Энциклопедия судебной практики
Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
(Ст. 26 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 26 ЖК РФ
1.1. Положения ст. 26 ЖК РФ устанавливают специальный механизм публично-правового контроля за соблюдением порядка перепланировки и (или) переустройства жилого помещения
Положения статей 25 - 29 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с п. 7, 9 и 9.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяют органы местного самоуправления полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществлению муниципального жилищного контроля; определению порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений, соответственно, устанавливают специальный правовой механизм публично-правового контроля за соблюдением порядка перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, который осуществляется органом местного самоуправления.
Апелляционное определение Московского городского суда от 12 августа 2015 г. N 33-27216/15
Положения норм [ст. 26 Жилищного кодекса РФ], устанавливающие специальный механизм публично-правового контроля за соблюдением порядка перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, не исключают возможности использования собственниками помещений в многоквартирном доме или объединениями собственников помещений в многоквартирном доме в интересах собственников гражданско-правовых способов защиты, в частности способа, предусмотренного ст. 304 ГК РФ.
1.2. Нормы ст. 26 ЖК РФ подлежат применению при переустройстве и (или) перепланировке нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах
Порядок проведения переустройства (перепланировки) жилых помещений установлен статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Указанные нормы права подлежат применению при переустройстве и (или) перепланировке нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах.
Порядок проведения переустройства (перепланировки) жилых помещений установлен статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Указанные нормы права подлежат применению при переустройстве и (или) перепланировке нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах.
Поскольку нежилое помещение истца расположено в многоквартирном жилом доме, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие перепланировку в жилых помещениях, могут быть применены по аналогии закона к перепланировке в нежилых помещениях
Норма [ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ] направлена на обеспечение безопасности производимой перепланировки и соблюдения интересов владельцев других помещений многоквартирного дома, применима при перепланировке как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме.
1.3. ЖК РФ не предусматривает выдачу разрешения органами местного самоуправления на уже имеющиеся перепланировку или переустройство
В силу ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения возможно при наличии разрешения органа местного самоуправления.
Глава 4 ЖК РФ, регулирующая перепланировку и переустройство жилого помещения, не предусматривает выдачу разрешения органами местного самоуправления на уже имеющиеся перепланировку или переустройство.
1.4. Переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений в многоквартирных домах затрагиваются публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан
Переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан.
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 октября 2015 г. N 33-37994/15
Переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан.
Переустройством и перепланировкой жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан.
Переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан.
Переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан.
Переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан.
Переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан.
Переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан.
Переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан.
Переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан.
1.5. Ст. 26 ЖК РФ определяет пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование работ по перепланировке или переустройству помещения
Законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 октября 2015 г. N 33-37994/15
Законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Законодатель в ст. 26 ЖК РФ установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Законодатель в статье 26 ЖК РФ установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для нанимателя жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
1.6. Основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является решение о согласовании, принятое органом местного самоуправления
Апелляционное определение Московского городского суда от 02 июля 2013 N 11-20335/13
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Из положений ст. 26 ЖК РФ следует, что основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является решение о согласовании, принятое органом, осуществляющим согласование.
1.7. Ч. 1 ст. 26 ЖК РФ не устанавливает обязательный для сторон досудебный порядок урегулирования спора
Положения ст. 26 и ст. 27 Жилищного кодекса РФ регулируют совершенно иные правоотношения, возникающие на стадии согласования предполагаемой перепланировки жилого помещения и не предусматривают обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 апреля 2015 г. N 33-12611/15
Судебная коллегия не может согласиться с выводом судьи первой инстанции о наличии оснований для возвращения искового заявления о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, признании права собственности на жилой дом в перепланированном и переустроенном состоянии, поскольку федеральным законом (ст. ст. 25-29 ЖК РФ) не предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора названной категории.
1.8. Переустройство жилого помещения требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения
Положениями ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство жилого помещения допускается с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Положениями ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство жилого помещения допускается с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения и требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Положениями ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство жилого помещения допускается с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения и требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
1.9. Отказ органа местного самоуправления в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
1.10. Если решением суда лицу предписано осуществить перепланировку жилого помещения, то отдельного указания о соблюдении при перепланировке требований ст. 26 ЖК РФ в решении может не содержаться
Решением суда [истица] обязана произвести работы по разделу дома. Соответственно, указанными судебными актами и исполнительным документом на нее не возложена обязанность по разработке проекта перепланировки и переоборудования в соответствии со ст. 26 ЖК РФ.
Работы, которые предписано осуществить решением суда, влекут перепланировку жилого помещения.
Производство работ, указанных в решении суда, [истице] надлежит выполнять с соблюдением норм жилищного законодательства, при этом отдельного указания об этом в решении суда может не содержаться.
1.11. После переустройства и (или) перепланировки помещение должно сохранить статус жилого
Согласно статьям 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения предполагаются только при условии сохранения статуса жилого помещения как жилого, что в данном случае места не имеет.
Согласно статьям 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) переустройство и(или) перепланировка жилого помещения предполагаются только при условии сохранения статуса жилого помещения как жилого, что в данном случае места не имеет, поскольку помещение используется ответчиками для оказания юридических услуг.
2. Порядок проведения перепланировки
2.1. Ст. 26 ЖК РФ определяет порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения до начала проводимых работ
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 апреля 2015 г. N 33-12611/15
Из содержания нормы [ст. 26 ЖК РФ] следует, что ею определен порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения до начала проводимых работ.
Из содержания нормы [ст. 26 ЖК РФ] следует, что ею определен порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения до начала проводимых работ.
По смыслу статьи 26 ЖК Российской Федерации перепланировка жилого помещения допускается на основании проекта, согласованного органом, осуществляющим согласование, до начала работ по перепланировке помещения.
2.2. ЖК РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения; такие требования содержатся в подзаконных актах
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, они изложены в подзаконных нормативных актах.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. Такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
2.3. Перепланировка жилого помещения не должна приводить к нарушению прав граждан, занимающих такое помещение
Из положений ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, предусматривающей проведение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с соблюдением требований законодательства, а также части 2 той же статьи, которая предполагает осуществление таких действий по волеизъявлению нанимателя и с согласия в письменной форме всех членов семьи нанимателя, занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма, следует, что перепланировка не должна приводить к нарушению прав граждан, занимающих жилое помещение, которое подвергается перепланировке.
2.4. Для проведения переустройства или перепланировки необходимы собственная воля граждан и наличие условий, предусмотренных законодательством
Условием реализации положений статьи 26 ЖК РФ (переустройство и перепланировка жилого помещения) прямо определено согласие как самого нанимателя, так и членов семьи нанимателя.
Для проведения переустройства или перепланировки необходимы собственная воля граждан и наличие условий, предусмотренных законодательством.
2.5. Безопасные перепланировка и переустройство жилого помещения возможны только на основании данных о состоянии всего дома
Безопасная перепланировка и переустройство квартиры возможны только на основании данных о состоянии всего дома, и только компетентные органы посредством оценки изначального состояния жилого помещения могут установить, что изменение технических характеристик одной квартиры не повлечет за собой существенных изменений в несущих конструкциях, электропроводке и канализационной системе всего дома.
2.6. Техническое заключение центра технической инвентаризации не заменяет разрешения органа местного самоуправления на производство работ по перепланировке
Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
На основании изложенного, с учётом требований к содержанию технического плана помещения, указанных в абз. 3 п. 12 приказа Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583, апелляционный суд правильно установил, что техническое заключение, выполненное областным государственным унитарным предприятием "Областной центр технической инвентаризации", на основании которого кадастровый инженер сделал вывод о правомерности произведённой перепланировки, не является надлежащим документом, свидетельствующим о легальном производстве работ по перепланировке помещения, и не заменяет разрешение органа местного самоуправления на производство работ по перепланировке.
2.7. Именно орган, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки, обязан провести оценку соответствия переустройства установленным требованиям
В силу требований статьи 26 ЖК Российской Федерации переустройство проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (далее - орган, осуществляющий согласование). Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи документов органом, осуществляющим согласование, который выдает заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Данный документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
По смыслу приведенных правовых норм именно орган, осуществляющий согласование, должен провести оценку соответствия переустройства установленным требованиям.
Поскольку право на переустройство жилого помещения возникает при условии соблюдения требований законодательства, орган, осуществляющий согласование, должен провести оценку соответствия планируемого переустройства установленным требованиям.
3. Документы, предоставляемые собственником помещения для проведения переустройства или перепланировки
3.1. Перечень документов, предоставляемых собственником помещения для проведения переустройства или перепланировки, является закрытым
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 августа 2013 г. N ВАС-10961/13
В статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации указан перечень документов, предоставляемых собственником помещения для проведения переустройства или перепланировки, который является закрытым.
В силу ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения обращается в орган, осуществляющий согласование с предоставлением предусмотренного п. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ пакета документов. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит в силу ч. 3 ст. 26 Жилищного кодекса РФ.
В силу ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения обращается в орган, осуществляющий согласование с предоставлением предусмотренного п. 2 ст. 26 ЖК РФ пакета документов. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит в силу ч. 3 ст. 26 ЖК РФ.
Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителем для решения вопроса о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, однако указанную норму необходимо применять в совокупности с нормами закона, которые предусматривают необходимость получения в определённых случаях согласия всех собственников в установленном законом порядке.
В статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить собственником помещения или уполномоченным им лицом для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в орган, осуществляющий согласование.
Статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить собственником помещения или уполномоченным им лицом для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в орган, осуществляющий согласование.
Ст. 26 ЖК РФ определен перечень документов необходимых для предоставления собственником помещения органу осуществляющим согласование переустройства жилого помещения, в котором не содержится решение общего собрания собственников многоквартирного дома. Данный перечень является исчерпывающим.
3.2. Документ, подтверждающий согласие собственников общего имущества многоквартирного дома на перепланировку, не входит в перечень документов, предоставляемых собственником помещения для проведения переустройства или перепланировки
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 августа 2013 г. N ВАС-10961/13
В статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации указан перечень документов, предоставляемых собственником помещения для проведения переустройства или перепланировки, который является закрытым. Документ, подтверждающий согласие на перепланировку собственников общего имущества многоквартирного дома, в данный перечень не входит.
3.3. Собственник жилого помещения должен обратиться с заявлением о проведении переустройства и (или) перепланировки до момента начала соответствующих работ
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченный им в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, представляет документы, предусмотренные частями 2 и 2.1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из перечисленных норм собственник объекта должен обращаться с таким заявлением до момента начала работ по переустройству помещения.
3.4. Справка об отключении внутренних устройств газоснабжения помещения не предусмотрена ст. 26 ЖК РФ в числе предоставляемых документов для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Ссылки подателя жалобы на то, что справка от юр.лица датирована после принятия оспариваемого решения, не имеет правового значения, поскольку комплектность документов, предъявляемых при постановке вопроса о согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения, установлена статьей 26 ЖК РФ, при этом в части 3 названной статьи содержится прямой запрет на истребование иных, кроме прямо указанных в законе, документов.
При этом справка об отключении внутренних устройств газоснабжения помещения названной статьей не указана в числе представляемых документов.
3.5. Заключение судебной строительно-технической экспертизы не заменяет собой предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов
Из анализа положений ст.ст. 26-29 ЖК РФ следует, что в случае осуществления самовольного переустройства и (или) перепланировки для того, чтобы они могли быть согласованы, гражданин обязан представить на согласование документы, указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, и только в случае, если орган, осуществляющий согласование, откажет ему в согласовании, суд в соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ при наличии на то оснований может принять решение о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.
Заключение проведенной в рамках настоящего дела судебной строительно-технической экспертизы не заменяет собой предусмотренных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов.
3.6. Возложение на собственника жилого помещения обязанности в случае проведения переустройства помещений предоставить для согласования управляющей организации перечень мероприятий по переустройству помещений недопустимо
Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Таким образом, включение в договоры условия, возлагающего на собственника обязанность в случае проведения мероприятий по переустройству помещений предоставить для согласования управляющей организации в письменном виде перечень мероприятий по переустройству помещений, эскиз и/или проект переустройства, техническую и иную документацию, имеющую отношение к проводимым мероприятиям по переустройству помещений собственника, противоречит названной норме законодательства.
3.7. При обращении лица в уполномоченный орган с заявлением о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии предоставлять проект переустройства и (или) перепланировки данного помещения не требуется
Оспариваемым решением в сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии было отказано.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о правомерности ответа администрации района в части отказа в связи с непредставлением заявителями проекта перепланировки жилого помещения. Действительно, ч. 2 ст. 26 ЖК РФ предусмотрена обязанность заявителя представить в орган местного самоуправления подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Однако в данном случае, когда работы по перепланировке жилого помещения уже произведены, его предоставление является невозможным.
4. Участие собственников и нанимателей помещений в решении вопросов переустройства и перепланировки
4.1. Члены семьи нанимателя имеют право участвовать в решении вопросов переустройства и перепланировки жилого помещения
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: участвовать в решении вопросов переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 26 ЖК РФ).
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 мая 2016 г. N 33-19942/16
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 26 ЖК РФ).
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (п. 5 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 2 статьи 26 ЖК РФ).
4.2. Отсутствие согласия хотя бы одного члена семьи нанимателя является основанием для отказа в перепланировке и (или) переустройстве
Согласно пункту 5 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательным условием обращения с заявлением о перепланировке (переустройстве) является письменное согласие всех членов семьи нанимателя, в том числе и временно отсутствующих, на переустройство и (или) перепланировку. Таким образом, отсутствие согласия хотя бы одного члена семьи нанимателя является основанием для отказа в перепланировке (переустройстве).
4.3. Если жилое помещение находится в долевой собственности сторон, то перепланировка должна осуществляться с согласия всех собственников объекта недвижимости
Апелляционное определение Московского городского суда от 26 ноября 2015 г. N 33-44567/15
Разрешая требования истца о даче разрешения на перепланировку квартиры, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения исходя из того, что квартира находится в общей долевой собственности, порядок пользования квартирой не определен, в связи с чем перепланировка должна осуществляться с согласия всех собственников квартиры, которого в данном случае не имеется. Данный вывод суда первой инстанции основан на положениях ст. 26 ЖК РФ, предусматривающих основания проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а потому признается судебной коллегией верным и основанным на фактических обстоятельствах дела.
4.4. Ст. 26 ЖК РФ не предусматривает обязательного предоставления согласия собственников помещений в многоквартирном доме при проведении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Несмотря на то, что положения статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают обязательного предоставления согласия собственников помещений в многоквартирном доме, судебная коллегия полагает, что администрацией обоснованно отказано заявителю в согласовании в связи с отсутствием указанного согласия, поскольку, исходя из проекта, наличие такого согласия является обязательным.
Несмотря на то, что положения ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают обязательного предоставления согласия собственников помещений в многоквартирном доме, судебная коллегия полагает, что администрацией обоснованно отказано заявителям в выдаче разрешения на реконструкцию жилого помещения в связи с отсутствием указанного согласия, поскольку, исходя из проекта перепланировки, наличие такого согласия является обязательным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в том, что несмотря на положения ст. 26 ЖК РФ, которая не предусматривает обязательного предоставления согласия собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из проекта перепланировки наличие такого согласия является обязательным.
Судебная коллегия отмечает, несмотря на то, что положения ст. 26 Жилищного кодекса РФ не предусматривают обязательного предоставления согласия собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из проекта перепланировки, наличие такого согласия является обязательным.
4.5. Наличие согласия собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным в случае присоединения в результате переустройства и (или) перепланировки части общего имущества в многоквартирном доме
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в том, что несмотря на положения ст. 26 ЖК РФ, которая не предусматривает обязательного предоставления согласия собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из проекта перепланировки наличие такого согласия является обязательным.
В силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В результате осуществления данного проекта фактически будет произведено разрушение части внешней стены многоквартирного дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном жилом доме.
Судебная коллегия отмечает, несмотря на то, что положения ст. 26 Жилищного кодекса РФ не предусматривают обязательного предоставления согласия собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из проекта перепланировки, наличие такого согласия является обязательным.
4.6. С инициативой о проведении перепланировки жилого (нежилого) помещения с согласия собственника могут обращаться наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками
Определение Московского областного суда от 31 января 2012 г. по делу N 33-2754
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что с инициативой о проведении переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения может обратиться не только собственник соответствующего помещения, но с согласия последнего наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, в случае, когда указанные пользователи в установленном порядке уполномочены собственником на совершение соответствующих действий.
5. Согласование перепланировки
5.1. Согласование переустройства и (или) перепланировки с органом местного самоуправления является обязательным
Статья 26 Жилищного кодекса РФ устанавливает основания проведения перепланировки, а также перечень документов, требуемых для ее проведения.
Указанной статьёй установлено обязательное требование о согласовании перепланировки с органом местного самоуправления и на основании принятого им решения.
5.2. Согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с ТСЖ ст. 26 ЖК РФ не предусматривает
Постановление Президиума Верховного суда Республики Дагестан от 20 января 2011 г.
Ст. 26 ЖК РФ определено, что переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Согласование с ТСЖ переустройства (или) перепланировки жилого помещения ЖК РФ не предусмотрено.
5.3. В ст. 26 ЖК РФ для собственника жилого помещения установлена необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ по перепланировке или переустройству помещения
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием нежилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника нежилого помещения необходимость, соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ.
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 октября 2015 г. N 33-37994/15
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ.
Учитывая, что переустройством и перепланировкой жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в ст. 26 ЖК РФ установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных дома могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 ЖК РФ установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ.
Поскольку переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ.
6. Последствия проведения перепланировки без соблюдения установленных требований
6.1. Ст. 26 ЖК РФ предусматривает негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных требований
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Учитывая, что переустройством и перепланировкой жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в ст. 26 ЖК РФ установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 ЖК Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Поскольку переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 ЖК РФ установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
6.2. Нарушение норм ст. 26 ЖК РФ влечет административную ответственность
Решение Оренбургского областного суда от 17 января 2014 г. по делу N 21-19/2014
То обстоятельство, что в ходе обследования многоквартирного жилого дома на предмет переустройства системы отопления и установки индивидуальных отопительных газовых котлов, комиссией установлено, что ремонтно-строительные работы по переустройству системы отопления в четырех квартирах на втором этаже указанного дома не нарушают общую систему отопления всего многоквартирного дома, не может свидетельствовать об отсутствии состава вмененного правонарушения, поскольку ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное переустройство жилого помещения.
6.3. Положения ст. 26 ЖК РФ не исключают возможности использования собственниками помещений в многоквартирном доме или управляющими организациями в интересах собственников гражданско-правовых способов защиты
Апелляционное определение Московского городского суда от 12 августа 2015 г. N 33-27216/15
Положения норм [ст. 26 ЖК РФ], устанавливающие специальный механизм публично-правового контроля за соблюдением порядка перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, не исключают возможности использования собственниками помещений в многоквартирном доме или объединениями собственников помещений в многоквартирном доме в интересах собственников гражданско-правовых способов защиты, в частности способа, предусмотренного ст. 304 ГК РФ.
7. Отдельные случаи перепланировки помещений, требующие согласования
7.1. Демонтаж обогревающих элементов системы отопления возможен только после получения разрешения на переустройство жилого помещения
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы) имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвлённых от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 ЖК РФ).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 ЖК РФ).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ), в связи с чем указанные элементы системы отопления (радиаторы) не относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (ст. 26 ЖК РФ).
7.2. Устройство отдельного входа через лоджию возможно только после получения разрешения на переустройство жилого помещения
Так как требуется перепланировка жилого помещения (устройство отдельного входа через лоджию), то в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ собственник данного помещения обращается в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения перепланируемого помещения с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке с представлением указанного в данной норме права пакета документов.
7.3. Замена и перенос труб водоснабжения или канализации могут быть произведены лишь в порядке ст. 26 ЖК РФ
То обстоятельство, что в настоящее время между истцом и ответчиками отсутствует соглашение о прохождении труб через квартиру истца, не является безусловным основанием для возложения на ответчиков обязанности демонтажа данных труб, поскольку замена или перенос канализации и водопровода является элементом переустройства, которое может быть произведено лишь в порядке ст. 26 ЖК РФ с соблюдением требований законодательства, по согласию собственников жилых помещений и с разрешения административного органа.
7.4. Переустройство инженерных теплоснабжающих сетей и установка индивидуального газового оборудования в жилом помещении могут быть произведены лишь в порядке ст. 26 ЖК РФ
Переустройство инженерных теплоснабжающих сетей и установка индивидуального газового оборудования в жилом помещении относятся к работам, проведение которых требует специальных разрешений и согласований (ст.ст. 25, 26 ЖК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.