Энциклопедия судебной практики
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
(Ст. 169 ЖК)
1. Уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
1.1. Общая обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капремонт общего имущества предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах в формировании фондов капремонта общего имущества и как таковое не противоречит Конституции РФ
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г.N 10-П (пункт 6.2)
Положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающее в качестве общего правила обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и как таковое не противоречит Конституции Российской Федерации.
Сам по себе факт непроведения капитального ремонта многоквартирного дома бывшим наймодателем не может являться основанием для уклонения собственников расположенных в нем помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в данном доме, что подтверждается и судебной практикой.
Такой подход согласуется с принципами социальной солидарности и равенства, которые применительно к отношениям, связанным с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предполагают совместное и равное участие всех собственников помещений в этих домах в создании финансовой основы для обеспечения их поддержания в надлежащем санитарном и техническом состоянии и выступают тем самым в качестве необходимого условия устойчивого функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющее общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в многоквартирных домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в таких домах.
1.2. Решения собственников помещений многоквартирных домов о внесении платы на капитальный ремонт в пользу управляющей компании, принятые до 26.12.2012, в настоящее время не являются обязательными
С 26.12.2012 собственники жилых помещений многоквартирных домов утратили обязанность по внесению управляющей организации платы за капитальный ремонт общего имущества домов и приобрели обязанность по внесению соответствующих взносов, но не ранее сроков, определенных в части 3 статьи 169 ЖК РФ. Как следствие, ранее принятые собственниками помещений многоквартирных домов решения о внесении платы на капитальный ремонт в пользу управляющей компании не могут рассматриваться как обязательные, поскольку они принимались без учета законодательных изменений в организации проведения капитального ремонта. Решения о проведении капитального ремонта вне установленных частью 3 статьи 169 ЖК РФ сроков и об определении в обязательном порядке способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений домов не принимали.
В связи с этим вывод судов об обязанности муниципального образования как собственника помещений многоквартирных домов внести плату за капитальный ремонт общего имущества домов в пользу истца лишь на том основании, что это предусмотрено решениями собственников помещений домов, принятых в 2011-2012 годах, не согласуется с нормами жилищного законодательства.
1.3. Законодатель не исключает возможности определения законом субъекта РФ более раннего срока, по истечении которого у собственников жилых помещений возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 июля 2014 г. N 35-АПГ14-2
Каких-либо дополнительных обязанностей в сравнении с тем, как это сформулировано в статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (что, действительно, свидетельствовало бы о несоответствии федеральному законодательству этой нормы), не усматривается. Срок, равный шести календарным месяцам, по истечении которого у собственников помещений возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, не свидетельствует о возложении на собственников дополнительной обязанности, не предусмотренной федеральным законом, ибо в силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта, в которую включён этот многоквартирный дом.
Таким образом, федеральным законом не исключается возможность определения законом субъекта Российской Федерации более раннего срока, по истечении которого у собственников жилых помещений возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 21 октября 2016 г. N 18-О
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Соответственно указанная норма предоставляет субъектам Российской Федерации право устанавливать более ранний срок, по истечении которого возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в Законе Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" предусмотрен срок, равный двум календарным месяцам.
Тем самым по своей правовой сущности установленное оспариваемой нормой регулирование принято республиканским законодателем в пределах своих дискреционных полномочий, обусловлено предоставленной федеральным законодателем достаточно широкой свободой усмотрения при осуществлении такого регулирования и не свидетельствует о возложении на собственников помещений какой-либо иной дополнительной обязанности, не предусмотренной федеральным законом.
В силу предписаний части 3 статьи 169 ЖК РФ возникает обязанность производить ежемесячную уплату взносов на капитальный ремонт имущества в многоквартирных домах по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.
Указанной нормой определен момент возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт, который связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта. До утверждения в предусмотренном порядке статьей 168 ЖК РФ региональной программы капительного ремонта и принятия соответствующего решения собственниками продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания ТСЖ.
Таким образом, федеральным законом не исключается возможность определения законом субъекта Российской Федерации более раннего срока, по истечении которого у собственников жилых помещений возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
1.4. Не допускается сохранение ранее существовавшего порядка внесения платы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов до принятия органами власти субъектов РФ решений, необходимых для реализации введенного порядка организации капитального ремонта
Из совокупности положений части 3 статьи 169, части 3 статьи 166, части 3 статьи 170, частей 2, 5 статьи 189 ЖК РФ следует, что с 26.12.2012 собственники жилых помещений многоквартирных домов утратили обязанность по внесению управляющей организации платы за капитальный ремонт общего имущества домов и приобрели обязанность по внесению соответствующих взносов, но не ранее сроков, определенных в части 3 статьи 169 ЖК РФ. Как следствие, ранее принятые собственниками помещений многоквартирных домов решения о внесении платы на капитальный ремонт в пользу управляющей компании не могут рассматриваться как обязательные, поскольку они принимались без учета законодательных изменений в организации проведения капитального ремонта.
Положений, допускающих сохранение ранее существовавшего порядка внесения платы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов до принятия органами власти субъектов Российской Федерации решений, необходимых для реализации введенного порядка организации капитального ремонта, закон не содержит.
1.5. Взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не является платой за коммунальные услуги и направлен на накопление денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме для целей проведения капитального ремонта
Анализ положений статей 36.1, 44, 135-138, 166, 169, 170, 171, 173, 174, 181, 189 ЖК РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу, что оспариваемое ТСЖ действие (бездействие) организации не связано с осуществлением им имущественных прав владения, пользования, распоряжения общим имуществом в МКД и оказываемыми им услугами по содержанию имущества.
Взнос на капитальный ремонт не является платой в пользу товарищества, направлен на накопление денежных средств собственников помещений в МКД для целей производства в будущем капитального ремонта, распоряжение которыми производится по решению общего собрания домовладельцев.
В соответствии с положениями ЖК РФ, регулирующими вопросы платы за жилое помещение и коммунальные услуги (раздел VII), а также организацию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (раздел IX), взнос на капитальный ремонт не является платой за коммунальные услуги, а представляет собой обособленный платеж, вносимый собственниками помещений в многоквартирных домах с целью обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества.
В соответствии с положениями ЖК РФ, регулирующими вопросы платы за жилое помещение и коммунальные услуги (раздел VII), а также организацию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (раздел IX), взнос на капитальный ремонт не является платой за коммунальные услуги, а представляет собой обособленный платеж, вносимый собственниками помещений в многоквартирных домах с целью обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества.
В соответствии с положениями ЖК РФ, регулирующими вопросы платы за жилое помещение и коммунальные услуги (раздел VII), а также организацию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (раздел IX), взнос на капитальный ремонт не является платой за коммунальные услуги, а представляет собой обособленный платеж, вносимый собственниками помещений в многоквартирных домах с целью обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества.
1.6. Возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома не связано с моментом заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации его проведения
Законодательство не связывает возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с моментом заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Обязанность собственников по уплате взносов на капитальный ремонт возникает на основании прямого указания закона (ст. 169 ЖК РФ).
1.7. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме зачисляются на специальный счет, минуя какие-либо иные счета
Определение Верховного Суда РФ от 20 октября 2016 г. N 304-КГ16-13771
Разрешая спор, суды установили, что предписание жилищной инспекции в оспариваемой части соответствует требованиям статей 154, 169, 170, 171, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2014 N 924/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению", в связи с чем пришли к выводу о его законности. Суды указали, что необходимость зачисления взносов на капитальный ремонт исключительно на специальный счет, минуя иные счета, в том числе расчетные, направлена на обеспечение сохранности денежных средств, имеющих целевое значение.
1.8. Несвоевременное выставление квитанций за капитальный ремонт препятствует формированию фонда капитального ремонта, а также неправомерно возлагает на добросовестного потребителя бремя оплаты собственниками жилых помещений за период невыставления квитанций
Определение Верховного Суда РФ от 5 октября 2016 г. N 303-КГ16-13655
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 169, 170, 171, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и исходили из того, что несвоевременное выставление квитанций за капитальный ремонт препятствует формированию фонда капитального ремонта, а также неправомерно возлагает бремя оплаты собственниками жилых помещений за период невыставления квитанций по вине организации [фонда капитального ремонта многоквартирных домов] на добросовестного потребителя.
1.9. Управляющая организация не наделена правом получения взносов на капитальный ремонт
Определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 303-ЭС15-14156
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании задолженности, суды руководствовались положениями статей 166, 169, 170, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что управляющая организация не наделена правом получения взносов на капитальный ремонт.
2. Освобождение от уплаты взносов на капитальный ремонт
2.1. Отсутствие региональной программы капитального ремонта, утверждение которой предусмотрено ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, не является основанием для освобождения собственника помещений от обязанности содержать общее имущество в многоквартирном доме
Определение Верховного Суда РФ от 18 ноября 2014 г. N 309-ЭС14-2601
Отсутствие нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса минимальный размер взноса на капитальный ремонт, а также региональной программы капитального ремонта, утверждение которой предусмотрено частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса, не может служить основанием для освобождения собственника помещений в многоквартирном доме от обязанности содержать общее имущество дома.
Отсутствие региональной программы капитального ремонта в спорный период, утверждение которой предусмотрено ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для освобождения собственника помещений в многоквартирном доме от обязанности содержать общее имущество дома.
Отсутствие нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт, а также региональной программы капитального ремонта, утверждение которой предусмотрено в части 3 статьи 169 ЖК РФ, не может служить основанием для освобождения собственника помещений в многоквартирном доме от обязанности содержать общее имущество дома.
Отсутствие региональной программы капитального ремонта, утверждение которой предусмотрено частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для освобождения собственника помещений в многоквартирном доме от обязанности содержать общее имущество дома.
Региональной программой в спорный период порядок внесения платы за капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещение расходов, не установлен, однако ее отсутствие в спорный период не может служить основанием для освобождения собственника помещений в многоквартирном доме от обязанности содержать общее имущество дома.
2.2. Законодательством не предусмотрены основания для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений, расположенных в домах, которым требовался капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г.N 10-П (пункт 6.2)
Положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, не затрагивая порядок исполнения бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта многоквартирных домов, по своему буквальному смыслу, не освобождает собственников приватизированных жилых помещений в многоквартирных домах, в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется указанная обязанность, от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах в целях финансирования проведения последующих капитальных ремонтов.
Это означает, что сам по себе факт непроведения капитального ремонта многоквартирного дома бывшим наймодателем не может являться основанием для уклонения собственников расположенных в нем помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в данном доме, что подтверждается и судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2014 года N 13-АПГ14-23 и др.). Не освобождает положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации от уплаты указанных взносов и соответствующие публично-правовые образования, если в их собственности находятся одно или несколько помещений в многоквартирном доме, - они обязаны уплачивать эти взносы на равных основаниях с другими собственниками расположенных в нем помещений и вне зависимости от исполнения ими ранее своей обязанности как наймодателей по проведению капитального ремонта данного дома.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N 13-АПГ14-23
Судебная коллегия не может не согласиться с выводом суда первой инстанции и в той части, что положения статьи 3 оспариваемого закона Тамбовской области (взносы на капитальный ремонт) согласуются с предписаниями частей 1-4 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 приведённого кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Проанализировав приведённые федеральные нормы, согласно которым от уплаты расходов на капитальный ремонт освобождаются только собственники помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, суд первой инстанции справедливо отметил, что федеральный законодатель не предусмотрел правовых оснований для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений, расположенных в домах, которым требовался капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения.
Положения части 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие случаи освобождения собственников помещений в многоквартирных домах от обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, не затрагивая порядок исполнения бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта многоквартирных домов, по своему буквальному смыслу, не освобождает собственников приватизированных жилых помещений в многоквартирных домах, в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется указанная обязанность, от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах в целях финансирования проведения последующих капитальных ремонтов.
Это означает, что сам по себе факт непроведения капитального ремонта многоквартирного дома бывшим наймодателем не может являться основанием для уклонения собственников расположенных в нем помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в данном доме.
Положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, не затрагивая порядок исполнения бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта многоквартирных домов, возникшей на момент приватизации расположенных в них жилых помещений, по своему буквальному смыслу, не освобождает собственников приватизированных жилых помещений в многоквартирных домах, в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется указанная обязанность, от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах в целях финансирования проведения последующих капитальных ремонтов.
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 16 ноября 2015 г.по делу N 33-3424/2015
Обязанность но уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Федеральным жилищным законодательством правовых оснований для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений, расположенных в домах, которым требовался или потребуется капитальный ремонт не предусмотрено.
Решение Костромского областного суда от 02 марта 2015 г.по делу N 2-16/2015
Каких-либо дополнительных обязанностей в сравнении с тем, как это сформулировано в статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, оспариваемый Закон Костромской области на собственников помещений в многоквартирном доме не возлагает, он согласуется с федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусмотрел правовых оснований для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений, расположенных в домах, которым требовался капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения.
2.3. Собственники помещений в многоквартирном доме, где был проведен капитальный ремонт за счет средств, аккумулированных на счете регионального оператора, не освобождаются от закрепленной ч. 1 ст. 169 ЖК РФ обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора и после проведения в их доме капитального ремонта
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 10-П
Региональный оператор распоряжается соответствующими средствами на основе принципа возвратности, предполагающего, что собственники помещений в многоквартирном доме, где был проведен капитальный ремонт за счет средств, аккумулированных на счете регионального оператора, не освобождаются от закрепленной частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора и после проведения в их доме капитального ремонта и что возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется, согласно части 7 статьи 182 данного Кодекса, за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате собственниками помещений в этом многоквартирном доме.
Подобное правовое регулирование не означает перераспределение между собственниками помещений в разных многоквартирных домах, которые перечисляют взносы на капитальный ремонт на счет, счета одного и того же регионального оператора, бремени содержания принадлежащего им имущества и не порождает несовместимых с конституционным принципом равенства существенных различий в правовом положении собственников помещений в многоквартирных домах в зависимости от избранного ими способа формирования фонда капитального ремонта.
Решение Пермского краевого суда от 26 апреля 2016 г.по делу N 3а-54/2016
Региональный оператор распоряжается соответствующими средствами на основе принципа возвратности, предполагающего, что собственники помещений в многоквартирном доме, где был проведен капитальный ремонт за счет средств, аккумулированных на счете регионального оператора, не освобождаются от закрепленной частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора и после проведения в их доме капитального ремонта и что возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется, согласно части 7 статьи 182 данного Кодекса, за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате собственниками помещений в этом многоквартирном доме.
2.4. Изменение механизма финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в отсутствие его фактической реализации не является основанием для освобождения собственника помещений от обязанности по внесению соответствующих платежей
В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Между тем, ответчиком не представлено доказательств, что региональной программой установлен порядок внесения взносов на капитальный ремонт, порядок его финансирования и возмещения расходов, связанных с проведением капитального ремонта в спорный период.
Таким образом, изменение механизма финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в отсутствие его фактической реализации в спорный период, не может служить основанием для освобождения ответчика как собственника помещений от обязанности по внесению соответствующих платежей, в связи с чем суды обоснованно удовлетворили исковые требования о взыскании платы за капитальный ремонт в составе расходов на содержание и ремонт общего имущества за период с 24.03.2014 по 31.12.2015.
Изменение механизма финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в отсутствие его фактической реализации в спорный период не может служить основанием для освобождения ответчика как собственника помещений от обязанности по внесению платы за капитальный ремонт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.