Энциклопедия судебной практики
Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
(Ст. 20 ЖК)
1. Цели жилищного надзора и контроля
1.1. Государственный жилищный контроль осуществляется в целях защиты прав потребителей
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N АПЛ13-138
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление такого
контроля отвечает интересам потребителей
Указанная часть статьи 20 ЖК РФ [ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ] расширяет проверочные основания, указанные в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ. Тем самым может пресекаться либо предупреждаться нарушение прав потребителей.
1.2. Выявление и пресечение административных правонарушений не является целью жилищного контроля и надзора
Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 02 июня 2016 г. по делу N 3а-114/2016
Вопреки доводам истца, деятельность по региональному и муниципальному жилищному надзору не имеет своей целью предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений, в статье 20 ЖК РФ законодателем указаны цели и задачи жилищного надзора и контроля.
2. Законодательное регулирование отношений в области жилищного надзора и контроля
2.1. Отношения в области организации и осуществления жилищного контроля и надзора регулируются ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
Постановление Верховного Суда РФ от 11 января 2016 г. N 16-АД15-9
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц).
Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом N 294-ФЗ.
Положения названного закона [ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, внесший изменения в ст. 20 ЖК РФ] возлагают на административный орган обязанность и наделяют его правами и полномочиями на проведение проверочных мероприятий, не изменяя при этом порядок проведения проверочных мероприятий, регламентированный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ и не устанавливая изъятий из него.
2.2. При коллизии общих норм ГК РФ о собраниях и жилищного законодательства следует применять жилищное законодательство
При наличии противоречий между общими нормами, содержащимися в главе 9.1 ГК РФ, и специальными нормами жилищного законодательства, регулирующими порядок оспаривания решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, применению подлежат последние.
Таким образом, общие положения, содержащиеся в статье 181.5 ГК РФ, не подлежат применению в рассматриваемом споре, так как статьи 20, 46 ЖК РФ определяют круг лиц, имеющих право оспорить решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также условия удовлетворения такого требования судом.
3. Органы и должностные лица, уполномоченные на осуществление жилищного надзора и контроля
3.1. Государственная жилищная инспекция - орган, созданный для поддержания баланса частных и публичных интересов в процессе контроля использования и сохранности жилищного фонда
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 2010 г. N 6464/10
На основании статьи 20 ЖК РФ полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию.
На основании статьи 20 ЖК РФ полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию.
Определение СК по гражданским делам Ивановского областного суда от 06 мая 2013 г. по делу N 33-870
На основании статьи 20 ЖК РФ полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086.
3.2. Должности жилищных инспекторов могут быть не указаны в реестре должностей государственной службы региона
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2014 г. N 48-АПГ14-4
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют полномочия по региональному государственному жилищному надзору, определяя перечень должностных лиц органов государственного жилищного надзора и круг обязанностей этих лиц в соответствии с административным регламентом и должностными инструкциями.
То обстоятельство, что главные инспекторы и старшие инспекторы не поименованы в реестре должностей государственной службы [региона], само по себе не свидетельствует о неправомерности их включения в перечень должностных лиц, ведающих вопросами государственного контроля в указанной выше области [жилищный контроль].
4. Полномочия органов и должностных лиц жилищного надзора и контроля
4.1. Действия жилищной инспекции в рамках её полномочий признаются правомерным вмешательством в деятельность хозяйствующих субъектов
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 2014 г. N ВАС-5974/14
Ссылка товарищества [собственников жилья] на недопустимое вмешательство [государственной жилищной] инспекции в дела товарищества была отклонена судами, поскольку в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса проверка правомерности избрания собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления и членов правления товарищества входит в полномочия должностных лиц государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
Документы и информация, необходимая для достижения целей и задач проведения проверки, затребованы административным органом на основании распоряжения о проведении внеплановой, документарной проверки. Затребованные документы за пределы заявленного предмета проверки не выходили.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемые действия и распоряжение соответствуют нормам действующего жилищного законодательства и не нарушают права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской деятельности.
Проверка правомерности избрания собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и членов правления входит в полномочия должностных лиц государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля в соответствии со статьей 20 ЖК РФ. Данные полномочия предусматривают и выдачу предписаний как о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, так и о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Следовательно, не могут быть приняты во внимание и доводы заявителя о недопустимом вмешательстве органа контроля в дела товарищества, так как данные полномочия жилищной инспекции установлены законом.
4.2. Органы жилищного надзора и контроля вправе выносить предписания о проведении перерасчета платы за коммунальные и жилищные услуги
Инспекция, действуя в пределах своей компетенции, вправе проверять правильность начисления платы за коммунальные услуги, а при выявлении нарушений выдать предписание об устранении выявленных нарушений, как это предусмотрено частью 5 статьи 20 ЖК РФ.
Судами обоснованно указано на правомерность содержания предписания, в котором обществу указано произвести перерасчет платы собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме за горячее водоснабжение.
Жилищная инспекция выдала предписание об устранении нарушений, которым Обществу предписано обеспечить выполнение решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в части утвержденного размера платы за содержание и ремонт общедомового имущества.
Судами установлено, что Жилищная инспекция вынесла предписание в пределах, предоставленных ей законом (ст. 20 ЖК РФ) полномочий.
По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание, которым указано произвести перерасчет размера платы собственникам и нанимателям жилого дома с учетом начисления платы дифференцированно по времени суток.
Оспариваемое предписание вынесено жилищной инспекцией в пределах своей компетенции.
4.3. Органы жилищного надзора и контроля уполномочены проверять выполнение организациями, осуществляющими управление домами, требований стандарта раскрытия информации
Контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 ЖК РФ, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Контроль за соблюдением Стандарта [раскрытия информации] указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение Стандарта [раскрытия информации] организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, на официальном сайте общества отсутствует необходимая информация.
По результатам проверочных мероприятий обществу выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
4.4. Органы жилищного надзора и контроля вправе требовать допуск в жилое помещение для выявления нарушений порядка переустройства и перепланировки жилого помещения, а пользователи жилого помещения обязаны такой допуск предоставить
Апелляционное определение Московского городского суда от 28 февраля 2017 г. N 33-6994/17
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований, установленных жилищным законодательством, вправе требовать допуска в жилое помещение, а пользователи обязаны предоставить такой допуск. Заявленные требования направлены на создание условий для доступа в принадлежащее ответчику жилое помещение в целях проведения (по соответствующему обращению) осмотра и выявления наличия либо отсутствия нарушений перепланировки жилого помещения.
Обеспечение органом местного самоуправления контроля за муниципальным жилым фондом выражается в первую очередь в обеспечении его сохранности.
Поскольку в результате самовольных перепланировок и переустройства в жилых помещениях могут нарушаться права и законные интересы проживающих в домах граждан, администрация в целях недопущения создания угрозы их жизни и здоровью обязана реагировать на поступившую информацию о таких нарушениях и производить осмотр жилых помещений.
Осуществление препятствий в исполнении администрацией города возложенных на нее функций в виде непредоставления доступа в жилое помещение нарушает права всех проживающих в многоквартирном жилом доме граждан.
Апелляционное определение Московского городского суда от 08 ноября 2016 г. N 33-44178/16
Суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. ст. 14, 17, 20, 26 Жилищного кодекса РФ, Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, Постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" и пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований [об обязании обеспечить доступ в квартиру].
Препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Мосжиинспекции для осуществления функций по контролю за состоянием имущества, принадлежащего г. Москве, проведения обследования, ответчики злоупотребляют своими правами, нарушая тем самым права истца как контролирующей организации в рамках возложенных на нее функций.
4.4.1. Поступившее в органы жилищного контроля и надзора сообщение о проведении незаконных работ по переустройству и перепланировке является основанием для предоставления этим органам доступа в жилое помещение в целях выявления нарушений
Разрешая спор, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что ответчиком производились какие-либо работы по перепланировке и переустройству квартиры суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для предоставления доступа истцу в жилое помещение в целях реализации предоставленных полномочий по контролю за использованием и сохранностью жилого фонда.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается.
Доказательств того, что в адрес истца поступали обращения о проведении работ по перепланировке и переустройстве указанной квартиры, что являлось бы основанием для проведения проверки на предмет установления таких работ, в ходе которой ответчиком не представлен доступ в квартиру, в нарушение положения ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Судебная коллегия соглашается с доводом частной жалобы об отсутствии правовых оснований для проведения проверки в квартире "адрес", в связи с нарушением собственником квартиры порядка переустройства и перепланировки жилых помещений, предусмотренного главой 4 ЖК РФ, поскольку каких-либо обращений по вопросу незаконной перепланировки указанной квартиры в инспекцию не поступало.
4.5. Должностные лица органов местного самоуправления, наделенные отдельными полномочиями по государственному жилищному надзору, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в рамках исполнения данной функции
Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 02 июня 2016 г. по делу N 3а-114/2016
Поскольку органы местного самоуправления законом субъекта наделены отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору, наделение их должностных лиц правом составлять протоколы об административных правонарушениях в рамках исполнения функции по региональному государственному жилищному надзору не противоречит действующему законодательству.
5. Требования, предъявляемые к предписанию органов жилищного надзора и контроля об устранении выявленных нарушений
5.1. Предписание об устранении нарушений жилищного законодательства должно быть мотивировано и обосновано
Инспекция государственного жилищного надзора в отсутствие у нее документов, позволяющих определить размер подлежащей взиманию платы за поставленный коммунальный ресурс, безосновательно обвинила ресурсоснабжающую организацию в недостоверности такого расчета, возложив на общество обязанность доказывания его добросовестности на основании документов, которые у общества отсутствуют.
При таких обстоятельствах оспоренное предписание не может быть признано законным.
Предписание административного органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений должно быть исчерпывающим образом мотивировано, дабы не вызывать сомнение в наличии выявленных нарушений, однако оспариваемое предписание обстоятельств, на основании которых административный орган пришел к выводу об имеющихся в действиях общества нарушениях действующего законодательства, не содержит.
Суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о признании оспариваемого предписания недействительным.
5.2. Содержание предписания должно отвечать принципу исполнимости
Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленные нарушения.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях).
Следовательно, предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Суд проанализировал содержащиеся в обжалуемом ненормативном акте инспекции предписания в адрес товарищества и установил, что содержащиеся в нем формулировки не соответствуют принципам конкретности и исполнимости, носит расплывчатый и непонятный характер. В предписании отсутствуют также ссылки на конкретные меры, необходимые для устранения выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что предписание в рассматриваемом случае с учетом содержащихся в нем указаний не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы товарищества, поскольку возлагает обязанность, которую оно не может выполнить, при этом несет ответственность за его неисполнение.
6. Правовое регулирование сроков в области жилищного контроля и надзора
6.1. Срок, по истечении которого организация включается в план проверок, связан с фактическим началом управления многоквартирным домом
Общество начало свою деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах с [дата], в связи с чем срок, установленный как частью 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ, так и пункта 1 части 4.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит исчислению с указанной даты.
Довод общества о необходимости исчисления такого срока с момента уведомления о начале соответствующей деятельности не основан на приведенных нормах материального права [ч. 3 ст. 20 ЖК РФ, п. 1 ч. 4.1 ст. 20 ЖК РФ], вследствие чего подлежит отклонению.
6.2. Срок для обращения органов жилищного надзора и контроля в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, составляет шесть месяцев
Право органов государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным закон связывает с выявлением указанных нарушений, а не истечением срока исполнения предписания об их устранении.
Шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведённой государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.
Апелляционное определение Московского городского суда от 26 января 2017 г. N 33-3700/17
Частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого Кодекса, в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Приведенное положение (в части срока обращения в суд) по аналогии закона подлежит применению и к требованиям, предъявляемым органами муниципального контроля в порядке реализации полномочий, предоставленных им частью 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.
Шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной органом муниципального контроля проверки указанных нарушений.
Жилищным кодексом Российской Федерации срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, не определен, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (аналогия закона) необходимо применять положения части 6 статьи 46 данного Кодекса.
Шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.
Жилищным кодексом РФ срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не определен, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения ч. 6 ст. 46 ЖК РФ. Соответствующий шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с таким заявлением подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки нарушений.
Срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным ЖК РФ не определен, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения ч. 6 ст. 46 данного Кодекса.
Шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.
7. Порядок проведения проверок соблюдения норм жилищного законодательства в отношении организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на основании лицензии
7.1. В отношении организации, осуществляющей управление многоквартирными домами на основании лицензии, органами государственного жилищного надзора может осуществляться только лицензионный контроль
На основании части 7 статьи 20 ЖК РФ (действует с 01.05.2015) государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В отношении лицензиатов органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
Следовательно, после получения лицензии на осуществление данного вида деятельности органом государственного жилищного надзора в отношении лицензиата осуществляется лишь лицензионный контроль.
Деятельность организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, до 01.05.2015 являлась предметом только государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Кодекса (в редакции, действующей с 01.05.2015) в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, государственный жилищный надзор не осуществляется.
С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
В силу ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Поскольку соответствующая лицензия у общества имелась, суды сделали правомерный вывод о том, что в отношении названного лица возможно было проведение не жилищного надзора, а лицензионного контроля, при проведении которого подлежат применению нормы Закона N 294-ФЗ.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу N 7-265/2017
Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ в редакции, действующей с 01.05.2015 года, государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным жилым домом на основании лицензии.
Если лицензии нет, но организация управляет домами на основании закона или в его нарушение, проверяющие осуществляют государственный жилищный надзор, а не лицензионный контроль.
В отношении управляющей организации, осуществляющей свою деятельность на основании лицензии, осуществление любых видов государственного жилищного надзора, за исключением лицензионного контроля не допускается.
Некоторые суды допускают возможность проведения муниципального жилищного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность на основании лицензии.
7.1.1. В отношении управляющей организации, осуществляющей свою деятельность на основании лицензии, может проводиться муниципальный жилищный контроль
В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Вместе с этим положения статьи 20 ЖК РФ не устанавливают запрет на муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Следовательно, довод об обратном основан на ошибочном толковании правовых норм.
8. Особенности проведения муниципального жилищного контроля
8.1. Муниципальный жилищный контроль может быть осуществлён только в отношении муниципального жилищного фонда
Муниципальный жилищный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда.
Руководствуясь вышеназванными нормами права [п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ], арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальный жилищный контроль может быть осуществлён только в отношении муниципального жилищного фонда.
Из определения муниципального жилищного контроля, закреплённого в статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что органы местного самоуправления уполномочены на проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (в части установленных обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда).
8.2. Внеплановая проверка деятельности управляющей организации не является муниципальным жилищным контролем, поскольку имеет отличные от него основания, объекты, цели и последствия
Орган местного самоуправления уполномочен провести внеплановую проверку в отношении конкретного субъекта - управляющей организации - на предмет соблюдения ею обязательств по договору управления и эти полномочия не связаны с наличием такого объекта, как муниципальный жилищный фонд, а относятся к такой сфере полномочий органа местного самоуправления, как организация управления многоквартирными домами.
Орган местного самоуправления при осуществлении проверки в рамках реализации полномочий муниципального контроля вправе вынести предписания, что вытекает из задач, связанных с пресечением и предупреждением нарушений, выявленных в ходе проверок.
При осуществлении органом местного самоуправления проверок в порядке реализации полномочий в сфере организации деятельности по управлению многоквартирными домами предписание не выносится.
Тот факт, что законодатель объединил в одной норме закона все виды проверок и поместил ее в ст. 20 ЖК РФ, не означает, что тем самым понятие "муниципальный жилищный контроль" расширено до всех видов проверок.
Предмет муниципального жилищного контроля определяет норма - ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ. Цель введения нормы п. 4.2 ст. 20 ЖК РФ иная - указать правоприменителю, что внеплановая проверка по перечисленным в названной норме основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что проведение внеплановой проверки в рамках осуществления муниципального жилищного контроля имеет различные основания, объекты, цели и результаты с внеплановой проверкой деятельности управляющей организации в рамках части 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется в отношении муниципального жилищного фонда, а проведение внеплановой проверки деятельности управляющей организации не ограничивается определенным видом жилья. По результатам муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля наделены правами обращения в суд, а также вправе принять иные меры, предусмотренные Законом N 294-ФЗ, в то время как по результатам проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации уполномочены лишь созвать собрание собственников помещений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.