Энциклопедия судебной практики
Налог на добавленную стоимость. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
(Ст. 168 НК)
1. Исчисление НДС в зависимости от условий договора
1.1. Если в договоре не указано, что цена не включает в себя сумму НДС, то сумма налога определяется расчетным методом из указанной в договоре цены
Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса).
Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса).
Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога, и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом.
Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом.
Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом.
Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом.
Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом.
Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом.
Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора, надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом.
Если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом.
1.2. Лицо, не освобожденное от исполнения обязанностей плательщика НДС, при отсутствии в договоре условия о включении в его цену суммы НДС обязано уплатить налог за счет собственных средств
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.06.2009 по делу N А17-3381/2008
Обязанность по уплате НДС не сводится к перечислению в бюджет сумм налога, полученных от покупателей товаров (работ, услуг). Суммы НДС, полученные налогоплательщиком от покупателей, позволяют компенсировать его расходы по уплате данного налога в бюджет.
Налогоплательщик НДС, не включивший в стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) сумму налога, не освобождается от обязанности по его уплате и уплачивает НДС за счет собственных средств.
1.3. Налогоплательщик, не предъявивший НДС к оплате покупателю, не освобождается от обязанности исчислить сумму налога с полученной выручки
Постановление ФАС Московского округа от 04.09.2008 N КА-А40/8324-08 по делу N А40-67810/07-112-392
Налогоплательщики, нарушившие установленную ст. 168 Кодекса обязанность по предъявлению суммы налога к оплате покупателю, не вправе изменять установленную Кодексом налоговую ставку или заменять ее расчетной ставкой. Наличие или отсутствие в договорах оговорки о включении НДС в общую цену товара (работы, услуги) в силу положений ст.ст. 154, 164, 166, 168 Кодекса не влияет на обязанность налогоплательщика исчислить сумму налога с полученной от реализации этих товаров (работ, услуг) выручки.
1.4. Налогоплательщик, не получивший оплату за товар от покупателя, не освобождается от обязанности оплатить НДС за счет собственных средств
Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 167-О
Факт неполучения налогоплательщиком оплаты от реализации товаров (работ, услуг) не исключает возможность взимания налога на добавленную стоимость, который, как и другие налоги, в принципе должен уплачиваться за счет собственных средств налогоплательщика (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
1.5. Сумма НДС в случае неосновательного получения ее продавцом подлежит взысканию с него в пользу покупателя в качестве неосновательного обогащения
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2010 по делу N А33-10208/2009
Суды пришли к правомерному выводу, что ответчиком без установленных оснований истцу к оплате предъявлена сумма в размере начисленного по ставке 18% НДС по счетам-фактурам. В результате оплаты истцом вышеуказанных счетов-фактур ответчика, в том числе в части необоснованно начисленной суммы НДС, у ответчика возникло неосновательное обогащение.
В том случае, когда в соответствии с налоговым законодательством хозяйственная операция не подлежит налогообложению, налоговая обязанность продавца исчислить и получить налог отсутствует. Таким образом, получение продавцом от покупателя денег в виде суммы налога является неправомерным, не основанным на нормах законодательства о налогах и сборах.
1.6. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, неправомерно применившими льготу по НДС, сумма НДС подлежит взысканию с контрагента в пользу налогоплательщика сверх указанной в договоре стоимости
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.12.2011 N Ф03-6075/2011 по делу N А51-13919/2010
Стоимость работ указана в договоре, НДС не предусмотрен. Налогоплательщик, посчитав, что неправомерно применил льготу по НДС по произведенным им работам, доначислил сумму НДС и выставил ответчику уточненный счет-фактуру, в котором стоимость выполненных работ по договору была увеличена на сумму НДС.
Оплата покупателем товаров (работ, услуг) дополнительно к цене услуг суммы НДС предусмотрена НК РФ, следовательно, требование истца о взыскании суммы этого налога с ответчика является правомерным независимо от наличия в договоре соответствующего условия и оплачивается сверх указанной в договоре стоимости услуг.
1.7. Налогоплательщик, неправомерно не предъявивший НДС добросовестному покупателю (заказчику), не имеет права требовать от последнего уплаты НДС сверх суммы договора
Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 N 16970/10 по делу N А05-1486/2010
Стоимость работ в государственном контракте и договорах подряда определена и оплачена учреждением без налога на добавленную стоимость.
Как следует из заявки общества на участие в конкурсе на проведение ремонтно-строительных работ, проведенном учреждением, налогоплательщик заявил об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость. Заявленное освобождение основывалось на применении налоговой льготы.
Ошибочность исключения обществом из стоимости выполненных работ сумм налога на добавленную стоимость установлена решением инспекции.
Неправомерно возложение на добросовестного покупателя обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, не предъявленного к оплате продавцом, использующим гражданские права в целях ограничения конкуренции, получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и злоупотребляющим правом в иных формах.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2014 по делу N А58-7002/2012
ООО осуществляло планирование свой деятельности без учета положений пункта 4.1 статьи 346.13 НК РФ, применяло упрощенную систему налогообложения и заключало договоры по ценам без учета обязанности по уплате НДС.
При таких обстоятельствах взыскание налоговым органом с хозяйствующего субъекта неуплаченной суммы косвенного налога в результате ошибок, допущенных им в налоговом планировании, не подлежит возмещению за счет средств контрагента, поскольку налоговое освобождение (в данном случае - упрощенная система налогообложения) изначально заложено в качестве законного условия заключения договора и поэтому не является долгом заказчика.
1.8. Если в договоре аренды указано, что его цена не включает в себя сумму НДС, то сумма налога исчисляется сверх договорной цены за аренду
Включение истцом в размер арендной платы суммы НДС является не произвольным увеличением арендной платы, а исполнением установленной законом обязанности по уплате налога.
1.9. Если договором аренды предусмотрено включение НДС в фиксированный размер арендной платы, то отсутствуют основания для взыскания с арендатора НДС сверх суммы арендной платы
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.09.2013 по делу N А33-2391/2013
Со ссылкой на статьи 307, 309, 606, пункт 1 статьи 610, статьи 617, 421, 424, пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 части 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 23 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66, пункт 9 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.1996 "Обзор практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость" суд первой инстанции исходил из того, что договором аренды предусмотрено включение НДС в фиксированный размер арендной платы, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания с ответчика задолженности по арендной плате в виде НДС сверх суммы арендной платы, установленной договором.
1.10. Налогоплательщик имеет право предъявить контрагенту суммы НДС сверх цены, определенной в договоре подряда (услуг) без учета НДС
Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 7090/10 по делу N А05-18763/2009
В одном договоре условие относительно обязанности пароходства уплатить суммы налога на добавленную стоимость не предусмотрено. В другом договоре прямо определено, что цена услуг по ремонту судна НДС не облагается.
Оплата пароходством дополнительно к цене услуг суммы налога на добавленную стоимость предусмотрена Налоговым кодексом, следовательно, требование налогоплательщика о взыскании суммы этого налога с контрагента является правомерным независимо от наличия в договоре соответствующего условия и оплачивается сверх упомянутой в договоре стоимости услуг.
1.11. Продавец имеет право предъявить покупателю суммы НДС сверх цены, определенной в договоре купли-продажи без учета НДС
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.12.2011 по делу N А79-3672/2011
Согласно условиям заключенных сторонами договоров стоимость проданного имущества была указана без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оплата дополнительно к цене переданного по договорам имущества сумм налога на добавленную стоимость предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации, в связи с чем правомерно взыскали налог на добавленную стоимость.
1.12. Государственный заказчик не вправе уменьшать установленную контрактом цену на сумму НДС, даже если подрядчик не является плательщиком этого налога
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.06.2012 по делу N А74-2759/2011
Факт, что ООО как подрядчик по муниципальным контрактам не является плательщиком налога на добавленную стоимость не может являться основанием для изменения заказчиком цены государственного контракта в одностороннем порядке, поскольку при заключении договоров гражданского характера стороны регулируют только гражданско-правовые отношения и не могут влиять на определение налоговых обязательств участников отношений.
Таким образом, наличие или отсутствие у контрагента по договору обязанности по оплате налога на добавленную стоимость не исключает обязанности ответчика уплатить задолженность в размере, установленном контрактом согласно аукционной документации.
1.13. Если в государственном контракте не предусмотрен НДС, то он предъявляется к оплате дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) и в стоимость товара не входит
Постановление ФАС Московского округа от 20.05.2014 N Ф05-2495/14 по делу N А40-71474/13-50-663
Между ОАО и Министерством обороны РФ заключен государственный контракт, по которому подрядчик обязался выполнить работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ без НДС.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что оплата ответчиком дополнительно к цене услуг суммы налога на добавленную стоимость предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации, отсутствие соответствующего условия в государственном контракте не освобождает ответчика от уплаты сверх указанной в контракте стоимости работ.
1.14. Налогоплательщик, применяющий УСН, не вправе требовать от контрагента оплаты суммы НДС, указанной в договоре
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2014 по делу N А29-6032/2012
Согласно условиям контракта стоимость работа включает НДС.
Налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения и согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ не является плательщиком налога на добавленную стоимость. При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что агентство вправе оплатить Обществу лишь стоимость выполненных работ.
1.15. Условие о самостоятельном перечислении арендатором суммы НДС в доход бюджета является ничтожным условием договора аренды
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2012 по делу N А43-7468/2011
Публично-правовые отношения по уплате НДС в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги), и государством (покупатель товаров (работ, услуг) в этих отношениях не участвует), в связи с чем предъявление продавцом к оплате покупателю дополнительно к цене реализуемого товара (работ, услуг) суммы налога вытекает из пункта 1 статьи 168 НК РФ, являющегося обязательным для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ.
Таким образом, уплата ответчиком дополнительно к цене услуг суммы НДС предусмотрена НК РФ и является обязательной в соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ независимо от наличия в договоре соответствующего условия.
Пункт договора аренды, в котором установлена обязанность арендатора по самостоятельному перечислению в доход федерального бюджета НДС, в силу статьи 168 ГК РФ является недействительным (ничтожным), поскольку противоречит указанным нормам права.
1.16. Покупатель не участвует в отношениях по уплате НДС в бюджет
Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 305-ЭС15-7719
Публично-правовые отношения по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги) и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) в этих отношениях не участвует.
Публично-правовые отношения по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги) и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) в этих отношениях не участвует.
Включение именно продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемого товара (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость вытекает из положений п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ, являющихся обязательным для сторон договора и отражает характер названного налога как косвенного.
Публично-правовые отношения по уплате НДС в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги), и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) в этих отношениях не участвует.
Публично-правовые отношения по уплате НДС в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги), и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) в этих отношениях не участвует.
Включение продавцом суммы НДС в подлежащую уплате покупателем цену реализуемого товара (работ, услуг) проводится согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации и отражает характер названного налога как косвенного.
1.17. Продавец обязан предъявить к оплате НДС вне зависимости от условий конкретного договора или торгов
Обязанность продавца предъявить к оплате сумму НДС установлена пунктом 1 статьи 168 НК РФ и не зависит от условий проведения конкретных торгов.
2. Отдельные случаи, когда к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) дополнительно предъявляется НДС
2.1. Поставка ответственным хранителем в государственный резерв материальных ценностей облагается НДС
Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 7141/12 по делу N А60-26615/2011
При поставке и закладке ответственным хранителем материальных ценностей в государственный резерв поставщик на основании пункта 1 статьи 168 Кодекса обязан предъявить к оплате покупателю (в данном случае - территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющему управление государственным материальным резервом) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, исчислить сумму названного налога исходя из стоимости реализованных товаров (статья 146 Кодекса) и уплатить ее в бюджет в порядке, установленном статьей 174 Кодекса.
Постановление ФАС Московского округа от 14.02.2014 N Ф05-717/2014 по делу N А40-53759/13-20-195
При поставке и закладке ответственным хранителем материальных ценностей в государственный резерв поставщик на основании пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, исчислить сумму названного налога исходя из стоимости реализованных товаров и уплатить ее в бюджет в порядке, установленном статьей 174 Налогового кодекса Российской Федерации.
При поставке и закладке ответственным хранителем материальных ценностей в государственный резерв поставщик на основании пункта 1 статьи 168 НК РФ обязан предъявить к уплате покупателю соответствующую сумму НДС, исчислить сумму названного налога исходя из стоимости реализованных товаров и уплатить ее в бюджет в порядке, установленном статьей 174 НК РФ.
2.2. При передаче неотделимых улучшений по договору аренды имущества, стоимость которых не возмещается, арендатор обязан предъявить арендодателю НДС
Постановление ФАС Поволжского округа от 26.06.2012 по делу N А65-12909/2011
При передаче неотделимых улучшений (стоимость которых не возмещается) арендодателю по окончании срока аренды имущества арендатором фактически осуществляется операция безвозмездной реализации, которая подлежит обложению НДС, поскольку в соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
3. Отдельные случаи, когда к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) НДС дополнительно не предъявляется
3.1. На проценты по коммерческому кредиту НДС не начисляется
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что проценты, начисляемые по коммерческому кредиту, не формируют цену товара и не связаны с оплатой реализуемого товара (работ, услуг), ввиду чего не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Арбитражный апелляционный суд решение суда изменил, удовлетворив иск частично, исходя из неправомерности включения НДС при исчислении процентов по коммерческому кредиту.
Арбитражный суд округа не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Суды, руководствуясь п. 1 ст. 39, 40, 153-158, пп. 1, 2 ст. 168, а также ст. 247, 248, пп. 1-3 ст. 249, п. 6 ст. 250 Кодекса, пришли к обоснованному выводу, что на сумму процентов за пользование коммерческим кредитом НДС не подлежит доначислению, поскольку эта сумма цену товара не увеличивает.
3.2. Затраты поставщика на доставку продукции до покупателя не подлежат обложению НДС
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2010 по делу N А66-7801/2009
Отказывая поставщику в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта налогового органа в части доначисления НДС, суд первой инстанции сослался на положения пункта 1 статьи 168 НК РФ.
Возмещение транспортных расходов не создает дополнительного дохода поставщику. Сумма средств, полученных от покупателей произведенной им продукции в счет компенсации транспортных расходов, не превышает сумму средств, уплаченных перевозчикам.
Утверждение налогового органа о том, что компенсация затрат поставщика по доставке продукции покупателю является платой за оказанные услуги по доставке товара, а следовательно, - доходом заявителя, не основано на требованиях, установленных статьями 39 и 146 НК РФ для определения понятия объекта налогообложения, и противоречит обстоятельствам дела.
3.3. На стоимость доставки товаров, включенную в налоговую базу по НДС при импорте, НДС не начисляется
Постановление ФАС Московского округа от 02.08.2012 по делу N А40-4503/12-116-9
Стоимость доставки по территории Российской Федерации при импорте товаров с территории Республики Беларусь на основании императивных норм налогового законодательства включалась заявителем в налоговую базу при исчислении НДС при ввозе белорусских товаров.
Ссылка налогового органа на то, что приобретенные у сторонних организаций транспортные услуги должны были быть перевыставлены обществом отдельными счетами-фактурами или выделены в счете-фактуре отдельной строкой, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку не основаны на представленных в материалы дела доказательствах.
3.4. Убытки, вызванные потерей тепловой энергии по договору ее транспортировки, не облагаются НДС
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 4762/09 по делу N А51-3541/200824-48
Поскольку дополнительно выработанная компанией тепловая энергия в связи с потерями в процессе ее транспортировки не была реализована, выводы суда кассационной инстанции со ссылкой на статью 168 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик при реализации товара дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, о правомерности включения данного налога в расчет суммы убытков основаны на неправильном толковании норм права.
3.5. Денежные выплаты агента в интересах принципала не подлежат дополнительному обложению НДС
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.2013 по делу N А79-12488/2011
Только при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик НДС имеет право предъявлять к оплате покупателю сумму данного налога дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг).
Предметом заявленных агентом требований явилось взыскание с принципала НДС в размере 18 процентов от оплаченной суммы долга за электрическую энергию.
Исходя из правоотношений сторон агент не осуществляет реализацию товаров (работ, услуг). Следовательно, у агента не имелось правовых оснований для предъявления ко взысканию указанных требований.
3.6. Компенсация арендатором расходов арендодателя на оплату электроэнергии в арендуемом помещении не облагается НДС
В рассматриваемом случае имело место возмещение расходов арендодателя по уплате коммунальных платежей (платы за энергоресурсы), а не реализацию энергоресурсов. Суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае не осуществляется перепродажа этих услуг арендатору, а компенсируются затраты арендодателя по оплате коммунальных услуг.
Учитывая названные положения, вывод о том, что приобретенная арендатором у арендодателя электроэнергия является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, является ошибочным и противоречит материалам дела.
4. Выставление счетов-фактур
4.1. Налоговым законодательством не установлена обязанность продавца передать покупателю счет-фактуру
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.09.2008 по делу N А11-11888/2007-К1-9/605-40
В связи с этим суд обоснованно исходил из того, что у ООО не возникло гражданско-правовое обязательство передать ЗАО счет-фактуру, и такой счет-фактура не является документом, относящимся к товару (работам) и подлежащим передаче дольщику во исполнение условий договора. Более того, Налоговым кодексом Российской Федерации, на нормы которого ссылается истец, не установлена обязанность продавца передать счет-фактуру, а налоговое законодательство, как правильно указали суды обеих инстанций, не регулирует гражданско-правовые отношения и не применяется к ним.
4.2. По договору выполнения работ пятидневный срок выставления счета-фактуры следует исчислять с даты подписания акта выполненных работ
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2005 N А21-5696/04-С1
Пятидневный срок выставления счета-фактуры следует исчислять с даты подписания акта выполненных работ.
4.3. Нарушение пятидневного срока выставления счета-фактуры не влияет на право покупателя на применение налогового вычета по НДС
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2013 по делу N А21-2405/2012
Суд отклонил довод налогового органа о том, что счет-фактура выставлен с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 168 НК РФ. Следовательно, оснований считать, что срок, установленный пунктом 3 статьи 168 НК РФ, нарушен, не имеется. Кроме того, законодательство о налогах и сборах не указывает в качестве основания для отказа в применении налоговых вычетов нарушение указанного срока выставления счета-фактуры.
4.4. Нарушение пятидневного срока выставления счета-фактуры не влияет на применение налогоплательщиком ставки НДС 0%
Постановление ФАС Московского округа от 31.10.2008 N КА-А40/10352-08 по делу N А40-23308/08-151-63
Довод налогового органа о том, что счета-фактуры выставлены заявителем с нарушением пятидневного срока, установленного п. 3 ст. 168 НК РФ, не является основанием для отмены судебных актов.
Налоговое законодательство не ставит право налогоплательщика на налоговый вычет и правомерность применения налоговой ставки 0 процентов в зависимость от своевременности выставления счета-фактуры.
4.5. Счет-фактура может быть выставлен до отгрузки товара
Пунктом 3 статьи 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
С учетом названных норм в проверяемом периоде момент определения налоговой базы по НДС при продаже недвижимого имущества определялся как дата государственной регистрации права собственности, и счет-фактура подлежала выставлению в течение пяти календарных дней с даты регистрации права собственности. По настоящему делу счет-фактура, на основании которой применен спорный налоговый вычет, выставлена продавцом недвижимого имущества до фактической реализации имущества. Оплата имущества (частичная оплата) в счет предстоящей передачи ООО "Инвест" на дату выставления счета-фактуры также не производилась. Следовательно, такой счет-фактура не может служить основанием для применения налогового вычета по НДС.
4.6. В случае оказания непрерывных и долгосрочных услуг в адрес одного и того же покупателя счет-фактура может быть выставлен по окончании оказания данных услуг или определенного периода
Спорные услуги оказывались контрагентом непрерывно и долгосрочно, связаны с выполнением обязательств по одному договору транспортной экспедиции.
Статья 168 НК РФ не запрещает в случае оказания непрерывных и долгосрочных услуг в адрес одного и того же покупателя выставлять счет-фактуру по окончании оказания данных услуг.
4.7. Основанием для выставления сводных счетов-фактур является реализация застройщиком инвестору объекта капитального строительства
Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2012 N 1784/12 по делу N А38-1216/2011
В рассматриваемом деле общество, выполняя функции заказчика строительства, выставило предпринимателям-инвесторам строительства сводные счета-фактуры с целью обеспечения реализации ими права на применение налоговых вычетов в отношении сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных обществом за приобретенные для проведения капитального строительства товары (работы, услуги).
Действия общества соответствуют позиции Министерства финансов Российской Федерации, выраженной в письме от 18.10.2011 N 03-07-10/15, согласно которой для применения инвесторами налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 6 статьи 171 Кодекса по части объекта, которая после окончания строительства будет принадлежать соответствующим инвесторам, застройщику следует выставлять счета-фактуры в адрес каждого инвестора по передаваемой ему части объекта в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 168 Кодекса. Данный счет-фактура составляется на основании счетов-фактур, полученных застройщиком от подрядных организаций по выполненным строительно-монтажным работам и от поставщиков товаров (работ, услуг); сумма налога на добавленную стоимость, указанная в таком счете-фактуре, определяется расчетным методом исходя из сумм налога, предъявленных застройщику подрядными организациями и поставщиками товаров (работ, услуг), и доли инвестора в сумме инвестиций на строительство объекта.
5. Отражение в счете-фактуре суммы НДС
5.1. Если реализация товара облагается НДС, то сумма налога в расчетных документах выделяется отдельной строкой
Как следует из пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. Пунктом 2 данной нормы предусмотрено, что сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов). В расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Таким образом, стоимость товара при реализации товаров (работ, услуг) равна цене товара плюс соответствующая ей сумма налога.
5.2. Если реализация имущества подлежит обложению НДС, то в счете-фактуре должна быть указана стоимость каждого объекта реализуемого имущества с соответствующей суммой налога
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2006 по делу N А05-2791/2006-9
При заключении договора купли-продажи имущества стороны вправе указать его общую стоимость, однако в силу статей 146, 154, 166 и 168 НК РФ в случае, если операции по реализации имущества подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, в договоре, акте приема-передачи, счете-фактуре должна быть указана стоимость каждого объекта реализуемого имущества с соответствующей суммой налога на добавленную стоимость.
5.3. В порядке п. 5 ст. 168 НК РФ счета-фактуры с выделенной суммой НДС могут быть заменены на счета-фактуры, оформленные без указания НДС
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.07.2011 по делу N А33-9041/2010
Налоговым органом выявлено наличие у покупателей налогоплательщика - индивидуальных предпринимателей счетов-фактур, составленных от имени предпринимателя, с выделением налога на добавленную стоимость.
В материалы дела налогоплательщиком представлены сопроводительные письма, адресованные индивидуальным предпринимателям, в которых налог на добавленную стоимость из цены товара исключен. Ошибочно оформленные ненадлежащим образом счета-фактуры заменены предпринимателем на новые с указанием "Без налога (НДС)". Внесение исправлений в счета-фактуры, в том числе путем их замены, не противоречит положениям пункта 5 статьи 173 и статьи 168 Кодекса.
5.4. Обязанность отражения в счете-фактуре суммы НДС распространяется на всех плательщиков данного налога
Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2014 г. N 17-П
Обязанность по выставлению счета-фактуры, как следует из статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на всех плательщиков налога на добавленную стоимость в качестве безусловного требования.
Обязанность по выставлению счета-фактуры, как следует из статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на всех плательщиков налога на добавленную стоимость в качестве безусловного требования.
5.5. Обязанность отражения в счете-фактуре суммы НДС лежит на продавце
Бремя обеспечения выполнения требований [ст. 168 НК РФ] лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
Бремя обеспечения выполнения требований [ст. 168 НК РФ] лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
Бремя обеспечения выполнения требований [ст. 168 НК РФ] лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
Бремя обеспечения выполнения требований [ст. 168 НК РФ] лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
Бремя обеспечения выполнения требований [ст. 168 НК РФ] лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
Бремя обеспечения выполнения требований [ст. 168 НК РФ] лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
Бремя обеспечения выполнения требований [ст. 168 НК РФ] лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
6. НДС в тарифах на коммунальные ресурсы
6.1. Стоимость коммунальных ресурсов, указанная в тарифах для ресурсоснабжающей организации без учета НДС, должна быть увеличена на сумму НДС при реализации исполнителю (потребителю) коммунальных услуг
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2012 N 51-АПГ12-6
На основании пунктов 1 и 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога (пункт 1); при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (пункт 6).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что включение НДС в тариф на отпускаемую холодную воду, услуги водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые ресурсоснабжающими организациями в оспариваемом решении, не являются вновь устанавливаемым налогом, а фактически принято с целью приведения указанного решения в соответствие с требованиями налогового законодательства.
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
В случае если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него сумму НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Согласно правилам главы 21 НК РФ реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 НК РФ, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявлять к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 ГК РФ), то предъявление к оплате дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.
Апелляционное определение Московского городского суда от 12 марта 2014 N 33-7276/14
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (НДС), в связи с чем, основываясь на п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявлять к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, является регулируемой (п. 1 ст. 424 ГК РФ), то предъявление к оплате дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 НК РФ, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
6.2. Стоимость коммунальных ресурсов, указанная в тарифах для ресурсоснабжающей организации с учетом НДС, не может быть увеличена на сумму НДС при реализации исполнителю коммунальных услуг
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.
Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 N 12552/10 по делу N А33-16422/2009
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
При расчетах между товариществом и обществом (налогоплательщиком) подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, поэтому у последнего отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 процентов.
Расчет налогоплательщиком суммы задолженности товарищества за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, увеличенного на сумму НДС, не соответствует упомянутым нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307.
Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.
Если при утверждении регулирующим органом размера тарифа в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате исполнителю коммунальных услуг (управляющей организации) суммы НДС сверх утвержденного тарифа, в противном случае произойдет двойное начисление НДС.
7. Иные вопросы
7.1. К исковым требованиям о причинении ущерба в результате неправомерного указания в выставленных счетах-фактурах ставки НДС подлежат применению сроки исковой давности
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.09.2009 по делу N А78-159/2009
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0%. Следовательно, истец должен был узнать о нарушении своего права в момент получения от перевозчика счета-фактуры, в которой указан налог на добавленную стоимость по ставке 18% заместо ставки 0%. Принимая во внимание ходатайство о пропуске срока исковой давности, заявленное исполнителем, выставившим счета-фактуры со ставкой 18%, суд обоснованно отказал получателю груза в иске.
7.2. На сумму не уплаченного контрагентом налогоплательщику НДС подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами
Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09 по делу N А50-6981/2008-Г-10
Предъявляемая обществу к оплате сумма налога на добавленную стоимость является для общества частью цены, подлежащей уплате в пользу водоканала по договору. В отношения с государством в качестве субъекта публично-правовых налоговых отношений общество не вступает.
Следовательно, задерживая оплату оказанных услуг, общество фактически неосновательно пользовалось не суммой, подлежащей перечислению в бюджет в виде налога на добавленную стоимость, а денежными средствами водоканала. Поэтому основания для отказа в начислении процентов за пользование чужими денежными средствами на ту часть суммы задолженности, которая приходится на сумму налога, отсутствовали.
7.3. На лицо, занимающееся розничной реализацией товаров без выставления счетов-фактур, не возлагается обязанность платить НДС в бюджет, в т.ч. если оно является плательщиком ЕНВД
Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2014 г. N 17-П
Пункты 6 и 7 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации - в системе норм налогового законодательства и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не дают оснований для вывода о том, что приравненная для целей обложения налогом на добавленную стоимость к выставлению счетов-фактур выдача покупателям кассовых чеков (иных документов установленной формы) при розничной реализации товаров (работ, услуг) обязывает продавца таких товаров (работ, услуг) как плательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость. Иное - в нарушение принципа равенства в сфере налогообложения - означало бы возложение на налогоплательщиков не предусмотренных налоговым законодательством дополнительных налоговых обременений.
7.4. Исходя из смысла ст. 168 НК РФ НДС устанавливается сверх установленной цены товара
В соответствии со статьей 168 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий порядок определения суммы НДС, предъявляемой продавцом покупателю, сумма НДС предъявляется к оплате дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), то есть природа НДС как косвенного налога предполагает его начисление сверх установленной цены товара.
7.5. Отсутствие необходимости выделения сумм НДС на ценниках при реализации товара в розницу обусловлено тем, что покупатели (как правило, это физические лица) по общему правилу не являются плательщиками НДС
Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2014 г. N 17-П
Обязанность по выставлению счета-фактуры, как следует из статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на всех плательщиков налога на добавленную стоимость в качестве безусловного требования, однако ее осуществление имеет специфику в случаях реализации товаров населению в розницу, что не предполагает дальнейшего использования покупателем уплаченных в составе цены товара сумм налога на добавленную стоимость для получения соответствующих налоговых вычетов. Исходя из этого пункт 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает включать в цену (тариф) товара (работы, услуги) при его реализации населению сумму налога на добавленную стоимость, не выделяя эту сумму на выставляемых ярлыках, ценниках, а также в чеках и в других документах, выдаваемых покупателю, а пункт 7 данной статьи приравнивает выдачу покупателю кассового чека или иного документа установленной формы при реализации товаров за наличный расчет населению к исполнению общих требований по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, предусматривающих, в частности, необходимость выделения в счете-фактуре отдельной строкой соответствующей суммы налога.
По смыслу приведенных законоположений, определяющих особенности реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам), покупателями в таких случаях выступают физические лица, которые по общему правилу плательщиками налога на добавленную стоимость не признаются. Соответственно для таких покупателей выделение суммы налога на добавленную стоимость в составе цены на приобретаемые товары (работы, услуги) не имеет юридического значения, поскольку исчисление продавцом суммы налога расчетным путем не является тем действием, которое порождает у них право на применение налогового вычета.
7.6. Положения ст. 168 НК РФ не распространяются на лиц и на операции, которые освобождены от уплаты НДС
Определение Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 263-О
Предписания статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ее пунктов 6 и 7, адресованы, как следует из их содержания, именно плательщикам налога на добавленную стоимость и не содержат оговорок о возможности их распространения на лиц и на операции, которые от уплаты этого налога освобождены в силу закона; к таким лицам согласно статье 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации относятся, в частности, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
7.7. Неправильное или ошибочное декларирование сумм НДС не влечет обязанности лица уплачивать данный налог
Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2014 г. N 17-П
Положения пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи не должны пониматься в правоприменительной практике как допускающие признание лица, которое не является плательщиком налога на добавленную стоимость в силу абзаца третьего пункта 4 статьи 346.26 данного Кодекса и не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой налога на добавленную стоимость, обязанным уплатить этот налог в бюджет только на том основании, что такое лицо, полагая необходимым использование общей системы налогообложения, указывало его в своей налоговой декларации, исчисляя при розничной реализации товаров (работ, услуг) сумму налога расчетным путем. Неправильное (в частности, ошибочное) декларирование сумм налога на добавленную стоимость не должно приводить к его взиманию, поскольку обязанность исчислить и уплатить налог возникает из закона (при наличии предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации оснований).
Что касается реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость в результате неправильного применения налогоплательщиком общей системы налогообложения, то это обстоятельство не порождает у него налогового обязательства перед государством и не влечет изъятия суммы налога в доход бюджета. В таком случае взимание с лица налога на добавленную стоимость в полном объеме (а по сути, части дохода от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг по рыночной цене) наряду с возложением на него обязанности по уплате единого налога на вмененный доход приводило бы к неправомерному ограничению его имущественных прав, означало бы неосновательное изъятие денежных средств налогоплательщика в пользу казны, а, следовательно, нарушало бы справедливый баланс публичных и частных интересов, что недопустимо в силу статей 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
7.8. Заказчик не наделен правом и обязанностью начислять НДС на фактическую стоимость работ
Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 305-ЭС15-7719
Суды исходя из системного толкования положений статей 146, 154, 167, 168, пункта 2 статьи 153, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации пришли к выводу, что заказчик, как получатель услуги, не наделен правом и обязанностью начислять НДС на фактическую стоимость работ; при расчете неустойки цена услуги должна приниматься заказчиком без НДС, как не формирующего его доход.
Публично-правовые отношения по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги) и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) в этих отношениях не участвует.
Из системного толкования положений ст.ст. 146, п. 2 ст. 153, п.п. 2 п. 1 ст. 162, 167, 168 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что заказчик, как получатель услуги, не наделен правом и обязанностью начислять НДС на фактическую стоимость работ, при расчете неустойки цена услуги должна приниматься заказчиком без НДС, как не формирующего его доход.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.