Контрактная система: 2015, сентябрь
М.Г. Гусев,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 10, октябрь 2015 г.
Правила закупок постоянно редактируются. Помимо прочего, регулярно выходят официальные разъяснения, рекомендации, пополняется судебная практика.
Изменения в законодательстве
Рассмотрим, какие изменения произошли в законодательстве за месяц.
Введены правила установления требований к закупаемым товарам
Постановления Правительства РФ от 02.09.2015 N 926 и 927 утверждают общие правила, по которым будут определяться требования к закупаемым товарам, работам, услугам (ТРУ), и аналогичные правила для государственных органов, государственных внебюджетных фондов РФ и подведомственных им учреждений. Предусмотрено, что при федеральных закупках необходимо составлять ведомственный и обязательный перечни ТРУ. В первом указывают потребительские свойства и иные характеристики, влияющие на цену объектов закупок. Второй перечень более детализированный: в нем отражаются потребительские свойства ТРУ, а также дифференцируются требования к ним, в том числе в зависимости от должности сотрудника. Например, стоимость мобильного телефона руководителя федерального органа власти не должна превышать 15 тыс. руб., а специалиста этого органа - 5 тыс. руб. Указанные правила вступают в силу с 01.01.2016 (за исключением отдельных положений).
Закупка энергетически неэффективных источников света ограничена
Постановление РФ N 898*(1) с 01.06.2016 вводит ограничения на закупку энергетически неэффективных источников света и осветительных устройств: двухцокольных люминесцентных ламп с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи не выше 80 с цоколем G13, дуговых ртутных люминесцентных ламп, компактных люминесцентных ламп, неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп, светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13 и светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп.
Рекомендации и разъяснения
В этом разделе ознакомим читателей с рекомендациями регуляторов контрактной системы.
Выставление дополнительных требований к участникам закупки
Минэкономразвития в Письме от 15.07.2015 N Д28и-2162 напоминает, что при закупке отдельных видов ТРУ на электронном аукционе могут быть установлены дополнительные требования к участникам, в том числе к наличию опыта работы. В первую очередь, это касается ТРУ, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только высококвалифицированные специалисты. Такие дополнительные требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Информация об участнике допустима и в первой части заявки
Положения Закона о контрактной системе*(2) предусматривают необходимость указывать информацию об участнике аукциона, в том числе его наименование и место нахождения, только во второй части заявки. Однако Минэкономразвития считает: если такая информация содержится в первой части заявки, это не является основанием для отстранения участника электронного аукциона. Министерство выражает свою позицию в Письме от 15.07.2015 N Д28и-2163.
Особенности контракта на экспертизу ценности документов
Минэкономразвития в Письме от 11.06.2015 N Д28и-1729 разъясняет вопрос о заключении госконтракта на проведение экспертизы ценности документов с Государственным архивом РФ. Заказчик вправе заключить контракт на выполнение указанных работ путем закупки у единственного поставщика, а именно путем закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием.
Дата заключения контракта может считаться моментом начала выполнения работ
Минэкономразвития в Письме от 08.07.2015 N Д28и-1989 указывает, что если дата начала выполнения работ по контракту не определена в извещении о закупке, то началом выполнения работ считается дата заключения контракта. В извещении заказчик может предусматривать срок окончания работ без обозначения срока их начала. Позиция ведомства основана на положениях п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Контракт нельзя заключить позднее даты его исполнения
Минэкономразвития в Письме от 29.07.2015 N ОГ-Д28-10150 дало разъяснения заказчикам, устанавливающим в контракте дату исполнения обязательств. Если она наступает раньше, чем истекает срок для подписания контракта, заказчику целесообразно перенести сроки закупки. Такой вывод основан на положениях ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, где указано, что исполнение контракта предусматривает ряд действий, которые необходимо совершить после его заключения (например, приемку поставленного товара).
Опытом исполнения контрактов должен обладать сам участник закупки
Минэкономразвития в Письме от 28.07.2015 N Д28и-2175 комментирует условие, установленное Законом о контрактной системе, согласно которому заказчик должен оценивать опыт выполнения контрактов исключительно участника закупки, а не его субподрядчика. Названным законом не предусмотрена возможность "передать опыт" (например, по договору коммерческой концессии). Поэтому участник признается не соответствующим требованию документации о наличии опыта выполнения контрактов, даже если предоставляет документы, подтверждающие договорные отношения с субподрядчиком, который имеет необходимый опыт.
Разъяснены требования к квалификации членов комиссии
Как следует из ч. 5 ст. 39 Закона о контрактной системе, заказчик должен включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Минэкономразвития в Письме от 08.07.2015 N Д28и-1910 уточняет, что указанных лиц в составе комиссии должно быть не менее 50%.
Личное присутствие на заседаниях комиссии ее членов обязательно
Минэкономразвития в Письме от 22.06.2015 N Д28и-1824 разъясняет, что использование видеоконференц-связи для участия в заседаниях комиссии и последующее оформление протоколов заседаний в виде электронного документа законодательством не предусмотрено. Вывод базируется на положениях ч. 8 ст. 39 Закона о контрактной системе, запрещающей членам комиссии принимать решения путем проведения заочного голосования и делегировать свои полномочия иным лицам.
Особый порядок формирования НМЦК не применяется при закупке медицинского оборудования
В соответствии с позицией Минэкономразвития, выраженной в Письме от 22.07.2015 N Д28и-2034, заказчикам не следует применять Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 881, устанавливающее порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на отдельные виды медицинского оборудования. Постановление принято на основании положений Закона N 94-ФЗ*(3), утратившего силу с 01.01.2014, следовательно, оно тоже устарело, хотя на момент выхода разъяснения еще не было признано официально утратившим силу. При закупках медицинского оборудования на основании положений Закона о контрактной системе и формировании НМЦК заказчик должен использовать методы, закрепленные в ст. 22 этого закона, и руководствоваться положениями Методических рекомендаций *(4) по их применению.
Если НМЦК в извещении изменилась менее чем на 10%, план-график не меняется
Минэкономразвития в Письме от 01.07.2015 N Д28и-1804 дает разъяснения, согласно которым заказчик обязан внести изменения в план-график, только когда НМЦК, указанная в извещении о закупке, более чем на 10% отличается от цены, приведенной в плане-графике. Вывод следует из перечня случаев внесения изменений в план-график, приведенного в абз. 15 Порядка размещения планов-графиков*(5).
Заказчик списывает начисленную неустойку по контрактам, исполненным в 2015 году
Минэкономразвития в письмах от 15.05.2015 N Д28и-1375, Д28и-1376 обращает внимание заказчиков на обязанность списания неустойки по исполненным контрактам. Данная обязанность закреплена в Постановлении Правительства РФ от 05.03.2015 N 196. Документ также устанавливает порядок списания начисленных по контрактам сумм неустоек (штрафов, пеней) и оговаривает случаи, когда оно правомерно. Например, неустойка списывается при условии, что исполнение контракта в полном объеме завершается в 2015 году и общая сумма неуплаченной неустойки не превышает 5% цены контракта.
Гарантийный срок не является конкретной характеристикой товара
Минэкономразвития в Письме от 08.07.2015 N Д28и-1989 обращает внимание на Постановление АС СКО от 08.07.2015 N Ф08-4470/2015 по делу N А53-24970/2014. Суд признает правомерным отсутствие в заявках сведений о гарантийном сроке. Заявку, не содержащую информацию о нем, заказчик не имеет права отклонять.
Обеспечение исполнения контракта при запросе котировок
Закон о контрактной системе отдельно не оговаривает сроки предоставления названного обеспечения. Минэкономразвития в Письме от 06.04.2015 N Д28и-954 разъясняет, что указанное обеспечение следует предоставить не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок (если требование установлено в извещении о запросе котировок). Этот комментарий основан на ч. 13 ст. 78 Закона о контрактной системе, предусматривающей сроки заключения контракта по результатам запроса котировок.
Ограничения в пролонгации контрактов
Контракты, заключенные на основании Закона о контрактной системе, не пролонгируются, если являются контрактами на аренду нежилого здания, строения или сооружения, заключенными с единственным поставщиком (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Особенности таких сделок разъяснены в Письме Минэкономразвития РФ от 03.06.2015 N Д28и-1468.
Закон N 223-ФЗ: обоснование начальной (максимальной) цены договора (НМЦД) включается в документацию
Минэкономразвития в Письме от 27.05.2015 N Д28и-1391 обращает внимание, что указанное требование основано на положениях п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ*(6). Названная норма обязывает заказчика привести в документации сведения о НМЦД. Хотя в законе не говорится, что нужно понимать под такими сведениями, из разъяснения Минэкономразвития следует: к информации о НМЦД необходимо относить и ее обоснование.
Закон N 223-ФЗ: данные, являющиеся коммерческой тайной, включаются в реестр договоров
Минфин в Письме от 21.07.2015 N 02-04-11/41911 разъясняет: поскольку реестр размещается в единой информационной системе (на официальном сайте), то в отношении него применимы положения ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Данная норма содержит перечень случаев, при которых допускается не размещать информацию и документы в ЕИС (на официальном сайте), и этот перечень является исчерпывающим. Сведения, отнесенные к коммерческой тайне, в перечне не предусмотрены.
Закон N 223-ФЗ: если закупок инновационной продукции нет, размещается пустой план
Минэкономразвития в Письме от 27.07.2015 N ОГ-Д28-10145 пояснило, что заказчик, из-за специфики деятельности не заказывающий инновационную, высокотехнологичную продукцию и лекарственные средства, должен размещать на официальном сайте (в ЕИС) пустой план закупки таких товаров. Вывод основан на том, что по ч. 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещение данного плана необходимо, однако обязательство закупать такую продукцию и лекарственные средства названным законом не закреплено, поэтому заказчик может этого не делать.
Закон N 223-ФЗ: ИНН производителя в документации о закупке может быть указан незаконно
Минэкономразвития в Письме от 15.07.2015 N Д28и-2190 обращает внимание заказчиков, что ИНН производителя объекта закупки в документации может расцениваться как нарушение Закона N 223-ФЗ, а также ст. 17 Закона о защите конкуренции*(7).
Информационная открытость закупки, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к ее участникам относятся к основным принципам, которыми должны руководствоваться заказчики (ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Закон N 223-ФЗ: порядок расчета суммарного объема выручки
Минэкономразвития в Письме от 23.06.2015 N Д28и-1840 указывает, что объем выручки за предшествующий календарный год можно рассчитать как сумму показателей строк 2110 "Выручка" и 2340 "Прочие доходы", представленных в отчете о финансовых результатах. Исчислять суммарный объем выручки необходимо, чтобы определить возможность применения положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, устанавливающего особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ. Предусмотрено, что действие такого акта распространяется на заказчиков, если суммарный объем их выручки от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и от прочих доходов за предшествующий календарный год превышает 1 млрд. руб.
Судебная практика
На примере решения судов и результатов деятельности контролирующих органов ознакомимся с некоторыми особенностями совершения закупок.
В заявке необходимо указывать ИНН учредителей юрлица и его участников
Вывод сделан на основании Определения ВС РФ от 11.08.2015 N 307-КГ15-8680 по делу N А05-8154/2014, вынесенного по результатам рассмотрения кассационной жалобы. Заказчик отклонил заявку из-за того, что в ней отсутствовал ИНН участника юрлица. Антимонопольный орган счел заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе, однако суд указал на неправомерность действий контролеров. Верховный суд отметил, что требование вносить в заявку ИНН учредителей участника закупки, установленное ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, в равной степени относится к учредителям и участникам юрлица. Данное требование направлено на обеспечение прозрачности закупок и предотвращение недобросовестного поведения участников.
Незаконно требовать подтверждение, что товар не контрафактный
Как следует из Определения ВС РФ от 02.09.2015 N 309-КГ15-9572 по делу N А76-17760/2014, заказчик имеет право установить в проекте контракта условие, что исполнитель должен предоставить документы, подтверждающие введение товара в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем товарного знака. Суд не рассматривает данное условие как требование к участникам закупки, поскольку оно касается способа и порядка исполнения контракта.
Ошибка в почтовом адресе не повод отклонять заявку
Седьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 18.08.2015 N 07АП-6322/2015 по делу N А67-1217/2015 указал: если почтовые адреса в заявке участника и его документах для аккредитации на электронной площадке различаются, это не повод для отклонения заявки. Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений или запретов в отношении несовпадения почтовых адресов, приведенных в заявке и иных документах участника. Законодательство РФ не запрещает иметь несколько почтовых адресов. Заказчик также не предоставил суду доказательств, что участник не использует отмеченный в заявке почтовый адрес для получения корреспонденции.
Запрещено указывать в заявке две страны происхождения товара
Решением Омского УФАС от 26.05.2015 по делу N 03-10.1/1722015 действия заказчика, который отказал в допуске к участию в электронном аукционе участнику, указавшему в заявке две страны происхождения одного товара, были признаны правомерными. Антимонопольный орган отметил: хотя участник имел на складе необходимый заказчику товар, произведенный в разных странах, согласно императивному требованию, установленному п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в заявке необходимо указать только одну страну происхождения товара.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 N 898 "О внесении изменений в п. 7 Правил установления требований энергетической эффективности ТРУ при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(3) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(4) Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567.
*(5) Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утв. Приказом Минэкономразвития РФ N 761, Казначейства РФ N 20н от 27.12.2011.
*(6) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(7) Федеральный закон от 08.07.2006 N 135-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"