, Марксистский пер., д. 5
Заявление
об отказе от освобождения от НДС
ООО "Компания" осуществляет розничную торговлю канцелярскими товарами и принадлежностями для школы и офиса. В целях привлечения внимания покупателей к своим товарам ООО "Компания" распространяет рекламные товары с собственным логотипом. На основании подпункта 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ указанные операции освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость.
Пользуясь правом, предоставленным пунктом 5 статьи 149 НК РФ, ООО "Компания уведомляет об отказе от указанного освобождения на период с 1 октября 2015 года.
Генеральный директор ООО "Компания" Карандашиков В.В. Карандашиков
---------------
Учетная политика для целей налогообложения ООО "Компания"
<_>
3.1. Под основными средствами (ОС) в целях налогообложения понимается имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальная стоимость которого превышает 40 000 руб. (абз. 1 п. 1 ст. 257 НК РФ).
3.1.1. К основным средствам относится имущество, удовлетворяющее стоимостному критерию, приведенному в п. 3.1. настоящей учетной политики, приобретенное в целях рекламирования деятельности ООО "Компания".
<_>
Безопаснее списывать стоимость вывески через налоговую амортизацию. Именно такого подхода придерживается Минфин России (письма от 23.03.15 N 03-03-06/1/15750, от 15.06.12 N 03-03-10/71, от 26.03.12 N 03-03-06/1/157 и от 14.12.11 N 03-03-06/1/821). Хотя шанс отразить стоимость вывески единовременно в расходах на рекламу все же есть, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика (постановления ФАС Уральского от 21.07.10 N Ф09-4631/10-С2, Поволжского от 01.07.08 N А57-10917/07 и Северо-Западного от 12.03.08 N А21-3735/2006 округов).
При этом независимо от того, как вы решите отражать стоимость вывески в налоговом учете, бухгалтерские записи будут следующими:
Дебет | Кредит | Содержание операции |
Отражена стоимость рекламной вывески | ||
Отражен НДС со стоимости рекламной вывески | ||
Принят к вычету НДС со стоимости рекламной вывески | ||
Оприходована рекламная вывеска | ||
Стоимость рекламной вывески перечислена продавцу | ||
Начислена амортизация по рекламной вывеске*(1) | ||
*(1) Эту проводку компания делает ежемесячно в течение срока полезного использования вывески начиная с месяца, следующего за месяцем ее ввода в эксплуатацию. |
Если вы решите учитывать расходы на покупку рекламной вывески через налоговую амортизацию, срок полезного использования такой вывески вы можете не устанавливать такой же, как и для целей бухгалтерского учета. В этом случае у вас возникнут временные разницы.
Ежемесячная бухгалтерская амортизация больше ежемесячной налоговой амортизации:
Дебет | Кредит | Содержание операции |
Отражен ОНА | ||
Погашен ОНА |
Ежемесячная бухгалтерская амортизация меньше ежемесячной налоговой амортизации:
Дебет | Кредит | Содержание операции |
Отражено ОНО | ||
Погашено ОНО |
В том случае, если затраты на приобретение рекламной вывески в налоговом учете вы отразите как косвенные, в бухгалтерском учете возникнет отложенное налоговое обязательство (порядок его отражения приведен выше).
3. Сверхнормативные расходы на рекламу можно учесть в случае увеличения выручки в последующих отчетных периодах
Сергей Степанов, финансовый директор, г. Москва: "В прошлом месяце мы закупили несколько рекламных баннеров для привлечения внимания пассажиров московского метрополитена. В налоговом учете такие рекламные расходы нужно нормировать. И так как деятельность мы ведем недавно, выручка за прошлые периоды не позволяет нам учесть стоимость баннеров при налогообложении прибыли полностью. Неужели остатки придется списывать за счет чистой прибыли?"
Реклама, размещенная во внутренних помещениях метрополитена, к наружной не относится (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе"). Следовательно, затраты на размещение рекламных щитов в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах метро для целей налогообложения прибыли необходимо нормировать (п. 4 ст. 264 НК РФ и письмо Минфина России от 16.10.08 N 03-03-06/1/588). Такие расходы организация сможет учесть в пределах 1% от выручки за соответствующий отчетный период.
Если затраты на покупку рекламной конструкции превышают однопроцентный лимит выручки (как в рассматриваемой ситуации), то сверхнормативные расходы на рекламу можно учесть в последующих отчетных периодах календарного года (письмо Минфина России от 06.11.09 N 03-07-11/285).
Примечание. Минфин рекомендует амортизировать рекламную вывеску стоимостью более 40 000 руб.
Пример
ООО "Компания" в августе 2015 года оплатило дизайнерскому агентству разработку макета и изготовление рекламного баннера, стоимость которого составляет 100 000 руб. (без учета НДС). Выручка ООО "Компания" по итогам девяти месяцев составила 5 млн. руб. Предельная величина расходов на рекламу, которые ООО "Компания" может учесть, составляет 50 000 руб. (5 000 000 руб. х 1%).
Предположим, по итогам года выручка ООО "Компания" увеличится и составит 15 млн. руб. Тогда лимит выручки для целей учета расходов на рекламу составит 150 000 руб. (15 000 000 руб. х 1%). Таким образом, организация сможет учесть при налогообложении прибыли всю стоимость рекламной вывески.
Если же годовая выручка возрастет не так существенно и составит, к примеру, 8 млн. руб., предельное значение годовых рекламных расходов будет равно 80 000 руб. (8 000 000 руб. х 1%). Соответственно в расходах на рекламу можно будет учесть еще 30 000 руб. от стоимости вывески (80 000 руб. - 50 000 руб.). А оставшиеся 20 000 руб. ООО "Компания" спишет за счет чистой прибыли.
Кстати, НДС со стоимости рекламного имущества, расходы на которое компания нормирует для целей налогообложения прибыли, можно принять к вычету в полном объеме (абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24.11.14 N 366-ФЗ).
Бухгалтерские проводки рассмотрим, опираясь на данные приведенного выше примера. В августе при покупке рекламного баннера необходимо сделать следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
100000 | Отражены расходы на покупку баннера | ||
18 000 | Отражен НДС, предъявленный при покупке баннера | ||
118 000 | Оплачен баннер продавцу |
По итогам девяти месяцев компания отражает следующие проводки:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
100000 | Стоимость баннера списана на себестоимость продаж | ||
10 000 | Отражен ОНА (50 000 руб. х 20%) | ||
18 000 | Принят к вычету НДС со стоимости баннера |
Если годовая выручка составит 15 млн. руб., в бухучете компания отразит:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
10 000 | Уменьшен ОНА (50 000 руб. х 20%) |
Если же сумма выручки за год составит 8 млн. руб., бухгалтерские проводки будут такими:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
6000 | Уменьшен ОНА (30 000 руб. х 20%) | ||
4000 | Списан ОНА (20 000 руб. х 20%) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99