Энциклопедия судебной практики
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа
(Ст. 46 ГрК)
1. Общие положения о подготовке документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа
1.1. ст. 46 ГрК РФ является специальной нормой по отношению к ст. 45 ГрК РФ
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N КАС09-283
Статья 46 названного Кодекса [ГрК РФ], определяющая особенности подготовки документов по планировке территорий, разрабатываемой на основе решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, в том числе пункт 17 статьи 46, согласно которому нормы, установленные частями 1-16 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, являются специальными.
1.2. Ст. 46 ГрК РФ устанавливает определенная последовательность действий при подготовке и утверждении документации по планировке территории
[Исходя из положений ст. 46 ГрК РФ] градостроительным законодательством установлена определенная последовательность в действиях при подготовке и утверждении документации по планировке территории.
1.3. Ст. 46 ГрК РФ не содержит императивных норм, предписывающих разработку проекта планировки территории применительно к уже существующим, а не планируемым к размещению на территории муниципального образования линейным объектам
Статьи 41, 42, 45, 46 ГрК РФ не содержат императивных норм, предписывающих разработку проекта планировки территории применительно к уже существующим, а не планируемым к размещению на территории муниципального образования линейным объектам.
1.4. Сроки и иные условия, содержащиеся в ст. 46 ГрК РФ, носят организационный характер и адресованы уполномоченным органам
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2008 г. N А12-14860/2007
Сроки и иные действия, содержащиеся в этой статье [ст. 46 ГрК РФ], носят организационный характер и адресованы уполномоченным в планировке территории органам.
2. Особенности подготовки градостроительного плана земельного участка
2.1. Ч. 17 ст. 46 ГрК РФ предусматривает право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2013 г. N ВАС-15255/13
Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации [ч. 17 ст. 46 ГрК РФ] предусматривают право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана.
Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации [ч. 17 ст. 46 ГрК РФ] предусматривают право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана.
Положения ГрК РФ [ч. 17 ст. 46 ГрК РФ] предусматривают право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана.
Положения Градостроительного кодекса РФ [ч. 17 ст. 46 ГрК РФ] предусматривают право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана.
2.2. Юридическое или физическое лицо вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана, а не о его подготовке и утверждении
Из данной правовой нормы [ч. 17 ст. 46 ГрК РФ] следует, что юридическое или физическое лицо вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана, а не о его подготовке и утверждении.
2.3. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предполагают предоставления гражданами и юридическими лицами иных документов, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
2.4. Ч. 17 ст. 46 ГрК РФ не содержит требования о предоставлении каких-либо иных документов, кроме заявления
Форма градостроительного плана земельного участка, предусматривающая строки для заполнения оснований подготовки градостроительного плана земельного участка в виде реквизитов заявления обратившегося лица, отражает лишь факт поступления обращения и не содержит никаких предписаний о предоставлении каких-либо иных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, материалов топографической съемки.
Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет).
Подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Обязанность уполномоченного органа по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица не обусловлена необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предполагают предоставления гражданами и юридическими лицами иных документов, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Действующее законодательство не содержит предписаний о представлении каких-либо иных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, материалов топографической съемки, что полностью согласуется с положениями п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающего требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, выдача градостроительного плана земельного участка является услугой, которая осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящейся в распоряжении указанных органов; орган местного самоуправления не наделен полномочиями требовать от заявителя представления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих личность заявителя (паспорт гражданина или свидетельство о регистрации юридического лица).
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможность идентификации обратившегося лица.
2.5. Ст. 46 ГрК РФ не регламентирует, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения этих сведений в градостроительный план земельного участка
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N КАС09-283
Нормы, установленные частями 1-16 статьи 46 Градостроительного кодекса, не регламентируют вопрос получения технических условий и не определяют, кто предоставляет информацию о технических условиях для включения в градостроительный план земельного участка.
Нормами права [ст. 46 ГрК РФ] действительно не определено, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения необходимых сведений в градостроительный план земельного участка.
2.6. Отсутствие в ст. 46 ГрК РФ указаний о том, кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план земельного участка, не свидетельствует о том, что выдача градостроительного плана земельного участка производится на основании только заявления о его выдаче
Отсутствие названных сведений [кто и в каком объеме предоставляет информацию для включения сведений в градостроительный план земельного участка] в статье 46 ГрК РФ не свидетельствует о том, что выдача градостроительного плана земельного участка производится на основании только заявления о его выдаче.
2.7. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка являются обязанностью органа местного самоуправления
Из содержания [ст. 41, 44, 46 ГрК РФ] следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка являются обязанностью уполномоченного органа.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2013 г. N ВАС-5941/13
Пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный комитет обязан осуществить подготовку градостроительного плана земельного участка и утвердить его.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа, для исполнения которой федеральным законодателем установлен тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего обращения физического или юридического лица, включающий в себя как процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка, так и его утверждение.
В силу прямого указания норм статьи 46 Градостроительного кодекса подготовка, утверждение и выдача физическим или юридическим лицам градостроительных планов земельных участков являются муниципальной функцией.
Апелляционное определение Московского городского суда от 10 марта 2016 г. N 33а-7343/16
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа, в связи с чем орган местного самоуправления неправомерно отказал в выдаче градостроительного плана.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13 января 2016 г. N 33а-733/2016
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа, для исполнения которой федеральным законодателем установлен тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего обращения физического или юридического лица, включающий в себя как процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка, так и его утверждение.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа по заявлению собственника или пользователя земельного участка.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа, и на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о целях реконструкции имеющихся объектов (возведения новых) обсуждаться не может.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа.
В силу прямого указания норм статьи 46 Градостроительного кодекса подготовка, утверждение и выдача физическим или юридическим лицам градостроительных планов земельных участков является муниципальной функцией.
2.8. Орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка должен указать именно те сведения, которые соответствуют земельному участку и о которых имеются необходимые данные
Орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по подготовке ГПЗУ, не вправе перекладывать такую обязанность на лицо, обратившееся за его выдачей, а при подготовке ГПЗУ должен указать те сведения, которые соответствуют земельному участку и о которых имеются необходимые данные.
[По смыслу ч. 17 ст. 46 ГрК РФ] Орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка, не вправе перекладывать такую обязанность на лицо, обратившееся за выдачей плана, а при его подготовке должен указать те сведения, которые соответствуют земельному участку и о которых имеются необходимые данные.
[По смыслу ч. 17 ст. 46 ГрК РФ] Орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по подготовке ГПЗУ, не вправе перекладывать такую обязанность на лицо, обратившееся за выдачей ГПЗУ, а при подготовке ГПЗУ должен указать те сведения, которые соответствуют земельному участку и о которых имеются необходимые данные.
Орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка, при его подготовке должен указать те сведения, которые соответствуют земельному участку и о которых имеются необходимые данные.
2.9. Ч. 17 ст. 46 ГрК РФ не содержит требований о необходимости формирования земельного участка
Требование о формировании земельных участков содержится только в статье 30 Земельного кодекса РФ, которое связано с предоставлением земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что обществу земельный участок принадлежит на праве собственности, и градостроительный план ему необходимо получить не для строительства, а для реконструкции.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Каких-либо требований к заявителю, в том числе об формировании земельного участка, данная норма права не содержит.
2.10. При подготовке градостроительных планов не применяются нормы ч. 1-16 ст. 46 ГрК РФ
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N КАС09-283
Суд правильно исходил из того, что статья 46 названного Кодекса, определяющая особенности подготовки документов по планировке территорий, разрабатываемой на основе решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, в том числе пункт 17 статьи 46, согласно которому нормы, установленные частями 1-16 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, являются специальными и применяются только при подготовке проектов планировки территорий и проектов межевания территорий и не применяются при подготовке строительных планов по заявлению физического и юридического лица.
2.11. Ч. 17 ст. 46 ГрК РФ не регламентирует процедуру выдачи градостроительного плана земельного участка
Градостроительный кодекс РФ и иные нормативные акты не устанавливают процедуру выдачи градостроительного плана земельного участка, частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ установлен только срок выдачи данного документа.
2.12. Нормы ГрК РФ не содержат оснований для принятия органом местного самоуправления решения об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка
Определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2016 г. N 305-КГ16-1335
Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено оснований для отказа в выдаче градостроительного плана, оформляемого по правилам статей 44 и 46 [Градостроительного] Кодекса. Заинтересованные лица не указали на наличие обстоятельств, препятствующих выдаче градостроительного плана участка.
ГрК РФ не предусмотрена возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, как и не содержат положений, обусловливающих предоставление муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана представлением определенного пакета документов.
В действующем градостроительном законодательстве не содержится оснований для отказа в выдаче градостроительного плана.
Нормы ГрК РФ не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана (для неисполнения органами местного самоуправления установленной законом обязанности и для ограничения установленного законом права заявителя), а также не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
При вынесении решения суд руководствовался нормами Административного регламента без учета федерального законодательства - положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормы которого не содержат указаний на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.
На стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.
На стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного любого заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.
Поскольку основания отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены, то отказ, изложенный в ответе, является незаконным и нарушает права заявителей на получение соответствующей муниципальной услуги в установленном порядке.
2.13. Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования и территориального планирования
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 марта 2014 г. N ВАС-2390/14
Согласно пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного заявления осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка, утверждает его и предоставляет заявителю без взимания платы.
Суд признал, что как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.
Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.
[Руководствуясь положениями ч. 17 ст. 46 ГрК РФ, суд пришел к выводу о том, что] как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.
Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).
Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.
2.14. У органов местного самоуправления отсутствует обязанность разрабатывать и утверждать документацию по планировке территории
Уполномоченные органы должны подготовить документацию по планировке территории, однако вопреки выводам суда порядок и утверждение документации проводятся в порядке, установленном статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и обязанность органов местного самоуправления разработать и утвердить документацию при поступлении заявления заинтересованного лица в приобретении земельного участка отсутствует.
2.15. Красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления
Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статьей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 данного Кодекса.
2.16. ГрК РФ не предусматривает иной, отличающийся от закреплённого в ч. 17 ст. 46 ГрК РФ порядок предоставления градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа по обращению заявителя
Апелляционное определение Московского городского суда от 10 марта 2016 г. N 33а-7343/16
Иной порядок (отличающийся от закреплённого в ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ) предоставления ГПЗУ в виде отдельного документа (не в составе проекта межевания территории) по обращению заявителя Кодексом не установлен.
2.17. ГрК РФ не предусматривает перечня документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка
ГрК РФ не установлен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а также основания для приостановления в выдаче ГПЗУ.
Апелляционное определение Московского городского суда от 10 марта 2016 г. N 33а-7343/16
[Градостроительным] Кодексом не предусмотрен также перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а также основания для отказа в выдаче ГПЗУ.
Градостроительным кодексом Российской Федерации также не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка, а также основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Градостроительным кодексом РФ не предусмотрен также перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка, а также основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
2.18. Ч. 17 ст. 46 ГрК РФ не предусматривает, что градостроительные планы земельных участков подготавливаются и выдаются только при наличии проектов планировки и межевания территории
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что градостроительные планы земельных участков подготавливаются и выдаются только при наличии проекта планировки и межевания территории, которые до настоящего времени в сельском поселении муниципального района не приняты и находятся в стадии разработки, также является неверным, поскольку федеральное законодательство такого условия применения положений ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает.
2.19. ГрК РФ не предусматривает возможности отказа органов местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам
ГрК РФ не предусмотрена возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.
Градостроительным кодексом не предусмотрена возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.
Градостроительным кодексом не предусмотрена возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.
2.20. Документация по планировке территории направляется главе муниципального образования при осуществлении органом местного самоуправления проверки документации по планировке территории и отсутствии оснований для отклонения документации по планировке территории и направления ее на доработку
Из смысла нормы [п. 13 ст. 46 ГрК РФ] следует, что документация по планировке территории направляется главе муниципального района при наличии двух обстоятельств: осуществление органом местного самоуправления проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным пунктом 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и отсутствие оснований для отклонения документации по планировке территории и направлении ее на доработку.
2.21. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется без обоснования целей истребования градостроительного плана
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации [в т.ч. ст. 46 ГрК РФ], регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, представить иные документы кроме тех, которые связаны с возможностью установления обратившегося лица.
Подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Обязанность уполномоченного органа по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица не обусловлена необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка носит заявительный характер, и осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
2.22. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка не обусловлены обязательным предварительным внесением соответствующих изменений в документацию по планировке территории
Определение Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 309-КГ14-5978
Суд апелляционной инстанции на основании статей 41-44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что исполнение обязанности органа местного самоуправления по подготовке и выдаче градостроительного плана конкретного земельного участка не обусловлено обязательным предварительным внесением соответствующих изменений в документацию по планировке территории.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что исполнение обязанности органа местного самоуправления по подготовке и выдаче градостроительного плана конкретного земельного участка не обусловлено обязательным предварительным внесением соответствующих изменений в ДПТ.
2.23. Положения ч. 17 ст. 46 ГрК РФ носят императивный характер
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13 января 2016 г. N 33а-733/2016
Положения части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации носят императивный характер. Суд первой инстанции пришел к выводу, что установление органом местного самоуправления ограничений нарушает принцип равенства при осуществлении гражданами конституционных прав и свобод, в том числе препятствует реализации права использовать принадлежащие им земельные участки в соответствии с установленным разрешенным использованием.
При таком положении суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что возможность приостановления в выдаче градостроительного плана как отсутствие генерального плана поселения, проектов планировки и межевания территории ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом не предусмотрена, высказав правильное суждение об императивном характере положений части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Положения части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской [Федерации] носят императивный характер, то есть, несмотря на необходимость разрешения промежуточных вопросов, установленный законом тридцатидневный срок должен быть соблюден.
3. Права и обязанности субъектов правоотношений по подготовке документации по планировке территории в порядке ст. 46 ГрК РФ
3.1. Подготовка документации по планировке территории на основании документов территориального планирования осуществляется как органами исполнительной власти субъекта РФ, так и органами местного самоуправления муниципальных образований в пределах их компетенции
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2008 г. N 9-Г08-19
Согласно частям 3, 4 и 5 статьи 46 Кодекса полномочия по обеспечению подготовки документации по планировке территории на основании документов территориального планирования осуществляются как органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления муниципальных образований в пределах их компетенции.
3.2. Возможность немотивированного отклонения представленной на утверждение документации ч. 13 ст. 46 ГрК РФ не предусмотрена
Возможность немотивированного отклонения представленной на утверждение документации названной нормой [ч. 13 ст. 46 ГрК РФ] не предусмотрена.
3.3. Ч. 3 ст. 46 ГрК РФ предусматривает право заинтересованного лица на изготовление собственного проекта планировки территории за свой счет
Изготовление собственного проекта планировки территории заинтересованным лицом за свой счет, в том числе и после опубликования органом местного самоуправления решения о подготовке документации планировки территории, не только не противоречит пункту 3 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, но и полностью ему соответствует, поскольку предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории могут быть представлены и в форме самостоятельно разработанного проекта планировки территории.
3.4. Части 1, 3 ст. 46 ГрК РФ не предоставляют заинтересованным лицам каких-либо прав в отношении планируемой территории и не возлагают на них обязанностей
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 мая 2012 г. N Ф03-1523/12
Статья 46 ГрК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо может выступать инициатором подготовки документации по планировке территории (часть 1 статьи 46 ГрК РФ) и вносить свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 ГрК РФ). Однако указанные нормы права также не предоставляют таким лицам каких-либо прав в отношении планируемой территории и не возлагают на них обязанностей.
3.5. Орган местного самоуправления обладает исключительно компетенцией на осуществление проверки документации по планировке территории
Орган местного самоуправления в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладает исключительно компетенцией на осуществление проверки документации по планировке территории.
3.6. Ст. 46 ГрК РФ не предусматривает возможности установления дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка
Из содержания норм [в т.ч. ст. 46 ГрК РФ] следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. При этом названные нормы не предусматривают возможности установления дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка.
Из содержания норм [в т.ч. ст. 46 ГрК РФ] следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. При этом названные нормы не предусматривают возможности установления дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка.
Из содержания норм [в т.ч. ст. 46 ГрК РФ] следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. При этом названные нормы не предусматривают возможности установления дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка.
Из содержания норм [в т.ч. ст. 46 ГрК РФ] следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. При этом, названные нормы не предусматривают возможности установления дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка.
Анализ положений статей 43, 44 и части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа местного самоуправления. При этом названные нормы не предусматривают возможности установления дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка.
4. Сроки подготовки документации по планировке территории на основании документов, разрабатываемых на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа
4.1. К правоотношениям, урегулированным ст. 46 ГрК РФ, применяются общие сроки утверждения документации по планировке территории, установленные ст. 45 ГрК РФ
Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, не содержит иных сроков, утверждения документации, чем указанные в пункте 14 статьи 45 этого же Кодекса. Следовательно, к спорным правоотношениям в части срока утверждения документации по планировке территории применяются общие правила, установленные статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4.2. Тридцатидневный срок, установленный ч. 17 ст. 46 ГрК РФ, включает в себя как процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка, так и его утверждения
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2013 г. N 5-АПГ13-23
[Для исполнения обязанности по подготовке градостроительного плана в соответствии с ч. 17 ст. 46 ГрК РФ] федеральным законодателем установлен тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего обращения физического или юридического лица, включающий в себя как процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка, так и его утверждение.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка являются обязанностью уполномоченного органа, для исполнения которой федеральным законодателем установлен тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего обращения физического или юридического лица, включающий в себя как процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка, так и его утверждение.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13 января 2016 г. N 33а-733/2016
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка являются обязанностью уполномоченного органа, для исполнения которой федеральным законодателем установлен тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего обращения физического или юридического лица, включающий в себя как процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка так и его утверждение.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению любого лица, как собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, для исполнения которой федеральным законодателем установлен тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего обращения физического или юридического лица, включающий в себя как процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка, так и его утверждение.
Из содержания приведенных положений следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и являются обязанностью уполномоченного органа, для исполнения которой федеральным законодателем установлен тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего обращения физического или юридического лица, включающий в себя как процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка, так и его утверждение.
4.3. Возможность приостановления или продления срока, установленного ч. 17 ст. 46 ГрК РФ, действующим законодательством не предусмотрена
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2013 г. N 5-АПГ13-23
Суд обоснованно обратил внимание на то, что возможность приостановления или продления такого срока [установленного ч. 17 ст. 46 ГрК РФ] ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом не предусмотрена.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что возможность приостановления в выдаче градостроительного плана как отсутствие генерального плана поселения, проектов планировки и межевания территории ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом не предусмотрена, высказав правильное суждение об императивном характере положений части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4.4. Превышение трехмесячного срока, установленного ч. 11 ст. 46 ГрК РФ, не влечет признания недействующим постановления органа местного управления об утверждении или об отказе в утверждении проекта планировки территории
Превышение трехмесячного срока со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний, установленного частью 11 статьи 46 ГрК РФ, не влечет признание недействующим постановление органа местного самоуправления [об утверждении или об отказе в утверждении проекта планировки территории].
4.5. ГрК РФ не предусматривает возможности продления срока для выдачи градостроительного плана свыше 30 дней
Основания для отказа в выдаче градостроительного плана и возможность продления срока оказания данной муниципальной услуги свыше 30 дней Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
5. Публичные слушания при подготовке документации по планировке территории на основании документов, разрабатываемых на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа
5.1. Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, результаты их проведения учитываются компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, и результаты их проведения могут лишь учитываться компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства, то есть они носят рекомендательный характер и не являются обязательными.
По смыслу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и их проведение учитывается компетентным органом при принятии решения.
Апелляционное определение Московского городского суда от 28 сентября 2015 г. N 33а-35415/15
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение обязательно при рассмотрении компетентным органом вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение учитывается компетентным органом, результаты процедуры публичных слушаний носят рекомендательный характер.
Решение Липецкого областного суда от 5 апреля 2016 г. по делу N 3а-62/2016
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, и результаты их проведения могут учитываться компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение учитывается компетентным органом, результаты процедуры публичных слушаний носят рекомендательный характер.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.
Публичные слушания, являясь составным элементом градостроительной деятельности, проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
5.2. Публичные слушания являются формой прямого волеизъявления физических или юридических лиц
Публичные слушания, по сути, являются формой прямого волеизъявления граждан.
Публичные слушания, являющиеся формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер.
Апелляционное определение Московского городского суда от 28 сентября 2015 г. N 33а-35415/15
Публичные слушания, по сути, являются формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер и не являются обязательными.
Публичные слушания являются формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер, обеспечивают выработку рекомендаций по общественно значимым вопросам.
Публичные слушания, являясь формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер.
Публичные слушания, являющиеся формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер.
5.3. Решение органа местного самоуправления о назначении публичных слушаний и результаты по ним не могут нарушать чьих-либо прав и интересов
Само по себе решение органа местного самоуправления о назначении публичных слушаний и результаты последних не могут нарушать чьих-либо прав и интересов.
Поскольку оспариваемые заявителями публичные слушания носят рекомендательный характер и не являются обязательными, то они сами по себе не могут нарушать прав заявителей. При этом действующим законодательством не установлена возможность отдельного оспаривания в судебном порядке публичных слушаний. Соответственно сами по себе публичные слушания и их результаты не могут нарушать чьи-либо права и охраняемые законом интересы. В судебном порядке может быть оспорено решение органа местного самоуправления об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации.
Публичные слушания, являясь формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер, результаты публичных слушаний не обязательны для уполномоченного органа местного самоуправления при принятии им распорядительного решения, и результаты не могут нарушать чьих-либо прав и интересов, так как это не влечет каких-либо юридических последствий.
5.4. Обязанность по извещению каждого из возможных участников путем направления ему сообщения о проведении публичных слушаний законом не установлена
Определение Верховного Суда РФ от 6 октября 2014 г. N 302-ЭС14-2496
Действующим законодательством не предусмотрены случаи персонального извещения заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний.
5.5. Участие в публичных слушаниях по проекту планировки территории является правом, а не обязанностью правообладателей земельных участков и иных заинтересованных лиц
Посредством публичных слушаний обеспечивается равная возможность для выражения мнения заинтересованных лиц, что не означает их обязательное участие в обсуждении разрешаемых вопросов.
5.6. Целью проведения публичных слушаний является предоставление возможности всем заинтересованным лицам выразить свое мнение по рассматриваемым проекту планировки территории и проекту межевания территории
В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ целью проведения публичных слушаний является предоставление возможности всем заинтересованным лицам выразить свое мнение по рассматриваемому проекту планировки территории и проекту межевания территории.
5.7. Заявитель вправе представить свои замечания и возражения по вынесенному на публичные слушания проекту планировки и межевания
По смыслу действующего законодательства заявитель вправе представить свои замечания и возражения по вынесенному на публичные слушания проекту в рамках назначенных публичных слушаний, при этом данные замечания и возражения в обязательном порядке включаются в протокол публичных слушаний и рассматриваются при принятии дальнейших решений и совершении дальнейших действий по проекту.
5.8. Замечания и возражения по вынесенному на публичные слушания проекту планировки и межевания в обязательном порядке включаются в протокол публичных слушаний
[По смыслу ч. 9, 13 ст. 46 ГрК РФ] данные замечания и возражения [по вынесенному на публичные слушания проекту планировки и межевания] в обязательном порядке включаются в протокол публичных слушаний и учитываются при принятии дальнейших решений и совершении дальнейших действий по рассматриваемому проекту.
5.9. Высказанные на публичных слушаниях мнения учитываются при принятии решения об утверждении документации по планировке территории
В соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации высказанные на публичных слушаниях мнения учитываются при принятии решения об утверждении документации по планировке территории.
5.10. Уполномоченное должностное лицо не ограничено результатами публичных слушаний при принятии решения об утверждении или отклонении от утверждения и направлении на доработку документации по планировке территории
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2011 г. N Ф06-3143/11
[Исходя из смысла положений ст. 46 ГрК РФ] уполномоченное должностное лицо не ограничено результатами публичных слушаний при принятии решения об утверждении или отклонении от утверждения и направлении на доработку документации по планировке территории.
5.11. Составление протокола после окончания публичных слушаний является неотъемлемой частью процедуры их проведения
Все предложения и рекомендации (замечания), касающиеся рассматриваемого проекта планировки территории, отражены в протоколе публичных слушаний и заключении о результатах публичных слушаний и рассмотрены главой администрации при принятии решения в соответствии с пунктом 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о проведении публичных слушаний.
Составление протокола после окончания публичных слушаний является неотъемлемой частью процедуры их проведения.
5.12. Градостроительный план как часть проекта межевания территории в силу ч. 5 ст. 46 ГрК РФ рассматривается на публичных слушаниях
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г. N 74-Г10-6
Если градостроительный план земельного участка, как отдельный документ, не подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, то градостроительный план как часть проекта межевания территории в силу части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации рассматривается на публичных слушаниях.
5.13. Когда градостроительный план подготавливается как отдельный документ, проведения публичных слушаний не требуется
Определение Верховного Суда РФ от 29 декабря 2015 г. N 309-ЭС15-16833
Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13
Из части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).
Из части 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).
Из части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).
Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).
5.14. Не требуется проведения публичных слушаний при изменении уже существующего проекта планировки территорий
Исходя из положений статей 1, 8, 9, 18, 23-26, 28, 31, 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу, что не требуется проведение процедуры публичных слушаний при изменении уже существующего проекта планировки территорий.
5.15. Решение по результатам публичных слушаний принимается не только с учетом мнений всех участников слушаний, но и с учетом соответствия формируемых участков градостроительным и иным нормам
В соответствии с п. 8 ст. 32 Правил землепользования и застройки городского округа город Салават Республики Башкортостан участники публичных слушаний вправе представлять свои предложения и замечания, касающиеся обсуждаемых вопросов, для включения в протокол публичных слушаний, при этом пункт 9 статьи 32 указанных Правил предусматривает, что выявление мнений участников публичных слушаний не влечет обязанности органа, принимающего решение с учетом результатов публичных слушаний, принимать решение, отражающее мнение большинства участников публичных слушаний. Данные положения во взаимосвязи с положениями статьи 46 Градостроительного кодекса РФ указывают на то, что решение принимается не только с учетом мнений всех участников публичных слушаний, но и с учетом соответствия формируемых участков градостроительным и иным нормам, и указанное не означает, что проведение публичных слушаний приведет к изменению границ спорных земельных участков, установленных в настоящее время. В связи с чем разрешение требований об изменении границ земельных участков и снятии земельных участков с кадастрового учета является преждевременным.
5.16. Отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям и утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме права на формирование земельного участка под жилым домом
Определение Верховного Суда РФ от 8 февраля 2016 г. N 303-КГ15-18725
Суды с учетом статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации правомерно посчитали, что отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом.
С учетом статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом.
5.17. Установление границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, посредством подготовки проектов межевания территорий с применением процедуры публичных слушаний проводится, если застроенные территории не разделены на земельные участки
Апелляционное определение Московского городского суда от 4 августа 2015 г. N 33-27170/15
Установление границ земельных [участков, на] которых расположены многоквартирные дома, посредством подготовки проектов межевания территорий в порядке ст. 46 Градостроительного кодекса РФ с применением процедуры публичных слушаний проводится в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.