ТОП-10 наиболее важных налоговых поправок, которые начали действовать в 2015 году
Бухгалтерам дали больше времени на составление деклараций по НДС. Торговые сборы для компаний и ИП все-таки ввели, хотя и с отсрочкой. Устранено еще одно различие между налоговым и бухгалтерским учетом.
В часть вторую Налогового кодекса опять внесены существенные изменения. Большинство из них действуют с 1 января 2015 года. Редакция журнала РНК отобрала 10 наиболее важных для организаций поправок по основным налогам. С помощью аудиторов, налоговых консультантов и других специалистов-практиков в налоговой сфере разберемся в сути этих изменений и последствиях их введения для налогоплательщиков.
Отметим, что этот номер журнала был подписан в печать в декабре 2014 года. Не исключено, что после его подписания будут приняты еще какие-то поправки в НК РФ. О них мы обязательно расскажем в следующих номерах нашего журнала.
1. Продлены сроки представления деклараций по НДС и уплаты этого налога
С 2015 года на пять дней увеличен срок, отведенный налогоплательщикам для подготовки и представления декларации по НДС. Теперь указанную декларацию необходимо будет сдать в инспекцию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
На столько же дней продлены сроки уплаты НДС. С 2015 года этот налог за истекший квартал уплачивают в бюджет равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ).
Указанные изменения однозначно являются позитивными для налогоплательщиков. Но они были бы еще более выгодными, если бы законодатель сдвинул срок сдачи декларации по НДС на 28-е или 30-е число, чтобы сблизить его со сроками представления отчетности по налогу на прибыль или налогу на имущество. Однако абсолютное большинство опрошенных нами экспертов (60%) почему-то считают, что срок представления декларации по НДС как раз и нужно было передвинуть на 25-е число. А практически каждый пятый из участвовавших в опросе (18%) вообще полагает, что срок представления деклараций по НДС не нужно было менять. По их мнению, этот срок следовало оставить 20-го числа.
Наталия Мезенцева, начальник отдела налоговой отчетности коммерческого банка, считает, что изменение срока представления отчетности по НДС можно было бы рассматривать как благоприятное, если не учитывать предстоящие изменения в форме декларации по НДС (подробнее читайте на с. 16).
Обратите внимание! С 2015 года изменились формы деклараций по нескольким налогам
Начиная с отчетности за I квартал 2015 года декларация по НДС сдается по новой форме (письмо ФНС России от 10.11.14 N ЕД-4-15/22994). Обновленная декларация утверждена приказом ФНС России от 29.10.14 N ММВ-7-3/558@, который зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2014 года.
Кроме того, начиная уже с представления отчетности за 2014 год изменяются формы деклараций по следующим налогам:
- по налогу, уплачиваемому в связи с применением "упрощенки". Новая форма декларации утверждена приказом ФНС России от 04.07.14 N ММВ-7-3/352@;
- ЕСХН (утв. приказом ФНС России от 28.07.14 N ММВ-7-3/384@);
- транспортному налогу (утв. приказом ФНС России от 20.02.12 N ММВ-7-11/99@). Форму декларации заново не переутверждали. В нее лишь внесли ряд изменений, предусмотренных приказом ФНС России от 25.04.14 N ММВ-7-11/254@.
Изменилась и форма декларации по ЕНВД. Однако обновленная ее форма (утв. приказом ФНС России от 04.07.14 N ММВ-7-3/353@) применяется начиная с представления деклараций за I квартал 2015 года.
В настоящее время новая форма декларации не опубликована. Приказ о ее утверждении N 35171 зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2014 года. Тем, кто ознакомился с проектом этого приказа, известно, что в новой декларации необходимо будет отражать сведения, указанные в книге покупок и книге продаж за соответствующий период (п. 5.1 ст. 174 НК РФ). Естественно, что налогоплательщикам теперь потребуется больше времени и трудозатрат для составления декларации по НДС.
Крупные предприятия очень обеспокоены увеличением объема налоговой декларации. В обсуждениях на интернет-форумах высказываются предположения о том, что декларации по НДС будут достигать 50 000 страниц. Для крупных организаций со значительными оборотами остро стоит вопрос автоматизации процесса формирования декларации. Однако они не могут начать работы по настройке программного обеспечения до тех пор, пока не будут опубликованы утвержденные форматы электронной декларации.
Наталия Мезенцева также отметила, что в сближении сроков представления отчетности по НДС и налогу на прибыль (хотя эти сроки все равно различаются) имеются как плюсы, так и минусы. Позитивным является то, что у налогоплательщика появится возможность до подачи декларации по НДС самостоятельно оценить соответствие показателей в ней и в декларации по налогу на прибыль.
В качестве отрицательных последствий Наталия Мезенцева назвала возможные технические проблемы у провайдеров, оказывающих телекоммуникационные услуги связи, из-за увеличения потока отчетности в один промежуток времени, а также трудности в организации рабочего процесса бухгалтерии. С такими сложностями, скорее всего, столкнется бухгалтер, являющийся единственным в компании. Если же отчетность по НДС и налогу на прибыль формируют разные сотрудники или подразделения, то изменение срока сдачи деклараций по НДС для такой организации - это, несомненно, положительный момент.
2. Установлено, что НДС можно принять к вычету в пределах трех лет после оприходования товаров, работ или услуг
С 2015 года в Налоговом кодексе прописано, что "входной" НДС можно принять к вычету в более позднем квартале по сравнению с тем, в котором у налогоплательщика возникло право на этот вычет (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ).
Анастасия Вейнберг, главный юрисконсульт ООО "АВЕПИКО", пояснила, что НДС теперь можно заявить к вычету в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных товаров, работ, услуг, имущественных прав или ввоза товаров на территорию РФ. Однако это правило не распространяется на вычеты НДС, которые предусмотрены пунктами 3-13 статьи 171 НК РФ. Например, на вычет НДС с полученных или зачтенных авансов, командировочных и представительских расходов.
До внесения указанной поправки налоговики настаивали на том, что НДС можно было принять к вычету только в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика возникло право на него (письмо ФНС России от 30.03.12 N ЕД-3-3/1057@). То есть после оприходования товаров, работ, услуг, приобретенных для использования в облагаемой НДС деятельности, и при наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры продавца и соответствующих первичных документов (п. 1 и 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).
Минфин России также был категорически против вычета НДС в последующих налоговых периодах (письма от 12.03.13 N 03-07-10/7374 и от 31.10.12 N 03-07-05/55).
Однако большинство судов разрешали налогоплательщикам принимать НДС к вычету позднее в пределах трех лет с момента окончания налогового периода, в котором возникло право на вычет (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 N 33, постановления ФАС Западно-Сибирского от 31.07.14 N А81-5447/2013 и Московского от 21.09.12 N А40-127750/11-129-527 округов). Теперь подобные споры уйдут в прошлое.
Кроме того, с 1 января 2015 года налогоплательщикам разрешили выбирать период для принятия НДС к вычету по счету-фактуре, который получен от продавца по окончании налогового периода, но до истечения срока представления декларации (абз. 2 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В такой ситуации покупатель теперь вправе заявить вычет либо в периоде оприходования товаров (то есть в том периоде, когда у него еще не было счета-фактуры продавца), либо в периоде получения счета-фактуры.
Напомним, что до 2015 года вычет НДС при подобных обстоятельствах был возможен лишь в том квартале, в котором покупатель получил счет-фактуру от продавца (письма Минфина России от 08.08.14 N 03-07-09/39449 и ФНС России от 28.07.14 N ЕД-4-2/14546). Хотя некоторые суды и раньше увязывали момент предъявления НДС к вычету с принятием на учет приобретенных товаров, работ или услуг (постановления ФАС Северо-Западного от 30.07.13 N А42-6538/2012 и Поволжского от 26.04.12 N А65-18893/2011 округов).
3. Отменена обязанность по ведению журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (сохранена для посредников, экспедиторов и застройщиков)
С 1 января 2015 года большинство плательщиков НДС больше не обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Соответствующее требование исключено из пункта 3 статьи 169 НК РФ.
Андрей Насонов, генеральный директор ООО "Консалт-Евразия", пояснил, что за некоторыми налогоплательщиками по-прежнему сохранена обязанность вести журналы учета счетов-фактур. Речь идет о следующих лицах (п. 3.1 ст. 169 НК РФ):
- посредниках (комиссионерах и агентах), действующих от своего имени, но в интересах другого лица на основании договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих реализацию или приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- экспедиторах, действующих в интересах своих клиентов на основе договоров транспортной экспедиции;
- застройщиках.
В журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур посредник, экспедитор или застройщик не регистрирует счета-фактуры, которые он выставил на сумму собственного дохода по посредническому договору (абз. 4 п. 3.1 ст. 169 НК РФ). То есть в этих журналах он не отражает счета-фактуры на комиссионное или агентское вознаграждение и т.п.
Отметим также, что плательщики НДС, которые не обязаны с 2015 года вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, вправе продолжить их заполнение. Но в этом случае необходимо учитывать, что налоговики при проверке могут запросить эти журналы наряду с другими подтверждающими документами.
Если же организация откажется представить журналы для проверки, инспекторы, скорее всего, попытаются оштрафовать ее за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Штраф за это нарушение составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Однако Андрей Насонов считает такой штраф неправомерным. Ведь налоговая ответственность установлена лишь за непредставление по запросу инспекции документов или иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ). Поскольку теперь ведение журналов учета счетов-фактур налогоплательщиками, не являющимися посредниками, экспедиторами или застройщиками, не предусмотрено налоговым законодательством, то и ответственность за их непредставление они нести не должны.
Впрочем, Минфин России утверждает, что инспекция может истребовать у налогоплательщика любые документы, в том числе и не предусмотренные налоговым законодательством (письма от 14.10.13 N 03-06-06-01/42704 и от 05.08.08 N 03-02-07/1-336). Такого же мнения придерживаются некоторые суды (постановления ФАС Московского от 13.02.14 N Ф05-43/2014 и Западно-Сибирского от 30.09.08 N Ф04-6005/2008(12805-А45-29) округов).
В то же время имеются судебные решения, согласно которым инспекция не имеет права требовать от налогоплательщика документы, не предусмотренные налоговым законодательством. Значит, и привлечение к ответственности за непредставление таких документов неправомерно (постановления ФАС Московского от 01.03.13 N А40-12594/12-90-60 и Западно-Сибирского от 04.09.12 N А27-12833/2011 округов).
4. Расширен круг лиц, обязанных сдавать декларации по НДС в электронной форме, и установлено, что декларация по НДС на бумаге считается несданной
Большинство налогоплательщиков уже с 2014 года представляют декларации по НДС исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 174 НК РФ). За несоблюдение способа сдачи декларации по любому налогу предусмотрен штраф в размере 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
С 1 января 2015 года декларация по НДС на бумажном носителе будет считаться несданной, если ее необходимо было представить в инспекцию в электронной форме (абз. 4 п. 5 ст. 174 НК РФ). Это означает, что организацию или предпринимателя, допустивших указанное нарушение, оштрафуют уже не на 200 руб., а как минимум на 1000 руб.
Дело в том, что штраф за непредставление декларации составляет 5% от не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании такой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (п. 1 ст. 119 НК РФ). При этом максимальный размер штрафа равен 30% от указанной суммы, минимальный - 1000 руб.
Елена Нидзий, специалист по налогообложению аудиторской компании, канд. экон. наук, подчеркнула, что этой поправкой законодатели стараются отсечь все возможности для сдачи деклараций по НДС на бумаге. Ведь зачастую, если компания по каким-то причинам не успевала вовремя представить декларацию по НДС в электронной форме, она отправляла ее бумажный вариант по почте, а впоследствии сдавала ее электронный аналог. За это ее могли оштрафовать только на 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ). Теперь же сумма штрафа будет намного существеннее.
Отметим, что указанное изменение распространяется на любые декларации по НДС, поданные после 1 января 2015 года, в том числе на декларации за IV квартал 2014 года и "уточненки" за прошлые периоды. Это прямо предусмотрено в пункте 7 статьи 5 Федерального закона от 04.11.14 N 347-ФЗ, который внес эти поправки в НК РФ.
Елена Нидзий также отметила, что с 2015 года расширен круг налогоплательщиков и налоговых агентов, обязанных представлять декларации по НДС только в электронной форме. С 1 января 2015 года в этот круг включены (абз. 2 и 3 п. 5 ст. 174 НК РФ):
- организации и предприниматели, которые применяют "упрощенку" или "вмененку" и являются налоговыми агентами по НДС;
- лица, которые освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании статьи 145 НК РФ и являются налоговыми агентами по НДС.
Правда, указанные лица обязаны представлять декларации по НДС в электронной форме только в том случае, если они выставляют или получают счета-фактуры в рамках посреднической деятельности в интересах другого лица на основе агентского договора, договоров комиссии или транспортной экспедиции либо при выполнении функций застройщика.
5. Разрешено при расчете налога на прибыль включать в расходы любые выплаты, начисленные работникам при увольнении
Целый ряд поправок, вступивших в силу с 1 января 2015 года, касается налога на прибыль. Многие из них также являются позитивными. Как, например, расширение перечня выплат увольняемым работникам, которые организация вправе учесть при расчете налога на прибыль в составе расходов на оплату труда.
Татьяна Матасова, главный бухгалтер ООО "Виктория и Ко", пояснила, что до 2015 года компания в налоговом учете могла включить в расходы суммы начислений только тем увольняемым работникам, которые высвобождались в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, сокращением его численности или штата (п. 9 ст. 255 НК РФ).
Начиная с 2015 года в составе указанных расходов организация вправе признать любые выплаты, начисленные увольняемым работникам. Более того, непосредственно в пункте 9 статьи 255 НК РФ теперь указано, что такие выплаты могут быть предусмотрены следующими документами:
- трудовыми договорами;
- соглашениями о расторжении трудового договора;
- другими соглашениями, заключаемыми между сторонами трудового договора;
- коллективными договорами;
- соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
По мнению Татьяны Матасовой, внесенные изменения снимают сразу несколько спорных моментов, за которые раньше цеплялись налоговики. Теперь инспекторы не смогут отказать организации в учете выплат уволенному сотруднику, если они были произведены на основании дополнительного соглашения к трудовому договору или соглашения о его расторжении. Раньше налоговики утверждали, что выплаты, предусмотренные такими документами, нельзя признавать в целях налогообложения прибыли (письма ФНС России от 28.07.14 N ГД-4-3/14565@ и УФНС России по г. Москве от 13.01.06 N 21-11/1189).
Кроме того, организациям будет проще обосновать размер выплат при увольнении. Ведь зачастую предоставление руководящему работнику, покидающему компанию, так называемого золотого парашюта приводит к спорам с инспекторами. По мнению налоговиков, указанные расходы с учетом их размера и того факта, что получатель выплат больше не работает в организации, не являются для нее экономически оправданными. Поэтому проверяющие нередко отказывают работодателям в признании выплаченных сумм при расчете налога на прибыль.
6. Отменено нормирование процентов по долговым обязательствам между лицами, не являющимися взаимозависимыми
Практически заново с 2015 года переписана статья 269 НК РФ, устанавливающая порядок налогового учета процентов по долговым обязательствам. Самое главное изменение - это отмена нормирования расходов в виде процентов по большинству займов, кредитов и других долговых обязательств. Указанные поправки были приняты еще в конце 2013 года, однако вступили в силу только с 1 января 2015 года (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.13 N 420-ФЗ). Поэтому многие о них могли просто забыть.
Александр Зрелов, налоговый юрист, замруководителя по развитию Российского юридического клуба, канд. юр. наук, считает, что новый порядок налогового учета процентов по долговым обязательствам максимально приближен к правилам отражения их в бухгалтерском учете. Это, несомненно, должно упростить работу бухгалтерии. Так же считают большинство опрошенных нами экспертов (72%).
Нормирование процентов в целях налогообложения прибыли сохранено только в отношении контролируемых сделок (п. 1.1 и 1.2 ст. 269 НК РФ). Во всех остальных случаях организация-заемщик вправе признать при расчете налога на прибыль фактическую сумму процентов, начисленных по условиям договора (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).
Александр Зрелов добавил, что благодаря этим поправкам уйдут в прошлое все проблемы, связанные с сопоставимостью долговых обязательств. Ведь прежняя редакция статьи 269 НК РФ содержала довольно нечеткие правила, по которым следовало выявлять долговые обязательства, выданные на сопоставимых условиях. Все это приводило к многочисленным спорам между налоговиками и организациями.
Кроме того, теперь налогоплательщикам не придется ломать голову над тем, какую ставку рефинансирования Банка России использовать для нормирования процентов, если договором предусмотрена возможность изменения процентной ставки, но фактически она не менялась. Больше не должно возникнуть споров и о том, на какую дату брать ставку рефинансирования Банка России в следующих случаях:
- если денежные средства по кредитному договору поступают несколькими платежами (траншами) и возможность изменения ставки по кредиту этим договором не предусмотрена;
- если день заключения кредитного договора и день поступления денежных средств заемщику не совпадают.
7. Разрешено начислять в налоговом учете амортизацию находящихся на длительной реконструкции ОС, если компания продолжает использовать их в работе
Еще одна позитивная поправка по налогу на прибыль касается случаев, когда организация продолжает использовать в текущей деятельности основные средства, которые находятся на реконструкции или модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
Анна Бортникова, первый аудитор ООО "Бетроен", напомнила, что до начала 2015 года основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции или модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, следовало исключить из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ в прежней редакции). Это означает, что амортизацию по такому имуществу не начисляли и в целях налогообложения не учитывали. Именно на этом настаивали налоговые органы (письмо ФНС России от 14.03.05 N 02-1-07/23).
Минфин России также был против начисления амортизации по тем основным средствам, часть которых находится на длительной реконструкции или модернизации, а другую часть которых компания продолжает эксплуатировать. Чиновники утверждали, что, если такое имущество числится в налоговом учете как единый объект, амортизацию не начисляют по всему объекту вплоть до окончания срока реконструкции (письма от 19.10.12 N 03-03-06/1/560 и от 16.01.08 N 03-03-06/1/8).
Однако ведомство и раньше разрешало организациям начислять амортизацию в отношении той части реконструируемого объекта, которую продолжают использовать в деятельности, направленной на извлечение доходов. Но только при условии, что это ОС, например здание, можно разделить в налоговом учете на два самостоятельных инвентарных объекта (письма Минфина России от 19.10.12 N 03-03-06/1/560 и от 02.11.07 N 03-03-06/1/765). Такого же мнения придерживались столичные налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 29.09.09 N 16-15/100988 и от 01.04.08 N 20-12/030776).
Начиная с 1 января 2015 года компания, которая проводит реконструкцию или модернизацию основных средств продолжительностью свыше 12 месяцев и продолжает использовать их в текущей деятельности, вправе не исключать эти объекты из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ). Соответственно сумму начисленной по ним амортизации она может учесть при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 272 НК РФ).
Анна Бортникова подчеркнула, что в подобной ситуации организации необходимо составить внутренний документ, который подтвердит, что она действительно продолжает использовать реконструируемый объект основных средств в деятельности, направленной на получение дохода. Это может быть приказ или распоряжение генерального директора организации.
8. Освобождена от НДФЛ материальная помощь работникам в связи со стихийными бедствиями, даже если она выплачивается несколькими платежами
Не осталась без поправок и глава 23 НК РФ. Для работодателей важно, что с 2015 года уточнены нормы Налогового кодекса, касающиеся освобождения от НДФЛ сумм материальной помощи, выплачиваемой работникам в связи со стихийным бедствием, террористическим актом или другим чрезвычайным обстоятельством (п. 8.3 и 8.4 ст. 217 НК РФ).
Всеволод Чувин, налоговый консультант ООО "АНП консалтинг", руководитель лаборатории бухгалтерских и финансово-экономических экспертиз Научно-исследовательского института судебных экспертиз, пояснил, что и до начала 2015 года материальная помощь, предоставленная физическому лицу в связи со стихийным бедствием, терактом или другим чрезвычайным обстоятельством, не облагалась НДФЛ (абз. 2 и 5 п. 8 ст. 217 НК РФ в прежней редакции).
Однако имелось одно принципиальное уточнение. Речь шла только о единовременных выплатах в виде материальной помощи (абз. 1 п. 8 ст. 217 НК РФ). Значит, если материальная помощь в связи со стихийным бедствием была выплачена работнику несколькими суммами, она не соответствовала установленным критериям и поэтому облагалась НДФЛ.
Минфин России также указывал, что материальная помощь, выплаченная несколькими частями в течение одного налогового периода, не является единовременной вне зависимости от причин, по которым она не могла быть выдана одной суммой (письмо от 22.05.06 N 03-05-01-04/130).
Кроме того, ведомство разъясняло, что предоставление материальной помощи в связи с одним и тем же чрезвычайным событием, но на основании разных приказов или распоряжений генерального директора организации также не является единовременной выплатой (письма Минфина России от 31.10.13 N 03-04-06/46587 и от 22.08.13 N 03-04-06/34374). Следовательно, такая материальная помощь тоже облагалась НДФЛ.
С 1 января 2015 года материальная помощь и другие выплаты в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством исключены из перечня единовременных выплат, освобожденных от обложения НДФЛ. Теперь этот вид материальной помощи прописан в НК РФ как отдельная выплата, не облагаемая НДФЛ (п. 8.3 ст. 217 НК РФ).
Аналогичные поправки внесены в НК РФ в отношении материальной помощи и других выплат физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов (п. 8.4 ст. 217 НК РФ).
Таким образом, с 2015 года материальная помощь работникам в связи со стихийным бедствием, терактом или другими чрезвычайными обстоятельствами освобождена от НДФЛ, даже если она выплачивается несколькими платежами либо предоставляется на основании разных приказов или распоряжений.
Отметим, что аналогичных поправок по страховым взносам не внесено. Тем не менее большинство опрошенных нами экспертов (53%) считают, что такая материальная помощь взносами в 2015 году не облагается.
9. Установлена обязанность "упрощенцев" платить налог на имущество в отношении объектов, по которым он исчисляется исходя из кадастровой стоимости
Еще в апреле 2014 года были приняты поправки, обязавшие "спецрежимников" платить налог на имущество, если в их собственности имеются торговые или офисные помещения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.04.14 N 52-ФЗ). Однако вступление этих изменений в силу в отношении организаций, применяющих "упрощенку", было отсрочено до 1 января 2015 года (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.14 N 52-ФЗ).
Екатерина Шестакова, генеральный директор ООО "Актуальный менеджмент", канд. юр. наук, считает, что указанная поправка не только приведет к увеличению налогового бремени "упрощенцев", но и ляжет дополнительным грузом на их контрагентов, прежде всего на арендаторов торговых и офисных помещений.
Очевидно, что собственники торговых и административно-деловых центров, сдающие в них площади в аренду, будут перекладывать на арендаторов свои расходы, возрастающие в том числе в связи с повышением налогов. Если же собственник сам использует такое помещение, он вынужден будет повышать цены на реализуемые товары, выполняемые работы или оказываемые услуги.
Впрочем, сумму уплаченного налога на имущество "упрощенец" с объектом налогообложения доходы минус расходы хотя бы сможет включить в расходы (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). "Упрощенцы" с объектом налогообложения доходы такой возможности не имеют.
10. Введен новый вид местных налогов для компаний и индивидуальных предпринимателей - торговый сбор
С 1 января 2015 года в Налоговом кодексе все-таки появился новый местный налог - торговый сбор (п. 3 ст. 15 НК РФ). Принципы взимания этого налога, его ставки, сроки уплаты и другие существенные элементы налогообложения установлены новой главой 33 НК РФ.
Торговый сбор может быть введен в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав указанных городов, торговый сбор можно будет ввести только после принятия специального федерального закона (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.14 N 382-ФЗ).
Алексей Кузнецов, директор центра аудита и энергоэффективности ЗАО "Аэн групп", отметил, что плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие определенные виды предпринимательской деятельности с использованием объектов движимого или недвижимого имущества на территории соответствующего муниципального образования или города федерального значения (п. 1 ст. 411 НК РФ). Эти виды деятельности перечислены в пункте 2 статьи 413 НК РФ:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
От уплаты торгового сбора освобождены (п. 2 ст. 411 НК РФ):
- предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения;
- организации и предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН.
Кроме того, нельзя будет применять ЕНВД по тем видам деятельности, в отношении которых установлена уплата торгового сбора (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Таким образом, основными плательщиками торгового сбора будут являться организации и предприниматели, применяющие общий режим налогообложения или "упрощенку".
Торговый сбор необходимо будет уплатить в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 414 и п. 2 ст. 417 НК РФ).
Сумму уплаченного торгового сбора организация не сможет включить в расходы при расчете налога на прибыль (п. 19 ст. 270 НК РФ). Однако она вправе уменьшить на эту сумму налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ (п. 10 ст. 286 НК РФ).
"Упрощенец" сможет вычесть сумму уплаченного торгового сбора из суммы налога, уплачиваемого при УСН (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). А предприниматель на общей системе налогообложения - из суммы НДФЛ, исчисленной по ставке 13% за соответствующий календарный год (п. 5 ст. 225 НК РФ).
Е. Вайтман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99